Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 11:48, курсовая работа
Цель курсовой работы - исследовать основные теории занятости населения и их применения на практике.
Достижение высокого уровня занятости - одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает не достигая границы своих производственных возможностей. Немалый урон безработица наносит и жизненным интересам людей, не давая им приложить свое умение в том роде деятельности, в каком человек может наибольшим образом проявить себя, или же лишая их таковой возможности, из-за чего люди переносят серьезный психологический стресс. Из вышесказанного можно сделать вывод, что показатель безработицы является одним из ключевых показателей для определения общего состояния экономики, для оценки ее эффективности.
Введение………………………………………………………………………3
Занятость населения, ее сущность……………………………………….4
Теории занятости населения и их применение на практике:…………..5
Классическая и неоклассическая теории……………………………….5
Теории занятости Д. Кейнса……………………………………………. 8
Монетористы и неоклассический синтез……………………………….9
Использование теорий в практической деятельности государства….10
Практическая часть………………………………………………………11
Задача 1………………………………………………………………..11
Задача 2………………………………………………………………..12
Задача 3………………………………………………………………..13
Задача 4………………………………………………………………..15
Задача 5………….…………………………………………………….18
Заключение…………………………………………………………………..20
Список литературы…………………………………
Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Южно-Якутский институт железнодорожного транспорта
филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего профессионального образования «ДВГУПС» в г. Нерюнгри
Кафедра «Экономика»
Курсовая работа
Дисциплина: Экономика труда
Тема: Теории занятости населения и их применение на практике
Выполнил: студент группы Э-12 Коновалова Дарья Сергеевна Вариант 2 Принял: преподаватель Ким Елена Геннадьевна |
Нерюнгри 2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Занятость - это совокупность экономических и социальных отношений, связанных с обеспечением трудоспособных граждан рабочими местами и их участием в хозяйственной деятельности. На данный момент времени это очень актуальная тема, так как рынок труда - это важнейший элемент рыночной экономики.
В связи со спадом производства в 90-х годах, кризисными явлениями в экономике в России положение на рынке труда стало напряженным и неустойчивым.
Проблемы безработицы волнуют сейчас многих, поскольку работа - это, с одной стороны, источник доходов, а с другой - средство самоутверждения человека в обществе.
Цель курсовой работы - исследовать основные теории занятости населения и их применения на практике.
Достижение высокого уровня занятости - одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает не достигая границы своих производственных возможностей. Немалый урон безработица наносит и жизненным интересам людей, не давая им приложить свое умение в том роде деятельности, в каком человек может наибольшим образом проявить себя, или же лишая их таковой возможности, из-за чего люди переносят серьезный психологический стресс. Из вышесказанного можно сделать вывод, что показатель безработицы является одним из ключевых показателей для определения общего состояния экономики, для оценки ее эффективности.
Занятость населения, ее сущность
Занятость относится к важнейшим макроэкономическим показателям и условиям, характеризующим уровень и качество жизни. Под занятостью понимается численность взрослого (старше 16 лет) трудоспособного населения, имеющего работу.
