Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 15:09, доклад
За последние 50 лет теория принятия решений, благодаря развитию мощных математических средств, превратилась в очень эффективный инструмент, обеспечивающий поддержку принятия решений на самых разных уровнях.
Опубликованы сотни монографий и учебников, однако, как всегда, хороших достаточно мало.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Волжский институт строительства и технологии (филиал)
Волгоградского
Кафедра «Экономики»
Доклад
По дисциплине: «Институциональная экономика»
Тема: Теория принятия решения и информация
Выполнил: студент группы ЭМ-12
Козина А.А.
Проверила: Богатырева С.С.
Волжский 2013
Теория принятия решений — область исследования, вовлекающая
понятия и методы математики, статистики, экономики, менеджм
Принятие решения — это процесс рационального или иррационального выбора альтернатив, имеющий целью достижение осознаваемого результата. Различают нормативную теорию, которая описывает рациональный процесс принятия решения и дескриптивную теорию, описывающую практику принятия решений.
К задачам принятия решений
относятся:
- выбор лучшего варианта в случае, когда имеется
несколько возможных вариантов, причем
эти варианты оцениваются по нескольким
критериям и критериальные оценки имеют
противоречивый характер. В качестве вариантов
могут выступать альтернативные проекты,
планы, прогнозы;
- выбор из группы кандидатов одного или
нескольких кандидатов, лучших с коллективной
точки зрения. Такие ситуации возникают
при голосованиях на собраниях акционеров
компании, при выборах в советы директоров
и т.д.;
- выбор политических решений, т.е. решений,
принимаемых избирателями на выборах,
политическими партиями, фракциями в парламентах,
политическими деятелями, например, президентами,
главами кабинетов министров и т.п.;
- оптимальное распределение ресурсов,
например, групп работников для выполнения
некоторого набора работ. Такие проблемы
возникают на биржах труда, в бюро по трудоустройству,
в центрах занятости населения;
- выбор стратегий развития организации;
- выбор правил согласования интересов
в коллективах для достижения социальных
целей;
- и многое другое.
За последние 50 лет теория принятия решений, благодаря развитию мощных математических средств, превратилась в очень эффективный инструмент, обеспечивающий поддержку принятия решений на самых разных уровнях.
Опубликованы сотни монографий и учебников, однако, как всегда, хороших достаточно мало.
Подобно тому, как в основе теории потребления лежит предположение, что потребитель стремится к максимизации полезности, так и в теории фирмы основополагающей является гипотеза о стремлении предпринимателя максимизировать свою остаточную долю - свою прибыль. Эта гипотеза неоднократно служила поводом для различного рода критических выступлений. Вот наиболее важные из них.
а) Теория оставляет неясным, какая прибыль должна максимизироваться - долгосрочная или краткосрочная.
б) В результате своей деятельности
предприниматель будет получать
разного рода "психический доход",
а не только денежное вознаграждение.
Если он хочет максимизировать
в) Предпринимателя может совсем не заботить максимизация, он может просто желать получать тот доход, который считает достаточным для себя. Умело используя эту идею о моральном удовлетворении, можно стремление к достаточному доходу также рассматривать как максимизацию полезности, но операционально сделать это не так-то просто. В дальнейшем мы увидим, что "достаточная прибыль" по смыслу более связана с понятием уровней устремления, чем с максимизацией.
г) Известно, что в современных условиях зачастую акционеры-собственники и реальные управляющие - это разные люди, и последние могут быть и не заинтересованы в максимизации прибыли.
д) В условиях несовершенной конкуренции максимизация - сомнительная цель, ибо оптимальное для одной фирмы будет зависеть от поведения других фирм.
В данном разделе мы рассмотрим
только третью из этих проблем. Пятая
будет анализироваться в
Рациональный выбор альтернатив состоит из следующих этапов:
Иррациональный выбор альтернатив включает все
те же составляющие, но в таком «сжатом»
виде, что трассирование причинно-
Стоимость информации
Существует один способ, с помощью которого механизм формирования ожиданий может быть инкорпорирован в экономическую теорию: рассматривать процесс сбора и переработки информации как обычный, так сказать производственный, процесс применять к нему обычные правила предельного анализа. Информацию, говорит теория цены, следует собирать до того момента, когда предельные затраты на сбор дополнительной порции информации станут равными предельной прибыли, которая может быть получена в результате обладания такой дополнительной порцией. Подобный подход может подвести к положению об оптимальном объеме поиска информации и относительных достоинствах альтернативной схемы поиска и оценки информации.
Такое направление исследований фактически было продолжено в статистической теории решений. В теории выборки нас интересует оптимальный размер выборки (а в случае последовательной выборки - когда прекратить обследование), и мы хотим оценить эффективность различных приемов выборки. Последняя проблема более проста, так как мы можем сравнить относительные затраты альтернативных вариантов, которые имеют одинаковые ошибки выборки, и поэтому есть возможность избежать оценки значимости информации. Однако некоторый прогресс был достигнут в области оценки значимости повышенной точности прогнозов в тех ситуациях, когда прогноз должен быть сделан в отношении формальных правил принятия решений в ситуациях выбора.
Теория групп, разработанная Маршаком и Раднером, касается той же самой проблемы. Они рассматривают такие ситуации, где взаимозависимые решения принимаются децентрализованно двумя и более персонами, которые имеют общую цель и которые, с определенными затратами, могут передавать друг другу информацию о своих действиях и о тех сферах внешней среды, с которыми они имеют дело. Таким образом, проблема состоит в отыскании оптимальной стратегии коммуникации с учетом указанных предположений о величине коммуникационных затрат и платежей.
Показатель коммуникационных затрат в теории групп подобен показателю затрат на проведение наблюдения в теории выборки и характеризует экономического субъекта или связь этого субъекта с внешней средой. Поэтому, хотя эти теории сохраняют в каком-то смысле классический образ экономического человека как "максимизатора", они явно требуют значительной информации о характеристиках субъекта, а не просто об окружающей его среде. Они сделали большой шаг к преодолению разрыва между взглядами традиционной экономической теории и психологии...