Теория государственного регулирования экономики Дж.М. Кейнса и история ее развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 13:12, контрольная работа

Описание работы

Кейнсианство – экономическое учение о необходимости и значимости государственного регулирования экономики посредством широкого использования государством фискальной, денежно-кредитной политики и других активных мер воздействия на рыночный механизм.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..3
1.Экономическое учение Дж. М. Кейнса……………………………….4
2. Историческое развитие «кейнсианства»……………………………..6
3. Кейнсианская программа
государственного регулирования экономики………………………….9
Заключение……………………………………………………………….11
Список используемой литературы………………………………………12

Файлы: 1 файл

контрольная.doc

— 66.00 Кб (Скачать файл)

Всероссийский заочный финансово-экономический  институт 
 
 
 
 

кОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «История экономических учений»

 на  тему: «Теория государственного  регулирования экономики Дж.М.  Кейнса и история ее развития» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2011г 

Содержание:

Введение…………………………………………………………………..3

1.Экономическое учение Дж. М. Кейнса……………………………….4

2. Историческое  развитие «кейнсианства»……………………………..6

3. Кейнсианская  программа

 государственного  регулирования экономики………………………….9

Заключение……………………………………………………………….11

Список используемой литературы………………………………………12 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

     В 30-тые годы XX столетия небывалой остроты достигли кризисные процессы в экономике и экономической теории Запада. Из-за низкого платёжеспособного спроса возникло затоваривание и кризис неплатежей, банкротство банков и резкий рост безработицы. Согласно основным положениям классической политической экономии рынок как саморегулирующаяся система должен был обеспечить восстановление экономического равновесия в условиях полной занятости и полного объёма производства. Однако этого не происходило, и кризис продолжался. Существовала  острая  потребность в новой рыночной теории, которая бы  четко  смогла  объяснить  существование таких  явлений,  как  массовая  безработица,  долгое  падение  производства, существование неиспользованных производственных мощностей при  относительной ограниченности народного потребления, и показала возможные  пути  выхода  из кризисного положения без уничтожения рыночных основ хозяйствования.

     Видимая потребность в новой рыночной теории  была  удовлетворена  выходом  в свет труда Дж. М.  Кейнса  «  Общая  теория  занятости,  процента  и  денег» (1936).  После  этого  большинство  молодых   экономистов-рыночников   стали последователями теории Кейнса. В ней была  подвержена  обоснованной  критике идеализация  классиками  механизма  рыночного  саморегулирования,   доказана необходимость  активного  государственного  вмешательства  в   экономику   и предложены инструменты регулирования. В своей работе Дж. Кейнс показал, что система рыночных экономических отношений отнюдь не является совершенной и саморегулируемой и что максимально возможную занятость и экономический рост может обеспечить только активное вмешательство государства в экономику. Это направление в экономической науке, получило название «кейнсианство» по фамилии основоположника учения Дж. Кейнса.

     Кейнсианство – экономическое учение о необходимости и значимости государственного регулирования экономики посредством широкого использования государством фискальной, денежно-кредитной политики и других активных мер воздействия на рыночный механизм.  

    1.Экономическое учение Дж. М. Кейнса

     Джон  Мейнрад Кейнс (1883-1946) – выдающийся ученый экономист современности. Он учился у не менее именитого ученого, основателя Кембриджской школы А. Маршалла. Но не стал его наследником, едва не затмив славу своего учителя.

     Своеобразное  осмысление последнего самого длительного  и тяжелого экономического кризиса 1929-1933 гг., отразилось в совершенно неординарных в тот период положениях изданной Дж. М. Кейнсом книги “Общая теория занятости, процента и денег” (1936) . Это произведение принесло ему чрезвычайно широкую известность и признание, поскольку оно уже в 30-е гг. послужило теоретико-методологической базой программ стабилизации экономики на уровне правительств в ряде государств Европы и США.

     По  оценкам многих экономистов, “Общая теория” Кейнса явилась поворотным пунктом в экономической науке C C в. и во многом определяет экономическую  политику стран и в настоящее  время.

     Главная новая идея “Общей теории” состоит в том, что система рыночных экономических отношений отнюдь не является совершенной и саморегулируемой и что максимально возможную занятость и экономический рост может обеспечить только активное вмешательство государства в экономику.

     Новаторство экономического учения Дж. М. Кейнса в  методологическом плане проявилось, во-первых, в предпочтении макроэкономического  анализа микроэкономическому подходу, сделавшим его основоположником макроэкономики как самостоятельного раздела экономической теории, и, во-вторых, в обосновании концепции о так называемом эффективном спросе, т.е. потенциально возможном и стимулируемом государством спросе. Опираясь на собственную “революционную” по тем временам методологию исследования, Кейнс в отличие от своих предшественников и наперекор господствовавшим экономическим воззрениям утверждал о необходимости недопущения с помощью государства урезания заработной платы как основного уровня ликвидации безработицы, а также о том, что потребление ввиду психологически обусловленной склонности к сбережению растёт гораздо медленнее доходов.

