Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2014 в 20:57, курсовая работа
Целью настоящей работы является анализ современного состояния дел в области разработки методик оценки инвестиционной привлекательности регионов, выявление существующих проблем и попытка определения путей их преодоления.
Первая глава работы посвящена теоретическим вопросам. В ней раскрываются понятия инвестиционной деятельности, региона, инвестиционной привлекательности.
Вторая глава посвящена анализу инвестиционной привлекательности Удмуртской республики, выявлению ее сильных и слабых сторон, а также предложениям по совершенствованию инвестиционной политики региона.
В соответствии с Законом Удмуртской Республики от 17 июля 2008 года N 33-РЗ «О государственном планировании социально-экономического развития Удмуртской Республики» в области инновационной политики на 2012 год поставлены следующие цели и задачи.
В области инновационной деятельности предстоит решать важнейшую задачу - создать правовые и организационные условия для ускоренного обновления основных фондов, обеспечения эффективного взаимодействия науки и производства, активного внедрения наукоемких разработок и технологий, что будет способствовать переводу промышленности на инновационный путь развития.
Необходимо создать эффективно действующую инновационную инфраструктуру, что обеспечит интеграцию ресурсов субъектов науки, промышленности, среднего и малого бизнеса, позволит осуществить организационную, координационную, информационную, нормативно-правовую, консалтинговую, научно-техническую, идеологическую и финансовую поддержку инновационной деятельности с учетом укрепления межрегиональных и международных экономических и гуманитарных связей.
Для повышения конкурентоспособности экономики необходимо эффективно использовать инновационный потенциал научных организаций, вузов, предприятий, бизнеса; стимулирование коммерциализации результатов их интеллектуальной деятельности. Это позволит сформировать портфель инновационных проектов Удмуртской Республики и реализовать из них экономически эффективные. Предстоит создание новых инновационных предприятий в научно-технической сфере, организация всесторонней поддержки перспективных инновационных проектов.
Активизации инновационной деятельности в Удмуртской Республике будет способствовать формирование финансово-экономических механизмов поддержки и стимулирования инновационной деятельности.
Предстоит сформировать условия для эффективного взаимодействия государства и бизнес-сообщества в инновационной сфере, для развития конкурентной среды в предпринимательском секторе экономики, для совершенствования взаимодействия крупного бизнеса с малым и средним предпринимательством, для стимулирования развития частного инновационного предпринимательства и повышения конкурентоспособности бизнеса.
Промышленность. Главной целью промышленной политики на среднесрочную перспективу является формирование динамичного и конкурентоспособного промышленного комплекса, ориентированного на использование инноваций, обеспечивающего интеграцию Удмуртской Республики в современную мировую экономику.
Предусматривается работа по следующим приоритетным направлениям:
- развитие высоконаучного
производственного потенциала
- переход на инновационный
путь развития, включающий в себя:
создание интегрированных
- создание правовых и организационных условий для ускоренного обновления основных фондов организаций, для активизации привлечения внебюджетных средств в реализацию наиболее эффективных инновационных проектов, для обеспечения эффективного взаимодействия науки и производственных секторов экономики на всех стадиях инновационной деятельности, для полного использования научно-технического потенциала организаций и внедрения наукоемких разработок и технологий;
- стимулирование развития
приоритетных отраслей
- предоставление
- содействие в реализации
совместных интересов
2.4 Развитие предпринимательства в регионе
Для Удмуртской республики, входящей в категорию проблемных регионов с кризисным социально-экономическим состоянием из-за последствий конверсии ВПК (гражданские предприятия составляли в 1992 году только 3% всего промышленного потенциала республики), развитие предпринимательства являлось одним из ключевых направлений структурной перестройки экономики региона. В настоящее время в сфере услуг работает 53,9% общей численности занятого населения, где производится более 47% валового регионального продукта.
