Теоретические основы организации оплаты труда в бюджетной организации
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2015 в 21:43, курсовая работа
Описание работы
Актуальность темы курсовой работы определяется тем, что учет и анализ оплаты труда по праву занимают одно из центральных мест во всей системе учета на предприятии. Уровень заработной платы работников бюджетной сферы - это вопрос государственных приоритетов. Поэтому вопросы заработной платы должны быть ключевыми в социальной политике государства.
Содержание работы
Введение Теоретические основы организации оплаты труда в бюджетной организации Нормативно-законодательное регулирование учета оплаты труда в РФ Формы и системы оплаты труда бюджетных работников Заграничный опыт системы оплаты труда бюджетных работников Анализ и характеристика действий системы оплаты труда «Детско-юношеской школы по спортивному туризму» Характеристика предприятия Анализ действий системы оплаты труда Пути совершенствования оплат труда в организации Заключение Список литературы
Теоретические основы организации
оплаты труда в бюджетной организации
Нормативно-законодательное
регулирование учета оплаты труда в РФ
Формы и системы оплаты труда
бюджетных работников
Заграничный опыт системы оплаты
труда бюджетных работников
Анализ и характеристика действий
системы оплаты труда «Детско-юношеской
школы по спортивному туризму»
Характеристика предприятия
Анализ действий системы оплаты
труда
Пути совершенствования оплат
труда в организации
Заключение
Список литературы
Введение
Актуальность темы курсовой работы определяется
тем, что учет и анализ оплаты труда по
праву занимают одно из центральных мест
во всей системе учета на предприятии.
Уровень заработной платы работников
бюджетной сферы - это вопрос государственных
приоритетов. Поэтому вопросы заработной
платы должны быть ключевыми в социальной
политике государства.
С целью уменьшения социальной напряженности,
государство, как основной гарант оплаты
труда работников бюджетной сферы, должно
принимать своевременные меры по повышению
уровня жизни населения, сохранению высококвалифицированных
специалистов в социальной сфере.
Развитие событий в России последнего
времени более чем наглядно показывает
характер социально-экономического кризиса,
переживаемого нашей страной.
В соответствии с изменениями в экономическом
и социальном развитии страны существенно
меняется и политика в области оплаты
труда, социальной поддержке и защиты
работников. Многие функции государства
по реализации этой политики возложены
непосредственно на предприятия, которые
самостоятельно устанавливают формы,
системы и размеры оплаты труда, материального
стимулирования его результатов.
Целью данной работы является проведение
исследования учета расчетов по оплате
труда на конкретном объекте, анализ действующей
системы и форм оплаты труда, выяснение
их недостатков, проведение анализа использования
фонда оплаты труда на предприятии.
Для осуществления поставленной цели
необходимо решить следующие задачи:
выяснить экономическую сущность
заработной платы, порядок ее формирования
и принципы законодательного регулирования
в РФ;
рассмотреть существующие формы
и системы оплаты труда;
провести анализ использования
фонда заработной платы в разрезе основных
категорий персонала;
провести анализ состава и структуры
фонда заработной платы;
определить перспективы дальнейшего
развития оплаты труда работников бюджетной
сферы;
разработать предложения по
совершенствованию учета и анализа труда
и заработной платы.
В данной работе предметом исследования
являются учетно-аналитические процессы,
связанные с учетом, анализом труда и расчетов
с персоналом по оплате труда в бюджетных
учреждениях.
Объектом исследования является Муниципальное
образовательное учреждение дополнительного
образования детей города Дзержинск "Детско-юношеская
школа по спортивному туризму".
Информационной базой для написания работы
послужили данные бухгалтерского учета
исследуемого предприятия. Теоретической
базой исследования являются нормативно-правовые
акты Российской Федерации, основу которой
составляют положения Конституции Российской
Федерации о правах граждан в сфере труда,
научная, специальная и справочная литература,
книги и монографии, статьи ведущих экономистов
и бухгалтеров, внесших значительный вклад
в экономическую теорию, а также личные
наблюдения.
Теоретические
основы организации оплаты труда в бюджетной
организации
1.1 Нормативно-законодательное
регулирование учета оплаты труда
в РФ
По определению специалистов-социологов
труд является категорией не только экономической,
но и политической, так как занятость населения,
уровень его профессиональной подготовки
и эффективность труда в жизни государства
в целом и регионов в частности играют
очень важную роль в развитии общества.
