Теории поведения потребителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 17:11, контрольная работа

Описание работы

Спрос, являясь одной из сторон рыночного механизма, предполагает изучение теории потребительского поведения, т.е. теории выбора потребителя. Теория выбора потребителя крайне важна для экономической теории, поскольку именно потребители в конечном итоге решают, какие товары и в каком количестве производить.

Содержание работы

1. Теории поведения потребителя. Факторы, влияющие на
потреби¬тельский выбор…………………………………………..….3
2. Контрольные тестовые задания……………………………………..8
3. Задача………………………………………………………………….9
4. Список используемой литературы…………………………………

Файлы: 1 файл

Микроэкономика.docx

— 34.64 Кб (Скачать файл)

 

Содержание работы:

  1. Теории поведения потребителя. Факторы, влияющие на

потребительский выбор…………………………………………..….3

  1. Контрольные тестовые задания……………………………………..8
  2. Задача………………………………………………………………….9
  3. Список используемой литературы…………………………………11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольный теоретический вопрос

Теории поведения  потребителя. Факторы, влияющие на потребительский выбор.

Спрос, являясь одной из сторон рыночного механизма, предполагает изучение теории потребительского поведения, т.е. теории выбора потребителя. Теория выбора потребителя крайне важна  для экономической теории, поскольку  именно потребители в конечном итоге  решают, какие товары и в каком  количестве производить.

Возможность свободы потребительского выбора свидетельствует о суверенитете потребителя, его способности воздействовать на потребителя. Принцип свободного потребительского выбора нельзя, однако, понимать буквально. Свобода потребителя  по разным причинам ограничивается в  любом обществе (например, религиозными соображениями, соображениями морали и др.). Потребительское поведение  имеет и другие ограничения, важнейшим  из которых является величина располагаемого дохода.

Для исследования поведения  покупателей на рынке применяется  теория потребительского выбора, призванная ответить на вопрос о том, как потребители  распределяют свои доходы, какие товары и услуги и в каком количестве они приобретают для удовлетворения своих многообразных потребностей.

При этом теория потребительского поведения имеет дело с так  называемым рациональным потребителем, который в своем поведении  на рынке ориентируется на свой бюджет и цены. Никакие другие мотивы выбора того или иного набора товаров  не оказывают влияния на потребителя. Потребитель стремится получить на свои деньги максимум удовлетворения, т.е. желает израсходовать свой доход  самым эффективным способом. Последнее  предполагает такое распределение  ограниченного денежного дохода покупателем на приобретение разнообразных  товаров и услуг, которое позволило  бы ему получить как можно большее  удовлетворение или полезность от их потребления. Критерием рациональности, таким образом, является стремление потребителя к достижению максимального  удовлетворения (полезности) исходя из заданных цен, дохода, определенной системы  потребностей и предпочтений. Идеального рационального потребителя называют экономическим человеком. [1.С.2]

Потребительское поведение  выступает как формирование спроса потребителей на различные товары и услуги.[3. С.73]

Потребительское поведение - это процесс формирования спроса потребителей на разнообразные товары и услуги с учетом их дохода и  личных предпочтений.

На рынке потребитель  сталкивается с бесчисленным количеством  товаров и услуг, из которых он должен сформировать свою «потребительскую корзину», т.е. набор товаров, который обладает для него определенной полезностью. Это первое правило потребительского поведения.

 

Потребительская корзина (или вектор потребления) — это совокупность товаров и услуг, выбранных покупателем и обладающая для потребителя определенным качеством. Записывается потребительская корзина как где Q — количество товара (Qj > 0); п — число товаров в экономике (n > 0). [2]

 

При анализе потребительского поведения обычно выделяют две специфические  разновидности спроса: функциональный и нефункциональный спрос.

Функциональный спрос  обусловлен потребительскими качествами, присущими данному благу, и специфическими действиями людей в процессе приобретения благ.

