Теории международной торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 07:35, реферат

Описание работы

Одной из наиболее важных форм международных экономических отношений является международная торговля. Международная торговля играет все возрастающую роль в экономическом развитии. Она существовала еще до формирования мирового хозяйства и являлась его непосредственной предшественницей. Международной торговый обмен является одновременно и предпосылкой, и следствием международного разделением труда, выступает важным фактором формирования и функционирования мирового хозяйства. В своей исторической эволюции он прошёл путь от единичных внешнеторговых сделок до долгосрочного крупномасштабного торгово - экономического сотрудничества.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………..........3

1. Понятие международной торговли……………………………….………….4


2. Теории международной торговли


2.1. Классическая теория международной торговли…………………..………5

2.2. Теория сравнительных преимуществ………………………….…………...6

2.3. Меркантилиститская теория международной торговли…..........................7

2.4. Теория абсолютных преимуществ………………..………………………...8

2.5. Тeopuя Хекшера - Олина - Самуэльсона…………………………………...9

2.6. Теория международной торговли Леонтьева……………………………..10

2.7. Неотехнологическая теория внешней торговли……...……………...........11

2.8. Теория Фирмы……………………………………………...…….................12

2.9. Теория международной конкурентоспособности нации ………………..13

Заключение……………………………………………………………………….14

Литература……………………………………………………………….............15

Файлы: 1 файл

теория торговли.doc

— 102.00 Кб (Скачать файл)

                    2.4. Теория абсолютных преимуществ

Из совершенно другой предпосылки (по сравнению с меркантонисткой  теорией) исходила теория абсолютных преимуществ.

Писатель Адам Смит, начинает первую главу своей знаменной книги «Исследование о природе и причинах богатства народа» 1776г.  О том, что «величайший прогресс в развитии  производительной силы труда и значительная доля искусства, сообразительности». С какими он направляется и прилагается, явились, следствием разделения труда и приходит к выводу:  что если какая-либо чужая страна может снабжать нас каким-нибудь товаром по более дешевой покупке, чем мы сами в состоянии изготовлять его, гораздо лучше покупать его у нее на некоторую часть продукта нашего собственного промышленного труда, прилагаемого в той области, в которой мы обладаем некоторым преимуществом. Теория абсолютных преимуществ гласит - что стране целесообразно импортировать те товары, по которым у нее издержки производства выше, чем у зарубежных стран, и экспортировать  товары, по которым у нее издержки производства ниже, чем за рубежом, т.е. имеются абсолютные преимущества. В противоположность меркантилистам А. Смит выступал за свободу конкуренции внутри страны и на мировом рынке, разделяя выдвинутый французской экономической школой физиократов принцип .(Iissez-faire) невмешательства государства в экономику. Суть теории абсолютного преимущества - если какая-либо страна может производить тот или иной товар больше и дешевле, чем другие страны, то она обладает абсолютным преимуществом.

В условиях, когда внешняя торговля отсутствует, каждая страна может потреблять только те товары и такое их количество, которое она производит, а относительные цены этих товаров на рынке определяются национальными издержками их производства. Внутренние цены на одни и те же товары в разных странах всегда различны в результате особенностей в обеспеченности факторами производства, используемых технологий, квалификации рабочей силы и т. д. Чтобы торговля была взаимовыгодной, цена какого-либо товара на внешнем рынке должна быть выше, чем внутренняя цена на тот же товар в стране-экспортере, и ниже, чем в стране-импортере. Выгода, получаемая странами от внешней торговли, будет заключаться в приросте потребления, которая может быть обусловлена специализацией производства. Согласно теории абсолютного преимущества каждая страна должна специализироваться на производстве того товара, по которому она обладает исключительным (абсолютным) преимуществом. Исходя из теории абсолютного преимущества внешняя торговля всегда остается выгодной для обеих сторон. До тех пор пока в соотношениях внутренних цен между странами сохраняются различия, каждая страна будет располагать сравнительным преимуществом, т. е. у нее всегда найдется такой товар, производство которого более выгодно при существующем соотношении издержек, чем производство остальных. Выигрыш от продажи продукции будет наибольшим тогда, когда каждый товар будет производиться той страной, в которой альтернативные издержки ниже.

               2.5. Тeopuя Хекшера - Олина - Самуэльсона.

 

        Новая модель была создана шведскими экономистами Оли Хекшером и Бертелем Олином. до 60-х гг. ХХ века модель Хекшера - Олина господствовала в экономической литературе. Модель Хекшера - Олина была создана в 30-х гг. ХХ века. В модели Хекшера - Олина факторы международной специализации не связываются с природными различиями отдельных стран. Модель призвана, объяснить причины внешней торговли Товарами обрабатывающей промышленности. Сущность неоклассического подхода к международной торговле и специализации отдельных стран состоит: по причинам исторического и географического характера, распределение материальных и людских ресурсов между странами неравномерно, что, по мнению неоклассиков, объясняет различия относительных цен на товары, от которых,  зависят национальные сравнительные преимущества.  Из этого следует закон пропорциональности факторов: в открытой экономике каждая страна стремится специализироваться в производстве товара, требующего больше факторов, которым страна относительно лучше наделена. Олин сформулировал этот закон ещё короче: ''Международный обмен - это обмен изобильных факторов на редкие: страна экспортирует товары, производство которых требует большего количества факторов, имеющихся в изобилии''.