Низкая эффективность государственной поддержки на региональном уровне не позволила активизировать процессы развития малого бизнеса. По уровню «насыщенности» малыми предприятиями республика находится ниже общероссийских показателей и показателей Уральского региона. В Удмуртии уровень «насыщенности» составляет 3,3 малых предприятия на 1000 человек населения. В России в среднем - 6-7, в Москве - 25-27 малых предприятий, в странах ЕЭС - 45, в Японии - 49, в США - 74.
Анализ тенденций развития малого
предпринимательства в сфере услуг республики
свидетельствует о том, что наибольший
импульс развития получили те виды услуг,
где возможны быстрая оборачиваемость капитала, высокая
норма прибыли, спекулятивные
Система трудовых отношений на предприятиях малого бизнеса не соответствует принципам и формам оплаты труда, характерным для рыночной экономики. В основном отсутствуют тарифные соглашения между предпринимателями и профсоюзами, цена труда занижена при достаточно высокой его доходности.
На республиканском и муниципальном уровне отсутствует объективная аналитическая информация об имеющихся тенденциях развития малого и среднего предпринимательства, оценке финансово-экономического состояния малых предприятий как в отраслевом, так и территориальном разрезе. Такая ситуация отрицательно сказывается на разработке основных стратегических направлений развития предпринимательского потенциала сферы малого и среднего бизнеса и экономики региона в целом.
Но стоит отметить, что на сегодняшний день в рамках реализации республиканской целевой программы развития малого и среднего предпринимательства на 2009-2013 годы бюджет Удмуртии получит из федерального бюджета субсидию в размере 88,8 млн. руб25. Данные средства буду предоставлены Удмуртскому государственному фонду поддержки малого предпринимательства на развитие системы микрофинансирования субъектов малого бизнеса, создание, развитие и обеспечение деятельности фондов и других микрофинансовых организаций данного сегмента бизнеса.
2.5 Реализация федеральных,
республиканских и
В целях эффективного управления инвестиционными процессами и формирования в Удмуртской Республике благоприятного инвестиционного климата с ноября 2006 года действует Совет по инвестиционной деятельности в Удмуртской Республике.
Так, начиная с 2007 года ежегодно заключаются государственные контракты с международным рейтинговым агентством «Мудис Интерфакс».
Кредитный рейтинг, присвоенный данным агентством, подтвердил, что сегодня Удмуртская Республика по национальной шкале находится на уровне Aa1 (ru), по глобальной шкале - на уровне Ba1.
В 2007 году создан информационный интерактивный сайт www.udminvest.ru, на котором каждый инвестор может ознакомиться с инвестиционным законодательством, условиями участия в проводимых конкурсах и мероприятиях, инвестиционными проектами, найти контакты для установления деловых связей. За последние пять лет Удмуртская Республика приняла участие в таких знаковых российских и международных выставках, как 18-я Международная выставка-ярмарка инвестиционных проектов в сфере коммерческой недвижимости MIPIM в Каннах, Международная выставка достижений агропромышленного комплекса «Зеленая неделя» в Германии, в крупнейших форумах, таких как Петербургский международный экономический форум, 6-й и 7-й Международные инвестиционные форумы, проводимые в Сочи. В 2008 году состоялась презентация Удмуртской Республики в Министерстве иностранных дел Российской Федерации. Все эти события, несомненно, оказывают позитивное влияние на деловую репутацию и инвестиционную привлекательность Удмуртской Республики в России и за рубежом.
В апреле 2007 года в республике прошел Первый инвестиционный форум «Удмуртия-2007», организаторами которого выступили Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации и Правительство Удмуртской Республики. В рамках форума была проведена выставка 300 инвестиционных и инновационных проектов. В мае 2008 года под эгидой Правительства Удмуртской Республики состоялся Второй инвестиционный форум «Удмуртия - регион опережающего развития». На выставке было представлено 350 инвестиционных и инновационных проектов.
В 2008 году впервые был проведен конкурс «Лучший инвестор года Удмуртской Республики». В результате победителями конкурса были признаны 10 предприятий по 5 номинациям.
