Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 17:05, курсовая работа
Актуальность данной темы состоит в том, что инфляция и безработица - это злободневные проблемы нашего времени, касающиеся и влияющие на каждого из нас.
Целью исследования является изучение взаимосвязи инфляции и безработицы, а также текущего влияния данного аспекта на экономику России.
Объектом исследования являются инфляция и безработица и формы их взаимосвязи.
Инфляция. Природа российской инфляции, равно как и содержание экономической политики, способной обеспечить ее подавление, уже много лет является острейшей научной и политической дискуссией. Все многообразие точек зрения можно свести к двум: по одной - инфляция имеет немонетарную (неденежную) или не только монетарную природу, по другой - это чисто монетарное явление.
В соответствии с монетарным подходом инфляция - это денежный феномен, а ее динамика определяется количество денег в экономике. Темпы инфляции прямо пропорциональны темпам прироста денежной массы, темпам увеличения скорости денежного обращения и обратно пропорциональны темпам прироста реального продукта. При стабильных значениях скорости обращения денег и прироста реального продукта инфляция определяется темпами роста денежной массы. Снижение реального продукта при стабильном уровне денежной массы приводит к повышению темпов инфляции, поскольку меньшему объему продукта противостоит прежнее количество денег. Возрастание же объемов реального продукта при прежнем объеме денежной массы способствует дефляции - снижению уровня цен. Важнейшим фактором, определяющим темпы инфляции, выступает скорость денежного обращения.
Основные положения
В соответствии с реалиями российской экономики существуют следующие основные причины инфляции.
1. Монополизация экономики, а точнее рост цен на продукцию естественных монополий.
Это, прежде всего, цена на нефть и газ и, естественно, на продукты их переработки, как, например, на бензин и другие виды моторного топлива, а также на топочный мазут, который отапливает наши дома. Это рост цен на электроэнергию, это рост цен других естественных монополий.
2. Прирост денежной массы.
На примере статистических данных ЦБ РФ проследим увеличение денежной массы в 2008 г.
Денежная масса М2 (национальное определение) в 2008 году (млрд. руб)
Дата |
Денежная масса М21 |
Темпы прироста денежной массы,% | |||
Всего |
в том числе |
к предыдущему месяцу |
к 01.01. 2008 | ||
наличные деньги (M0) |
безналичные средства | ||||
01.01. 2008 |
13 272,1 |
3 702,2 |
9 569,9 |
9,1 |
- |
01.02. 2008 |
12 914,8 |
3 465,7 |
9 449,1 |
-2,7 |
-2,7 |
01.03. 2008 |
13 080,4 |
3 487,6 |
9 592,8 |
1,3 |
-1,4 |
01.04. 2008 |
13 382,9 |
3 475,5 |
9 907,4 |
2,3 |
0,8 |
01.05. 2008 |
13 347,7 |
3 601,4 |
9 746,3 |
-0,3 |
0,6 |
01.06. 2008 |
13 724,5 |
3 656,2 |
10 068,4 |
2,8 |
3,4 |
01.07. 2008 |
14 244,7 |
3 724,9 |
10 519,9 |
3,8 |
7,3 |
01.08. 2008 |
14 210,0 |
3 807,2 |
10 402,8 |
-0,2 |
7,1 |
01.09. 2008 |
14 530,1 |
3 887,4 |
10 642,7 |
2,3 |
9,5 |
01.10 2008 |
14 374,6 |
3 904,2 |
10 470,4 |
-1,1 |
8,3 |
01.11. 2008 |
13 519,7 |
3 962,2 |
9 557,6 |
-5,9 |
1,9 |
Денежный агрегат М2 представляет собой объем наличных денег в обращении (вне банков) и остатков средств в национальной валюте на счетах нефинансовых организаций и физических лиц, являющихся резидентами Российской Федерации.
Методология расчета
показателей приведена в
Мы наблюдаем увеличение М с 13272.1 до 14530.1. Набольший прирост приходится на 01.09. 2008 г.
3. Увеличение непроцентных расходов бюджета.
Стоит отметить, что начало текущего года значительно отличается от предыдущих лет и, особенно, от 2007 года. Обычно в начале года уровень расходов был крайне низок, в 2007 году расходы января составили лишь 3,3%, а февраля - 4,9% от годового объема непроцентных расходов. В текущем году январские расходы составляют 5,6%, а февральские - 7,8% от запланированного объема непроцентных расходов. Расходы в марте и апреле оказались также более высокими по сравнению с 2007 годом, хотя практически совпадают с уровнем 2006 года.
Такой рост в начале года отчасти
объясняется увеличением
В функциональной классификации5 наибольший объем непроцентных расходов в январе-марте6 2008 года пришелся на межбюджетные трансферты (6,1% ВВП), расходы на национальную оборону, национальную безопасность и правоохранительную деятельность (в общем объеме 2,3% ВВП), расходы на общегосударственные вопросы (1,5%) и национальную экономику (1,0%). Расходы по остальным направлениям составили менее 1% ВВП.
