Теория баланса сил (примеры из международной практики)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 11:23, реферат

Описание работы

Применительно к международным отношениям главная идея заключается в том, что ни одно европейское государство не должно усиливаться до такой степени, чтобы угрожать независимости других. Поэтому необходимо обеспечить такое распределение сил, которое бы исключало опасность гегемонии.
Система «баланса сил» представляет собой международную систему без политической подсистемы. Акторами этой системы являются международные акторы, относящиеся к категории национальных акторов. Основных акторов в этой системе должно быть не менее пяти, а желательно больше.

Файлы: 1 файл

Билет № 6.docx

— 157.35 Кб (Скачать файл)

Билет № 6.

Теория баланса сил (примеры  из международной практики).

 

    По самой теории :

 

Применительно к международным отношениям главная идея заключается в том, что ни одно европейское государство не должно усиливаться до такой степени, чтобы угрожать независимости других. Поэтому необходимо обеспечить такое распределение сил, которое бы исключало опасность гегемонии.

Система «баланса сил» представляет собой международную систему  без политической подсистемы. Акторами этой системы являются международные акторы, относящиеся к категории национальных акторов. Основных акторов в этой системе должно быть не менее пяти, а желательно больше. В широком смысле в период, предшествовавший Первой мировой войне, Великобританию, Францию, Германию, Австро-Венгрию, Италию, США следует включить в категорию основных национальных акторов. При этом не столь важно, какие именно страны мы определяем в качестве основных национальных акторов, но существование минимального количества акторов этой категории жизненно важно для такой системы. В международной системе «баланса сил» нет единой политической системы, а индивидуальные действия национальных акторов дополняют друг друга, таким образом, реализуются основные правила этой системы, описывающие поведение акторов.

Система «баланса сил» характеризуется  следующими основными правилами:

1. Действовать  с целью расширения своих возможностей, но лучше путем переговоров,  чем путем войны. Каждый основной национальный актор стремится усилить свое влияние. Однако это должно достигаться, если возможно, без войны, без тех разрушающих равновесие последствий, которые может иметь война для системы «баланса сил».

2. Лучше воевать,  чем упустить случай расширения  возможностей. Согласно второму правилу, долгом каждого национального актора является защита его собственных интересов. Это означает, что если основной актор не может защитить собственные интересы, то эти интересы, как правило, не будут превалировать. Таким образом, возможности должны расширяться даже ценой войны.

3. Лучше прекратить  войну, чем полностью уничтожить  одного из основных национальных  акторов. Основные национальные акторы не должны расширяться настолько, чтобы превышать оптимальный размер справедливого и законного сообщества. Это правило соблюдается как в отношениях между легитимными династическими режимами, так и между современными национальными территориальными государствами. Выход за рамки этого правила представляет собой явное исключение или несовместим с национальной идентичностью.

4. Действовать против любой коалиции или единичного актора, который стремится приобрести доминирующее положение по отношению к остальной части системы. Действовать против акторов, которые поддерживают наднациональные организационные принципы.

Формирование доминирующей коалиции или стремление основного  национального актора к доминирующему положению в системе или к подчинению остальных основных акторов, представляют собой угрозу интересам национальных акторов, которые не принадлежат данной коалиции. Кроме того, если коалиция преуспеет в установлении отношений подчинения в международной системе, доминирующий член (или члены) коалиции смогут оказывать политическое давление также и на менее значимых членов той же коалиции. Поэтому коалиции, как правило, получают противовес – формируются противостоящие коалиции. Они возникают в тех случаях, когда первые коалиции начинают угрожать государствам, не участвующим в них, и поэтому случаях, случаях когда первые коалиции начинают угрожать государствам, не участвующим в них, и поэтому становятся уязвимыми, и когда они начинают угрожать интересам собственных членов. При этом государства, которые испытывают давление со стороны доминирующих членов коалиции, могут счесть более выгодным занять нейтральное положение по отношению к коалиции или присоединиться к противостоящей коалиции. Эти правила перекликаются с третьим правилом. Нужно ограничивать некоторые стремления государств и не уничтожать других основных национальных акторов; тогда в будущем они смогут при необходимости войти в какую-либо коалицию.

5. Позволять тем из основных национальных акторов, которые были побеждены или ограничены в действиях, вновь включаться в систему и принимать их как ролевых партнеров или же способствовать вхождению ранее неосновных акторов в категорию основных национальных акторов. Рассматривать всех основных акторов как приемлемых ролевых партнеров.

