Типы и модели экономических систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 10:07, курсовая работа

Описание работы

Курсовая работа имеет ряд задач:
– выявить понятие и сущность экономических систем;
– определить основные типы экономических систем;
– установить основные модели рыночной экономики;
– рассмотреть особенности российской модели переходной экономики.

Содержание работы

Введение……………………………………………………….………………….3
Глава 1 Экономические системы……………………………………………...5
1.1 Модели экономических систем………………………………………………5
1.2 Типы экономических систем………………………………………………....7
Глава 2 Модели рыночной экономики……………………………………....16
2.1 Модели разных стран………………………………………………………..16
2.2 Особенности российской модели переходной экономики………………..23
Заключение…………………………………………………...…………………31
Библиографический список…………..............................................................33

Файлы: 1 файл

типы и модели экономических систем.docx

— 66.55 Кб (Скачать файл)

В Германии государству отведена регулирующая функция. При этом действует принцип: «как можно меньше государства, насколько  это возможно, и столько государства, насколько это нужно».

Наемные работники и работодатели выступают  как социальные партнеры, свободно и в основном благоразумно договариваются о размерах заработной платы, продолжительности  рабочего времени и отпусков, о  других условиях труда.

Одновременно  действует разветвленная система  социальной защиты: выплаты заболевшим, инвалидам, безработным; помощь тем, кто  пострадал от банкротства своего предприятия или осваивает новую  профессию; пособия на детей, малоимущим, жертвам войны. К концу ХХ века социальные расходы в ФРГ оказались  даже слишком высокими, и менее  трудолюбивая часть немцев начала ими  злоупотреблять.

Функционирование  данной модели создает правовые и  социальные рыночные условия для  экономической инициативы. Они воплощаются  в социальном равенстве граждан  – равенстве прав, стартовых условий  и правовой защиты. Важнейшая задача государства при этом – обеспечивать баланс между рыночной эффективностью и социальным равенством.

Таким образом, для германской модели социально-ориентированной  рыночной экономики характерны следующие  основные черты:

– смешанная  экономика характеризуется более  или менее значительным государственным  сектором;

 –  осуществляется государственное  регулирование не только макроэкономических  процессов, но и отдельных сфер  деятельности хозяйствующих субъектов;

– социальная ориентация экономики, существенный патернализм (отеческое отношение) государства  реализуется по отношению ко всем членам общества, обеспечивая таким  путем гарантии определенного уровня удовлетворения потребностей населения  в услугах здравоохранения, образования, культуры, в жилье;

– направленность регулирования на поддержание свободной  конкуренции, уменьшение концентрации капиталов в немногих руках, создание новых хозяйственных единиц;

 –  регулирование занятости населения  с ориентацией на минимизацию  безработицы;

 –  большой удельный вес госбюджета  в ВВП (хотя ФРГ находится  в середине развитых капиталистических  стран по этому показателю);

– регулирование  экономики в основном через кредитно-денежную политику, а не бюджетно-финансовую.

Шведская  модель отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального  дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения путем высокой  нормы налогообложения. Такая модель получила название «функциональной  социализации», при которой функция  производства ложится на частные  предприятия, действующий на конкурентной рыночной основе, а функция обеспечения высокого уровня жизни – на государство.

Шведская  модель в ее классическом виде –  это социальная модель, для которой  характерен высокий уровень социальных гарантий, базирующихся на широком  перераспределении доходов и  распространении многообразных  «свободных ассоциаций».

В целом  шведскую модель можно определить как  модель, сочетающую полную занятость  населения и стабильность цен  путем проведения общей рестриктивной экономической политики, дополненной селективными мерами для поддержания высокого уровня занятости и капиталовложений.

Доминирование в целях модели полной занятости  и выравнивания доходов объясняется  уникальной силой шведского рабочего движения, в Швеции также сильно развито стремление к равенству.

Специфическим фактором, присущим Швеции, является ее внешнеполитический нейтралитет.

