Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 15:22, контрольная работа
Инфляция имеет длительную и богатую историю. История содержит немало примеров, которые, казалось бы, свидетельствуют: у инфляции есть не только минусы, но и плюсы. Нередко бывает ток, что открытая инфляция, порождая непрерывный рост цен, вызывает слепую реакцию рыночных механизмов, стимулирует оживление на товарных рынках, ведет к повышению деловой активности, расширению производства и занятости. Этому способствует и инфляционный прилив спроса на акции. Однако же, если иметь в виду долгосрочную перспективу, то, как доказано мировой экономикой и подтверждено хозяйственной практикой в этих эффектах нет ничего положительного, они наносят экономике немалый урон, делают неизбежным применением радикальных в социальном отношении антиинфляционных мер, сопровождаются ростом безработицы, временным снижением уровня жизни и т.п.
Введение………………………………………………………………………….
I. 1 Сущность инфляции…………………………………………………….
1.1Понятие инфляции………………………………………………...
1.2 Методы измерения инфляции…………………………………….
2 Причины возникновения инфляции……………………………………
2.1 Инфляция спроса…………………………………………………..
2.2 Инфляция издержек………………………………………………..
2.3 Стагфляция…………………………………………………………
3 Типы и виды инфляции…………………………………………………
3.1 Открытая и скрытая……………………………………………….
3.2 Сбалансирования и несбалансированная………………………..
3.3 Ожидаемая и неожидаемая……………………………………….
4 Социально-экономические последствия……………………………...
4.1 Последствия инфляции…………………………………………...
4.2 Инфляция и доходы……………………………………………….
4.3 Инфляция и сбережения………………………………………….
4.4 Инфляция и кредитные отношения……………………………..
4.5 Кривая Филлипса…………………………………………………
II. 5 Анализ развития инфляции в России……………………………….
5.1 Инфляция в России в 90-х годах XX века и в первые годы XIX века…
5.2 Инфляция спроса и инфляция издержек: межвременное взаимодействие.
5.3 Инфляционные процессы в современной России……………
III. 6 Методы борьбы с инфляцией…………………………………….
6.1 Антиинфляционная политика: прямые и косвенные методы...
6.2 Программа сдерживания инфляции…………………………..
Заключение……………………………………………………………………
Список использованных источников………………………………………..
Р0 - уровень предшествующего года;
Для измерения инфляции наиболее применим ИПЦ, так как Индекс цен (дефлятор) ВВП и предлагаемый агрегированный индекс информации аккумулируют в себе не только результат инфляционных процессов, но и их причину, учитывая рост цен на факторы производства. Кроме того, ИПЦ точнее отражает изменение стоимости жизни домашнего хозяйства, благосостояние которых и является конечной целью развития экономики. Не следует забывать и о том, что дефлятор ВВп и агрегированный индекс не учитывают динамику цен импортных товаров, потребление которых значительный удельный вес во многих странах, в том числе и в современной России.
2 Причины возникновения инфляции
Инфляция порождается многими причинами, которые в различных экономических условиях проявляются по-разному и могут действовать в противоположных направлениях. К причинам инфляции относится:
Существует множество причин, способные изменить темпы прироста уровня цен. Как уже говорилось ранее, инфляция – результат нарушения между спросом и предложением.
Рассматривая причины инфляции, экономисты проводят различие между двумя ее видами: «инфляцией покупателей» (инфляцией спроса) и «инфляцией продавцов» (инфляцией издержек).
В сущности, это две, как правило, взаимосвязанные, но неравнозначные, причины инфляции: одна лежит со стороны спроса (избытка денежных средств у покупателей), другая – со стороны предложения (роста производственных издержек).
2.1 Инфляция спроса
Инфляция спроса возможна, если растет совокупный спрос при постоянном совокупном предложении. Избыточный спрос приводит к взлету цен. Она возможна в условиях, когда экономика находится в состоянии полной занятости либо имеются незначительные резервы использования производственных ресурсов для увеличения совокупного предложения.