     В методологии исследования Кейнса учитывается  немаловажное влияние на экономический  рост и неэкономических факторов, как-то: государство и психология людей (предопределяющая степень осознанных взаимоотношений хозяйствующих субъектов) . Вместе с тем кейнсианское учение являет собой по преимуществу продолжение основополагающих методологических принципов неоклассического направления экономической мысли, поскольку и сам Дж. М. Кейнс, и его последователи, следуя идее “чистой экономической теории”, исходят из приоритетного значения в хозяйственной политике общества прежде всего экономических факторов, как, правило, на базе методов предельного функционального анализа, экономико-математического моделирования.

     Итогом  своего исследования Кейнс считал создание теории, которая “указывает на жизненную  необходимость создания централизованного  контроля в вопросах, которые ныне в основном предоставлены частной  инициативе… Государство должно будет оказывать своё руководящее влияние на склонность к потреблению частично путём соответствующей системы налогов, частично фиксированием нормы процента и возможно, другими способами”, ибо “именно в определении объёма занятости, а не в распределении труда тех, кто уже работает, существующая система оказалась непригодной”. Вот почему, по убеждению Кейнса “учреждение централизованного контроля, необходимого для обеспечения полной занятости, потребует конечно, значительного расширения традиционных функций правительства… Но всё же остаются широкие возможности для проявления частной инициативы и ответственности” .

     Эффективность регулирования государством экономических  процессов, согласно Кейнсу, зависит  от изыскания средств под государственные  инвестиции, достижения полной занятости населения, снижения и фиксирования нормы процента. Он при этом полагал, что государственные инвестиции в случае их нехватки должны гарантироваться выпуском дополнительных денег, а возможный дефицит бюджета будет предотвращаться возрастанием занятости и падением нормы процента. Иначе говоря, по концепции Кейнса, чем ниже норма ссудного процента, тем выше стимулы к инвестициям, к росту уровня инвестиционного спроса, что в свою очередь расширяет границы занятости, ведёт к преодолению безработицы. При этом исходным для себя он считал такое положение о количественной теории денег, в соответствии с которым в реальной действительности “вместо постоянных цен при наличии неиспользованных ресурсов и цен, растущих пропорционально количеству денег в условиях полного использования ресурсов, мы практически имеем цены, постепенно растущие по мере увеличения занятости факторов” .  

     2. Историческое развитие  «кейнсианства»

     Появление « Общей теории занятости, процента и денег» вызвало бурную полемику, в которой брали участие экономисты ведущих стран Запада. Участники дискуссии защищали противоположные точки зрения относительно проблем, выдвинутых в работе Кейнса.

     Уже с 30-х годов начался постепенный  теоретический пересмотр модели Кейнса с целью влить ее в систему общей экономической теории равновесия как отдельного случая. Этот вариант, под названием «стандартной кейнсианской модели», или «кейнсианско-неоклассического синтеза», занимал главенствующие положение в структуре рыночной экономической мысли до конца 60-х годов. Он возник как наследие трактования теории Кейнса его последователями- ведущими экономистами Дж. Хиксом, А. Хансеном и др. Их трактование объединяло элементы кейнсианской и неоклассической моделей и получило название кейнсианско - неоклассического синтеза.

     Первая  его существенная черта лежит в  том, что в основу положено выведение  макроэкономических поведенческих функций с неоклассического постулата максимизации полезности отдельных индивидуумов. Поэтому макроэкономические теории общего поведения строятся простим подитоживанием индивидуальных функций.

     Вторая  существенная черта  синтеза - отказ от важного кейнсианского  допущения про негибкость цен и принятие противоположного, неоклассического, условия - их абсолютную гибкость, что связано с введением в Кейнсианскую модель так называемого эффекта Пигу, или реальных кассовых остатков.

     Третья  существенная черта  кейнсианско-неоклассического синтезу -допущение про нейтральность денег и сосредоточения внимания на равновесии экономики в условиях полной занятости.

     Кейнсианско-неоклассический  синтез был основою  третьего классического положения, поскольку достиг статуса общепринятой господствующей ортодоксии. Этот процесс в отрасли экономической теории обусловлен рядом причин. Основные из них экономические (подрыв веры в способность вольной рыночной экономики автоматически поддерживать полную занятость и стабильность цен, практическая эффективность кейнсианских способов экономической политики), социальные (достижения социального консенсуса представителей частного капитала, средних слоев, значительной части рабочего класса), политические (заметная тяга к реформаторству), идеологические (влияние опыта народнохозяйственного планирования, социальных достижений в бывших странах командно-административной системы на экономическую науку и политику Запада, пропаганда политики активизации, основанной на рекомендациях сторонников кейнсианско-неокласического синтеза), и др. Вместе с этим, соответствие кейнсианско - неокласического синтеза правильному трактованию «Обеще теории занятости, процента и денег» Дж. М. Кейнса не вызвала до середины 60-х годов серьезных сомнений в академической науки и преподавании ее. Все это способствовало укреплению господствующего положения синтеза и установлению третьего классического положения.

