Теория предельной полезности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 12:11, контрольная работа

Описание работы

1.Теория предельной полезности. Уравнение максимизации полезности потребителем.
Кардиналистская (Количественная) Полезность - субъективная полезность, или удовлетворение, которые потребитель получает от потребления благ, измеренные в абсолютных величинах. Следовательно, имеется в виду, что можно измерить точную величину полезности, которую потребитель извлекает из потребления блага.

Файлы: 1 файл

ЭКОНОМИКА.docx

— 34.62 Кб (Скачать файл)

Положение налогового права служат отправным моментом в осуществлении налоговой политики. Налоговая политика — комплекс мероприятий  в области налогов, направленных на достижение каких-либо целей. Налоговые  льготы, объекты и ставки налогов  служат проявлением налоговой политики. Это также правовые нормы осуществления  налоговой техники при регулировании, планировании и контроле государственных  доходов. Налоговая политика является частью финансовой политики. Содержание и цели налоговой политики обусловлены  социально-экономическим строем общества и социальными группами, стоящими у власти. Экономическая обоснованная налоговая политика преследует цель оптимизировать централизацию средств  через налоговую систему.

Задачи налоговой  политики сводятся к:

  • обеспечению государства финансовыми ресурсами;
  • созданию условий для регулирования хозяйства страны в целом;
  • сглаживанию возникающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходов населения.

Одна из основных задач государственной налоговой  политики на современном этапе —  создание благоприятных условий  для активной финансово-хозяйственной  деятельности субъектов экономики  и стимулирование экономического роста  посредством достижения оптимального сочетания личных и общественных интересов, т. е. оптимального соотношения  между средствами, остающимися в  распоряжении налогоплательщика, и  средствами, которые перераспределяются через налоговый и бюджетный  механизмы.

Можно выделить три  типа налоговой политики.

Первый тип – политика максимальных налогов, характеризующаяся принципом “взять все, что можно”. При этом государству уготовлена “налоговая ловушка”, когда повышение налогов не сопровождается приростом государственных доходов. Предельная граница ставок определена и зависит от множества факторов в каждом конкретном случае. Зарубежные ученые называют предельную ставку в 50%.

Второй тип– политика разумных налогов. Она способствует развитию предпринимательства, обеспечивая ему благоприятный налоговый климат. Предприниматель максимально выводится из-под налогообложения, но это ведет к ограничению социальных программ, поскольку государственные поступления сокращаются.

Третий тип– налоговая политика, предусматривающая достаточно высокий уровень обложения, но при значительной социальной защите. Налоговые доходы направляются на увеличение различных социальных фондов. Такая политика введет к раскручиванию инфляционной спирали.

Налоговая политика как совокупность научно обоснованных и экономически целесообразных тактических  и стратегических правовых действий органов власти и управления способна обеспечить потребности воспроизводства  и рост общественного богатства. Исходной установкой при проведении налоговой политики служит не только обеспечение правового порядка  взыскания с налогоплательщиков налоговых платежей, но и проведение всесторонней оценки хозяйственно-экономических  отношений, складывающихся под влиянием налогообложения. Следовательно, налоговая  политика – это не автоматическое выполнение предписаний налоговых  законов, а их совершенствование .

Налоговая политика, проводимая с расчетом на перспективу, – это налоговая стратегия, а  на текущий момент – налоговая  тактика. Тактика и стратегия  незаменимы, если государство стремится к согласованию общественных, корпоративных и личных экономических интересов. Нередко тактические шаги, предпринимаемые руководством государства по координации налогообложения на текущий момент, экономически не обоснованы. Это не только препятствует реализации налоговой стратегии, но и деформирует весь экономический курс государства. Исходя из этого, с учетом прогнозов ученых, касающихся тенденций экономического развития, объективной действительности, состояния социального положения в обществе, разрабатываемая государством налоговая стратегия преследует следующие задачи:

  • экономические– обеспечение экономического роста, ослабление цикличности производства, ликвидация диспропорций в развитии, преодоление инфляционных процессов;
  • социальные– перераспределение национального дохода в интересах определенных социальных групп путем стимулирования роста прибыли и недопущения падения доходов населения;
  • фискальные– повышение доходов государства;
  • международные– укрепление экономических связей с другими странами, преодоление неблагоприятных условий для платежного баланса.

Противоречия между  тактическими действиями управленческих структур и общей стратегией налогообложения, утвержденной конституциональными  правовыми актами государства, приводят к разбалансированности бюджета, сбоям  в хозяйственном механизме, торможению воспроизводственных процессов  и в конечном тоге – к экономическому кризису.

Обоснованность  тактических действий при проведении налоговой политики играет огромную роль в формировании доходов бюджета. Бюджетные задания на очередной  финансовый год должны согласовываться  с общей стратегией налогообложения.

Для налоговой политики стран, которые имеют долгосрочную концепцию построения национальной экономики, характерны следующие черты:

- четкое определение  проблем, стоящих перед экономикой  страны;

- ранжирование целей  по степени их важности и  концентрация усилий на достижении  наиболее важных из них;

- проведение аналитической  работы и изучение зарубежного  опыта налоговых реформ, четкое  представление об экономических  результатах, выгодах и потерях  при осуществлении каждой из  программ реформирования;

- оценка эффективности  реализации подобных программ  в прошлом;

- анализ имеющихся  в распоряжении инструментов;

- корректировка  политики с учетом национальной  специфики и специфики момента  времени.