В соответствии с моделью  международной торговли Хекшера - Олина  в процессе международной торговли происходит выравнивание цен факторов производства. Суть механизма выравнивания: первоначально цена факторов производства (заработная плата, ссудный процент, рента и т.д.) будет сравнительно низкой на те, которые имеются в данной стране в изобилии, и высокой на те, которых недостаёт. Специализация той или иной страны на производстве капиталоёмких товаров приводит к интенсивному переливу капитала в экспортные отрасли, относительно возрастает спрос на капитал по сравнению с его предложением и соответственно растёт его цена (процент на капитал). Специализация других стран на производстве трудоёмких товаров обусловливает перемещение значительных трудовых ресурсов в соответствующие отрасли, возрастает заработная плата. В соответствии с данной моделью обе группы стран постепенно утрачивают свои первоначальные преимущества, происходит нивелирование уровней их развития. Это создаёт условия для расширения круга экспортных отраслей, более глубокого их включения в международное разделение труда, с учётом сравнительных преимуществ, возникших на новом уровне их развития. После второй мировой войны теория Хекшера - Олина подверглась проверке со стороны многих экономистов, которые пытались выяснить существование корреляционной зависимости между капиталоёмкостью и трудоёмкостью отраслей промышленности отдельных стран и реальной структурой их экспорта и импорта.  Данный механизм был обоснован американским экономистом П. Самуэльсоном.

               2.6. Теория международной торговли Леонтьева 

 

           Известный американский экономист Василий Леонтьев в середине 50-х гг. предпринял попытку эмпирической проверки основных выводов теории Хекшера — Олина и пришел к парадоксальным выводам. Использовав модель межотраслевого баланса «затраты — выпуск», построенную на основе данных по экономике США за 1947г., В. Леонтьев доказал, что в американском экспорте преобладали относительно более трудоемкие товары, а в импорте — капиталоемкие. Этот эмпирически полученный результат противоречил тому, что предлагала теория Хекшера — Олина, и потому получил название «парадокс Леонтьева». Последующие исследования подтвердили наличие этого парадокса в послевоенный период не только для США, но и для других стран (Японии, Индии и др.).

Многочисленные попытки  объяснить этот парадокс позволили  развить и обогатить теорию Хекшера  — Олина путем учета дополнительных обстоятельств, влияющих на международную  специализацию, среди которых можно  отметить следующие:

1. неоднородность факторов  производства, прежде всего рабочей  силы, которая может существенно  различаться по уровню квалификации. С этой точки зрения в экспорте  промышленно развитых стран может  отражаться относительная избыточность  высококвалифицированной рабочей силы и специалистов, в то время как развивающиеся страны экспортируют продукцию, требующую больших затрат неквалифицированного труда;

2. государственная внешнеторговая  политика, которая может ограничивать  импорт и стимулировать производство  внутри страны и экспорт продукции тех отраслей, где интенсивно используются относительно дефицитные факторы производства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         2.7. Неотехнологическая теория внешней торговли

 

           Сторонники пытаются объяснить  внешнеторговые связи не обеспеченностью факторами производства, как делали неоклассики, а затратами на исследования и разработки, уровнем средней заработной платы и удельным весом квалифицированной рабочей силы. Эта школа объясняет возникновение преимуществ монополией, на отдельные открываются и новые технологии, которая дает возможность господствовать в производстве данных  товаров и их продаже на мировом рынке до тех пор, пока эти технологии не будут освоены другими странами. Тогда необходимы новые исследования, позволяющие производить новые товары.  Эта теория по-новому ставит вопрос о роли государства в международной торговле. Если классики и неоклассики исходили из невмешательства государства во внешнеторговые отношения, то представители неотехнологии полагают, что государство должно обеспечивать комплекс мер по научно-техническому развитию пpoизводства, стимулировать свертывание старых отраслей и производств и ускоренное развитие принципиально новых.

Наиболее известной  теорией этой школы является теория технологического разрыва, основы которой заложены английским экономистом М. Познером в начале 60-х годов. Познер предположил, что одна из развитых стран в результате какого-то открытия обладает принципиально новой технологией или новым товаром, которые пользуются повышенным спросом в других странах. Поэтому торговля этим товаром будет осуществляться даже между странами, имеющими одинаковую ресурсообеспеченность. В результате преимущественного положения одной страны возникает технологический разрыв между странами. Конечно, постепенно другие страны станут осваивать новшества и разрыв сократится, но пока он существует, внешняя торговля  этим товаром будет продолжаться.  В результате такой торговли в выигрыше оказываются все страны: те, что экспортируют, получают прибыль, а те, что импортируют новые товары. По мере распространения новшества в других странах менее развитая страна продолжает выигрывать, а страна-новатор теряет свои преимущества.

