Теоретические основы внешнеэкономической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 15:07, контрольная работа

Описание работы

Предметом является роль и место внешнеэкономической деятельности в развитии экономики России.
Теоретико-методологическую основу исследования составили концептуальные положения, выводы и рекомендации, представленные и обоснованные в фундаментальных и прикладных научных исследованиях отечественных и зарубежных ученых в области теории развития региональной внешнеэкономической деятельности, а также фундаментальные концепции теории международной экономики, прежде всего международного разделения труда.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы внешнеэкономической деятельности
1.1. Характеристика внешнеэкономической деятельности…………………....5
1.2 Развитие внешнеэкономической деятельности……………………………17
1.3 Роль ВЭД в мировой экономике…………………………………………...19
Заключение………………………………………………………………………23
Список литературы……………………………………

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 54.35 Кб (Скачать файл)

Товары  принято делить на потребительские  и производственного назначения. Товары личного пользования делятся  на три группы: изделия длительного  пользования, приобретаемые сравнительно редко; изделия краткосрочного пользования, которые потребляются либо сразу, либо незначительное число раз, после  чего приобретаются снова и часто; услуги – действия, результатом  которых является либо какое-нибудь изделие, либо тот или иной положительный  эффект.

К основным коммерческим международным сделкам  относятся:

  • обмен товарами в материально-вещественной форме;
  • обмен научно-техническими знаниями;
  • долгосрочная аренда машин и оборудования;
  • предоставление консультационных услуг;
  • обмен кинофильмами и телевизионными программами.

Кроме данных сделок, во внешнеэкономической деятельности осуществляется целый ряд сделок товародвижения:

  • посреднические;
  • перевозка грузов;
  • страхование грузов при перевозках;
  • транпортно-экспедиторские;
  • банковские операции, обеспечивающие международные расчёты.

Все осуществляемые во ВЭД сделки можно разделить  на экспортные, импортные, реэкспортные и реимпортные.

Экспортные  сделки, связанные с продажей и  вывозом за границу товаров национального  производства, имеют следующие отличительные  признаки:

  • заключение контракта с импортёром;
  • пересечение товаром границы страны-экспортёра;
  • пересечение экспортёром платежей за товар.

Для того, чтобы экспортная сделка состоялась, фирме-производителю товара необходимо провести определённую менеджерскую деятельность:

  • изучить конъюнктуру внешних рынков сбыта и выбрать целесообразную стратегию поведения на них;
  • изучить таможенный режим импортёра;
  • провести рекламные мероприятия;
  • направить перспективным покупателям предложения на продажу товаров;
  • провести переговоры и подписать контракт с импортёром;
  • осуществлять контроль за исполнением контракта, начиная с изготовления товара, его поставки и заканчивая получением платежей за товар.

Импортные сделки, связанные с покупкой и  ввозом иностранных товаров в  страну для реализации их на внутреннем рынке, имеют следующие признаки:

  • заключение контракта с экспортёром;
  • пересечение товаром границы страны-импортёра;
  • оплата импортёром товара.

Непременным условием импортной операции является платёжеспособность импортёра. Фирма, осуществляющая импортную сделку должна:

  • изучить цены на интересующие её товары;
  • выбрать возможных поставщиков (продавцов) необходимых товаров;
  • определить целесообразный способ закупки товара;
  • провести переговоры и подписать контракт с экспортёром;
  • обеспечить соблюдение контрактных обязательств.

В некоторых  случаях импортёры объявляют  международные торги.

Реэкспортные  сделки связаны с продажей и вывозом  из страны ранее ввезённого в неё  товара без его переработки. Страна, которая ввозит, а затем вывозит  товар, называется реэкспортирующей. Главное  условие реэкспорта – товар не должен подвергаться какой-либо переработке.

Эти сделки применяются, когда реэкспортирующей стране страной экспортёра предлагаются более выгодные условия, чем стране импортёра. Реэкспортирующая страна является посредником между поставщиком  и покупателем товара, играя роль импортёра по отношению к продавцу и экспортёра по отношению к покупателю.

Реимпортные сделки представляют собой не состоявшиеся экспортные сделки, т.е. ввоз в страну ранее вывезенных из неё товаров, не проданных на внешних рынках (на аукционах, торгах, ярмарках, через  посредников или напрямую).

Внешнеэкономическую деятельность вправе осуществлять объединения, предприятия и организации промышленности, сельского хозяйства, перерабатывающих отраслей агропромышленного комплекса, транспорта, связи, строительства, учебные  учреждения, туристическо-экскурсионные  организации, коммерческие структуры, торгово-посреднические организации  и т.д.

