Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 22:37, курсовая работа
Целью исследования данной темы является теоретическое обоснование выбора, который делает потребитель, формулировка и доказательство основных законов такого выбора. Задачи исследования: изложить законы потребительского поведения, связать их между собой, показать закономерности возникновения тех или иных потребительских реакций. В учебной литературе теория потребительского выбора входит в раздел «Микроэкономики» и рассматривается параллельно с основами теории производства фирмы. Материал достаточно широко представлен как в отечественной, так и в зарубежной литературе, в следствие того, что является необходимым и обязательным в ходе изучения предмета.
Введение
1. Экономические блага и их классификация
1.1 Классификация экономических благ
1.2 Долговременные и недолговременные блага
1.3 Прямые и косвенные блага
1.4 Предметы роскоши и товары массового потребления
1.5 Взаимодополняемые и взаимозаменяемые блага
1.5.1 Взаимодополняемые блага
1.5.2 Взаимозаменяемые блага
2. Предпосылки теории потребительского выбора
3. Экономические теории и модели потребительского выбора
3.1 Модель поведения потребителя
3.2 Полезность как цель и основа выбора потребителя
3.3 Особенности потребительского спроса
3.4 Бюджетное ограничение
4. Неэкономические факторы потребительского выбора
4.1 Классификация неэкономических факторов потребительского выбора
4.2 Факторы культурного порядка
4.2.1 Культура
4.2.2 Субкультура
4.2.3 Социальное положение
4.3 Факторы социального порядка
4.3.1 Референтные группы
4.3.2 Семья
4.3.3 Роли и статусы
4.4 Личностные факторы
4.4.1 Возраст и этап жизненного цикла семьи
4.4.2 Род занятий
4.4.3 Экономическое положение
4.5 Тип личности и представление о самом себе
4.6 Факторы психологического порядка
Заключение
Список использованной литературы
4.2.3 Социальное положение
Почти в каждом обществе существуют различные общественные классы.
Для общественных классов
характерны явные предпочтения товаров
и марок в одежде, хозяйственных
принадлежностях, проведении досуга, автомобилях.
Поэтому некоторые деятели
4.3 Факторы социального порядка
Поведение потребителя определяется также и факторами социального порядка, такими, как референтные группы, семья, социальные роли и статусы.
4.3.1 Референтные группы
Особенно сильное влияние на поведение человека оказывают многочисленные референтные группы.
Референтные группы - группы,
оказывающие прямое (т.е. при личном
контакте) или косвенное влияние
на отношения или поведение
Группы, оказывающие на человека
прямое влияние, называют членскими
коллективами. Это группы, к которым
индивид принадлежит и с
4.3.2 Семья.
Сильное влияние на поведение покупателя могут оказывать члены его семьи. Семья наставляющая состоит из родителей индивида. От них человек получает наставления о религии, политике, экономике, честолюбии, самоуважении, любви. Даже в том случае, когда покупатель уже не взаимодействует тесно со своими родителями, их влияние на его неосознанное поведение может все еще оставаться весьма значительным. В странах, где родители и дети продолжают жить вместе, родительское влияние может быть определяющим.
Более непосредственное влияние
на повседневное покупательское поведение
оказывает порожденная семья
индивида, т.е. его супруг и дети.
Семья - самая важная в рамках общества
организация потребительских
4.3.3 Роли и статусы
Индивид является членом множества
социальных групп. Его положение
в каждой из них можно охарактеризовать
с точки зрения роли и статуса.
Каждой роли присущ определенный статус,
отражающий степень положительной
оценки ее со стороны общества. Человек
часто останавливает свой выбор
на товарах, говорящих о его статусе
в обществе. Так, президенты фирм ездят
на автомобилях "Мерседес" или "Кадиллак",
носят дорогие, прекрасно сшитые
костюмы. Деятели рынка осознают
потенциальные возможности
4.4 Личностные факторы
4.4.1 Возраст и этап жизненного цикла семьи
С возрастом происходят изменения в ассортименте и номенклатуре приобретаемых людьми товаров и услуг. В первые годы человеку нужны продукты детского питания. В годы взросления и зрелости он питается самыми разнообразными продуктами, в пожилом возрасте - специальными диетическими. С годами меняются и его вкусы.
Характер потребления зависит и от этапа жизненного цикла семьи. В некоторых работах последнего времени классификацию проводят по психологическим этапам жизненного цикла семьи. Взрослый человек переживает в своей жизни определенные периоды трансформации.
4.4.2 Род занятий
Определенное влияние
на характер приобретаемых человеком
товаров и услуг оказывает
род его занятий. Рабочий может
покупать рабочую одежду, рабочую
обувь, коробки для завтрака, принадлежности
для игры в кегли. Президент фирмы
может покупать себе дорогие синие
костюмы, путешествовать самолетом, вступать
в члены привилегированных
4.4.3 Экономическое положение
Экономическое положение
индивида в огромной мере сказывается
на его товарном выборе. Оно определяется
размерами расходной части
4.5 Тип личности и представление о самом себе
Каждый человек имеет сугубо специфический тип личности, оказывающий влияние на его покупательское поведение.
Знание типа личности может оказаться полезным при анализе потребительского поведения, когда существует определенная связь между типами личностей и выбором товаров или марок.
Многие занимающиеся маркетингом исходят в своей деятельности из представления, имеющего непосредственное отношение к личности, - представления человека о самом себе (именуемого также образом собственного "я"). У всех нас существует сложный мысленный образ самих себя.
4.6 Факторы психологического порядка
На покупательском выборе индивида сказываются также четыре основных фактора психологического порядка: мотивация, восприятие, усвоение, убеждения и отношения.
Заключение
Выбор индивида является результатом
сложного взаимодействия факторов экономического,
культурного, социального, личного
и психологического характера. Многие
из этих факторов не поддаются влиянию
со стороны рынка. Однако они оказываются
полезными для выявления
Теория потребительского выбора основывается на следующих постулатах:
1. Множественность видов
потребления. Каждый потребитель желает потреблять множество разнообразных индивидуальных благ.
2.Ненасыщенностъ. Потребитель
стремится иметь большее
3.Транзитивность. Теория
потребительского выбора
4.Субституция. Потребитель
согласен отказаться от
5.Убывающая предельная полезность.
Таким образом, теория потребительского выбора лежит в основе и составляет скелет современных рыночных отношений.
Список использованной литературы
Базылев Н.И., Базылева М.Н., Экономическая теория: учебное пособие. Минск: Книжный Дом «Мисанта», 2005.
Курс экономической теории/ Под ред. М.И.Плотницкого. Минск: Книжный Дом «Мисанта», 2005.
Курс экономической теории /Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. Киров, изд: АСА, 1997.
Микроэкономика / Под ред. Плотницкого М. И. – Минск: Новое знание, 2002.
Носова С.С. Экономическая теория: Учебник. - М.: ВЛАДОС, 2000.
Самуэльсон П., В.Д.Нордхаус, Экономика. Москва, 1999.
Экономическая теория; Учебник / Под ред. В.Д. Камаева. - М.: ВЛАДОС, 1999.
Экономическая теория /Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. Мн., 2002.
ru./
ru.wiktionary/
dic.academic/
market-journal/mikroekonomika/