Главный основополагающий законодательный
документ нашей страны - Конституция Российской
Федерации - имеет в своем составе статьи,
полностью и вполне определенно посвященные
труду и занятости населения. Статья 34
определяет, что каждый гражданин имеет
право на свободное использование своих
способностей и имущества для предпринимательской
и иной не запрещенной законом экономической
деятельности. Это есть конституционное
право на труд, в любой разрешенной законом
форме.
В статье 37 закреплено право каждого гражданина
Российской Федерации на свободный труд,
то есть любой человек, кто законно находится
на территории страны, имеет право на свободное
распоряжение своими трудовыми навыками
и умениями, выбор рода деятельности или
профессии. Каждому работающему гарантируется
установленная продолжительность рабочего
времени, выходные и праздничные дни, установлен
минимальный размер ежегодного отпуска
и величина доплат, осуществляемых в связи
с отклонениями от нормального режима
работы (доплата за вредные условия труда,
ночные и праздничные дни и часы, доплата
за совмещение профессий и т.п.).
В статье 39 Конституции РФ определяются
основные виды гарантированной социальной
защиты граждан: социальное обеспечение
по возрасту, в случае болезни, инвалидности,
потери кормильца, для воспитания детей
и в иных случаях, установленных законом.
Таким образом, Конституция РФ устанавливает
основные правила взаимоотношений между
работником, работодателем и государством.
При этом конкретные позиции основного
нормативного документа раскрываются
в соответствующих федеральных законах,
инструкциях, методических указаниях,
положениях об оплате труда и премировании
работников и т.п. Поэтому, на наш взгляд,
необходимо выделить основной законодательный
документ - Трудовой кодекс Российской
Федерации (ТК РФ), регламентирующий и
конкретизирующий вопросы организации
и оплаты труда. В нем содержатся общие
положения, касающиеся оплаты труда всех
работников, а также предусмотрены особенности
регулирования труда отдельных их категорий.
Другими важными документами, определяющими
порядок осуществления и учета расчетов
по оплате труда, являются:
Налоговый Кодекс Российской
Федерации (НК РФ) в части порядка начисления
и удержания налога на доходы физических
лиц (НДФЛ);
Семейный Кодекс Российской
Федерации (СК РФ) в части регулирования
отношений, возникающих в случае расторжения
брака и взыскания алиментов на содержание
несовершеннолетних детей;
Положение об оплате труда и
премировании работников, разрабатываемое
на основании нормативных и законодательных
документов юридической или бухгалтерской
службой предприятия;
Коллективный договор, заключаемый
в рамках социального партнерства между
работниками и работодателем с участием
профсоюзов;
Трудовой договор (контракт),
который определяет индивидуальные условия
труда, отдыха и социальные гарантии для
отдельного работника и т.п.
Все вопросы оплаты труда теперь решаются
на уровне предприятий. Государство устанавливает
лишь минимальный уровень оплаты. С переходом
к товарной форме рабочей силы восстанавливаются
и значительно расширяются все функции
оплаты труда.
Социально-экономическая роль труда и
его оплаты в масштабах страны проявляется
в трех основных функциях:
воспроизводственная;
стимулирующая;
регулирующая.
Воспроизводственную функцию
выполняет работник, стимулирующую - работодатель
и регулирующую - государство.
Государственное регулирование оплаты
труда включает:
законодательное установление
и изменение минимального размера оплаты
труда в РФ;
налоговое регулирование средств,
направляемых на оплату труда предприятиями,
а также доходов физических лиц;
установление районных коэффициентов
и процентных надбавок;
установление государственных
гарантий по оплате труда.
Регулирование оплаты труда
на основе договоров и соглашений обеспечивается:
генеральным, территориальным, коллективными
договорами, индивидуальными договорами
(контрактами).
Минимальный размер оплаты труда - это
низшая граница стоимости неквалифицированной
рабочей силы, исчисляемой в виде денежных
выплат в расчете на месяц, которые получают
лица, работающие по найму, за выполнение
простых работ в нормальных условиях труда.
