Теория трансакционных издержек, их виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 17:52, контрольная работа

Описание работы

В нашей стране в данный момент идет формирование рыночных отношений, а наилучшему их развитию способствует предпринимательская деятельность. Рыночная экономика не возможна без фигуры предпринимателя - свободного и деятельного человека, хозяина и знатока своего дела, умелого организатора и руководителя. Поэтому фирма является главным звеном рыночной экономики. И только с помощью фирм происходит интенсивное функционирование и развитие рыночных отношений, так как фирма является опорой предпринимательства и продуктом рыночной экономики, поэтому её необходимо рассмотреть со всех сторон. Ведь поведение фирмы на рынке имеет большое значение не только для руководителя и сотрудников фирмы, но и для других групп субъектов: домашних хозяйств, государства и иностранцев.

Содержание работы

Введение.
Понятие и виды фирмы.
Издержки производства : понятие, классификация ,графики.
Прибыль как конечный результат деятельности фирмы.
Теория трансакционных издержек, их виды.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Теория фирмы.docx

— 133.54 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Прибыль, как  конечный результат деятельности.

Важнейшая экономическая  категория, характеризующая финансовый результат деятельности фирм, - прибыль. Прибыль равна разнице между  доходом и издержками производства. В микроэкономике различают следующие  виды доходов: валовой (совокупный), средний  и предельный доход.

Совокупный доход (TR), получаемый фирмой, равен произведению цены продукта (Р) и количества выпускаемой (реализуемой) предприятием продукции (Q), т.е. находится по формуле (3.1.):

TR = P * Q (3.1.)

Средний доход (AR) – это  отношение валового дохода (TR) к количеству реализуемой продукции (Q), т.е. находится по формуле (3.2.):

T P* Q

AR = = = P (3.2.)

Q Q

Предельный доход (MR) –  это приращение совокупного дохода (TR) в результате продажи дополнительного  количества продукции (Q). Он может быть как положительным, так и отрицательным. Находится предельный доход по формуле (3.3.):

TR

MR = (3.3.)

Q

Одним из подходов отечественной  практики при анализе величины прибыли  выделены следующие ее виды:

- прибыль (доход) от  основной деятельности;

- прибыль (убыток) от финансово-хозяйственной  деятельности;

- доход от инвестиционной  деятельности;

- балансовый доход (балансовая  прибыль);

- чистая прибыль;

- прибыль, находящаяся  в полном распоряжении предприятия.

Прибыль (доход) от основной деятельности соответствует прибыли  от реализации продукции, работ, услуг, отражает финансовый результат деятельности, ради которой создано предприятие.

Прибыль (убыток) от финансово-хозяйственной  деятельности показывает сальдо между  доходами и убытками по операциям, не связанным с реализацией продукции, работ и услуг предприятия (с  учетом процентов за пользование  кредитами).

Доход от инвестиционной деятельности – это составная часть прибыли  от финансово-хозяйственной деятельности, представляющая собой сумму доходов  предприятия от финансовых вложений в паи, акции других предприятий, облигации и другие ценные бумаги.

Балансовый доход (балансовая прибыль) характеризует суммарный  доход, полученный предприятием от производственной и финансовой деятельности.

Чистая прибыль равняется  части балансовой прибыли за минусом  отчислений в резервный и другие аналогичные фонды, рентных платежей и других отчислений от прибыли от ее налогообложения.

Прибыль, находящаяся в  полном распоряжении предприятия, - это  часть дохода, остающаяся после завершения всех распределительных операций (представляет собой чистую прибыль, уменьшенная  на сумму начисленных дивидендов по акциям).

Прибыль выполняет три  основные функции:

1) оценочная, то есть  отражает общие результаты деятельности  каждого предприятия;

2) распределительная, то  есть выступает в качестве  орудия распределения прибавочного  продукта между предприятием  и государством, между предприятием  и его работниками;

3) связана с процессом экономического стимулирования предприятия и его работников.