На практике налоговая  политика осуществляется через налоговый  механизм, который представляет собой  совокупность организационно-правовых форм и методов управления налогообложением. Государство придает этому механизму  юридическую форму посредством  налогового законодательства. Для поддержания  высокой эффективности государственной  налоговой политики необходимо поддерживать определенные пропорции между прямыми  и косвенными налогами с учетом специфики  конкретной страны. К проблеме ориентирования налоговой системы страны на прямые или косвенные налоги существуют два подхода. В основе первого  подхода лежит положение о  том, что те физические и юридические  лица, которые имеют более высокие  доходы, должны платить и более  высокие налоги по сравнению с  теми, кто не располагает ни высокими доходами, ни дорогостоящей собственностью (принцип платежеспособности).

Второй подход основан  на том, что более высокие налоги должен платить тот, кто получает большую выгоду от предоставляемых  обществом услуг, что рассматривается  как реализация принципа справедливости, поскольку именно эти категории  населения и должны оплатить услуги, предоставляемые обществом за счет бюджетных средств. Основной, однако, недостаток обеих концепций заключается  в том, что, во-первых, определить сумму  тех благ, которые отдельные налогоплательщики получают от существования армии и органов охраны правопорядка, не представляется возможным, а во-вторых, методики по измерению возможности уплаты налогов для каждого налогоплательщика отсутствуют. Для достижения целей, стоящих перед налоговой политикой, устранения возникающих диспропорций функционирования налогового механизма государство использует различные инструменты и, в частности, такие как конкретные виды налогов и их элементы, объекты, субъекты, льготы, сроки уплаты, ставки, санкции. Специфика института налоговых льгот определяется видами налогов, методиками расчета, целями их использования и странами их применения. Мировая практика выработала оптимальный комплекс принципов организации налогового регулирования. К ним, в частности, относятся следующие:

  • применение налоговых льгот не носит избирательного характера;
  • инвестиционные льготы предоставляются исключительно плательщикам, обеспечивающим выполнение государственных инвестиционных программ и заданные объемы производства;
  • применение льгот не должно наносить существенного ущерба государственным экономическим интересам;
  • порядок действия налоговых льгот определяется законом и не подлежит существенным корректировкам на местном уровне .

Другим важным инструментом государственного налогового регулирования  экономики являются налоговые санкции. Их роль двойственна, так как, во-первых, они обеспечивают исполнение налогового законодательства (санкции применяются  за ненадлежащее выполнение обязательств перед бюджетом или внебюджетными  фондами), а во-вторых, они ориентируют  хозяйствующие субъекты на использование  в своей деятельности более эффективных  форм хозяйствования. Вместе с тем  нельзя не отметить, что действенность  санкций зависит от эффективной  работы контролирующих и карающих органов.

Таким образом, рассматривая основные инструменты налогового регулирования, мы можем сказать, что по своему характеру  налоговое регулирование экономики  может быть стимулирующим или  сдерживающим. При разработке налоговой  политики необходимо учитывать мнение всех сторон налоговых отношений. С  одной стороны, это стремление субъектов  экономики к минимизации налогов, а с другой — интересы государства, которое исходит из необходимости  полной реализации своих функций.

 

 

 

 

 

Задача.

1.Найти эластичность предложения  товара по цене, если при росте  цены на 20% предложение возросло  с 10 до 12 единиц.

Решение:

=(Δ/):(ΔΡ/)=Δ/Δ·/=(̶ ):(̶)·:

=(12-10):(100-80)·80:10=0,8

Следовательно эластичность товара по цене не является эластичной, т.к.  0,8 < 1.

 

Задача.

2. Рыночная корзина состоит  из 2 кг муки и 3 кг яблок.  Цена муки 2,5 ден. ед. за 1 кг., цена яблок – 5 ден. ед. за 1 кг. Цена муки неизменна. Найти уровень инфляции, если цена яблок за год выросла на 20%.

Решение:

Индекс цен текущего года рассчитаем по уже известной формуле:

 = [(·+·):(·+·)]·100;

=[(2·2,5+3·6):(2·2,5+3·5)]·100%=1,15·100%=115%.

Индекс цен базового периода  всегда составляет  100%. Следовательно,

Уровень инфляции =[(115% - 100%):100%]·100% = 15%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

1. Борисов А. Б. Большой экономический словарь /А. Б. Борисов. -  М.: Книжный мир, 2003.- 895с.

2. Фролова Т. А. Микроэкономика: конспект лекций / Т. А. Фролова. - : Изд- ТРТУ, 2006.

3. Хайман Д. Н. Современная микроэкономика: анализ и применение / Д. Н. Хайман. - М.: Финансы и статистика, 1992.

4. Маршалл А. Принципы политической экономики / А. Маршалл - М.: Прогресс, 1993.

5. Пансков В. Г. Налоги и налогообложение . Учебник для вузов / В. Г. Пансков, В. Г. Князев. - М.: МЦФЭР, 2003. – 592с.

6. Дадашев А. З. Налоговая политика государства: цели, структура и перспективы. // http://www.roslegprom.ru/

7.  Яковлева Т. А. Экономика : учеб. пособие / Т. А. Яковлева. – Комсомольский-на-Амуре : ГОУВПО «КнАГТУ», 2003. – 70 с.


Информация о работе Теория предельной полезности