Для осуществления  внешнеэкономических связей необходимо следующее:

  • государственная регистрация предприятия по месту нахождения предприятия (утверждение учредительных документов: устава и договора, а также получение свидетельства о государственной регистрации);
  • стать на учет в налоговом управлении по месту регистрации;
  • получить в установленном порядке печать, штамп;
  • зарегистрироваться в государственном реестре страны;
  • открыть рублевый и валютный счета в любом акционерном коммерческом банке страны. Определение экономической целесообразности намечаемой коммерческой сделки предполагает соблюдение следующих основных положений:
  • экспортно-импортная операция основывается на принципе полной самоокупаемости (в том числе валютной), самофинансирования, т.е. основных принципов полного хозрасчета;
  • объем предполагаемой сделки устанавливается исходя из имеющихся в распоряжении предприятия ресурсов: материальных, валютных, интеллектуальных;
  • коммерческой сделки должны предшествовать тщательный маркетинг, технико-экономическое обоснование, должны быть просчитаны и рассмотрены многочисленные варианты возможных коммерческих сделок;
  • организация коммерческой сделки должна вестись с соблюдением нормативно-правовых актов (международных, СНГ; законов, указов, постановлений соответствующих органов; двусторонних государственных соглашений);
  • обязательным условием любой сделки должно быть полное знание системы налогообложения, системы конвертации валюты, уровня мировых и внутренних цен, а также наличие определенного опыта совершения внешнеэкономических операций;
  • лица, непосредственно осуществляющие коммерческие сделки с иностранными партнерами, должны владеть иностранным языком (желательно английским), знать общепринятые правила проведения переговоров.

 Вновь созданному предприятию не следует начинать свою деятельность с внешнеэкономических связей с зарубежными партнерами; необходимо накопить определенный опыт, работая на внутреннем рынке республики, а также со станами СНГ.

Предприятия, организации, фирмы, участвующие во внешнеторговой деятельности, то есть осуществляющие экспортно-импортные  операции, можно подразделить на следующие  группы:

1) предприятия-товаропроизводители, которые производят продукцию. Это многочисленные объединения, предприятия и организации промышленности, сельского хозяйства, перерабатывающих отраслей агропромышленного комплекса, строительства и т.д.

В зависимости  от масштаба, объема экспортируемой продукции  предприятие-производитель может  иметь специальное подразделение, иногда выделяемое во внешнеторговую структуру на правах юридического лица.

На предприятиях - товаропроизводителях с небольшим  объемом экспортно-импортных товаров  создаются отдельные подразделения. Внешнеторговое подразделение в  составе производственного или  научного объединения, предприятия, организации  или кооператива является его  структурным подразделением, не обладает статусом юридического лица и имеет  право заключать внешнеторговые сделки, а также хозяйственные  договоры с другими организациями  от имени и по поручению той  организации, в составе которой  она создана;

2) организации, фирмы, коммерческие структуры-посредники. К ним относятся биржи, брокерские конторы, сбытовые, торговые фирмы и другие торгово-посреднические структуры;

3) организации, фирмы, которые обслуживают, обеспечивают внешнеторговую деятельность. К этой группе относятся коммерческие банки, страховые компании, рекламные и маркетинговые агентства, аудиторские фирмы, транспортные организации (авто-, авиа-, железнодорожные, морские и речные), организации средств связи, консультативные компании и другие.

К этой группе организаций, фирм относятся:

  • инженерно-консультационные (инжиниринговые) фирмы; фирмы, специализирующиеся на предоставлении инженерно-консультационных услуг на внутреннем и международном рынках. Инженерно-консультационные фирмы пользуются статусом формально независимых, т.е. не подчиняющихся каким-либо промышленным, торговым или строительным фирмам. Осуществляют предпроектные работы, управление строительством объектов, подготовку кадров, оказывают многие другие услуги;
  • консалтинговые фирмы предоставляют услуги по исследованию и прогнозированию рынка (товаров, услуг, лицензий, ноу-хау и т.д.), цен мировых товарных рынков, по оценке торгово-политических условий, экспортно-импортных операций, по разработке технико-экономических обоснований на объекты международного сотрудничества и создание совместных предприятий, разработке экспортной стратегии, проведению комплекса маркетинговых исследований, разработке маркетинговых программ, анализу финансово-хозяйственной деятельности предприятия с учетом внутренней и внешней среды, а также характеристик конкретных рынков, на которых предприятие осуществляет экспортно-импортные операции;
  • инаудит - организация по оказанию помощи и консультированию предприятий в области финансов. Задача инаудита - предоставлять консультационные услуги и контролировать состояние финансовой деятельности и бухгалтерского учета на предприятиях.