Значительное количество показателей, характеризующих финансовые результаты деятельности предприятия, создают методические трудности  для их системного рассмотрения. Различия в назначении показателей затрудняют выбор каждым участником товарного  обмена тех из них, которые в наибольшей степени удовлетворяют его потребности  в информации о реальном состоянии  данного предприятия. Например, администрацию  предприятия интересует масса полученной прибыли и ее структура, а также  факторы, воздействующие на ее величину. Налоговая инспекция заинтересована в получении достоверной информации о всех слагаемых балансовой прибыли и т.д.

В отчетности отечественных  предприятий рассматриваются несколько  иные показатели прибыли.

Представим порядок расчета  показателей прибыли, используемых в отчетности отечественных предприятий в табл. 3.1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 3.1

Порядок расчета показателей  прибыли

Показатели прибыли

Порядок расчета

А

Б

1. Валовая прибыль

1. Выручка (нетто) от реализации товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей) минус себестоимость реализации товаров, продукции, работ услуг

2. Прибыль (убыток) от реализации

2. Валовая прибыль минус  коммерческие и управленческие  расходы

3. Прибыль (убыток) от финансово-хозяйственной  деятельности

3. Прибыль (убыток) от реализации  плюс проценты к получению  минус проценты к уплате плюс  доходы от участия в других  организациях плюс прочие операционные

 

доходы минус прочие операционные расходы

4. Прибыль (убыток) отчетного  периода

4. Прибыль (убыток) от финансово-хозяйственной  деятельности плюс прочие внереализационные доходы и минус прочие внереализационные расходы

5. Нераспределенная прибыль  (убыток) отчетного периода (чистая  прибыль)

5. Прибыль (убыток) отчетного  периода минус налог на прибыль  минус отвлеченные средства


 

 

В зарубежной практике прибыль  делится на бухгалтерскую и экономическую.

Бухгалтерская прибыль представляет собой общую выручку или валовой  доход фирмы за вычетом внешних  издержек.

Экономическая прибыль –  это общая выручка за вычетом  всех издержек.

В зарубежной практике существует также понятие нормальной прибыли.

Нормальная прибыль –  это номинальная величина прибыли, необходимая для удержания фирмы  в данной отрасли.

За рубежом считается, что экономическая прибыль в  издержки не входит, так как является доходом сверх нормальной прибыли.

В практике зарубежных фирм бухгалтерский подход и бухгалтерская  прибыль применяются для распределения  доходов и налогообложения. Для  выбора технической и экономической  политики применяются экономический  подход и экономическая прибыль.

Прибыль выполняет задачу распределения ресурсов среди альтернативных видов производства. Появление прибыли (экономической прибыли) служит сигналом о том, что общество желает расширения данной отрасли, развития данного производства.

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Теория трансакционных издержек, их виды.  

Теория трансакционных издержек является составной частью нового направления в современной экономической науке - неоинституционализма. Ее

разработка в первую очередь  связана с именами двух экономистов - Р.Коуза и О.Уильямсона.

Базовой единицей анализа  в теории трансакционных издержек признается акт экономического взаимодействия, сделка, трансакция. Категория трансакции

понимается предельно  широко и используется для обозначения обмена как

товарами, так и юридическими обязательствами, сделок как краткосрочного, так и долговременного характера, требующих как детального документального

оформления, так и предполагающих простое взаимопонимание сторон. Затраты и потери, которыми может сопровождаться такое взаимодействие, получили название трансакционных издержек.

Трансакционные издержки - центральная объясняющая категория всего

неоинституционального анализа. Ортодоксальная неоклассическая теория

рассматривала рынок как  совершенный механизм, где нет необходимости

учитывать издержки по обслуживанию сделок. Ключевое значение для работы

экономической системы трансакционных издержек было осознано благодаря статье Р.Коуза "Природа фирмы" (1937 г.). Он показал, что при каждой сделке

необходимо проводить  переговоры, осуществлять надзор, устанавливать

взаимосвязи, устранять разногласия.

Первоначально трансакционные издержки были определены Р. Коузом как "издержки пользования рыночным механизмом". Позднее это понятие приобрело более широкий смысл. Оно стало обозначать любые виды издержек, сопровождающих взаимодействие экономических агентов независимо от того, где оно протекает - на рынке или внутри организаций, поскольку деловое сотрудничество в рамках иерархических структур (таких как фирмы) также не свободно от трений и потерь. По завоевавшему наибольшее признание определению К.Далмана, трансакционные издержки включают издержки сбора и переработки информации, проведения переговоров и принятия решений, контроля за соблюдением контрактов и принуждения к их выполнению. Введение в научный оборот идеи положительных трансакционных издержек явилось крупным теоретическим достижением.

