Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 13:21, реферат
С начала 1990-х годов для оценки достижений различных стран в наделении своих граждан возможностями прожить долгую и здоровую жизнь, получить необходимое образование и обеспечить достойный уровень доходов для себя и своей семьи, в мировом сообществе используется такой показатель, как индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). Этот сводный показатель развития человеческого потенциала, одним из основных составляющих которого является индекс ВВП, основанный на показателе валового внутреннего продукта на душу населения и относится к числу основных предпосылок успешного развития общества в целом и каждого его члена в частности.
1. Введение.
2. Понятие экономического роста.
3. Типы экономического роста.
4. Источники и факторы экономического роста.
5. Роль государственного регулирования в экономике и ее росте.
6. Заключение.
7. Список литературы.
Постоянным
объектом внимания государственных
органов является также регулирование
денежного обращения, в частности,
борьба с инфляцией, представляющей
серьезную опасность для
Государственные регулирующие инстанции стремятся влиять и на другие объекты государственного регулирования экономики, например, заинтересовать частные фирмы в развитии научных исследований и внедрении их результатов, в экспорте товаров, капиталов и накопленных знаний и опыта. Изучаются и совершенствуются законы о соблюдении правил конкуренции, социальной защите, охране окружающей среды.
Государственное регулирование экономикой и ее ростом осуществляется административными и экономическими средствами.
Административные средства не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба. Они базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения. Административные средства регулирования в развитых странах с рыночной экономикой используются в незначительных масштабах. Их сфера действия в основном ограничивается охраной окружающей среды и созданием минимальных бытовых условий относительно слабо социально защищенных слоев населения. Однако, в критических ситуациях их роль сильно возрастает, например, во время войны, критического положения в экономике. Самыми крупномасштабными административными акциями по регулированию экономики в послевоенной Японии были денежная реформа и разукрупнение ведущих концернов.
Экономические средства государственного регулирования можно разделить на средства денежно-кредитной и бюджетной политики.
Самостоятельным
объектом и инструментом государственного
регулирования экономики
Главным инструментом мобилизации финансовых средств для покрытия государственных расходов являются налоги. Они также широко используются для воздействия на деятельность субъектов хозяйствования. Это фискальная роль налогов. Но главная роль налогов - регулирующая. Государственное регулирование при помощи налогов зависит в решающей степени от выбора налоговой системы, а также от видов и размеров налоговых льгот. Налоги в государственном регулировании экономики играют двоякую роль. Это главный источник финансирования государственных расходов, материальная основа бюджетной политики, а с другой стороны, это инструмент регулирования. Задача государственных бюджетных органов - не просто обложить налогами те или иные источники поступления средств, а создать тонко настраиваемый механизм воздействия на хозяйственное поведение юридических и физических лиц. Для этого используются временно или селективно предоставляемые налоговые скидки, отсрочка уплаты налогов.
Государственные капиталовложения осуществляются в значительной степени в государственном секторе экономики, играющем важнейшую роль в государственном регулировании экономики. Он является одновременно объектом и инструментом воздействия на частное хозяйство.
Значительная часть государственного сектора - это объекты инфраструктуры, в большинстве случаев нерентабельные. Другая их часть - государственные предприятия в сырьевых и энергетических отраслях, где требуются большие инвестиции, а оборачиваемость капитала медленная. Рентабельность государственных фирм, как правило, ниже, чем частных. Часть государственного сектора - это пакеты акций смешанных частно - государственных компаний.
Существование в условиях рыночного хозяйства секторов, которые в своей деятельности руководствуются принципами, несколько отличающимися от принципов частных фирм, позволяет использовать государственный сектор для решения общегосударственных экономических задач, повышения прибыльности частного хозяйства.
В целом государственный сектор служит дополнением частного хозяйства в такой мере, где и насколько мотивация для частного капитала оказывается недостаточной. В результате государственный сектор служит повышению эффективности народного хозяйства в целом и является одним из инструментов перераспределения валового внутреннего продукта.
Размеры государственного сектора, его доля в национальной экономике, изменяются не только в результате нового строительства и приобретения, но и как следствие приватизации - продажи рентабельных, реконструированных объектов государственного сектора частному капиталу. В 80-х и 90-х годах эта тенденция заметно усилилась.
Практически все рычаги воздействия на процесс воспроизводства внутри страны оказывают существенное влияние на внешнеэкономические связи: изменение учетной ставки, налогообложения, новые льготы и субсидии на инвестиции в основной капитал и др.
