Теоретические основы инвестиционной привлекательности регионов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2014 в 20:57, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является анализ современного состояния дел в области разработки методик оценки инвестиционной привлекательности регионов, выявление существующих проблем и попытка определения путей их преодоления.
Первая глава работы посвящена теоретическим вопросам. В ней раскрываются понятия инвестиционной деятельности, региона, инвестиционной привлекательности.
Вторая глава посвящена анализу инвестиционной привлекательности Удмуртской республики, выявлению ее сильных и слабых сторон, а также предложениям по совершенствованию инвестиционной политики региона.

Файлы: 1 файл

Инвестиционная привлекательность УР.doc

— 481.00 Кб (Скачать файл)

 

 

    1. Вектор инновационного развития региона

 

В соответствии с Законом Удмуртской Республики от 17 июля 2008 года N 33-РЗ «О государственном планировании социально-экономического развития Удмуртской Республики» в области инновационной политики на 2012 год поставлены следующие цели и задачи.

В области инновационной деятельности предстоит решать важнейшую задачу - создать правовые и организационные условия для ускоренного обновления основных фондов, обеспечения эффективного взаимодействия науки и производства, активного внедрения наукоемких разработок и технологий, что будет способствовать переводу промышленности на инновационный путь развития.

Необходимо создать эффективно действующую инновационную инфраструктуру, что обеспечит интеграцию ресурсов субъектов науки, промышленности, среднего и малого бизнеса, позволит осуществить организационную, координационную, информационную, нормативно-правовую, консалтинговую, научно-техническую, идеологическую и финансовую поддержку инновационной деятельности с учетом укрепления межрегиональных и международных экономических и гуманитарных связей.

Для повышения конкурентоспособности экономики необходимо эффективно использовать инновационный потенциал научных организаций, вузов, предприятий, бизнеса; стимулирование коммерциализации результатов их интеллектуальной деятельности. Это позволит сформировать портфель инновационных проектов Удмуртской Республики и реализовать из них экономически эффективные. Предстоит создание новых инновационных предприятий в научно-технической сфере, организация всесторонней поддержки перспективных инновационных проектов.

Активизации инновационной деятельности в Удмуртской Республике будет способствовать формирование финансово-экономических механизмов поддержки и стимулирования инновационной деятельности.

Предстоит сформировать условия для эффективного взаимодействия государства и бизнес-сообщества в инновационной сфере, для развития конкурентной среды в предпринимательском секторе экономики, для совершенствования взаимодействия крупного бизнеса с малым и средним предпринимательством, для стимулирования развития частного инновационного предпринимательства и повышения конкурентоспособности бизнеса.

Промышленность. Главной целью промышленной политики на среднесрочную перспективу является формирование динамичного и конкурентоспособного промышленного комплекса, ориентированного на использование инноваций, обеспечивающего интеграцию Удмуртской Республики в современную мировую экономику.

Предусматривается работа по следующим приоритетным направлениям:

- развитие высоконаучного  производственного потенциала и  наукоемкой экономики;

- переход на инновационный  путь развития, включающий в себя: создание интегрированных структур; развитие новых отраслей на  базе перечня критических технологий  в Удмуртской Республике;

- создание правовых и  организационных условий для  ускоренного обновления основных фондов организаций, для активизации привлечения внебюджетных средств в реализацию наиболее эффективных инновационных проектов, для обеспечения эффективного взаимодействия науки и производственных секторов экономики на всех стадиях инновационной деятельности, для полного использования научно-технического потенциала организаций и внедрения наукоемких разработок и технологий;

- стимулирование развития  приоритетных отраслей промышленности, обеспечивающих наибольший вклад  в удвоение валового регионального продукта, создания финансово-промышленных групп, кластеров, других объединений субъектов хозяйственной деятельности, способных стать субъектами промышленного развития, эффективно осуществлять инвестиционные проекты и обладающих высокой конкурентоспособностью на внутреннем и внешнем рынках;

- предоставление государственной  поддержки инвестиционной, инновационной, маркетинговой и природоохранной  деятельности промышленных предприятий;

- содействие в реализации  совместных интересов предприятий  Удмуртской Республики по разработке инвестиционных проектов.24.

