Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 22:43, контрольная работа
Предполагалось, в частности, что экономика является абсолютно гибкой и мобильной: имеется подвижность ресурсов, отсутствуют малейшие препятствия для перелива капитала и труда, не существует какого-либо центра экономической власти, способного ограничивать свободу хозяйственных субъектов. Многие представители западной экономической теории понимали всю условность указанных предпосылок, поэтому уже в 19 в. появились работы, авторы которых стремились учесть модифицирующее влияние монополий на структуру рынка. Наиболее известными работами в этом направлении являются “Теория монополистической конкуренции” Чемберлина и “Экономическая теория несовершенной конкуренции” Робинсон. Я же хочу заострить свое внимание на первой работе.
Введение.................................................................................................................3
1. Э.Чемберлин и его взгляды на общественное производство........................5
1.1. Краткая биография.........................................................................................5
1.2. Теория монополистической конкуренции....................................................6
Заключение...........................................................................................................15
Список литературы..............................................................................................16
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное учереждение
высшего профессионального образования
Костромской государственный университет имени Н. А. Некрасова
Интститут экономики
Контрольная работа по дисциплине: История экономических учений
на тему: «Теория монополистической конкуренции Э. Чемберлина».
Выполнил:
студент 1 курса 1 группы
заочной формы обудения
специальности: «Финансы и кредит»
Земскова Екатерина Сергеевна
Проверил:
к.э.н, доцент кафедры экономики
Захарова Мария Александровна
Кострома, 2013
Содержание
Введение......................
1. Э.Чемберлин
и его взгляды на общественное
производство..................
1.1. Краткая
биография.....................
1.2. Теория
монополистической конкуренции.
Заключение....................
Список литературы.............
Введение
Предметом истории экономической мысли является изучение истории становления и развития общественного производства, а также исторического процесса возникновения, развития и смены экономических кон (идей и воззрений) в ходе эволюции человеческого общества.
Известно множество школ,которые рассматривали процесс производства под разными углами, в зависимости от эпохи. История движется от эпох древней Греции и Средневековья по наши дни.
Одним из значимых людей в развитии истории экономической мысли явился Э. Чемберлин — американский экономист, известный своим главным трудом «Теория монополистической конкуренции».
Модель совершенной конкуренции, которую использовали неоклассическая школа, опиралась, как известно, на ряд весьма условных теоретических предпосылок.
Предполагалось, в частности, что экономика является абсолютно гибкой и мобильной: имеется подвижность ресурсов, отсутствуют малейшие препятствия для перелива капитала и труда, не существует какого-либо центра экономической власти, способного ограничивать свободу хозяйственных субъектов. Многие представители западной экономической теории понимали всю условность указанных предпосылок, поэтому уже в 19 в. появились работы, авторы которых стремились учесть модифицирующее влияние монополий на структуру рынка. Наиболее известными работами в этом направлении являются “Теория монополистической конкуренции” Чемберлина и “Экономическая теория несовершенной конкуренции” Робинсон. Я же хочу заострить свое внимание на первой работе.
Теория монополистической конкуренции Э. Чемберлина явилась вызовом традиционной экономической науке, согласно которой монополия и конкуренция существовали как взаимоисключающие понятия. Э. Чемберлин в своих трудах показал существование специального вида монополии, образующего необходимую составную часть конкурентной рыночной системе. Он указал два способа соединения монополии с конкуренцией:
Более подробное описание будет рассмотрено ниже.
1. Э.Чемберлин и его взгляды на общественное производство
1.1. Краткая биография
ЧЕ́МБЕРЛИН (Chamberlin) Эдвард Хейстингс родился 18 мая 1899 года в Ла-Коннере штат Вашингтон. Он является американским экономистом, известным своим вкладом в развитие теории монополистической конкуренции.
Отец Эдварда Чемберлина
был протестантским пастором. В 1921 году
Эдвард закончил Университет Айовы.