     Во  второй половине 60-х  годов среди сторонников  экономической теории Кейнса наметился  новый поворот. Ведущие  неокенсианцы Р. Лауер, Р. Берроу, Н.Калдор и другие выступили с критикою кейнсиансо-неоклассического синтеза и альтернативными трактователями теории Кейнса. Начальным пунктом их критики стало положение про то, что «стандартная кейнсианская модель» - это лишь одна из ряда возможных интерпретаций теории Кейнса. Отсюда - истоки отличия экономической теории самого Кейнса и его последователей, которые отличаются между собой. В противовес кейнсианско - неоклассическому синтезу, или «классическому кейнсианству», возникли разные варианты посткейнсианства, в первую очередь «монетарного и нового»

     Выступая  с позиции несоответствия кейнсианско-неоклассического синтеза настоящей экономической теории Кейнса, посткейнсианцы выбрали объектом критики все элементы синтеза. Они нашли определение: «Не стоит воспринимать всерьез как методы достижения полной занятости, так и рецепты борьбы против инфляции, предлагаемые Кейнсианцами неоклассического направления, которые трактовали на свой лад и смоделировали предложенную Кейнсом модель, в результате чего она утратила внутреннею гармонию, и перестала отображать реальное положение дел» (П. Девидсон). Таким образом, критики подрывали статус господствующей ортодоксии и классической ситуации. В 70-х годах они добавили обвинение, в адрес «явных» кейнсианцев, в том, что своим «безответственным трактованием» теории Кейнса они «нанесли огромный урон экономическому развитию, политической системе, прогрессу и стабильности» (С. Вайнтруб). Ситуацию, которая сложилась в середине кейнсианства, М. Блауг охарактеризовал как контрреволюцию и « открытие многообещающей, новой линии развития макроэкономической теории». В то время, когда ведущие критики кейнсианско-неокласического синтеза (Р.Клауер, А.Лейонхувуд, С.Вайнтрауб, Х.Мински и др.) претендовали на роль наиболее последовательных интерпретаторов экономической теории Кейнса, другие известные ученые (Р.Джекман, Л.Харрис,М. Блауг) подчеркивали подобие собственных формулировок Кейнса с положения представителей синтеза.

     3. Кейнсианская программа государственного регулирования экономики

    Кейнс написал работу теоретического характера. Однако его обоснования и выводы представляют основу для формирования важнейших принципов экономической  политики. В работе «Общая теория занятости, процента и денег» он в целях обеспечения эффективного спроса как определяющего фактора роста и повышения уровня занятости выдвигает следующие «рецепты»:

  1. Денежная политика, регулирование процентной ставки. Предлагалось снизить проценты на кредиты, что увеличит разрыв между стоимостью кредитов иожидаемой прибыльностью капиталовложений, поднимет их «предельную эффективность». Предприниматели будут вкладывать денежные средства не в ценные бумаги, а в развитие производства. Но снижение процентной ставки – это не главный путь. Кейнс предполагал, что не исключена ситуация, когда экономика может очутиться в так называемой «ловушке ликвидности», при которой денежная масса продолжает расти, а понижение процентной ставки практически останавливается.
  2. Бюджетная политика. Чтобы стимулировать эффективный спрос, Кейнс предлагал увеличить государственные расходы, увеличить государственные инвестиции и государственные закупки товаров. Рекомендовалось также уменьшить налоги. Но всё же главным Кейнс считал наращивание расходов. В дальнейшем увеличение расходной части госбюджета будет компенсировано новыми налоговыми поступлениями, образуемыми за счёт увеличения производства и расширения занятости. Расчёт делался на то, что государство «будет брать на себя всё бóльшую ответственность за прямую организацию инвестиций». Предполагалось, что расширение инвестиционной деятельности государства будет направлено прежде всего на организацию общественных работ – строительство дорог, освоение новых районов, сооружение предприятий.
  3. Перераспределение доходов в интересах социальных групп, получающих наиболее низкие доходы. Такая политика была призвана увеличить «спрос» этих социальных групп, повысить денежный спрос массовых покупателей. Склонность к потреблению в обществе должна увеличиться.
  4. Политика полной занятости, направленная на недопущение значительной безработицы, на расширение системы социального обеспечения. Предлагался комплекс мер социального характера, включая выплату пособий, развитие системы долгосрочного кредита и т. д.

Информация о работе Теория государственного регулирования экономики Дж.М. Кейнса и история ее развития