Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2015 в 12:19, контрольная работа
Целью контрольной работы является изучение современных типов и форм собственности.
Для достижения цели контрольной работы необходимо разрешить несколько задач:
рассмотреть понятие и содержание собственности;
изучить объекты и субъекты собственности;
выявить основные типы и формы собственности;
Каждая форма собственности имеет свои сферы наиболее эффективного применения.
Государственная собственность функционирует успешно в сферах с ограниченными возможностями рыночного стимулирования.
Акционерная и коллективная собственности целесообразны в случаях, когда требуется концентрация средств. Акционерная собственность - это групповая собственность, которая создается путем выпуска и реализации ценных бумаг.
Коллективная и кооперативная собственность - это долевая собственность, которая предполагает коллективно-групповой характер присвоения, совместное владение, пользование и распоряжение факторами и результатами производства. Особенностью такой собственности является то, что, хотя она делится на доли, единым и единственным собственником является коллектив (группа) собственников в целом. Отдельные члены утрачивают право собственности на передаваемое в виде вкладов имущество.
В зависимости от того, к какой форме и к какому виду относится право собственности, принадлежащее тому или иному конкретному лицу, определяется правовой режим имущества, составляющего объект этого права, и спектр тех возможностей, которыми в отношении указанного имущества располагает его собственник.
Согласно п. 2 ст. 8 Конституции, в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.7
Схема 2. Основные формы и виды права собственности
Аналогичное положение закреплено и в ст. 212 ГК, которая этим, однако, не ограничивается, подвергая названные формы собственности дальнейшему членению в зависимости от того, находится ли имущество в собственности граждан и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований.
Из содержания ст. 212—215 ГК РФ может быть сделан вывод, что частная собственность по российскому законодательству подразделяется на собственность граждан и юридических лиц, а государственная собственность — на федеральную, принадлежащую Российской Федерации, и собственность, принадлежащую субъектам федерации — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области и автономным округам.
Что же касается муниципальной собственности, то в качестве ее субъектов выступают городские и сельские поселения, а также другие муниципальные образования.
Обратим внимание на то, что перечень форм собственности, данный как в Конституции РФ, так и в ГК РФ, не является исчерпывающим, поскольку сопровождается оговоркой, в силу которой в Российской Федерации признаются и иные формы собственности. Эта оговорка открывает путь к тому, чтобы классификация форм собственности в зависимости от стоящих перед законодателем целей и задач проводилась и в несколько иной плоскости.8
Наряду с частной и государственной собственностью некоторые ученые экономисты выделяет такие виды собственности, как коллективная и личная.
К коллективной относятт собственность всех товариществ (кроме простого) и обществ, а также общественных и религиозных организаций, к личной — собственность граждан, участвующих в общественном производстве.
Конституция РФ и ГК РФ не выделяют ни коллективную, ни личную собственность. Коллективную собственность они относят к частной собственности юридических лиц, а личную собственность — к частной собственности граждан».9
Итак, собственность в Российской Федерации подразделяется на частную, государственную и муниципальную. В свою очередь, в составе частной собственности различается собственность граждан и юридических лиц, государственной — федеральная собственность и собственность субъектов федерации, муниципальной — собственность городских и сельских поселений и собственность других муниципальных образований.
Имущество, относящееся к государственной или муниципальной собственности, если оно не закреплено за государственными или муниципальными предприятиями и учреждениями, составляет имущество казны. В зависимости от того, кому принадлежит это имущество, оно составляет общегосударственную казну, казну субъекта федерации или муниципальную казну.
Частная собственность - это собственность граждан на земельные участки, жилье, дома, садовые домики, гаражи, предметы домашнего хозяйства и личного потребления, денежные средства, ценные бумаги, предприятия в сфере производства товаров, бытового обслуживания и торговли, транспортные средства и иные имущества. Частными объектами собственник может распоряжаться по своему усмотрению (продавать, завещать, сдавать в аренду и т.д.).
Частная собственность создается и приумножается двумя путями:
- за счет личного (собственного) труда и труда в общественном хозяйстве, в предпринимательской деятельности, от денежных бумаг, имущества по наследству;
- за счет использования разрешенного наемного труда и антизаконодательных деяний (коррупции, взяточничества, вымогательства и т. д.).
Частная собственность может быть коллективно-долевой и индивидуально-долевой.
Государственная собственность выступает в виде федеральной собственности и собственности субъектов (краев, областей, республик) Федерации. Ею распоряжаются комитеты по управлению государственным имуществом на соответствующих уровнях.
Объектами федеральной собственности являются имущество органов власти и управления РФ (здания, сооружения, оборудования, культурные и исторические ценности страны, воздушный, речной, наземный транспорт, средства Госбюджета, пенсионные, страховые и другие фонды, связь, топливно-энергетические комплексы и т. д.), которые необходимы для осуществления задач на уровне страны.
Характеризуя государственную собственность, следует отметить, что она согласно Конституции РФ и ГК РФ принадлежит не только государствам (Российской Федерации и входящим в ее состав республикам), но и иным субъектам федерации, которые не являются государствами (краям, областям, городам федерального значения, автономной области и автономным округам).
