Теории международной торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 18:21, курсовая работа

Описание работы

Теории международной торговли заложили основы анализа мирохозяйственных связей. Выводы, содержащиеся в этих теориях, стали своего рода отправными аксиомами для дальнейшего развития экономической мысли в рассматриваемой области.
Их главными вопросами были и остаются следующие: что лежит в основе международного разделения труда? Какая международная специализация является наиболее эффективной для стран?

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………..3
1. Теория абсолютных преимуществ А. Смита………………………………………4
2. Теория сравнительных преимуществ Д. Риккардо………………………………..5
3. Теория соотношения факторов производства Хекшера-Олина…………………..7
4. Парадокс Леонтьева…………………………………………………………………8
5. Альтернативные теории международной торговли……………………………...10
Заключение…………………………………………………………………………….14
Список использованной литературы………………………………………………...15

Файлы: 1 файл

++Микроэкономика.DOC

— 64.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и  науки Российской Федерации

 

Федеральное государственное бюджетное  общеобразовательное

учреждение высшего профессионального  образования

«Тульский государственный университет»

РЦПК

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНО-КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «Микроэкономика» на тему

«Теории международной торговли.»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………………..3

1. Теория абсолютных  преимуществ А. Смита………………………………………4

2. Теория сравнительных  преимуществ Д. Риккардо………………………………..5

3. Теория соотношения факторов производства Хекшера-Олина…………………..7

4. Парадокс Леонтьева…………………………………………………………………8

5. Альтернативные теории международной торговли……………………………...10

Заключение…………………………………………………………………………….14

Список использованной литературы………………………………………………...15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Теории международной  торговли заложили основы анализа мирохозяйственных  связей. Выводы, содержащиеся в этих теориях, стали своего рода отправными аксиомами для дальнейшего развития экономической мысли в рассматриваемой области.

Их главными вопросами были и остаются следующие: что лежит в основе международного разделения труда? Какая международная  специализация является наиболее эффективной  для стран?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теория абсолютных преимуществ А. Смита

 

Основоположник экономической науки Адам Смит в своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» существенное внимание уделил разделению труда на основе специализации экономической деятельности. При этом выводы о разделении труда А. Смит распространил и на мирохозяйственную сферу, впервые теоретически обосновав принцип абсолютных преимуществ (или абсолютных издержек): «Основное правило каждого благоразумного главы семьи состоит в том, чтобы не пытаться изготовить дома такие предметы, изготовление которых обойдется дороже, чем при покупке их на стороне... То, что представляется разумным в образе действия любой частной семьи, вряд ли может оказаться неразумным для всего королевства. Если какая-либо чужая страна может снабдить нас каким-нибудь товаром по более дешевой цене, чем мы в состоянии изготовить его, гораздо лучше покупать его у нее на некоторую часть продукта нашего собственного промышленного труда, прилагаемого в той области, в которой мы обладаем некоторым преимуществом»

Таким образом, суть взглядов А. Смита состоит в том, что основой развития международной торговли служит различие в абсолютных издержках. Торговля будет приносить экономический эффект, если товары будут ввозиться из страны, где издержки абсолютно меньше, а вывозиться те товары, издержки которых в данной стране ниже, чем за рубежом. 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Теория сравнительных преимуществ Д. Риккардо.

 

Другой классик, Давид Рикардо, в своей книге  «Начала политической экономики  и налогообложения» убедительно доказал, что межгосударственная специализация выгодна не только в тех случаях, когда какая-либо страна имеет абсолютное преимущество в производстве и сбыте данного товара по сравнению с другими странами, т.е. не обязательно, чтобы затраты на производство этого товара были меньше по сравнению с затратами на аналогичные товары, созданные за рубежом. Вполне достаточно, по мнению Д. Рикардо, чтобы эта страна экспортировала те товары, по которым у нее есть сравнительные преимущества, т.е. чтобы по этим товарам соотношение ее затрат с затратами других стран было бы более благоприятным для нее, чем по другим товарам.

Теория сравнительных  преимуществ основана на ряде допущений. Она исходит из наличия двух стран  и двух товаров; издержек производства только в виде заработной платы, которая  к тому же одинакова для всех профессий; игнорирования различий в уровне заработной платы между странами; отсутствия транспортных издержек и наличия свободной торговли. Эти исходные предпосылки были необходимы для выявления основных принципов развития международной торговли. Рассмотрим действие принципа на конкретном примере.