2.4        Развитие предпринимательства в регионе

 

Для Удмуртской республики, входящей в категорию проблемных регионов с кризисным социально-экономическим состоянием из-за последствий конверсии ВПК (гражданские предприятия составляли в 1992 году только 3% всего промышленного потенциала республики), развитие предпринимательства являлось одним из ключевых направлений структурной перестройки экономики региона. В настоящее время в сфере услуг работает 53,9% общей численности занятого населения, где производится более 47% валового регионального продукта.

Низкая эффективность государственной поддержки на региональном уровне не позволила активизировать процессы развития малого бизнеса. По уровню «насыщенности» малыми предприятиями республика находится ниже общероссийских показателей и показателей Уральского региона. В Удмуртии уровень «насыщенности» составляет 3,3 малых предприятия на 1000 человек населения. В России в среднем - 6-7, в Москве - 25-27 малых предприятий, в странах ЕЭС - 45, в Японии - 49, в США - 74.

Анализ тенденций развития малого предпринимательства в сфере услуг республики свидетельствует о том, что наибольший импульс развития получили те виды услуг, где возможны быстрая оборачиваемость капитала, высокая норма прибыли, спекулятивные операции на разнице цен внешнего и внутреннего рынка, низкая удельная капиталоемкость производства услуг. Региональная ориентация малого предпринимательства в основном нацелена на розничную торговлю и общественное питание.

Система трудовых отношений на предприятиях малого бизнеса не соответствует принципам и формам оплаты труда, характерным для рыночной экономики. В основном отсутствуют тарифные соглашения между предпринимателями и профсоюзами, цена труда занижена при достаточно высокой его доходности.

На республиканском и муниципальном уровне отсутствует объективная аналитическая информация об имеющихся тенденциях развития малого и среднего предпринимательства, оценке финансово-экономического состояния малых предприятий как в отраслевом, так и территориальном разрезе. Такая ситуация отрицательно сказывается на разработке основных стратегических направлений развития предпринимательского потенциала сферы малого и среднего бизнеса и экономики региона в целом.

Но стоит отметить, что на сегодняшний день в рамках реализации республиканской целевой программы развития малого и среднего предпринимательства на 2009-2013 годы бюджет Удмуртии получит из федерального бюджета субсидию в размере 88,8 млн. руб25. Данные средства буду предоставлены Удмуртскому государственному фонду поддержки малого предпринимательства на развитие системы микрофинансирования субъектов малого бизнеса, создание, развитие и обеспечение деятельности фондов и других микрофинансовых организаций данного сегмента бизнеса.

 

 

2.5 Реализация федеральных, республиканских и ведомственных  целевых программ на территории  региона

 

В целях эффективного управления инвестиционными процессами и формирования в Удмуртской Республике благоприятного инвестиционного климата с ноября 2006 года действует Совет по инвестиционной деятельности в Удмуртской Республике.

Так, начиная с 2007 года ежегодно заключаются государственные контракты с международным рейтинговым агентством «Мудис Интерфакс».

Кредитный рейтинг, присвоенный данным агентством, подтвердил, что сегодня Удмуртская Республика по национальной шкале находится на уровне Aa1 (ru), по глобальной шкале - на уровне Ba1.

В 2007 году создан информационный интерактивный сайт www.udminvest.ru, на котором каждый инвестор может ознакомиться с инвестиционным законодательством, условиями участия в проводимых конкурсах и мероприятиях, инвестиционными проектами, найти контакты для установления деловых связей. За последние пять лет Удмуртская Республика приняла участие в таких знаковых российских и международных выставках, как 18-я Международная выставка-ярмарка инвестиционных проектов в сфере коммерческой недвижимости MIPIM в Каннах, Международная выставка достижений агропромышленного комплекса «Зеленая неделя» в Германии, в крупнейших форумах, таких как Петербургский международный экономический форум, 6-й и 7-й Международные инвестиционные форумы, проводимые в Сочи. В 2008 году состоялась презентация Удмуртской Республики в Министерстве иностранных дел Российской Федерации. Все эти события, несомненно, оказывают позитивное влияние на деловую репутацию и инвестиционную привлекательность Удмуртской Республики в России и за рубежом.

В апреле 2007 года в республике прошел Первый инвестиционный форум «Удмуртия-2007», организаторами которого выступили Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации и Правительство Удмуртской Республики. В рамках форума была проведена выставка 300 инвестиционных и инновационных проектов. В мае 2008 года под эгидой Правительства Удмуртской Республики состоялся Второй инвестиционный форум «Удмуртия - регион опережающего развития». На выставке было представлено 350 инвестиционных и инновационных проектов.