Через год в Мичиганском универ
В 1933 году выходит «Теория монополистической конкуренции» (англ. The Theory of Monopolistic Competition) — книга, сделавшая Чемберлина знаменитым. В течение 1933-62 годов книга переиздавалась в США 8 раз. Это и ныне одно из популярных учебных пособий в преподавании курса экономической теории. В нём содержится всесторонняя характеристика сущности монополии, приводится убедительный анализ образования монопольной цены и монопольной прибыли.
Важной вехой в творческой и научной биографии Э. Чемберлина явилось избрание его главой отделения экономической теории Гарвардского университета (1939-43), включавшего тогда в свой состав таких именитых ученых, как Василий Леонтьев, Элвин Хансен, Йозеф Шумпетер и другие. В 1948-58 годах он является редактором гарвардского «The Quarterly Journal of Economics» («Ежеквартального журнала по экономике»). В 1965 году был избран заслуженным членом Американской экономической ассоциации. В 1967 г. в память о нем был издан сборник трудов экономистов под названием «Теория монополистической конкуренции: исследования взаимодействия». Полное название упоминавшегося уже главного труда Э. Чемберлена состоит не из привычной широкому кругу читателей одной фразы, а из двух, а именно: «Теория монополистической конкуренции (Реориентация теории стоимости)».
В результате дальнейшей проработки проблем второй части наименования данного сочинения гарвардский профессор в 1957 г. издал еще одну книгу — «На путях к более общей теории стоимости», выпущенную в форме сборника из 16 статей и очерков автора. Характерно, что, оставаясь верным своим теоретико-методологическим принципам, в вводной статье сборника Э. Чемберлен утверждает: «Чистая конкуренция, монополистическая конкуренция, чистая монополия — такова классификация, которая представляется мне по природе дела исчерпывающей».
Э. Чембрелнин скончался 16 июля 1967 в Кембридже, штат Массачусетс.
1.2. Теория монополистической конкуренции
В 1933 Чемберлин опубликовал свою главную работу «Теория монополистической конкуренции». Наряду с книгой Дж. Робинсон «Теория несовершенной конкуренции» она ознаменовала серьезный поворот в неоклассической теории абстракций совершенной конкуренции к анализу конкуренции в условиях господства монополии. Сам Чемберлин считал, что его теория является дальнейшим развитием теории ценообразования А. Маршалла, Д. Б. Кларка и ,особенно, Ф. Найта и П. Сраффы: именно два последних автора, по его мнению, начали проявлять повышенное внимание к той «средней области», которая лежит между конкуренцией и монополией.
Э. Чемберлин был первым,
кто ввел в экономическую теорию
понятие "монополистической
Монополистическая конкуренция – одна из форм несовершенной конкуренции. Монополистическая конкуренция представляет собой такую структуру рынка, при которой большое число фирм производит взаимозаменяемые товары и услуги.
Прежде всего, обращает на себя внимание сам термин «монополистическая конкуренция». Он говорит о том, что в рамках данной рыночной структуры сочетаются черты, присущие монополии и совершенной конкуренции, являющихся антиподами. Монополистическую конкуренцию роднит с совершенной конкуренцией большое число продавцов, одновременно выступающих на рынке данного товара или услуги. Но они предлагают не одинаковую, а дифференцированную продукцию, т. е. различные взаимозаменяемые продукты, удовлетворяющие одну и ту же потребность (различные виды мыла, зубной пасты, модели одежды, учебники экономики и т.д.). Каждую разновидность продукции в относительно небольших размерах могут выпускать мелкие фирмы.
Основные категории Чемберлина таковы:
Модель Чемберлена предполагает структуру рынка, в которой соединены элементы конкуренции (большое число фирм, их независимость друг от друга, свободный доступ на рынок) с элементами монополии (покупатели отдают явное предпочтение ряду продуктов, за которые они готовы платить повышенную цену). При этом предполагается, что предприниматель в своем стремлении к получению максимальной прибыли стремиться захватить контроль над предложением товара, что позволит ему диктовать цену на рынке. Поэтому он стремиться создать товар, который хоть чем-то отличается от товара конкурента.