В связи с тем, что часть расходов является закрытой (в марте сумма закрытых расходов составила 159,5 млрд. рублей), полное сравнение с предыдущим годом затруднено. Однако можно отметить, что сравнении с аналогичным периодом прошлого года значительно повысились расходы общегосударственные вопросы (преимущественно за счет проведения президентских выборов в начале года), на межбюджетные трансферты. Также, заметно увеличились расходы на социальную политику. В целом, такие изменения согласуются с законом о бюджете на 2008-2010 годы с учетом принятых поправок, в частности, поправок, корректирующих объем расходов в связи с более высоким, чем ожидалось ранее, уровнем инфляции в конце 2007 года.
Безработица.
Численность экономически активного населения
Экономически активное население |
В том числе |
Безработные, зарегистрированные в государственных учреждениях службы занятости населения | ||||||
занятые |
безработные | |||||||
млн. человек |
в% к соот- ветствую- щему пери- оду предыду- щего года |
млн. человек |
в% к соот- ветствую - щему пери- оду предыду- щего года |
млн. человек |
в% к соот- ветствую-щему пери- оду предыду- щего года | |||
млн. человек |
в% к соот- ветствую- щему пери- оду предыду- щего года | |||||||
2007г. | ||||||||
Январь |
74,4 |
101,0 |
69,2 |
101,7 |
5,3 |
92,5 |
1,7 |
94,7 |
Февраль |
74,6 |
101,5 |
69,2 |
102,2 |
5,4 |
93,1 |
1,7 |
91,5 |
Март |
74,8 |
101,5 |
69,7 |
102,5 |
5,1 |
89,0 |
1,7 |
89,8 |
I квартал (в среднем за месяц) |
74,6 |
101,3 |
69,4 |
102,2 |
5,2 |
91,5 |
1,7 |
92,0 |
Апрель |
74,9 |
101,4 |
70,2 |
102,8 |
4,8 |
84,9 |
1,6 |
87,6 |
Май |
75,1 |
101,4 |
70,7 |
103,1 |
4,5 |
80,6 |
1,6 |
87,9 |
Июнь |
75,4 |
101,3 |
71,0 |
102,8 |
4,4 |
82,4 |
1,5 |
86,1 |
II квартал (в среднем за месяц) |
75,1 |
101,7 |
70,6 |
102,9 |
4,5 |
82,6 |
1,6 |
87,2 |
Июль |
75,6 |
101,3 |
71,3 |
102,5 |
4,3 |
84,4 |
1,5 |
85,6 |
Август |
75,9 |
101,3 |
71,6 |
102,3 |
4,3 |
86,5 |
1,5 |
85,2 |
Сентябрь |
75,6 |
101,2 |
71,4 |
102,3 |
4,3 |
86,0 |
1,4 |
85,4 |
III квартал (в среднем за месяц) |
75,7 |
101,3 |
71,4 |
102,4 |
4,3 |
85,6 |
1,4 |
85,4 |
Октябрь |
75,3 |
101,2 |
71,1 |
102,4 |
4,3 |
85,5 |
1,4 |
86,9 |
Ноябрь |
75,0 |
101,2 |
70,8 |
102,4 |
4,2 |
84,9 |
1,5 |
89,3 |
Декабрь |
75,0 |
100,9 |
70,4 |
101,7 |
4,6 |
89,7 |
1,6 |
89,2 |
IV квартал (в среднем за месяц) |
75,2 |
102,1 |
70,8 |
102,2 |
4,4 |
86,7 |
1,5 |
88,5 |
Год (в среднем за месяц) |
75,1 |
101,3 |
70,5 |
102,4 |
4,6 |
86,7 |
1,6 |
88,3 |
2008г. | ||||||||
Январь |
74,9 |
100,6 |
69,9 |
101,1 |
5,0 |
94,2 |
1,6 |
89,1 |
Февраль |
74,8 |
100,3 |
69,5 |
100,4 |
5,3 |
98,5 |
1,6 |
90,3 |
Март |
75,1 |
100,5 |
70,2 |
100,8 |
4,9 |
96,6 |
1,5 |
89,7 |
I квартал (в среднем за месяц) |
74,9 |
100,5 |
69,9 |
100,8 |
5,1 |
96,5 |
1,6 |
89,7 |
Апрель |
75,4 |
100,6 |
70,9 |
101,1 |
4,5 |
94,4 |
1,5 |
90,0 |
Май |
75,7 |
100,8 |
71,6 |
101,4 |
4,1 |
91,9 |
1,4 |
88,7 |
Июнь |
76,0 |
100,9 |
71,8 |
101,2 |
4,2 |
96,1 |
1,3 |
89,3 |
II квартал (в среднем за месяц) |
75,7 |
100,8 |
71,4 |
101,2 |
4,3 |
94,2 |
1,4 |
89,3 |
Июль |
76,3 |
100,9 |
72,0 |
100,9 |
4,3 |
100,4 |
1,3 |
89,4 |
Август |
76,6 |
101,0 |
72,1 |
100,7 |
4,5 |
104,9 |
1,3 |
88,9 |
Сентябрь |
76,4 |
101,1 |
71,9 |
100,7 |
4,5 |
106,8 |
1,2 |
88,2 |
III квартал (в среднем за месяц) |
76,4 |
101,0 |
72,0 |
100,8 |
4,5 |
104,0 |
1,3 |
88,9 |
Октябрь |
76,2 |
101,2 |
71,6 |
100,7 |
4,6 |
108,7 |
1,2 |
87,7 |
1) Данные с июня 2008г. уточнены на основе итогов обследования населения по проблемам занятости за август 2008г.; с сентября 2008г. - являются предварительными. |
Сводная таблица.