Швеция, избравшая принцип всеобщего  благосостояния, расширила государственный  сектор до такого размера, что сделало  страну уникальной в этой области: 1/3 самодеятельного населения была занята в государственном секторе, что отражалось в высоких ставках  налогообложения. Суммарные государственные  доходы, включающие, как издержки на государственный сектор, так и  трансфертные платежи, превышали 60% ВВП  Швеции, что вывело ее на первое место  в мире по расходам. Эта часть  шведской модели характеризуется как  социализация основных потребностей, таких как образование, здравоохранение7.

Меньших успехов достигла Швеция в других областях, в частности, цены росли  быстрее, чем в ряде западноевропейских государств. Почти не увеличивалась  производительность труда. Наиболее слабым местом модели оказалась сложность  сочетания полной занятости и  стабильности цен. Инфляция и относительно скромный экономический рост стали  своего рода оплатой полной занятости  и политики равенства.

Выделим специфические черты шведской модели:

-низкая  безработица;

-профсоюзная  политика солидарности в области  зарплаты;

-централизованные  переговоры по зарплате;

-значительный  государственный сектор;

-тяжелое  налоговое бремя.

Социал-демократическая  модель близка к предыдущей, а ее особенность состоит в предельной социализации, возможной в рыночной экономике:

-значительна  роль госсектора, в структуре  которого преобладают объекты  социального назначения;

-доля  госбюджета в ВВП превышает  50%, в расходной части бюджета  доминируют статьи, по которым  финансируется социальная сфера;

-регулирование  трудовых отношений не на уровне  предприятий и отраслей, а на  национальном уровне;

-государственная  социальная политика включает  средства, минимизирующие уровень безработицы и дифференциацию населения по уровню доходов;

-развитая  система производственной демократии.

Такая модель присуща экономикам государств Северной Европы, прежде всего скандинавским  странам. Эта экономическая система  известна как шведская модель.

Японская  модель – модель регулируемого корпоративного капитализма, в которой благоприятные  возможности накопления капитала сопрягаются  с активной ролью государственного регулирования в сферах программирования экономического развития, структурной, инвестиционной и внешнеэкономической  политики и с особым социальным значением  корпоративного (внутрифирменного) начала.

Японская  модель экономики отличается развитым планированием, координацией деятельности правительства и частного сектора. Экономическое планирование государства  носит рекомендательный характер. Планы  представляют собой государственные  программы,  ориентирующие и мобилизующие отдельные звенья экономики на выполнение общенациональных задач. Для японской экономики характерно сохранение национальных традиций при заимствовании у  других стран того, что нужно для  развития страны. Это позволяет создавать  такие системы управления и организации производства, которые в условиях Японии дают большой эффект. Заимствование японского опыта другими странами не всегда дает ожидаемый результат (например, кружки качества), поскольку в этих странах нет японских традиций8.

Японская модель характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения (в том числе заработной платы) от уровня производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции и резкое повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. Препятствий имущественному расслоению не ставится. Такая модель возможна только при исключительно высоком , самосознании, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные материальные жертвы ради процветания страны. Одной из особенностей японской модели является социальная организация общества в Японии, предусматривающая гармонизацию отношений в обществе на всех его уровнях и во всех социальных сферах на основе уважения традиций японского образа жизни. На базе этих моральных ценностей сложилась своеобразная мотивация трудовой деятельности. Именно эта модель демонстрирует значение социокультурного и конфессиональных факторов в экономической жизни общества.

Итак, проведя  анализ  описных выше моделей  рыночной экономики, можно прийти к  выводу, что при наличии частных  различий для всех развитых стран  характерен ряд общих закономерностей:

-господство  частной собственности и частной  инициативы;

-рыночная  экономика играет решающую роль  в их развитии;

-основными  производителями являются крупные  объединения, контролирующие движение  капитала;

-государственное  регулирование экономики стало  необходимым условием экономического  роста, и государство стало  активным субъектом экономики;

-наблюдается  тенденция к формированию социально-ориентированных  систем;

-стремление  к открытой экономике. 

 

2.2 Особенности российской модели переходной экономики

 

Переходная  экономика - это переходное состояние  от одной экономической системы  к другой экономической системе. В этом случае происходит изменение  основ данной системы, в результате которого радикально меняется вся система. Из сказанного вытекают основные черты переходной экономики и ее отличия от сложившихся экономических систем.

