Теория принятия решения и информация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 15:09, доклад

Описание работы

За последние 50 лет теория принятия решений, благодаря развитию мощных математических средств, превратилась в очень эффективный инструмент, обеспечивающий поддержку принятия решений на самых разных уровнях.
Опубликованы сотни монографий и учебников, однако, как всегда, хороших достаточно мало.

Файлы: 1 файл

Доклад ИЭ.doc

— 41.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Волжский институт строительства  и технологии (филиал)

Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета

Кафедра «Экономики»

 

Доклад

 

По дисциплине: «Институциональная экономика»

Тема: Теория принятия решения и информация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент группы ЭМ-12

Козина А.А.

Проверила: Богатырева С.С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Волжский 2013

Теория принятия решений — область исследования, вовлекающая понятия и методы математики, статистики, экономики, менеджмента и психологии с целью изучения закономерностей выбора людьми путей решения разного рода задач, а также способов поиска наиболее выгодных из возможных решений.

Принятие решения — это процесс рационального или иррационального выбора альтернатив, имеющий целью достижение осознаваемого результата. Различают нормативную теорию, которая описывает рациональный процесс принятия решения и дескриптивную теорию, описывающую практику принятия решений.

К задачам принятия решений  относятся: 
- выбор лучшего варианта в случае, когда имеется несколько возможных вариантов, причем эти варианты оцениваются по нескольким критериям и критериальные оценки имеют противоречивый характер. В качестве вариантов могут выступать альтернативные проекты, планы, прогнозы; 
- выбор из группы кандидатов одного или нескольких кандидатов, лучших с коллективной точки зрения. Такие ситуации возникают при голосованиях на собраниях акционеров компании, при выборах в советы директоров и т.д.; 
- выбор политических решений, т.е. решений, принимаемых избирателями на выборах, политическими партиями, фракциями в парламентах, политическими деятелями, например, президентами, главами кабинетов министров и т.п.; 
- оптимальное распределение ресурсов, например, групп работников для выполнения некоторого набора работ. Такие проблемы возникают на биржах труда, в бюро по трудоустройству, в центрах занятости населения; 
- выбор стратегий развития организации; 
- выбор правил согласования интересов в коллективах для достижения социальных целей; 
- и многое другое.

За последние 50 лет  теория принятия решений, благодаря  развитию мощных математических средств, превратилась в очень эффективный  инструмент, обеспечивающий поддержку  принятия решений на самых разных уровнях.

Опубликованы сотни  монографий и учебников, однако, как всегда, хороших достаточно мало.

Подобно тому, как в  основе теории потребления лежит  предположение, что потребитель  стремится к максимизации полезности, так и в теории фирмы основополагающей является гипотеза о стремлении предпринимателя максимизировать свою остаточную долю - свою прибыль. Эта гипотеза неоднократно служила поводом для различного рода критических выступлений. Вот наиболее важные из них.

а) Теория оставляет неясным, какая  прибыль должна максимизироваться - долгосрочная или краткосрочная.

б) В результате своей деятельности предприниматель будет получать разного рода "психический доход", а не только денежное вознаграждение. Если он хочет максимизировать полезность, он должен будет постоянно выбирать между потерей в прибылях, с одной стороны, и увеличением "психического дохода" - с другой. Однако если мы будем учитывать "психический доход", то критерий максимизации прибыли теряет определенность.

в) Предпринимателя может совсем не заботить максимизация, он может  просто желать получать тот доход, который считает достаточным для себя. Умело используя эту идею о моральном удовлетворении, можно стремление к достаточному доходу также рассматривать как максимизацию полезности, но операционально сделать это не так-то просто. В дальнейшем мы увидим, что "достаточная прибыль" по смыслу более связана с понятием уровней устремления, чем с максимизацией.

г) Известно, что в современных  условиях зачастую акционеры-собственники и реальные управляющие - это разные люди, и последние могут быть и не заинтересованы в максимизации прибыли.

д) В условиях несовершенной конкуренции  максимизация - сомнительная цель, ибо  оптимальное для одной фирмы  будет зависеть от поведения других фирм.

В данном разделе мы рассмотрим только третью из этих проблем. Пятая  будет анализироваться в следующем  разделе; первая, вторая и четвертая  проблемы являются чисто эмпирическими, они достаточно подробно обсуждались  в литературе и в той статье будут рассматриваться только в той мере, в какой они имеют отношение к вопросу об удовлетворительной прибыли. 

 Моделирование принятия решений

Многоплановой моделью для исследования различных  аспектов теории принятия решений являются деловые шахматы. При этом в качестве экспертных систем возможно применение существующих шахматных компьютерных программ.

Процесс выбора альтернатив


Рациональный выбор  альтернатив состоит из следующих  этапов:

  1. Ситуационный анализ;
  2. Идентификация проблемы и постановка цели;
  3. Поиск необходимой информации;
  4. Формирование альтернатив;
  5. Формирование критериев для оценки альтернатив;
  6. Проведение оценки;
  7. Выбор наилучшей альтернативы;
  8. Внедрение (исполнение);
  9. Разработка критериев (индикаторов) для мониторинга;
  10. Мониторинг исполнения;
  11. Оценка результата.

Иррациональный выбор альтернатив включает все те же составляющие, но в таком «сжатом» виде, что трассирование причинно-следственных связей становится невозможным.

 

Стоимость информации

Существует один способ, с помощью которого механизм формирования ожиданий может быть инкорпорирован в экономическую теорию: рассматривать процесс сбора и переработки информации как обычный, так сказать производственный, процесс применять к нему обычные правила предельного анализа. Информацию, говорит теория цены, следует собирать до того момента, когда предельные затраты на сбор дополнительной порции информации станут равными предельной прибыли, которая может быть получена в результате обладания такой дополнительной порцией. Подобный подход может подвести к положению об оптимальном объеме поиска информации и относительных достоинствах альтернативной схемы поиска и оценки информации.

Такое направление исследований фактически было продолжено в статистической теории решений. В теории выборки  нас интересует оптимальный размер выборки (а в случае последовательной выборки - когда прекратить обследование), и мы хотим оценить эффективность различных приемов выборки. Последняя проблема более проста, так как мы можем сравнить относительные затраты альтернативных вариантов, которые имеют одинаковые ошибки выборки, и поэтому есть возможность избежать оценки значимости информации. Однако некоторый прогресс был достигнут в области оценки значимости повышенной точности прогнозов в тех ситуациях, когда прогноз должен быть сделан в отношении формальных правил принятия решений в ситуациях выбора.

Теория групп, разработанная  Маршаком и Раднером, касается той  же самой проблемы. Они рассматривают такие ситуации, где взаимозависимые решения принимаются децентрализованно двумя и более персонами, которые имеют общую цель и которые, с определенными затратами, могут передавать друг другу информацию о своих действиях и о тех сферах внешней среды, с которыми они имеют дело. Таким образом, проблема состоит в отыскании оптимальной стратегии коммуникации с учетом указанных предположений о величине коммуникационных затрат и платежей.

Показатель коммуникационных затрат в теории групп подобен  показателю затрат на проведение наблюдения в теории выборки и характеризует  экономического субъекта или связь  этого субъекта с внешней средой. Поэтому, хотя эти теории сохраняют в каком-то смысле классический образ экономического человека как "максимизатора", они явно требуют значительной информации о характеристиках субъекта, а не просто об окружающей его среде. Они сделали большой шаг к преодолению разрыва между взглядами традиционной экономической теории и психологии...


Информация о работе Теория принятия решения и информация