год |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
инфляция |
36,5 |
20,2 |
18,6 |
15,1 |
12 |
11,7 |
10,9 |
9 |
12 |
12,6 |
безработица |
65 |
70 |
62 |
61 |
56 |
57 |
52 |
45 |
46 |
48 |
Необходимо отметить, что методы регулирования инфляции будут эффективны лишь в случае их адекватного соответствия ее сущностным причинам. Поскольку инфляция в нашей стране носит, во-первых, структурно-системный характер, то есть порождена сложившейся структурой экономики и действовавшей длительное время системой управления хозяйством, и только во-вторых, традиционными монетарными факторами, рычаги регулирования этого процесса должны базироваться на снятии всех барьеров на пути действия рыночных механизмов, обеспечении условий структурной перестройки экономики и включать в себя широкий спектр кредитно-денежных и бюджетно-финансовых регуляторов.
Для эффективного регулирования инфляции необходимы:
формирование цивилизованных рыночных отношений и реализация стратегии устойчивого социально-экономического развития России. Первоочередной мерой в этом направлении является активизация инвестиций в основной капитал.
Ключевое место в
Налоги, составляющие основную часть бюджетных расходов, также должны активнее использоваться как инструмент регулирования инфляции. Важным аспектом управления инфляцией является регулирование государственного внутреннего и внешнего долга, который представляет угрозу стабильности цен, создавая бюджетную нагрузку в связи с его обслуживанием и поглощая значительную часть расходов федерального бюджета. -Специфическое для России направление регулирования инфляции - преодоление неплатежей.
Регулирование денежных факторов инфляции - эмиссии денег и скорости их обращения - непосредственно влияет на темп роста цен, если не противодействуют иные факторы.
Одним из направлений регулирования инфляции является реструктуризация и модернизация банковской системы, ее реальная рекапитализация, увеличение кредитования производственного сектора экономики. Регулирование цен - самое трудное направление сдерживания темпа инфляции.
Регулирование внешних факторов инфляции требует разработки стратегии международных валютных и кредитных отношений России, не ограничиваясь мерами текущей политики в этой сфере.
Наконец, для эффективного управления инфляционным процессом необходимо противостоять "теневой" экономике, контролирующей, по оценке, до 40% ВВП России. Таким образом, инфляция в России должна стать регулируемым процессом. Это один из факторов социально-экономической стабилизации страны.
Для эффективного регулирования инфляции требуются согласованные действия Банка России и Правительства, с учетом всех факторов, воздействующих на процесс обесценения денег.
Не менее важно
Основные инструменты
1. Рост предложения товаров |
==> |
Таможенные пошлины Субсидирование процентных ставок Налоговая политика |
2. Монетарные факторы |
==> |
Обменный курс рубля, регулирование денежного предложения Процентная политика и финансовые инструменты Стабилизационный фонд и бюджетная политика |
3. Факторы, влияющие на издержки |
==> |
Тарифы естественных монополий |
4. Регулирование локальных монополий |
==> |
Предельный рост тарифов ЖКХ Антимонопольные меры |
Основные направления действий по сдерживанию инфляции:
Сдерживание роста регулируемых цен на продукцию естественных монополий и тарифов на услуги ЖКХ. Усиление контроля за издержками в данной сфере.
Меры по сдерживанию роста цен на ГСМ, предусматривающие рост конкуренции, в том числе за счет организации биржевой торговли и увеличение предложения на внутреннем рынке за счет снижения фискальной нагрузки и стимулирования развития нефтяного сектора.
Рост предложения
Меры по увеличению склонности населения к сбережениям и повышению доверия к инвестированию в активы финансовых рынков.
Проведение консервативной денежной и бюджетной политики.
Инфляция сегодня - это переплетение трех процессов, которые в разной пропорции представлены на различных рынках товаров и услуг: проявление эффектов локальных монополий; удорожание затрат ("инфляция издержек"); действие монетарного фактора и фактора увеличения доходов населения.
В конечном счете, инфляция вызвана избыточным по сравнению с потребностями экономики ростом денежного предложения и доходов населения. Но это, именно, в конечном счете. Дополнительные антиинфляционные меры должны базироваться не только на продолжении консервативной денежной и бюджетной политики, но и предлагать решение структурных проблем экономики, что позволит снизить инфляцию по сравнению с инерционным уровнем примерно на 1 процентный пункт.
Информация о работе Теоретические основы взаимосвязи инфляции и безработицы