Во-первых, если сложившаяся экономика воспроизводится  на своей собственной экономической  и институциональной основе, то переходная призвана сформировать основу новой  экономической системы. Понятие  основа экономической системы относится  к числу ключевых в экономической теории. Оно включает в себя прежде всего установившиеся в экономике формы хозяйственных связей или тип координации деятельности между субъектами экономики. Зачастую к основе относят также присущий системе господствующий тип собственности и институтов, организующих ее функционирование. Когда эти элементы экономической системы сформированы, то можно говорить о завершении переходного состояния экономики и о вступлении ее в стадию развития на собственной основе.

Во-вторых, свойством переходной экономики  является ее многоукладность. Экономический уклад - это особый тип экономических отношений, существующий наряду с другими отношениями. В любой экономике, в том числе и развитой, существуют различные типы экономических отношений (уклады), характеризующиеся различными формами собственности, интересами, способами ведения хозяйства. Например, современная экономика Запада характеризуется большим слоем малых предприятий, имеющих источником своего функционирования и развития собственный труд их владельцев. Однако этот слой производителей существует на базе господствующего типа координации и капиталистических форм собственности. Иное дело переходная экономика - многоукладность здесь присутствует как элемент основы. В переходной экономике существуют и старая, и новая основы и еще только формируется новая система связей. Так, в российской переходной экономике наряду с формирующейся рыночной системой наличествуют и другие типы регуляторов хозяйственных связей, включая неэкономические и теневые, и т.д. Преодоление многоукладности в основе экономики - одна из целей переходной экономики9.

В-третьих, переходную экономику характеризует  неустойчивость развития как ее внутреннее свойство. Стабильных переходных экономик не существует в силу того, что происходят постоянные изменения старых отношений  при отсутствии новых институтов, норм и правил, возникают новые  отношения, в которых участвуют  новые экономические субъекты; происходит столкновение старых и новых экономических  интересов. В силу этого тенденция  к постоянному обострению экономических, социальных и политических отношений - внутреннее свойство переходных экономик. Все это требует создания особых способов поддержания стабильности и устранения экстремальных условий, способствующих нарушениям в экономике.

В-четвертых, относительная длительность преобразований в переходной экономике. Она объясняется  не только сложностью и противоречивостью  процессов. Это прежде всего следствие естественных, не зависящих от политической власти факторов: известной инерционности прежних подходов, невозможности единовременно изменить технологический базис, заменить кадры, изменить структуру народного хозяйства, создать новые политические и экономические институты. Все это требует создания для всего периода переходной экономики особого механизма согласования интересов, а также государственной поддержки тех субъектов экономики, которые оказались в трудном положении по не зависящим от них причинам.

Осуществление преобразований в российской экономике  вызвало коренные радикальные изменения  экономических отношений в стране. Уже во второй половине 90-х годов  произошло окончательное разрушение плановых форм регулирования экономической  жизни общества, системы рыночного  распределения ресурсов. Были устранены ограничения в деятельности предприятий различных форм собственности, постоянно шел активный процесс создания комбинированных и смешанных форм собственности на базе ускоренной приватизации, становления различных форм капитала, осуществлена либерализация цен, внутренней и внешней торговли, созданы условия для более активного влияния цены на поведение производителей и потребителей, а также на структуру народного хозяйства. Создаются институты рыночной экономики, охватывающие как правовое оформление рыночных преобразований, так и финансовую и банковскую системы. Развивается система форм макроэкономической политики, ориентированная на воздействие на экономику.

Все это  свидетельствует о том, что на первом этапе преобразований достигнуты значительные результаты в создании основ рыночной экономики. Однако еще  нельзя утверждать, что такая экономика  уже создана. Формирование рыночных отношений в России происходило  не в условиях роста экономики  и активной предпринимательской  деятельности в основных ее отраслях, а в условиях спада и разрушения прежней структуры народного  хозяйства. Еще не созданы эффективные  собственники. Банковская система находится  в состоянии кризиса и требует  реорганизации, велик удельный вес  теневой экономики и т.д. Имеется ряд других признаков, свидетельствующих о том, что экономика России еще не воспроизводится как рыночная экономическая система.

Информация о работе Типы и модели экономических систем