Проблема занятости населения - это проблема вовлечения людей в трудовую деятельность и степень удовлетворения их потребности в труде рабочими местами. Но не все трудоспособное население имеет работу, есть и безработные. Согласно новому российскому законодательству о занятости населения безработными признаются граждане в трудоспособном возрасте, которые по независящим от них причинам не имеют работы и заработка (трудового дохода), зарегистрированные в государственной службе занятости в качестве лиц, ищущих работу, способные и готовые трудиться, и которым эта служба не сделала предложений подходящей работы. То есть, безработными считаются трудоспособные граждане, не достигшие пенсионного возраста, по независящим от них причинам лишившиеся заработка. Причем, лишь те из них, кому служба занятости не предоставила работу.[1]
Безработица (будь то фрикционная, структурная или циклическая) характеризуется как численность взрослого трудоспособного населения, которое не имеет работы и находится в поисках ее. Общая численность занятых и безработных составляет рабочую силу (по новой терминологии - экономически активное население). В рабочую силу включают всех, кто может трудиться и трудится, кто занимается домашним хозяйством, кто ведет самостоятельное дело, кто ищет работу. Сюда не входят, разумеется, те лица, которые не вошли в производство (или в трудовую деятельность) по возрасту - дети, или уже вышли из него по возрасту - пенсионеры, а также обучающаяся молодежь (школьники, студенты), инвалиды и военнослужащие. Одним словом, те, кто не мог и не должен был работать, а также те, кто не искал работу.[2]
Виды занятости:
1) продуктивная
занятость - имеет место в сферах
общественного материального
2) полезная занятость, которая распространяется
на все социально-значимые виды занятости,
включая очную учебу, службу в Армии, воспитание
детей, ведение домашнего и личного подсобного
хозяйства, уход за больными членами семьи,
престарелыми гражданами, общественную
и религиозную деятельность трудоспособных
граждан;
3) рациональная занятость, которая отражает
соотношение продуктивной занятости с
другими видами полезной занятости или
пропорции распределения трудовых ресурсов
общества по сферам общественно-полезной
деятельности, включая пропорции распределения
трудового потенциала по видам занятий,
отраслям, секторам экономики;
4) полная занятость, при которой все желающие
работать при сложившемся (доминирующем)
уровне реальной заработной платы имеют
работу; по другой оценке, полная занятость
имеет место, если удовлетворение спроса
всех желающих на рабочие места происходит
при условии экономической целесообразности
предлагаемых рабочих мест. Применительно
к отдельному человеку полная занятость
- это работа в течение нормальной продолжительности
рабочего дня (недели), установленной законодательно
(в РФ нормальная продолжительность рабочего
дня составляет 8 часов в день или 40 часов
в неделю). Таким образом, если спрос на
экономически целесообразные рабочие
места будет удовлетворяться соответствующим
по профессионально-
5) эффективная занятость - это занятость
населения, обеспечивающая достойный
доход, рост образовательного и профессионального
уровня трудоспособных граждан на основе
роста общественной производительности
труда, и сохраняющая здоровье занятых.
По другой оценке, эффективная занятость
- это целесообразная, продуктивная, общественно-полезная,
рациональная занятость, удовлетворяющая
общественные и личные потребности. При
этом решающее значение для любого общества
имеет продуктивная занятость, которая,
во-первых, определяет экономический потенциал
страны; во-вторых, формирует уровень и
качество жизни населения; в-третьих, является
важнейшей составляющей полной и эффективной
занятости - ключевой задачи социально-экономической
политики государства. [5].
Классическая и неоклассическая теории.
Адам Смит (1723-1790) - выдающийся английский экономист - создатель классической школы экономической теории.
А.Смит представлял экономику как систему, в которой действуют объективные законы, которые определяют развитие общества и поддаются человеческому познанию. Он создал основы трудовой теории стоимости, поставив труд в центр экономики в своих исследованиях. [6]
А.Смит разработал:
По мнению А.Смита деятельность людей
и их устремления определяются их собственными
интересами, личной выгодой. Он считал,
что человек достигнет своей цели, если
сумеет показать, что в его собственных
интересах сделать для людей то, что он
требует от них. [7]
Главная его идея
– в условиях рынка и свободной конкуренции
личный интерес, обеспечивает равновесие
и совершенство в обществе, достижение
индивидуального и всеобщего блага.
Позиция А. Смита относительно
заработной платы в том, что он не рассматривал
ее связь с занятостью. Он считал, что заработная
плата изменяется в зависимости от легкости
или тяжести труда, его чистоты или неопрятности,
почетности самого занятия или его унизительности.
Давид Рикардо (1772-1823)—крупнейший
представитель классической школы. Его
основной труд «Начала политической экономии
и налогового обложения» вышел в свет
в 1817 г.