Трансакционные издержки -  любые потери, возникающие вследствие

неэффективности совместных решений, планов, заключаемых договоров  и созданных структур. Трансакционные издержки  ограничивают возможности взаимовыгодного сотрудничества. Развивая анализ Коуза, сторонники трансакционного подхода предложили различные классификации трансакционных издержек (затрат). В соответствии с одной из них выделяются:

     1. Издержки поиска информации. Перед тем, как будет совершена сделка,

нужно располагать информацией  о том, где можно найти потенциальных  покупателей или продавцов потребительских благ или производственных факторов и каковы сложившиеся на данный момент цены. Издержки такого рода складываются из затрат времени и ресурсов, необходимых для ведения поиска, а также из потерь, связанных с неполнотой и несовершенством получаемой информации.

     2. Издержки ведения переговоров. Рынок требует отвлечения значительных

средств на проведение переговоров  об условиях обмена, на заключение и

оформление контрактов. Чем  больше участников сделки и чем сложнее  ее предмет, тем выше эти издержки. Потери из-за неудачно заключенных, плохо оформленных и ненадежно защищенных соглашений, являются мощным источником этих издержек.

     3. Издержки измерения. Любой продукт или услуга - это комплекс

характеристик. При обмене неизбежно учитываются лишь некоторые  из них, причем точность их оценки бывает чрезвычайно приблизительной. Иногда интересующие качества товара вообще неизмеримы и для их оценки приходится пользоваться интуицией. Целью их экономии обусловлены такие формы деловой практики, как гарантийный ремонт, фирменные ярлыки.

     4. Издержки спецификации и защиты прав собственности. В эту категорию

входят расходы на содержание судов, арбитража, государственных  органов, затраты времени и ресурсов, необходимых для восстановления нарушенных прав, а также потери от плохой их спецификации и ненадежной защиты.

     5. Издержки оппортунистического поведения. Термин "оппортунистическое

поведение" был введен О.Уильямсоном. Так называется недобросовестное поведение, нарушающее условия сделки или нацеленное на получение односторонних выгод в ущерб партнеру. Под эту рубрику попадают различные случаи лжи, обмана, бездельничанья на работе, манкирования взятыми на себя обязательствами. Различают две основных формы оппортунизма, первая из которых характерна для отношений внутри организаций, а вторая для рыночных сделок.

     Отлынивание (shirking) представляет собой работу с меньшей отдачей и

ответственностью, чем следует  по условиям договора. Когда отсутствует

возможность эффективного контроля за агентом, он может начать действовать

исходя из собственных  интересов, не обязательно совпадающих  с интересами

нанявшей его фирмы. Проблема становится особенно острой, когда  люди работают сообща ("командой") и личный вклад каждого определить очень трудно.

     Вымогательство (holding-up) наблюдается в тех случаях, когда кем-либо из

агентов произведены инвестиции в специфические активы. Тогда  у его партнеров появляется возможность претендовать на часть дохода от этих активов, угрожая в противном случае разрывом отношений (с этой целью они могут начать настаивать на пересмотре цены получаемого продукта, повышении его качества, увеличении объема поставок и т. д.). Угроза "вымогательства" подрывает стимулы к инвестированию в специфические активы.

     6. Издержки "политизации". Этим общим термином можно обозначить издержки, сопровождающие принятие решений внутри организаций. Если участники наделены равными правами, то решения принимаются на коллективной основе, путем голосования. Если они располагаются на разных ступенях иерархической лестницы, то вышестоящие в одностороннем порядке принимают решения, которые обязательны к выполнению для нижестоящих.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

В развитой рыночной экономике фирмы многообразны, они  занимаются производством товаров, их реализацией, оказанием самых  различных услуг – финансовых, посреднических, информационных, консультативных, научно-исследовательских.

Информация о работе Теория трансакционных издержек, их виды