Данное правило указывает, что сама жизнеспособность системы зависит от согласованности поведения, акторов с главными правилами и нормами системы «баланса сил». Если количество основных акторов уменьшается, международная система «баланса сил» становится нестабильной. Таким образом, сохранение количества основных национальных акторов в определенных пределах – необходимое условие стабильности системы. Для этого права полного членства в системе возвращаются потерпевшим поражение или проводится реформирование ранее девиантных акторов. Любое конкретное действие или взаимоотношения между акторами – в какой-то мере результат «случая», однако они возможны только при выполнении набора особых условий, приведших к данному действию или положению, которые включают элементы случайных встреч или личностных факторов. Однако последние коррелируют с образцами национального поведения и значимыми правилами международной системы, что подтверждает предсказательную силу теории.

Любое значимое правило системы  находится в равновесии с другими  правилами. Правила международных систем взаимозависимы.

 

                                           Собственно, примеры из международной практики :

 

Выделяют следующие исторические формы баланса сил в развитии мировой политической системы:

1. Иррегулярное силовое равновесие, которое возникло еще в древности и существовало до XV-XVI вв. Стремление государств сохранить равновесие сил носило бессистемный, неорганизованный характер.

2. Система межгосударственных  политических отношений для поддержания  баланса сил. С возникновением централизованных государств в XV- XVI вв. началась их борьба за доминирование на европейском континенте, а затем и в мире в целом. В ходе этой борьбы сложилась система официального фиксирования и закрепления складывавшегося в каждый исторический период равновесия сил в региональной и мировой политике с помощью многосторонних, межгосударственных договоров, наиболее значительными из которых являлись Вестфальский мир (1648), Утрехтский мир (1713), Генеральный акт Венского конгресса (1815), Версальско-Вашингтонская система (1919-1922), Ялтинско-Потсдамские соглашения (1945).

3. Система баланса  интересов. На исходе XX столетия в политической науке стало формироваться мнение о постепенном росте значения баланса интересов при формировании конфигурации политических взаимодействий ведущих мировых держав. Однако нередко возникают рецидивы силовой политики при решении сложных международных проблем.

 

 
Классические примеры применения политики «Баланса сил» дает история  Британской империи времен расцвета, когда ей удавалось играть роль «арбитра»  в международных делах, используя  существующие или провоцируя новые антагонизмы между государствами или коалициями государств в Европе. Под предлогом сохранения «европейского равновесия» Англия попеременно поддерживала то одну, то другую группировку государств, становясь при этом на сторону слабейшей. Суть подобной политики выражает формула известного английского политического деятеля XIX в. лорда Пальмерстона: «У нас нет вечных союзников и вечных врагов. У нас есть постоянные вечные интересы, и мы им должны следовать».  
В прошлом XX в. политика «Баланса сил» стала проводиться и США. Это нашло выражение, например, в поведении в первой, да и во второй мировой войнах, американских правящих кругов, стремившихся выйти на преобладающие позиции за счет взаимного ослабления воюющих сторон. К числу американских теоретиков «Баланса сил» политики относятся Н. Спайкман, представители т.н. школы «политического реализма» - Г. Моргентау, Р. Страус-Хюпе и др. 
США как приемник Британской империи унаследовал традиционные устремления Великобритании - прежде всего не допустить доминации континента какой бы то не было континентальной державой. Но американская парадигма мирового владычества различалась существенно от британской. США уже во времена окончания первой мировой войны оттвергнули принцип баланса сил. На смену баланса сил США стремились установить систему решающего перевеса силы США . К тому же США не только стремились предотвратить господство континентальной державе на континенте - США сами претендовали на установления своего господство. Суть всех геополитических документов «холодной войны» заключается именно в этом. Провозгласив доктрину Трумэна, США поставили под свою доминацию не только всю Западную Европу, но и окраины Европы - Грецию, Турцию; Исландию, Гренландию- так называемый «Римланд» в геополитических концепциях Николаса Спайкмена. По окончанию же «холодной войны» США практически уже захватили Вторую Европу - Восточную - включая Балканский полуостров. 
В то же время, казалось бы, сегодня мы не можем привести очевидных примеров применения политики баланса сил каким-либо государствам. Однако, если проанализировать, например, современную внешнюю политику США, то можно найти проявления подобного рода. 
Так, например, США очевидным образом встает во внешнеполитических отношениях на сторону слабых государств – бывших членов СНГ при возникновении разногласий между ними и Россией. Здесь можно привести пример современной Грузии.


Информация о работе Теория баланса сил (примеры из международной практики)