В нем он продолжил
разработку основных положений А.Смита.
Рикардо был сторонником вмешательства
государства в экономику и свободу
торговли, считал систему рыночного капитализма
самой рациональной системой хозяйствования.[8]
Классики, полагали, что рыночная система способна обеспечить полное использование ресурсов, в том числе и ресурсов рабочей силы. Они утверждали, что полная занятость является нормой рыночной экономики, а наилучшей экономической политикой - политика невмешательства государства в экономическую жизнь.
Вклад в теорию
рынка и занятости внес французский ученый
Жан Батист Сэй (1767-1832). Позиции Сэя совпадали
с позициями классиков. Он как и классики
считал, что в экономике не может быть
ни перепроизводства, ни дефицита, ни безработицы,
ни нехватки рабочей силы, что рыночное
регулирование обеспечивает полную занятость,
а спрос на рынке всегда равен предложению,
и получатели дохода полностью его расходуют.
Экономисты-классики
утверждали, что полная занятость является
нормой для рыночного хозяйства, а главный
аргумент это эластичность соотношения
цен и заработной платы.
На основе этого они
сделали вывод, что вынужденная безработица
невозможна. Такие рычаги рыночного регулирования,
как ставка процента и эластичность соотношения
цен и зарплаты способны поддерживать
полную занятость..
Альфред Маршалл (1842-1924)
– основатель неоклассического направления
экономической теории.
Маршалл считал, что
для обеспечения занятости важное значение
имеет регулирование спроса и предложения.
При этом он полагал, что конечным регулятором
всего спроса является потребительский
спрос и что это регулирование осуществляется
рынком автоматически. А. Маршалл полагал,
что высокая заработная плата неизбежно
уменьшает занятость и увеличивает безработицу.
Он считал рыночную экономику саморегулирующейся,
и не видел необходимости в государственном
регулировании занятости.
Последователем и учеником Маршалла был Артур Пигу (1877-1955).Его основная работа по занятости «Теория безработицы» вышла в 1933 г. В ней он изложил основные положения классической теории занятости. Пигу полагал, что причиной безработицы является высокий уровень заработной платы, а ее сокращение увеличивает занятость, так как уменьшает издержки производства и создает возможность нанять дополнительно рабочих. По его мнению уменьшение издержек производства ведет к общему снижению товарных цен и к увеличению покупательной способности групп населения, живущих не на заработную плату, что создает дополнительный спрос, стимулирующий расширение производства и занятости. Другим фактором, определяющим объем занятости, служит функция реального спроса на труд. При наличии совершенно свободной конкуренции среди наемных работников и при наличии совершенно мобильного труда характер связи будет очень простым. Постоянно будет действовать сильная тенденция к установлению такого соотношения между ставками заработной платы и спросом, чтобы все были заняты.[9]
Теории занятости Д. Кейнса.
Джон Мейнард Кейнс
(1883-1946) - основатель экономической теории
регулируемого капитализма и занятости.
Его основной труд «Общая теория занятости, процента
и денег», вышедший в 1936 г. В своей работе
он выдвинул на первый план проблемы занятости.
Кейнс как и его последователей
имели ряд возражения. Они утверждают,
что в рыночном капиталистическом хозяйстве
не существует никакого механизма, гарантирующего
полную занятость, что причины безработицы
и инфляции кроются не во внешних причинах,
а в самой экономической системе, которая
не является и не может быть саморегулирующейся.
Кейнсианцы считают,
что размеры сбережений и инвестиций не
соответствуют друг другу, не создают
равновесие, а потому могут быть значительные
колебания общего производства и занятости. Они
отрицали эластичность заработной платы
и цен. По мнению Кейса, рабочие оказывают
большое сопротивление понижению денежной
заработной платы и поэтому более правильно
исходить из допущения о ее неизменности,
чем полагаться на ее эластичность.
Информация о работе Теории занятости населения и их применение на практике