Функциональный спрос:

- зависит от уровня  доходов потребителя;

- максимизирует совокупную  полезность при имеющихся денежных  средствах;

- зависит от системы  предпочтений, вкусов и отношений  к моде;

- формируется по результатам  наличия или отсутствия на  рынках взаимозаменяемых или  взаимодополняемых товаров.

Нефункциональный спрос  возникает у потребителя под  влиянием каких-либо других факторов, обусловленных внешними воздействиями. К числу таких факторов относятся:

- эффект присоединения  к большинству. Стремление людей  быть "не хуже других". При  этом спрос увеличивается на те товары, которые покупают окружающие потребителя люди;

- эффект "сноба", желание  потребителя выделиться из общей  массы, подчеркнуть свое социальное  положение. В этом случае спрос  растет на те товары, которые поднимаются в цене;

- "демонстрационный эффект" - потребление покупателя определяется  престижностью. Дополнительный спрос  формируется за счет приобретения "элитарных товаров";

- "нерациональный спрос", когда покупки совершаются под  влиянием сиюминутных капризов  и желаний;

- "спекулятивный спрос", широко используется в условиях  дефицита различных товаров.

Экономисты используют термин "полезность", если имеют в виду цель, преследуемую потребителями при  осуществлении выбора товаров и  услуг. [3.С.73,74]

Термин "полезность" был  введен в научный оборот английским философом И. Бентамом, основателем  одного из направлений социальной философии - утилитаризма. [1.С.3]

Полезность - это удовлетворение, которое благо приносит потребителю.

Определяя для себя степень  полезности того или иного блага, потребитель оценивает размер пользы, приносимой ему от потребления блага. Для этого каждый потребитель  выстраивает, зачастую бессознательно, для себя шкалу, по которой он оценивает  размер пользы для себя от различных  благ. Оценка полезности зависит от субъективных и объективных обстоятельств. На уровне индивида она субъективна  и зависит от его личностных качеств  и обстоятельств потребления  блага. Личностные качества определяются физиологией и психотипом личности. Обстоятельства потребления проявляются тогда, когда один и тот же индивид меняет свои предпочтения в зависимости от жизненных ситуаций. [3.С.74,75]

В микроэкономике общеизвестны два альтернативных подхода к  соизмерению полезности благ:

1. кардиналистский, согласно которому полезность товаров и услуг можно измерить количественно;

2. ординалистский, в соответствии с которым вводится ординальная (порядковая) величина полезности.

Кардиналистская (количественная) теория измерения полезности.

Количественный метод  измерения полезности был предложен  одновременно и независимо друг от друга У. Джевонсом, К. Менгером, Л. Вальрасом в последней трети XIX в. в виде теории предельной полезности. Однако, первые идеи этой теории появились в работах Г. Госсена значительно раньше. [1.С.3]

У.С. Джевонс (1835-1882) и Л. М.-Э. Вальрас (1834-1910) выделяли два вида полезности:

- абстрактную полезность, как способность блага удовлетворять  какую-либо потребность;

- конкретную полезность, как субъективную оценку полезности  данного экземпляра блага.

Экономисты, развивающие  кардиналистскую теорию, считали, что удовлетворению можно приписать численное (количественное) значение при помощи функции полезности U=U (X,Y) и что это значение может быть измерено в условных единицах ютилях.

Ютиль - (от англ. utility - полезность) - теоретическая мера, отражающая полезность товара. [3.С.75]

Ординалистская (порядковая) теория измерения полезности.

Ординалисты - сторонники измерения полезности путем сопоставления благ (итальянский экономист, основоположник теории элит В. Парето (1848-1923), американский ученый И. Фишер). Данное научное направление получило развитие в ХХ в. Оно основывается:

- на аксиоме полной  упорядоченности предпочтений. Если  дан некий набор товаров А, то любой другой набор товаров В будет: либо лучше, чем А, либо хуже, чем А, либо равноценным (безразличным) А, т.е. потребитель всегда может сравнивать любые товарные наборы;

- аксиоме транзитивности. Предпочтения транзитивны: если А>B, B>C, то A>C;

- аксиоме ненасыщенности. Предпочтение всегда отдается  большему количеству любого товара.

