Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 14:13, реферат
Проблема государственного вмешательства в экономику является, по моему мнению, является основной для любого государства, независимо от того, рыночная ли это экономика или же распределительная. В распределительной экономике все проще: государство берет на себя все права и обязанности по производству и распределению товаров и услуг. То есть о регулировании говорить не приходится: государству просто некого регулировать. В таком случае речь идет о замещением всего многообразия форм собственности и способов ответа на вопрос "Что, как и для кого производить? " одной единственной формой собственности - государственной, а ответ на основной экономический вопрос строгой централизацией и распределением.
Введение
1. История эволюции представлений о роли государства в экономике
Меркантелисты
Классическая теория
Кейнсианская теория
Неоклассическая теория
2. Функции государства в экономике
Антитрестовское регулирование
3. Методы государственного воздействия на рынок
Государственные расходы
Налогообложение
Государственное регулирование
Государственное предпринимательство
4. Проблемы и ограничения государственного вмешательства
Дерегулирование и приватизация
Государственное регулирование в сельском хозяйстве
Заключение
Список использованной литературы
Дерегулирование и приватизация
Вмешательство государства в экономику требует довольно крупных расходов. Они включают в себя как прямые затраты (подготовка законодательных актов и контроль за их исполнением) , так и косвенные (со стороны фирм, которые должны исполнять государственные инструкции и отчетности) . Кроме того, считается, что государственные регламентации снижают стимул к нововведениям, к вхождению новых конкурентов в отрасль, так как для этого требуется разрешение соответствующей комиссии.
По оценкам американских специалистов, государственное воздействие на экономическую жизнь приводит к падению темпов роста приблизительно на 0,4% в год (Lipsey R., Steiner P., Purvis D. Economics, N. Y. 1987, P. 422) .
В силу определенных несовершенств государственное вмешательство иногда влечет за собой потери. В связи с этим в последние годы обострился вопрос о 1дерегулировании 0экономики и о приватизации. Дерегулирование предполагает снятие законодательных актов, которые сдерживают вхождение потенциальных конкурентов на рынок, устанавливают цены на определенные товары и услуги. Например, в США в 80-е годы дерегулирование затронуло грузовой автотранспорт, железнодорожный и воздушный виды транспорта. В результате снизились цены и улучшилось обслуживание пассажиров. Американскому обществу дерегулирование грузовых перевозок, воздушного и железнодорожного транспорта принесло выгоду, оцениваемую соответственно в 39-63 млрд. дол., 15 млрд. дол. и 9-15 млрд. дол. в год (Economic Report of the President, Wash., 1989. P. 188) .
Приватизация - продажа государственных
предприятий частным лицам или
организациям - направлена на повышение
хозяйственной рациональности. Она
вызвана тем, что государственные
предприятия оказываются
Для предпринимателя - одно из двух: прибыль или убытки. Если частное предприятие терпит убытки долгое время, то оно закрывается. Государственному же предприятию оказывается помощь, поэтому оно может не стремиться к повышению своей рентабельности.
Это еще раз доказывает, что государственное вмешательство нужно только там, где оно жизненно необходимо. Во всех остальных случаях рынок более эффективно решит поставленные экономические задачи.
Государственное регулирование в сельском хозяйстве
В современной западной экономике сельское хозяйство - одна из важнейших сфер активного вмешательства. В этой области производства главный принцип свободного рынка, а именно игра спроса и предложения, оказывается практически неприменим.
Правда, и государственное
Например, в Западной Европе правительства традиционно уделяют большое внимание проблемам аграрного рынка, однако ни производители, ни потребители не удовлетворены положением дел в аграрном секторе.
Источник проблем в том, что
в развитых странах благодаря
высокой производительности труда
производство аграрной продукции значительно
превышает потребности
Цели государственного регулирования
в сфере сельского хозяйства
включают: а) повышение производительности
путем внедрения технического прогресса
и рационализации производства, максимально
эффективному использованию всех производственных
факторов, особенно рабочей силы; б)
обеспечение занятости в
Тем самым производители защищаются
от резкого падения цен. В то же
время внутренний рынок ограждается
от дешевого импорта и чрезмерных
колебаний цен с помощью
Функционирование этого
Таким образом, хотя каждый производитель должен сам нести риск сбыта, на деле это правило не действует в отношении производителей многих аграрных продуктов.
Существуют и механизмы защиты
от дешевого импорта и поощрения
экспорта. Это означает, что при
ввозе устанавливается ввозная
пошлина, приравнивающая цену продукта
к внутренней цене. При вывозе же
государство выплачивает
Надо заметить, что данная политика спровоцировала много проблем. С одной стороны, накоплены огромные запасы продовольствия, с другой недовольства крестьян, считающих, что не обеспечен их прожиточный минимум. В данной ситуации крупные агропромышленные предприятия получают приличные доходы, в то время как мелкие производители едва сводят концы с концами.
Таким образом, сельское хозяйство остается слабым местом государственного регулирования. Однако, по-видимому, положение дел в сельском хозяйстве останется неизменным.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучение данной темы дает обильную пищу для размышлений.
Очень часто государство является
первопричиной изменений
Следует отметить, что государство не должно вмешиваться в те сферы экономики, где его вмешательство не является необходимым. Это не только ненужно, но и вредно для экономики.
В целом трудно переоценить роль государства в экономике.
Оно создает условия для
Как мне кажется, основная задача государства состоит в том, чтобы удерживать "золотую середину" в сфере влияния на рыночную экономику.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Теория государственного регулирования экономики