Государственное
регулирование экономики
Успех государственного
регулирования экономики
Анализ развития национальной экономики нашего государства за последние годы показывает, что поддержание высоких темпов роста ВВП при ограниченном использовании методов рыночной саморегуляции далее невозможно. Беларусь, следуя общему направлению реформ в России и других странах, начиная с 1991г. активно разрушала институты централизованного управления, осуществляя либерализацию своей экономики. Однако желаемый успех на начальной стадии переходного периода не был достигнут, поскольку рыночные импульсы не получили адекватных откликов в обществе. И это объяснимо, поскольку создание формальных (законодательных) и тем белее неформальных (моральных норм, традиций и т.д.) институтов цивилизованного рыночного хозяйства - процесс длительный. Этап создания сильных государственных институтов при одновременном замедлении процессов либерализации экономики начался с 1994г. Задача состояла в том, чтобы путем прямого субсидирования и налогового субсидирования, ужесточения контроля на всех кровнях экономики остановить падение темпов развития и одновременно создать необходимую институциональную среду и инфраструктуру рынка. Однако по мере ее решения созданная среда стала тормозить экономический рост. Чтобы преодолеть эту фазу необходимы дальнейшие либерализация дебюрократизация экономики, проведение административной реформы, которая исключала бы оперативные исполнительно-распорядительные функции государственного управления, сосредоточив их преимущественно на политических и на механизмах рыночной саморегуляции. Реструктуризация и приватизация крупных предприятий, поддержка малого и среднего бизнеса продемонстрирует странам –партнерам и международным структурам приверженность Белоруссии рыночным принципам и свободам; создаст предпосылки для формирования среднего класса в обществе; повысит устойчивость и адаптивные возможности народнохозяйственного комплекса страны.
Благоприятная институционная среда –инстремент к решению проблемы старения основного капитала. В белорусской промышленности коэффициент обновления основных фондов на протяжении последних лет колеблется в пределах 1,5-2,4. Это значит, что их полное обновление можно осуществить за 42-66 лет. Сократить этот срок способен лишь приток инвестиций. Доля инвестиций в основной капитал на уровне 16-18% ВВП не-достаточна и в отличие от развитых стран не позволяет нормально обновлять производство. Один из эффективных источников инвестиций –увеличение доли валового накопления в составе доли инвестиций ВВП. Это можно достичь или за счет снижения доли конечного потребления, или путем привлечения иностраннывх инвестиций, что как правило ведет к дефициту торгового баланса. Первый путь ограничен низким уровнем жизни населения и может осуществляться постепенно на основе опережащего роста валовых накоплений по отношению к росту конечного потребления в условиях ВВП. Но тогда проблему старения решить в ближайшее время не удасться, так как для этого необходимо удвоить долю инвестиций в ВВП.
Второй путь более приемлемый, тем более что иностранные инвестиции вызывают одновременно не только рост импорта инвестиционных товаров в страну, но и увеличение загрузки мощностей отечественных производителей и, как следствие, рост ВВП и потребления населения. Иностранные инвестиции имеют более высокую отдачу, так как основаны, как правило, на более прогрессивной технике и технологиях с использование более эффестивного менеджмента. Определенные возможности для обновления активной части основных фондов лежат в изменений структуры инвестиций. Необходимо поддерживать складывающуюся в последние годы тенденцию на увеличение доли инвестиций производственного назначения. Для приведения к более выгодному соотношению ВВП и основных фондов целесообразно постепенно выводить из производства неиспользуемые мощности, консервируя их до появления возможности разрузки или продавая тем, кто может их эффекивно использовать.
В стратегическом плане большое значение имеет для развития страны правильный выбор отраслевых приоритетов. Сегодня это продовольствие, жилье, экспорт. Однако такое доминировпние можно оспорить. Строительство жилья- импортоемкое производства, требующее в год (с учетом потребления ипортных ресурсов смежными производствами) около 1 млрд USD. Таким образом, строительство стимулирует импорт, что в условиях дефицита торгового баланса создает большие проблемы. Кроме того «наращивание» жилищного строительства «оттягивает» значительные ресурсы в ущерб инвестициям в производство.