В 2008 году впервые был проведен конкурс «Лучший инвестор года Удмуртской Республики». В результате победителями конкурса были признаны 10 предприятий по 5 номинациям.

В настоящее время в соответствии с Законом Удмуртской Республики от 17 июля 2008 года N 33-РЗ «О государственном планировании социально-экономического развития Удмуртской Республики» Правительство Удмуртской Республики постановило утвердить Республиканскую целевую программу «Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в Удмуртскую Республику на 2010 - 2014 годы». Программа призвана решить проблему недостаточного уровня инвестиционной привлекательности Удмуртской Республики.

Основными ожидаемыми конечными результатами реализации Программы являются увеличение объема инвестиций в основной капитал: в 2011 г. - 41997 млн. руб., в 2012 г. - 45773 млн. руб., в 2013 г. - 50808 млн. руб., в 2014 г. - 57413 млн. руб., а также рост налоговых поступлений в бюджет Удмуртской Республики от реализации инвестиционных проектов организациями, получившими государственную поддержку реализации инвестиционных проектов: в 2011 г. - 240 млн. руб., в 2012 г. - 290 млн. руб., в 2013 г. - 360 млн. руб., в 2014 г. - 420 млн. руб. (при предоставлении преференций организациям, индивидуальным предпринимателям Удмуртской Республики, реализующим (планирующим реализовывать) инвестиционные проекты, в соответствии с существующими инструментами государственной поддержки в Удмуртской Республике).

 

 

    1. Рекомендации по совершенствованию инвестиционной политики развития региона

 

Цель привлечения инвестиций в экономику Удмуртской Республики является сегодня одной из самых значимых в социально-экономическом развитии Удмуртской Республики. Привлечение инвестиций необходимо обеспечить через создание благоприятных условий для инвесторов, которые формируются в совокупности методологических, организационных, правовых, управленческих решений, мероприятий и согласованных действий органов государственной власти и местного самоуправления, а также специализированных организаций Удмуртской Республики.

Это обуславливает необходимость внедрения эффективных форм планирования, мониторинга и управления инвестиционными процессами, которые позволят мобилизовать имеющиеся государственные ресурсы и развить инфраструктурный, макроэкономический и ресурсный потенциалы Удмуртской Республики, с целью обеспечения конкурентных преимуществ в тех сферах экономической деятельности, которые способны обеспечить социально-экономический эффект на долгий срок.

Для этого необходимо осуществлять деятельность в указанной сфере по следующим основным направлениям:

- разработка эффективных взаимовыгодных условий по реализации потенциальных источников инвестиций;

- формирование четких и прозрачных принципов инвестиционной политики, механизмов взаимодействия и организационной схемы управления инвестиционными процессами;

- создание эффективного хозяйственного механизма взаимоувязки интересов государства, муниципальных образований и разных слоев общества в реализации принятой стратегии и обеспечение его функционирования в режиме сбалансированных взаимоотношений бизнеса, власти и населения на принципах саморегулирования, самодостаточности, экономической целесообразности;

- разработка приоритетных направлений, ориентиров (на срок не менее 10 лет) экономического развития и инвестиционной деятельности в Удмуртской Республике (с учетом выработки вариантов изменения отраслевой и территориальной структуры производства, изменения численности населения муниципальных образований в Удмуртской Республике, в привязке к планам развития Удмуртской Республики и соседних регионов);

- формирование информационных ресурсов в сфере инвестиционной деятельности;

- совершенствование правового регулирования в Удмуртской Республике в сфере инвестиционной деятельности;

- сопровождение и проработка крупных инвестиционных проектов и целевых программ, в том числе с привлечением внебюджетных источников финансирования;

- привлечение в Удмуртскую Республику средств крупных финансовых институтов для осуществления долгосрочных инвестиций.

Достижение цели Программы невозможно без создания и развития единой инвестиционной инфраструктуры при партнерстве органов государственной власти и субъектов предпринимательской деятельности. Если частная инвестиционная инфраструктура должна обеспечить разнообразие эффективных форм и методов перетекания капитала от инвесторов в инвестиционные проекты и обратно, то государственная инвестиционная инфраструктура должна стать проводником в реализации мероприятий данной Программы и обеспечивать протекание инвестиционных процессов в русле общей государственной инвестиционной политики.

Информация о работе Теоретические основы инвестиционной привлекательности регионов