В настоящее время в соответствии с Законом Удмуртской Республики от 17 июля 2008 года N 33-РЗ «О государственном планировании социально-экономического развития Удмуртской Республики» Правительство Удмуртской Республики постановило утвердить Республиканскую целевую программу «Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в Удмуртскую Республику на 2010 - 2014 годы». Программа призвана решить проблему недостаточного уровня инвестиционной привлекательности Удмуртской Республики.
Основными ожидаемыми конечными результатами реализации Программы являются увеличение объема инвестиций в основной капитал: в 2011 г. - 41997 млн. руб., в 2012 г. - 45773 млн. руб., в 2013 г. - 50808 млн. руб., в 2014 г. - 57413 млн. руб., а также рост налоговых поступлений в бюджет Удмуртской Республики от реализации инвестиционных проектов организациями, получившими государственную поддержку реализации инвестиционных проектов: в 2011 г. - 240 млн. руб., в 2012 г. - 290 млн. руб., в 2013 г. - 360 млн. руб., в 2014 г. - 420 млн. руб. (при предоставлении преференций организациям, индивидуальным предпринимателям Удмуртской Республики, реализующим (планирующим реализовывать) инвестиционные проекты, в соответствии с существующими инструментами государственной поддержки в Удмуртской Республике).
Цель привлечения инвестиций в экономику Удмуртской Республики является сегодня одной из самых значимых в социально-экономическом развитии Удмуртской Республики. Привлечение инвестиций необходимо обеспечить через создание благоприятных условий для инвесторов, которые формируются в совокупности методологических, организационных, правовых, управленческих решений, мероприятий и согласованных действий органов государственной власти и местного самоуправления, а также специализированных организаций Удмуртской Республики.
Это обуславливает необходимость внедрения эффективных форм планирования, мониторинга и управления инвестиционными процессами, которые позволят мобилизовать имеющиеся государственные ресурсы и развить инфраструктурный, макроэкономический и ресурсный потенциалы Удмуртской Республики, с целью обеспечения конкурентных преимуществ в тех сферах экономической деятельности, которые способны обеспечить социально-экономический эффект на долгий срок.
Для этого необходимо осуществлять деятельность в указанной сфере по следующим основным направлениям:
- разработка эффективных взаимовыгодных условий по реализации потенциальных источников инвестиций;
- формирование четких и прозрачных принципов инвестиционной политики, механизмов взаимодействия и организационной схемы управления инвестиционными процессами;
- создание эффективного хозяйственного механизма взаимоувязки интересов государства, муниципальных образований и разных слоев общества в реализации принятой стратегии и обеспечение его функционирования в режиме сбалансированных взаимоотношений бизнеса, власти и населения на принципах саморегулирования, самодостаточности, экономической целесообразности;
- разработка приоритетных направлений, ориентиров (на срок не менее 10 лет) экономического развития и инвестиционной деятельности в Удмуртской Республике (с учетом выработки вариантов изменения отраслевой и территориальной структуры производства, изменения численности населения муниципальных образований в Удмуртской Республике, в привязке к планам развития Удмуртской Республики и соседних регионов);
- формирование информационных ресурсов в сфере инвестиционной деятельности;
- совершенствование правового регулирования в Удмуртской Республике в сфере инвестиционной деятельности;
- сопровождение и проработка крупных инвестиционных проектов и целевых программ, в том числе с привлечением внебюджетных источников финансирования;
- привлечение в Удмуртскую Республику средств крупных финансовых институтов для осуществления долгосрочных инвестиций.
Достижение цели Программы невозможно без создания и развития единой инвестиционной инфраструктуры при партнерстве органов государственной власти и субъектов предпринимательской деятельности. Если частная инвестиционная инфраструктура должна обеспечить разнообразие эффективных форм и методов перетекания капитала от инвесторов в инвестиционные проекты и обратно, то государственная инвестиционная инфраструктура должна стать проводником в реализации мероприятий данной Программы и обеспечивать протекание инвестиционных процессов в русле общей государственной инвестиционной политики.
Информация о работе Теоретические основы инвестиционной привлекательности регионов