Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2015 в 05:11, контрольная работа
Рынок - это саморегулируемая, основанная на экономической свободе система обмена, купли-продажи между продавцом и покупателем, производителем и потребителем, которая обеспечивает удовлетворение спроса на товар различными предложениями с передачей юридического права собственности после оплаты товара.
Теоретические основы рынка раскрывают принципы рыночных отношений, которые позволяют определить перечень технико-экономических условий, обеспечивающих нормальное функционирование рыночного механизма при наиболее полном удовлетворении различных потребностей общества.
Рынок - это саморегулируемая, основанная на экономической свободе система обмена, купли-продажи между продавцом и покупателем, производителем и потребителем, которая обеспечивает удовлетворение спроса на товар различными предложениями с передачей юридического права собственности после оплаты товара.
Теоретические основы рынка раскрывают принципы рыночных отношений, которые позволяют определить перечень технико-экономических условий, обеспечивающих нормальное функционирование рыночного механизма при наиболее полном удовлетворении различных потребностей общества. Перечень этих условий может быть представлен следующими группами.
Готовность производства предусматривает: создание нормальных условий производства товара и выполнение услуг, перечень товаров и услуг, которые могут быть реализованы на рынке, наличие плана организационно-технических мероприятий по перестройке технологического процесса производства с целью повышения конкурентоспособности продукции и спроса на нее.
Поведение товаропроизводителя на рынке предусматривает обеспечение нормальных взаимоотношений между товаропроизводителями, представленными на рынке, и в том числе с конкурентами, реализующими аналогичный товар или заменители; использование дифференцированных цен на товары и услуги; прогнозирование возможности увеличения доли в общем объеме реализации аналогичной продукции на рынке; смягчение конкуренции между соперниками.
Характеристика действующих рынков включает степень насыщенности, концентрация рынка продавцами и покупателями, характеристику технико-экономических параметров товаров, представленных на рынке, степень их однородности и взаимозаменяемости, условия реализации товаров и услуг. Эффективность рыночных отношений предусматривает оценку потребности в материальных, денежных, трудовых ресурсов, используемых в производстве товаров и услуг, минимизации текущих затрат и совершенствование действующих технологий, наиболее рациональное распределение и использование ограниченных ресурсов.
Товарная организация экономической жизни предполагает существование минимум трех групп институциональных агентов: государства, бизнеса и домохозяйств. Отдельное домашнее хозяйство представляет собой хозяйственную единицу, которая взаимодействует с другими субъектами рынка: бизнес - единицами и государственными органами. Взаимодействуя с фирмами, они становятся участниками рынка труда, предлагая рабочую силу, а также товарного рынка, предлагая продукцию (излишки) домашнего производства. Поскольку доходы домохозяйств налогооблагаемы, последние вступают во взаимоотношения с госорганами. Домохозяйства размещают свои сбережения в финансовых институтах, оказываясь тем самым участниками финансового рынка.
Гражданские институты сферы бизнеса, как и домохозяства, становятся субъектами различных рынков. Фирмы поставляют готовую продукцию на товарный рынок, и на нем же, а также на рынке труда закупают все необходимое для производственной деятельности. Денежные средства временно не используемые в производстве, фирмы размещают на финансовом рынке, а недостающие средства получают с того же рынка в виде кредитов. Доходы субъектов бизнеса - объект налогообложения, а правила их поведения устанавливаются государством.
Последнее, кроме установления этих правили взимания налогов, может участвовать в осуществлении ряда программ: чисто экономических, социальных, военных, экологических. При несостоятельности отдельных товарных рынков государство либо создает на них принадлежащие ему фирмы (так зарождается госсектор), либо идет на прямое вмешательство в деятельность соответствующих частных фирм.
Субъекты отраслевого рынка:
Домохозяйства
Источник рабочей силы =>создается рынок труда;
Делают сбережения =>создается рынок финансов;
Самые крупные потребители (особенно товаров широкого потребления)
Бизнес делится на 2 группы:
1ая производит товары и услуги
2ая обслуживает эти производящие фирмы.
Институты рыночной инфраструктуры (банки, биржи, складские хозяйства, связь, транспорт, страховые компании). Они также находятся в сфере государства. Ресурсы получают с рынков , следовательно создается рынок ресурсов, а так же рынок товаров и услуг
Государство является политическим институтом и устанавливает правила работы рынков.
Один из непростых вопросов - вопрос о соотношении рынка и отрасли.
Отраслью является совокупность предприятий, производящих близкие продукты, используя близкие ресурсы и близкие технологии.
Рынок - совокупность экономических условий, при которых покупатели и продавцы взаимодействуют для осуществления взаимовыгодных торговых сделок.
Так же рынок определяется как способ взаимодействия покупателей и продавцов при осуществлении актов купли-продажи товаров и услуг.
Отраслевой рынок - продавцы, покупатели и их отображение (взаимодействие).
Рынок объединяет фирмы, если они производят товары, являющиеся близкими заменителями с точки зрения покупателя (или со стороны спроса).
Отрасль объединяет фирмы, если они реализуют товары, являющиеся близкими заменителями с точки зрения производителя.