Минимальный размер оплаты определяется
с учетом стоимости жизни и экономических
возможностей государства. Минимальный
размер оплаты определяется в размере
40% прожиточного минимума, рассчитанного
на душу населения, что предполагает его
периодически пересмотр с учетом индекса
Правовое регулирование оплаты труда
характеризуются сочетанием централизованного,
договорного и локального регулирования.
В централизованном порядке определяются
минимальный размер заработной платы,
тарифные ставки и должностные оклады
в бюджетной сфере, порядок оплаты труда
при отклонении от нормальных условий
работы, порядок исчисления среднего заработка,
гарантии в области оплаты труда. В систему
основных государственных гарантий оплаты
труда включается размеры удержаний из
заработной платы, ограничение выплаты
заработной платы в натуральной форме
и т.п.
Договорное регулирование оплаты труда
осуществляется в двух формах: коллективно-договорной
и индивидуально-договорной. Коллективно-договорное
регулирование оплаты труда осуществляется
на основе коллективных договоров и соглашений.
Согласно ст.41 ТК РФ в содержание коллективного
договора могут включаться формы, системы
и размеры оплаты труда, выплаты пособий
и компенсаций, механизм регулирования
оплаты труда с учетом роста цен, уровня
инфляции, выполнения показателей, определенных
коллективным договором, и некоторые другие
вопросы.
Индивидуально - договорное регулирование
осуществляется на уровне работник - работодатель.
В трудовом договоре определяется цена
труда каждого работника. В соответствии
со статьей 57 Трудового кодекса РФ оплата
труда является существенным условием
трудового договора.
Локальными нормативными актами в силу
положений статьи 135 Трудового кодекса
РФ определяется следующее для работников
бюджетных учреждений: размеры тарифных
ставок (окладов), размеры доплат и надбавок
компенсационного характера, системы
доплат и надбавок стимулирующего характера
и системы премирования.
Согласно Постановлению Правительства
Российской Федерации № 583 от 05.08.2008 введение
новых систем оплаты труда осуществляется
руководителями учреждений - главных распорядителей
средств федерального бюджета - в отношении
работников подведомственных им учреждений
с учетом того, что заработная плата работников
(без учета премий и иных стимулирующих
выплат), устанавливаемая в соответствии
с новыми системами оплаты труда, не может
быть меньше заработной платы, выплачиваемой
на основе ЕТС по оплате труда работников
федеральных государственных учреждений,
при условии сохранения объема должностных
обязанностей работников и выполнения
ими работ той же квалификации.
Формы
и системы оплаты труда бюджетных работников
Для работника и для работодателя труд
и его оплата имеют разную цель и значение.
Для работника оплата труда - основная
статья его дохода, средство повышения
благосостояния его самого и членов его
семьи. Для работодателя это - издержки
производства, которые он стремится минимизировать,
особенно в расчете на единицу продукции.
На предприятиях оперативный, бухгалтерский,
статистический и налоговый учет труда
и его оплаты организуют таким образом,
чтобы обеспечить контроль за: численностью
персонала и использованием рабочего
времени; правильным документальным оформлением
труда и выработки; своевременным начислением
и выплатой заработной платы, пособий
и доплат; своевременным удержанием и
перечислением в бюджет налогов, сборов
и других обязательных платежей, базой
для исчисления которых является фонд
оплаты труда; распределением суммы заработной
платы между объектами затрат и калькуляции.
Основная задача организации зарплаты
состоит в том, чтобы поставить оплату
труда в зависимость от его коллектива
и качества трудового вклада каждого работника
и тем самым повысить стимулирующую функцию
вклада каждого.
Системы оплаты труда работников бюджетных
учреждений на федеральном, региональном
и муниципальном уровнях формируются
на основе единых принципов:
- принцип первостепенной
роли Конституции РФ, федеральных законов
и общепризнанных принципов, и норм международного
права на всей территории РФ. Таким образом,
размеры и условия оплаты труда работников
учреждений бюджетной сферы, установленные
законами и иными нормативными правовыми
актами субъектов РФ и органов местного
самоуправления, не могут быть снижены
или ухудшены по сравнению с ТК РФ, федеральными
законами и иными нормативными правовыми
актами РФ;