В результате избыточного количества денег в обращении, по сравнению с товарной массой, цены на тот же реальный объем продукции увеличиваются, возникает инфляция спроса.
Кривая совокупного предложения AS во многом определяется состоянием экономики в тот или иной период. При построении кривой AS выделяют 3 отрезка: кейнсианский (горизонтальный), всходящий и классический (вертикальный).
Если экономика находится на кейнсианском отрезке, то при увеличении совокупного спроса возможности возникновения инфляции минимальны, Припятствием этому служит снижение средних издержек производителей по мере увеличению выпуска продукции.
На восходящем отрезке, отражающем период, когда экономика приближается к полной занятости, увеличение объема выпуска сопровождается повышением цен.
На классическом
отрезке при увеличении
На рис.1 графически показана инфляция спроса, возникающая на восходящем отрезке, когда увеличиваются и реальный объем производства с Q1 до Q2 и уровень цен с P1 до P2 .
На инфляцию спроса влияют факторы, смещающие кривую спроса АD вправо – рост личных потребительских расходов и чистого экспорта. Определение данных факторов вытекает из уравнения совокупного спроса
Qd = C + I + G + Xn
Где Qd - объем совокупного спроса
C - личные потребительские расходы
I - валовые чистые инвестиции
G – государственные закупки товаров и услуг
Xn - Чистый экспорт
К такого рода инфляции приводят следующие факторы:
1) Низкий уровень безработицы.
Если уровень безработицы
2) сверхэмиссия денег. Увеличение платежеспособности может возникнуть из-за дополнительной эмиссии денег, осуществляемой государством чрезмерно. Причины сверхэмиссии, главным образом, связаны с дефицитом бюджета правительства и способами его погашения:
а) к инфляционному росту совокупного спроса приводит расширение государственного сектора, сопровождающееся увеличением зарплаты для привлечения государственных служащих.
б) финансирование военных заказов и расширение ВПК. Деньги для оплаты военных заказов увеличивают денежную массу, не подкрепленную массой товарной, так как продукция этого сектора не является объектом потребительского спроса. Создается давление на цены в сторону их повышения.
в) чрезмерное повышение трансфертных платежей (пенсий, пособий, дотаций и т.д.)
4) обесценивание отечественной валюты страны по отношению к устойчивой иностранной валюте. Этот фактор при падении курса отечественной валюты срабатывают подобно дополнительной эмиссии, и может вызвать инфляцию спроса.
В целом инфляция
спроса определяется
2.2 Инфляция издержек
В этом случае
механизм инфляции начинает
Теория инфляции, обусловленной ростом издержек, объясняет рост цен такими факторами, которые приводят к увеличению издержек на единицу продукции, которые предприятия готовы предложить при существующем уровне цен. В результате уменьшается предложение товаров и услуг и увеличение цены. Следовательно, не спрос, а издержки взвинчивают цены.
Когда данный процесс охватывает не отдельные субъекты микроэкономики, а распространяется на многие или на все хозяйственные звенья и становится макроэкономическим, то развивается инфляция издержек. Ее иногда называют также инфляцией предложения.
Изобразим графически инфляцию издержек
Как видно из
графика, повышение цены предло
На инфляцию издержек влияют все факторы, смещающие кривую совокупного предложения влево: увеличение цен на экономические ресурсы, повышение налогов, снижение производительности факторов производства и другие. Можно считать, что инфляция издержек связана с влиянием затратных неденежных факторов, в том смысле, что ее непосредственно определяет не увеличение предложения денег в экономике, в другие причины, связанные с увеличением затрат на производство.
Основные источники инфляции издержек:
1) Повышение зарплаты. Повышаются издержки предпринимателей на услуги труда, дороговизна производства делает невыгодным его расширение. Совокупное предложение начинает сокращаться, несмотря на то, что совокупный спрос остается на прежнем уровне, а порой и растет.