Ценовая дискриминация .
Ценовая дискриминация представляет собой особую кампанию по сбыту продукции обширной группе потребителей, основываясь на их персональных возможностях. Зачастую она используется в условиях несовершенной конкуренции и предполагает продажу конкретного товара по разным ценам.
Данная концепция была разработана французским экономическим деятелем Дюпюи. Он еще в 19 веке четко разграничил население на три основные категории: бедные, богатые и зажиточные. Таким образом, он решил наглядно продемонстрировать, что люди обладают разными возможностями, соответственно продукция по слишком завышенным ценам не под силу бедной категории граждан. Но так как каждый ремесленник и любое предприятие стремится к максимизации прибыли, необходимо прибегнуть к гибкой системе ценообразования.
В современных рыночных отношениях ценовая дискриминация позволяет организациям значительно увеличить число покупателей и тем самым повысить уровень жизни населения. Например, определенная категория граждан не может приобрести данный товар по установленной цене, но не против его покупки по заниженной стоимости. Получается, что предприятие покрывает затраты на производство и получает минимальный процент прибыли, но при этом качественно увеличивает объем продаж. Конечно, далеко не все предприятия обладают возможностью так легко регулировать ценовую политику на рынке. Как правило, предложенный метод приемлем для тех фирм, которые успели занять крепкие позиции на рынке и могут влиять на рыночную конъюнктуру. Ценовая дискриминация требует дополнительных расходов на изучение рынка, потребительской аудитории и возможностей самой компании. То есть прежде чем дифференцировать цены на товар, необходимо провести глубокое маркетинговое исследование и все тщательно спланировать.
Следовательно ценовую дискриминацию могут осуществлять только монополии, ибо они устанавливают и контролируют цены. В условиях совершенной конкуренции образуется единая цена на благо и фирма не контролирует цену, а принимает ее как данную, поэтому ценовая дискриминация не возникает.
Монополисты занимаются ценовой дискриминацией в том случае, если посредством ее увеличивают свою прибыль. Дискриминационные цены могут использоваться для расширения производства, обеспечивая тем самым экономию от масштаба производства.
Наиболее благоприятные условия для проведения ценовой дискриминации имеются в сфере услуг, поскольку они, как правило, не могут перепродаваться.
Чтобы фирма-монополист могла проводить ценовую дискриминацию, рынок должен отвечать следующим условиям:
Ценовая дискриминация может возникать на базе разделения рынка по формам собственности, отраслевой принадлежности фирм-производителей или потребителей, а также в зависимости от того, предметом потребления или средством производства является покупаемое благо.
Понятие ценовой дискриминации ввел в экономическую науку в первой трети XX в. А. Пигу. А. Пигу различал три вида (или степени) ценовой дискриминации.
Ценовая дискриминация первой степени (совершенная дискриминация) наблюдается в том случае, когда на каждую единицу блага устанавливается цена, равная его цене спроса, поэтому цены продажи блага для всех покупателей различны. Данный вид ценовой дискриминации допускает персональное и межличностное различение цен спроса. Исходя из этого ее нередко называют совершенной ценовой дискриминацией.
Ценовая дискриминация первого рода является скорее теоретическим видом, так как на практике практически не применяется. Она базируется на желании продавца, то есть он самостоятельно определяет, за какую цену реализовать товар конкретному пользователю. Существует несколько восточных рынков, где еще можно встретить столь свободные отношения. В общем виде по такому принципу действуют консультанты дорогих магазинов, частные репетиторы.
Наиболее часто применяется дискриминация второго рода. В данном случае установление цены напрямую зависит от объема закупок. Ярким примером может служить стоимость товара при покупке оптом и в розницу, ведь разница этих величин существенна.
Ценовая дискриминация третьего рода основана на дифференциации цен в зависимости от социальной категории.
Ценовая дискриминация третьей степени предполагает, что разным лицам благо продается по разным ценам, но каждая единица блага, приобретаемая конкретным покупателем, оплачивается им по одинаковой цене.
Если при ценовой дискриминации первых двух степеней предполагалось разделение благ на группы, то в основе ценовой дискриминации третьей степени предполагается разделение самих покупателей на группы или рынки, где устанавливаются свои цены продажи.
Многочисленные магазины и фирмы разрабатывают и выпускают различные скидочные карты, проводят акции и распродажи. К примеру, в кинотеатрах выделяют специальный день, в который студенты могут приобрести билет с существенной скидкой.
Опытные маркетологи условно дифференцируют покупателей на потенциальных и существенных. Данное понятие особенно остро проявляется при производстве дорогостоящих товаров или услуг таких, как информационные технологии. Конечно, приобретение масштабной технологической системы является достаточно затратным и рассчитано на долгосрочное применение. Однако прогресс не стоит на месте, различные обновления появляются с завидной регулярностью. Крупные компании позволяют себе завышать цены на обновление системы, а за счет этого снижать их для новых покупателей. Итак, ценовая дискриминация - это мощный инструмент, позволяющий повысить показатели эффективности работы предприятия. Кроме того, стоит отметить улучшение благосостояния населения.