Проведение  экспортно-импортных операций осуществляется в несколько этапов:

1. Маркетинговые исследования рынка.

2. Изучение системы государственного регулирования ВЭД.

3. Технико-экономическое обоснование.

4. Заключение внешнеторгового контракта.

5. Исполнение контрактных обязательств.

Таким образом, внешнеэкономическая деятельность определяет необходимость выполнения определённых управленческих и маркетинговых  функций.

 

1.2 Развитие внешнеэкономической деятельности

 

Первый  этап (1986-1988 гг.) характеризуются изменением принципов организации управления внешней торговлей и её децентрализацией. На этом этапе решались 2-ве основные задачи.

  • Расширение прав отраслевых министерств и ведомств, предприятий, объединений и организаций по выходу на внешний рынок, установление прямых связей и осуществление производственной и научно-технической кооперации с зарубежными партнёрами, предоставляются предприятиям производственные права самостоятельно участвовать в ВЭД.
  • Расширение числа участников ВЭД за счёт создания совместных предприятий, международных объединений и организаций, ассоциаций внешнеэкономических сотрудничеств с зарубежными странами с целью ускорения научно-технического прогресса.

Второй  этап (1989-1991 гг.) характеризуются дальнейшим развитием ВЭД и формированием  системы государственного регулирования  данной сферы, прежде всего нетарифного (регистрация участников ВЭД, лицензирование, квотирование). Право самостоятельного выхода на внешний рынок с апреля 1989 г. Получили все производители товаров и услуг.

На третьем  этапе, начинается с 1992 г. Усилия были направлены на создание нового механизма государственного регулирования ВЭД и более стабильной нормативной базы российского государства в условиях формирования современной внешнеэкономической стратегии и её либерализации.

Среди ограничений, налагаемых на российский экспорт, главное  место занимают меры конкурентной борьбы по отношению к российским товарам: сохранение санкции в отношении  торговли нефтепродуктами, дискриминационных  квот и запретительных тарифов стран  – членов ЕС, правовой основой для  применения которых является присутствие России в списке стран с государственной системой торговли.

Правительством  России были впервые определены стратегические цели и приоритетные направления  дальнейшего развития ВЭД России.

  • Развитие экспортного потенциала России, включая совершенствование его структуры, повышение степени конкурентоспособности и увеличение доли наукоёмкой продукции
  • Создание механизма государственного стимулирования экспорта и импорта замещения, как на микроуровне, посредством налоговых льгот экспортёрам и долгосрочных льгот кредитов на развитие экспортного производства, так и на макроуровне.
  • Путём использования части доходов от экспортных пошлин и соответствующего механизма распределения иностранных кредитов и государственных инвестиций.
  • Формирование современной производственной и финансово-экономичной инфраструктуры ВЭД.
  • Устранение сохраняющейся дискриминации иностранных инвесторов и формирование институтов страхования от политического и экономического риска.
  • Рационализация импорта в целях изменения структуры экономики и обеспечить процесс модернизации основных средств производства, направленного на укрепление экспортной базы страны (закупка комплексного оборудования и лицензий и др.)

Достижение  этих целей и обеспечение стабильности ВЭД России предполагало так же изменение  действующих и отработку новых  элементов механизма государственного регулирования в соответствие с меняющейся конъюнктурой внутреннего и мирового рынка.

 

 

 

 

 

1.3 Роль ВЭД в мировой экономике

 

Внешнеэкономическая политика является важным инструментом обеспечения прогресса  любой национальной экономики. Существуют две отличающиеся друг от друга модели. Первая ориентирует на создание открытой экономики, тесно интегрированной  с мировым рынком, с приоритетом  экспортных отраслей. Вторая отдает предпочтение замкнутому хозяйству с высокими таможенными барьерами и с  приоритетом импортозамещающих  производств.

Сегодня трудно представить страну, даже с большой территорией, многомиллионным  населением, разнообразными ресурсами, которая могла бы развиваться  без постоянных и масштабных экономических  связей с другими странами. Различные  потребности национальных экономик в значительной и все возрастающей степени удовлетворяются за счет ввоза из-за рубежа.

Эпоха ориентации на собственные силы ушла в прошлое. Курс на самообеспечение  стал в современных условиях тормозом экономического и социального развития, он связан с нерациональным использованием ресурсов, затрудняет продвижение к  рыночной экономике.

Информация о работе Теоретические основы внешнеэкономической деятельности