Таким образом, порядковая теория полезности утверждает, что главное - это предпочтения индивида, а количественное измерение этой полезности (функция  полезности) лишь способ описания этого  предпочтения. [3.С.75,76]

В экономической теории различают  общую и предельную полезность.

Общая полезность (TU) - это сумма полезностей различных благ, или сумма полезностей отдельных частей одного блага, полученная в процессе их потребления.

Если предположить, что  в потребительский набор входят товары X, Y, ... N, то формально общую полезность можно выразить в виде функции:

TU = F (Qx, Qy, ... Qn), где

TU - общая полезность данного товарного набора;

Qx, Qy, ... Qn - объемы потребления товаров X, Y, ... N.

Предельная полезность (MU) - это дополнительная полезность, полученная от потребления каждой последующей единицы блага. Иными словами предельная полезность - это приращение общей полезности вследствие увеличения потребления товара Х на одну единицу: MU = (дельта TU)/(дельта Qx) [1.С.3]

Данный закон можно  формализовать следующим образом: предельную полезность в расчете  на одну денежную единицу, затраченную  на приобретение товара Х, выразим как (МUx)/(Px), товара Y - как (MUy)/(Py) и т.д. для всех приобретаемых товаров. Принцип максимизации полезности требует, чтобы эти соотношения были равными:

(MUx)/(Px)=(MUy)/(Py)=...=(MUn)/(Pn), где X, Y, ... N - товары, входящие в потребительский набор;

MUx, MUy, ... MUn - предельные полезности товаров X, Y, ... N;

Px, Py, ... Pn - цены товаров X, Y, ... N.

Если потребитель совершит покупки в соответствии с принципом  максимизации полезности, то ничто  не будет его побуждать к изменению  структуры своих расходов. Потребитель  будет находится в состоянии равновесия. [1.С.6]

Равновесие потребителя - это равенство отношений предельных полезностей различных благ к  их ценам.

В некоторый момент времени  индивид окажется в ситуации, когда  он не сможет дальше увеличивать общую  полезность, расходуя большую сумму на одно благо и меньшую на другое в рамках ограниченного бюджета он достигнет точки потребительского оптимума.

Оптимум потребителя - это  максимизация полезности от потребления  набора благ в рамках ограниченного  бюджета.[3.С.79]

Математически выбор потребителя  может быть определен как решение  задачи на нахождение оптимума вида: maxU (X,Y) при Px*X+Py*Y=I.[3.С.83]

Контрольные тестовые задания

 

1) В состав рыночного  механизма входит:

1. Спрос.

2. Предложение.

3. Продавцы и покупатели.

4. Цена.

Вариант ответа: 1,2,4

 

2) Выберите признак,  не соответствующий рыночной  структуре монополистической конкуренции:

1. Барьеры входа в отрасль  существуют, но легко преодолимы.

2. На рынке продается  дифференцированная продукция.

3. Фирмы обладают значительной  монопольной властью.

4. Прибыль максимальна,  если выполняется условие MR=MC.

Вариант ответа: 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача

Заполните таблицу, показывающую зависимость издержек производства от количества выпускаемой продукции:

 

 

Выпуск, шт

Q

Издержки

Постоянные, FC

Переменные,

VC

Валовые,

TC

Средние,

ATC

Предельные,

MC

0

10

-

-

-

-

1

10

8

18

18

18

2

10

12

22

11

4

3

10

15

25

8,3

3

4

10

20

30

7,5

5

5

10

26

36

7,2

6


 

Так как  количество выпускаемой продукции  не влияет на постоянные издержки, то при  любом объеме производства  FC = 10.

Информация о работе Теории поведения потребителя