Пример 34.1. Допустим, что отрез сукна в 25 м обменивается на бочонок вина в 50 л.

На  производство такого отреза сукна в  Португалии затрачивается годовой  труд 90 работников, а в Англии - 100 работников. На производство бочонка вина указанной емкости в Португалии затрачивается труд 80 работников, а в Англии — 120 работников. Таким образом, Португалия имеет абсолютные преимущества по обоим товарам, а у Англии этих преимуществ нет. Тем не менее обеим странам выгодно обмениваться товарами.

Если  Португалия откажется от производства отреза сукна, а импортирует его  из Англии в обмен на бочонок вина, то она сэкономит годовой труд своих 20 работников.

В приведенном  примере подразумевается, что оплата труда в обеих странах одинакова. Однако, если она различна, то как указывали последующие экономисты — сторонники теории Рикардо, это не вносит принципиальных изменений в теорию относительных преимуществ. В нашем случае, если уровень оплаты труда в Португалии, скажем, вдвое ниже, чем в Англии, то Португалия от обмена по-прежнему получит выгоду, но уже не в два, а в четыре раза меньше, чем Англия, т.е. у последней эта выгода будет уже не в два, а в четыре раза больше. Это нетрудно подсчитать, если условно определить годовую заработную плату виноделов и ткачей в Португалии в 1000 ф. ст., а заработную плату тех же работников в Англии —в 2000 ф. ст.

Есть теоретические  доказательства того, что рикардианская  модель работает и в случае множества  товаров, а также при учете транспортных издержек. Таким образом, теория сравнительных преимуществ рекомендует стране импортировать те товары, издержки производства которых в данной стране по сравнению с другими товарами выше, чем экспортируемых товаров.

Как видно из приведенного примера, международная специализация стран на основе сравнительных преимуществ способствует экономии трудовых ресурсов в этих странах при сохранении в прежнем объеме в них потребления товаров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Теория соотношения факторов производства Хекшера— Олина.

 

Дальнейшее развитие классической теории международной торговли связано  с созданием в 20-х гг. ХХ в. шведскими  экономистами Эли Хекшером и Бертилем Олином теории соотношения факторов производства, которая наиболее полно  была изложена в книге последнего «Межрегиональная и международная торговля». Эта теория основывается на тех же предпосылках, что и теории абсолютных и сравнительных преимуществ Смита и Рикардо. Основное различие состоит в том, что она исходит из наличия не одного, а двух факторов производства: труда и капитала. Согласно воззрениям Хекшера и Олина каждая страна в разной степени наделена этими факторами производства, что и порождает различия в соотношении цен на них в странах, участвующих в международной торговле. Ценой капитала является процентная ставка, а ценой труда — заработная плата.

Уровень относительных цен, т.е. соотношение цен на капитал  и труд в странах, более насыщенных капиталом, будет меньше, чем в  странах, где имеется дефицит  капитала и относительно большие  трудовые ресурсы. И, наоборот, уровень относительных цен на труд и капитал в странах с избыточными трудовыми ресурсами будет меньше, чем в других странах, где их недостает.

Это в свою очередь приводит к различию относительных цен  на одни и те же товары, от которого зависят национальные сравнительные преимущества. Отсюда каждая страна стремится специализироваться на производстве товаров, требующих больше факторов, которыми она относительно лучше наделена.

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Парадокс  Леонтьева

 

В соответствии с теорией  соотношения факторов производства относительные различия в наделенности ими определяют структуру внешней торговли отдельных групп стран. В странах, относительно более капиталонасыщенных, в экспорте должны преобладать капиталоемкие товары,,а в импорте — трудоемкие. И наоборот, в странах, относительно более трудонасыщенных, в экспорте будут преобладать трудоемкие товары, а в импорте — капиталоемкие.

Теория соотношения  факторов производства многократно  подвергалась эмпирическим проверкам  путем анализа конкретных статистических данных применительно к различным странам. При этом экономисты стремились выяснить существование корреляционной зависимости между соотношением капитале- и трудонасыщенных отраслей экономики отдельных стран и реальной структурой их экспорта и импорта.

Наиболее известное  исследование такого рода было осуществлено в 1953 г. известным американским экономистом  российского происхождения В. Леонтьевым. Он проанализировал структуру внешней торговли США в 1947 г. и 1951 г.