Но как же образуется такая структура? Исходя из концепции "экономического человека", логично предположить, что предприниматель в своем стремлении к получению максимальной прибыли стремится захватить контроль над предложением товара, что позволит ему диктовать цену на рынке. Поэтому он стремится создать товар, который хоть чем-то отличается от товара конкурента.
Каждая фирма, добившись некоторой дифференциации своего продукта, становится монополистом на рынке его сбыта. Возникает монополия по дифференциации продукта, которая предполагает ситуацию, когда производя определенный продукт, отличный от продукции других фирм, фирма обладает частичной рыночной властью. Это означает, что увеличение цен на ее продукцию не обязательно приведет к потере всех покупателей (что было бы верно, по крайне мере в плане теоретическом, в условиях совершенной конкуренции, полной однородности продукта, и, как следствие, бесконечной эластичности спроса по цене).
При этом дифференциация продукта трактуется достаточно широко: она включает не только различные свойства продукта, но и все условия реализации и услуги, сопутствующие продаже, а также пространственное нахождение.
Дифференциация может базироваться на определенных особенностях самого продукта, вроде таких, как особые запатентованные свойства (фабричные марки, фирменные названия, своеобразие упаковки) и таких, как индивидуальные особенности (качество, форма, цвет или стиль). Дифференциация может также существовать в отношении условий, сопутствующих продаже товаров.
В розничной торговле (если ограничиться одним только примером) эти условия включают в себя такие факторы, как удобство местонахождения продавца, общая атмосфера или общий стиль, свойственные его заведению, его манера ведения дел, его репутация как честного дельца, любезность, деловая сноровка и все личные узы, которые связывают его клиентов либо с ним самим, либо с теми, кто у него работает. Поскольку эти и всякие иные - неосязаемые факторы варьируются от продавца к продавцу, то "продукт" выступает в каждом случае различным, ибо покупатели в большей или меньшей степени учитывают эти вещи, и,можно сказать, что они покупают их наравне с самим товаром. «Там, где существует такого рода дифференциация, — уточняет Чемберлин, — покупатели будут группироваться попарно с продавцами не по воле случая и не беспорядочно (как это происходит при чистой конкуренции), а в соответствии с выбором, основанным на предпочтении».
Если иметь в виду две указанные стороны дифференциации, то становится очевидным, что все продукты в сущности отличаются друг от друга - по меньшей мере слегка отличаются - и что в обширной области хозяйственной деятельности дифференциация играет важную роль.
Там, где продукт дифференцирован, продавец одновременно является и конкурентом и монополистом. Пределы же власти этой группы монополистов ограничены, поскольку контроль над предложением товаров частичный: вследствие существования товаров заменителей и возможной эластичности спроса по цене.
Монополизм, обусловленный дифференциацией продукта означает, что коммерческий успех зависит не только от цены и потребительских качеств продукта, но и от того, сумеет ли продавец поставить себе в привилегированное положение на рынке.
Продавец-монополист, по логике Э. Чемберлена, может и увеличивать объем продаваемой продукции, прибегая посредством дополнительных затрат к снижению ее цены и полагая, что остальные продавцы одноименной «группы» товаров не смогут сразу поступить также, т.е. повысить уровень издержек производства. В этом, на его взгляд, основная причина того, что фирма-конкурент данной марки товара, снижая на него цену или осваивая выпуск нового конкурирующего товара, по сути, не обеспокоена тем, что аналогичные меры будут предприняты другими конкурентами.
Когда в силу монополистической конкуренции рынок отдельного продавца в известной степени обособлен от рынков его соперников, объем сбыта товаров «лимитирован» и определяется тремя новыми факторами: 1) ценой, 2) особенностями продукта и 3) затратами на рекламу». Гарвардский профессор убежден, что в предложенной классификации факторов монополистической конкуренции на базе дифференциации продукта имеют место такие факторы, которые инициируются продавцами для влияния на потребительские решения покупателей. В числе такого рода факторов он особо выделяет факторы, препятствующие снижению цены, и как пример называет, в частности, присущую потребителю склонность рассматривать более низкую цену как показатель более низкого качества продукта.
Информация о работе Теория монополистической конкуренции Э. Чемберлина