В собственности субъектов РФ находятся имущества органов власти и управления краев, областей и республик (здания, сооружения, культурные и исторические ценности народов, населяющих эти территории, банки, предприятия, транспорт и т.д.).
Муниципальная собственность - это собственность местных органов власти и управления, т. е. ею управляют местные органы самоуправления.
К ней относятся городское, районное, поселковое имущество и имущество сельских населенных пунктов. Ее объектами являются средства местного бюджета, жилищный фонд, объекты тепло-, водо-, газо-, электроснабжения, транспорт, коммунальное обслуживание, промышленные и строительные объекты, учреждения образования культуры и здравоохранения.
Совместная собственность - это собственность совместных предприятий, создающихся с участием российских юридических лиц и граждан, а также иностранных юридических лиц и граждан на территории РФ в форме АО, и других хозяйственных обществ и товариществ.
Коллективная (кооперативная) собственность - общая собственность, создаваемая путем объединения имуществ частной, государственной, муниципальной собственности и собственности общественных организаций (объединений). Имущество одновременно принадлежит нескольким лицам с определением доли каждого из них (долевая собственность) или без определения долей (совместная собственность).
Собственность общественных организаций (объединений) -собственность профсоюзов, спортивных обществ, культурно-просветительных учреждений, молодежных организаций, различных партий и движений и т. д. К этой же категории собственности относится собственность религиозных организаций, объекты культа, производственного, социального и благотворительного назначения, денежные средства, благотворительные фонды и т. д. Эти организации могут заниматься и предпринимательской деятельностью.
Интеллектуальная собственность - собственность творческих работников. Ее объектами являются произведения литературы, науки, искусства и другие виды творческой деятельности, а также научные открытия, изобретения, промышленные образцы, программы для ЭВМ, ноу-хау, торговые секреты, товарные знаки, фирменные наименования и знаки обслуживания.
Собственность реализуется тогда, когда приносит доход владельцу. Существуют различные критерии экономических форм реализации отношений собственности:
- по фазам общественного воспроизводства,
- по правам собственности,
- по структуре хозяйственного механизма,
- по организационно-хозяйственным функциям собственности,
- по видам дохода и уровням присвоения.
Выделяют три подхода к анализу реализации той или иной форм собственности: структурно-системный, функционально-правовой и проблемный.
При структурно-системном подходе формы реализации собственности выводятся из ее структуры, при этом исследуются и реализация самих производственных отношений, и конкретные организационно-экономические формы, через которые они проявляются.
Здесь наиболее часто
используются такие критерии
выделения форм реализации
Так, Л.И. Абалкин понимает под экономической реализацией собственности на средства производства их последовательное осуществление через систему производственных отношений, экономических интересов, через организационные формы управления и в целом через механизм хозяйствования, через конечные результаты производства, через распределение чистого продукта и через формирование доходов различных групп и слоев населения.
Функционально-правовой подход базируется на понимании собственности как волевого отношения, как совокупности прав, которые она дает своему владельцу. Здесь производственные отношения служат основанием для появления более конкретных (юридических) форм собственности.
Проблемный подход предусматривает выделение таких форм реализации собственности, которые наиболее полно отвечают потребностям исследования автора. Эти потребности и являются своеобразным критерием выделения тех или иных форм реализации собственности.
Например, Ю. Полуденный выделил 13 функций собственности, посредством которых, она, по его мнению, реализуется:
• сохранение ресурсов;
• контроль распределения ресурсов;
• соединение людей, труда и предметов труда в процессе производства;
• долгосрочное стимулирование трудовой деятельности;
• обеспечение справедливости;
• текущее стимулирование трудовой деятельности;
• эксплуатация человека человеком;
• подбор кадров;
• обеспечение стабильности существования человека и общества;
• аккумулирование трудовой деятельности;
• обеспечение сбалансированности производства и потребления;
• интенсификация производства;
• концентрация производства.
Посредством выполнения этих функций выявляется эффективность отношений собственности, полезность ее для общества и целесообразность ее существования в данном состоянии.
В работах западных экономистов уделено большое внимание исследованию проблемы спецификации/размывания прав собственности.
Так С.Пейович и Э.Фьюруботн считают ее ядром современной теории, так как через нее раскрываются сложные обратные связи между собственностью и экономической организацией производства. Как подчеркивается в теории прав собственности, содержание и распределение этих прав влияют на объем и условия обмена, на распределение и уровень дохода и на процессы ценообразования.10
На пути реализации собственности существует множество препятствий. В качестве потенциальных источников нереализации собственности можно рассматривать ее внутренние противоречия, например, между собственником и несобственником, между индивидом и обществом, разрыв между формальными и неформальными нормами закрепления тех или иных прав собственности.
Противоречие между собственником и несобственником существует всегда и воздействует на реализацию отношений собственности через механизмы общественных санкций, к которым можно отнести и процесс перераспределения доходов, и нормы трудового законодательства.
Также препятствием для реализации отношений собственности может служить противоречие между индивидом и обществом. Высокая концентрация экономической власти у любого субъекта данных взаимоотношений может привести к нереализации отношений собственности. Сосредоточение экономической власти у общества (государства) приводит к росту административных издержек в управлении хозяйственными процессами.