Обеспечить население продовольствием, конечно, важно. Однако ставить задачу, чтобы все основные продукты производились в стране, большая часть которой относится к полосе рискованного земледелия, вряд ли разумно, так как ведет к неэффективному расходованию ресурсов и снижению экономической безопасности. К тому же при экстенсивном расширении сельского хозяйства, без реформирования АПК деньги просто «закапываются в землю», а самообеспеченность продовольствием только снижается. При формировании приоритетов экономического развития Белоруссии необходимо исходить из ее особенностей малой страны с открытой экономикой. Системный анализ показывает, что приоритетом для нас должна быть экспортная ориентация, основанная на более полном освоении и развитии тех конкурентных преимуществ и ограниченных ресурсов, которыми она обладает. Например, развитие высокотехнологических и наукоемких производств, оказание высокоинтеллектуальных, научных и образовательных услуг., развитие отраслей услуг транспортного комплекса и телекооммуникаций, развитие производств химической и тефтехимической промышленности, развитие деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, развитие отрасли добычи и переработки калийных солей, развитие конкурентноспособных и смежных производств тракторов, холодильников, телевизоров, алкогольных и безалкогольных напитков и т.д). Обеспечив развитие этих смежных с ними отраслей, Беларусь сможет создать базу для повышения благосостояния народа, оздоровления нации, появления ресурсов для массового жилищного строительства. Развитие остальных отраслей должно диктоваться требованиями экономической безопасности и рыночными процессами.
Необходимо отметить, что из анализа Основных положений программ социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 гг. и 2005-2010 гг. важнейшей целью государства является обеспечение устойчивого роста уровня жизни и сокращение бедности населения. Государство оставляет за собой приоритет развития устойчивой экономики путем регулирования бюджетно-налоговой, денежно-кредитной и ценовой политики. Эти факторы должны стать конкурентными преимуществами Белоруссии. Будет совершенствоваться налоговая политика в интересах семьи. Социальная политика государства будет направлена на дальнейшее развитие и укреплений таких отраслей, как социально – культурного комплекса, главной задачей которого является формирование духовно богатого и физически здорового человека нового общества, развитие здравоохранения (объем финансирования к 2005г. планируется довести до 7,5% к ВВП), развитие образования, возрождение и развитие национальной культуры., жилищного строительства, где будут создаваться новые формы финансирования жилищного строительства, позволяющие использовать ранее накопленный материал, это прежде всего систему ипотечного кредитования. Новое жилье в 2001 –2005 гг. получат около 300 тыс. семей.
В качестве главной
задачи инновационной политики ставится
ускоренное освоение в производстве
передовых отечественных и
6. Заключение
Из анализа вышеизложенной темы можно сделать следующие выводы:
Экономический рост в масштабе всей национальной экономики может быть представлен как увеличение объема производства товаров и услуг за некоторый период времени. Важным является тот факт, что при анализе экономического роста во внимание принимается только изменение реального роста ВНП (ВВП). Тенденция изменения номинальных показателей не может рассматриваться как экономический рост. Следовательно, уточняя первое определение экономического роста, можно сделать вывод о том, что указанная категория представляет собой увеличение реального ВНП (ВВП) за период времени. Экономический рост обеспечивает прирост производства, используемый для решения внутренних и международных социально-экономических проблем любого государства.
Рассматривая типы экономического роста необходимо отметить, что при экстенсивном экономическом росте происходит сокращение уровня безработицы, достигается полная занятость населения, которая позволяет увеличить темпы роста производства. Но это явление временное, т.к. состояние полной занятости не может восполняться ежегодно и на следующий год темп роста будет такой же. Значит, данный путь развития носит застойный характер, фактически нет технического прогресса, морально и физически изнашиваются производственные основные фонды, снижается фондовооруженность работников. Следовательно, мы можем придти к выводу, что экстенсивный путь практически исчерпал себя, в условиях новых, еще развивающихся экономических отношениях он ведет только в тупик, не давая ни каких шансов на экономическое возрождение. Поэтому объективно необходимо менять тип экономического роста и переводить народное хозяйство на путь интенсивного развития. Однако следует заметить, что экстенсивный путь дал рождение новому типу развития - интенсивному. Создав базис для развития новых экономических отношений, экстенсивный путь внес огромный вклад в развитие национального хозяйства всего мира. В настоящее время в индустриально развитых странах нельзя найти в чистом виде первый или второй тип экономического роста, они сочетаются в каком-то соотношении. В зависимости от того, какой способ увеличения производства товаров и услуг преобладает, говорят о преимущественно экстенсивном или интенсивном типе экономического роста. Однако в условиях научно-технической революции, развернувшейся с середины ХХ века, преимущественным типом экономического роста в западных индустриальных странах, в том числе и нашей Республике становится интенсивный тип экономического роста.