Экономика США  после Второй мировой войны характеризовалась  высокой насыщенностью капиталом  и относительно более высокой  по сравнению с другими странами оплатой труда. В соответствии с  теорией соотношения факторов производства Соединенные Штаты Америки должны были экспортировать преимущественно капиталоемкие, а импортировать преимущественно трудоемкие товары.

В. Леонтьев определил  соотношение затрат капитала и труда, необходимых для производства экспортной продукции на 1 млн  долл. и такого же по стоимости объема импорта. Вопреки ожиданиям, результаты исследования показали, что американский импорт оказался на 30% более капиталоемким, чем экспорт. Этот результат стал известен как «парадокс Леонтьева».

В экономической  литературе существуют различные объяснения парадокса Леонтьева. Наиболее убедительное из них состоит в том, что США  раньше других промышленно развитых стран достигли значительных преимуществ  в создании новых наукоемких товаров. Поэтому в американском экспорте значительное место занимали товары, в которых относительно велики были затраты на квалифицированную рабочую силу, а в импорте преобладали товары, требовавшие относительно больших затрат капитала, включая и различные виды сырьевых товаров.

Парадокс Леонтьева  предостерегает от излишне прямолинейного и упрощенного использования  выводов теории Хекшера— Олина в  практических целях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Альтернативные  теории международной торговли.

 

В последние  десятилетия XX века в направлениях и структуре международной торговли происходят существенные сдвиги, которые не всегда объясняются классической теорией МТ. Среди таких качественных сдвигов следует отметить превращение НТП в доминирующий фактор в международной торговлt, возрастающий удельный вес встречных поставок сходных промышленных товаров. Возникла необходимость учесть это влияние в теориях международной торговли.

Теория жизненного цикла продукта. 

В середине 60-х  гг. XX века американский экономист Р. Вернон выдвинул теорию жизненного цикла продукта, в которой попытался объяснить развитие мировой торговли готовыми изделиями на основе этапов их жизни. Этап жизни – это период времени, в течение которого продукт обладает жизнеспособностью на рынке и обеспечивает достижение целей продавца.

Цикл жизни  продукта охватывает 4 стадии:

1. Внедрение.  На этой стадии происходит  разработка нового продукта в  ответ на возникшую потребность  внутри страны. Производство носит  мелкосерийный характер, требует  высокой квалификации рабочих  и концентрируется в стране нововведения. Производитель занимает почти монопольное положение. Лишь небольшая часть продукта поступает на внешний рынок.

2. Рост. Спрос  на продукт растет, его производство  расширяется и распространяется  на др. развитые страны. Продукт  становится стандартизованным. Увеличивается конкуренция, расширяется экспорт.

3. Зрелость. Для  этой стадии характерно крупносерийное  производство, в конкурентной борьбе  преобладает ценовой фактор. Страна  нововведения уже не имеет  конкурентных преимуществ. Начинается перемещение производства в развивающиеся страны, где дешевле рабочая сила.

4. Упадок. В развитых  странах сокращается производство, рынки сбыта концентрируются  в развивающихся странах. Страна  нововведения становится чистым  импортером.

 

Теория  эффекта масштаба.

В начале 80-х  гг. XX века П. Крюгман и К. Ланкастер  предложили альтернативное объяснение международной торговле, основанное на эффекте масштаба. Суть эффекта  заключается в том, что при  определенной технологии и организации  производства долговременные средние издержки сокращаются по мере увеличения объема выпускаемой продукции, т.е. возникает экономия, обусловленная массовым производством.

Согласно этой теории, многие страны обеспечены основными  факторами производства в сходных  пропорциях, и поэтому им будет выгодно торговать между собой при специализации в отраслях, которые характеризуются наличием эффекта массового производства. Специализация позволяет расширить объемы производства, снизить издержки, цену. Для того, чтобы эффект масштаба был реализован, необходим емкий рынок, т.е. мировой.

 

Модель  технологического разрыва.

Сторонники  неотехнологического направления  структуру международной торговли пытались объяснить технологическими факторами. Основные преимущества связаны  с монопольной позицией фирмы-новатора. Новая оптимальная стратегия для фирм: выпускать не то, что относительно дешевле, а то, что необходимо всем, но что пока никто выпускать не может. Как только эту технологию смогут освоить другие – производить что-то новое.

Информация о работе Теории международной торговли