2) Импортируемая инфляция. Под импортируемой понимается инфляция, проникающая в экономику страны из-за рубежа через цены иностранных товаров. Так, если в экономике страны широко используются в производстве импортируемые ресурсы (энергоносители и технология), то их резкое подорожание приведет к росту издержек внутри страны и к сокращению совокупного производства при одновременном росте цен.
3) Монополизм фирм. Происходит завышенная оценка ресурсов по отношению к их предельной производительности, а также завышение цен на продукцию.
Важной причиной инфляции издержек следует считать повышение цен на энергию, топлива и сырье. К инфляции издержек могут вести и высокие ставки налогов, которые по существу являются издержками фирм и перекладываются производителями на потребителей через повышение цен. Механизм раскручивания инфляции издержек характеризуется тем, что первоначально в результате роста издержек повышается уровень цен, а лишь затем расширяется денежная масса.
2.3 Стагфляция
Стагфляция – это показатель крайнего неравновесия в экономике; предполагает одновременный рост цен и рост безработицы. Стагфляция – ситуация, когда возрастание общего уровня цен происходит с одновременным сокращением производства, т.е. цена и объем выпуск изменяются в разных направлениях.
Экономисты по-разному объясняют причины стагфляции. Одна точка зрения: существование структурных несовершенств. В экономике с хорошо отлаженным рыночным механизмом рост цен на одни товары ведет к снижению цен на другие товары, т.е. должно соблюдаться рыночное равновесие, а при отсутствии должного уровня конкуренции наблюдается «жесткость» цен в направлении их понижения.
Другая точка зрения: стагфляцию вызывают монополии и их власть над рынком. Ведь кривая спроса фирмы-монополиста совпадает с кривой спроса на товар, следовательно, количество продукции, которое может быть продано, растет по мере того, как снижается цена и часто монополисту выгоднее производить меньше и продавать дороже.
Существует также мнение, что причиной стагфляции могут быть инфляционные ожидания, когда владельцы факторов производства начинают завышать стоимость своих услуг, ожидая падения своих доходов от инфляции.
3. Типы и Виды инфляции
3.1 Открытая и скрытая инфляция
В зависимости
от экономической системы
а) Открытая инфляция – это такая ситуация в экономике, при которой чрезмерный выпуск бумажных денег, в условиях свободных цен приводит к их росту. Открытая инфляция характерна для стран рыночной экономики, где взаимодействие спроса и предложения способствует открытому неограниченному росту цен. Хотя открытая инфляция и искажает рыночные процессы, все же она сохраняет за ценами роль сигналов, показывающих производителям и покупателям сферы выгодны приложения капиталов. В условиях относительной гибкости и мобильности ценового сигнала, превышение совокупного спроса над совокупным предложением.
В зависимости от темпов развития открытая инфляция бывает 3-х видов: умеренная, галопирующая и гиперинфляция
а) Умеренная инфляция – когда цены растут менее чем 12% в год.
Умеренная инфляция – это показатель макроэкономического равновесия, так как:
Таким образом, умеренная инфляция оказывает стимулирующее воздействие на развитие экономики.
б) Галопирующая инфляция – явление в виде скачкообразного роста цен, которые, как правило, вызывается резкими изменениями в объеме денежной массы или изменениями цен над воздействием внешних факторов.
Галопирующая инфляция ограничена рамками роста цен от 12 до 200% в год. Деньги обесцениваются довольно быстро, поэтому в качестве цен для ставок используют устойчивую валюту, либо в ценах учитываются ожидаемые темпы инфляции на момент платежа.
Галопирующая инфляция – показатель нарушения макроэкономического равновесия, так как:
Таким образом, экономика развивается напряженно.
в) Гиперинфляция – в странах с развитой рыночной экономикой определяется темпами роста цен свыше 200% в год. Для стран с неустойчивой экономикой этот критерий значительно выше.