Неотехнологическая школа  связывает преимущества с монопольной  позицией фирмы (и страны)-новатора. Отсюда и новая оптимальная стратегия для отдельных фирм: выпускать не то, что относительно дешевле, а то, что необходимо всем или многим, но что больше пока никто выпускать не может. Динамические сравнительные преимущества, анализируемые теоретиками неотехнологического направления, создаются, возникают и исчезают с течением времени. Многие экономисты неотехнологического направления считают, что государство может и должно поддерживать производство высокотехнологичных экспортных товаров и не мешать свёртыванию производства других, устаревших.

 

 

                                        2.8. Теория Фирмы

 

 

            Теория связана с усилением роли отдельных фирм и корпораций в международной торговле.  Преимущества всегда получает не нация, а отдельная фирма – экспортер данного товара. Только после расширения производства и насыщения внутреннего рынка фирма может выйти на внешний рынок.  Чтобы продать свои изделия, необходимо найти  страну - покупателя, у которой структура спроса на внутреннем рынке была бы максимально приближена к структуре спроса страны - экспортера. Это дает возможность осуществления торговых сделок между странами, находящимися, на одинаковом уровне экономического развития, и между развитыми индустриальными странами. Данное положение было впервые обосновано американским экономистом Э. Линдером. В дальнейшем сторонники теории фирмы обосновали необходимость слияния компаний развитых стран с фирмами молодых индустриальных государств. Вызвано это было сближением уровней научно-технического развития, укреплением производственных и сбытовых контактов, совместным решением научно - технических задач. Данный процесс охватил  наукоемкие отрасли. Наиболее активную роль в нем играли мелкие и средние компании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.9  Теория международной конкурентоспособности нации

 

                 Теория разработана американским исследователем М. Портером. Он пришел к  заключению, что место каждой страны и ее конкретных производителей на мировом рынке определяется четырьмя основными условиями: количеством и качеством различных факторов производства, спросом на внутреннем рынке, наличием смежных и обслуживающих отраслей, стратегией фирмы и внутренней конкуренцией.

Портер считал наличие  факторов производства определяющим в обеспечении сравнительных преимуществ. Он не огpаничивался факторами, дарованными природой или перешедшими от предшествующих поколений, а считал необходимым постепенное совершенствование и развитие этих факторов в процессе расширенного воспроизводства. Этим объясняется ускоренное развитие промышленности Японии, основанной на материалосберегающей и энергocберегающей технологиях,  вызванных к жизни ограниченными ресурсами страны.

1. технологии и их  продукты, рождение которых обусловлено  внутренними условиями страны,  которые получили широкое распространение по всему миру, а их производители стали крупнейшими поставщиками своей продукции на мировом рынке.

2.  наличие смежных и обслуживающих· отраслей  является важным дополнительным стимулом совершенствования продукции.

3. стратегия фирмы и наличие конкуренции  на внутреннем рынке заставляют фирмы постоянно совершенствовать свое производство· и искать новых покупателей. Любая фирма ориентирована на завоевание прочных позиций на рынке, поэтому она должна постоянно искать новые пути  к снижению издержек производства и совершенствования продукции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           Заключение

 

                Международная торговля это обмен  товарами и услугами, с помощью  которого страны удовлетворяют свои безграничные потребности на основе развития общественного разделения труда. Основные теории международной торговли были заложены в конце XVIII начале XIX в. выдающимися экономистами Адамом Смитом и Давидом Рикардо. А. Смит в своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» 1776г. сформулировал теорию абсолютного преимущества и, полемизируя с меркантилистами, показал, что страны заинтересованы в свободном развитии международной торговли, и могут выигрывать от нее независимо от того, являются они экспортерами или импортерами. Д. Рикардо в работе начала политической экономии и налогового обложения 1817г. доказал, что принцип преимущества является лишь частным случаем общего правила, и обосновал теорию сравнительного преимущества. При анализе теорий внешней торговли следует учитывать два обстоятельства: экономические ресурсы материальные, природные, трудовые и др. распределены между странами неравномерно,  и  эффективное производство различных товаров требует различных технологий или комбинаций ресурсов. Экономическая эффективность, с которой страны способны производить различные товары, может изменяться и действительно изменяется со временем. т.е. преимущества, как абсолютные, так и сравнительные, которыми обладают страны, не являются раз и навсегда данными. Теория абсолютного преимущества. Суть теории абсолютного преимущества состоит в следующем: если какая-либо страна может производить тот или иной товар больше и дешевле, чем другие страны, то она обладает абсолютным преимуществом:

Информация о работе Теории международной торговли