Толкование и соотношение понятий «предприятие»и «фирма» в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2015 в 17:19, контрольная работа

Описание работы

Современная экономика развитых стран носит рыночный характер. Совокупность регулирующих функций, осуществляемых рынком, делают рыночную экономику саморегулирующейся, самонастраивающейся системой. Данной системе присуща способность автоматически увязывать частные и общественные интересы. Она является наиболее эффективной и гибкой для решения основных экономических проблем. Будучи общей экономической системой, рыночная экономика развивается по единым для всех стран законам.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………..3
1. Теоретические аспекты исследования рыночной экономики …4
1.1. Понятие рынка…………………………………………………..4
1.2. Понятие рыночной экономики…………………………………7
2. Сущность и функции рыночной экономики ……………………10
2.1. Сущность рыночной экономики……………………………….10
2.2. Функции рынка………………………………………………….17
3. Преимущества и недостатки рыночной экономики…………….21
3.1. Преимущества рыночной экономики………………………….21
3.2. Недостатки рыночной экономки……………………………….23
4. Заключение………………………………………………………...26
5. Список используемой литературы……………………………….30

Файлы: 1 файл

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА скин задан 1вар.docx

— 57.72 Кб (Скачать файл)

 

11

      Все это отрицательно сказывается на производственно-хозяйственной деятельности, ведет к падению темпов производства.  
В этой связи актуальное значение приобретает выбор условий, обеспечивающих введение цивилизованных рыночных отношений.  
По мнению К.Р. Макконнелл и С.Л. Брю , такие условия можно разделить на две группы. Первая связана с введением общих условий хозяйствования, обеспечивающих рыночные связи. К их числу относятся: 
      Общественное разделение труда и специализация. Они повышают производительность труда, ведут к появлению излишков продукции и тем самым ведут к развитию товарного хозяйства и рыночного обмена. 
Частная собственность формирует новые стимулы к повышению производительности труда, к совершенствованию технологии и организации производства. Появляется личная заинтересованность производителей и собственников в более эффективном размещении и использовании принадлежащих им ресурсов. Она проявляется различными способами, в частности, собственники рабочей силы стремятся заработать большую зарплату, собственники денежного капитала — получить больший процент, предприниматели — большую прибыль, потребители — приобрести больше за меньшую цену. Свобода выбора и свобода передвижения факторов производства. Эти свободы тесно связаны с частной собственностью.       Свобода выбора означает, что собственники ресурсов могут использовать ресурсы по своему усмотрению. Потребители же свободны покупать товары так, как они считают нужным для удовлетворения своих потребностей. Если каждый выбирает лучший вариант, то общество в целом также выигрывает. 
     Демократизация производства при сохранении регуляторов. При этом надо исходить из того, что рыночная экономика сама по себе не является саморегулирующейся системой, способной к бесконечному процветанию; нельзя полагаться на то, что капитализм ''развивается сам по себе''. 
 
                                                          12

      Вторая группа факторов включает систему мер, связанных с разработкой правового законодательства и принятия экономических положений по переходу на рыночные методы хозяйствования. Во-первых, требуются четкие меры по формированию и обладанию многообразными формами собственности и хозяйствования, не допускающие расхищения и нерационального использования. Во-вторых, преодоление дефицита через структурную перестройку приоритетных отраслей в экономике. В-третьих, превращение экономики в открытую систему с привлечением иностранного капитала и созданием смешанных предприятий. Существование выше перечисленных условий обуславливает наличие рыночной системы как таковой, включающей следующие важнейшие элементы, описанные В.И. Видяпиным. 
1. Субъекты. К субъектам рыночной экономики относятся продавцы и покупатели. Экономические связи обеспечивают движение продуктов от производителя к потребителю, происходит многосторонний обмен между производителями, с одной стороны, и потребителями- с другой. Такие обменные процессы обусловлены общественным разделением труда, которое, с одной стороны, разъединяет производителей, разобщает их по видам трудовой деятельности, с другой – порождает устойчивые функциональные взаимосвязи между ними. Первое перерастает в экономическую обособленность, в независимость хозяйствования каждого производителя и выступает экономической основой формирования субъектов рыночных отношений. Второе модифицируется в обменные процессы на эквивалентной основе через куплю-продажу товаров. 
 
 
 

 

13

     2.Спрос и  предложение. «Современный экономический словарь» трактует понятия спрос, как количество товара, которое хотят и могут приобрести покупатели за определенный период времени. В свою очередь, П. Самуэльсон и В. Нордхаус18пишут, что предложение — это готовность производителя продать определенное количество товара или услуги по определенной цене за определенный период времени. Спрос и предложение находятся в постоянном взаимодействии, и неразрывно связаны друг с другом. Следовательно, изменение спроса влечёт за собой изменение предложения и наоборот.  Спрос и предложение изменяются под воздействием ценовых и неценовых факторов. К неценовым факторам изменения спроса относятся: изменение вкусов и предпочтений потребителей; количество потребителей на рынке (размер рынка); изменение денежных доходов потребителя; цены на сопряженные товары (товары-субституты); потребительские ожидания изменений на рынке. Неценовыми факторами изменения предложения являются цены на ресурсы; уровень технологии производства; налоги и дотации; цены на взаимозаменяемые (взаимодополняемые) товары; ожидания продавцов на динамику спроса, цен, доходов; число продавцов.  Спрос и предложение являются наиважнейшими элементами системы функционирования рыночной экономики.

3. Свободное ценообразование. 
Цена товара является важнейшим элементом хозяйственного механизма. По мнению П. Самуэльсона19, цена – это количество денег, в обмен на которые продавец готов продать, а покупатель согласен купить единицу товара. 
Ценообразование — процесс формирования цен на товары и услуги. Рыночное ценообразование представляет собой, с одной стороны, связь между ценой и ценообразующими факторами, с другой — способ формирования цены, технологию процесса ее зарождения и функционирования, изменения во времени.  
 
                                                                14

     Процесс свободного ценообразования обусловлен процессом взаимодействия спроса и предложения. Как пишет М.А. Сажина, взаимодействие спроса и предложения — процесс, порождающий формирование рыночной цены, которая удовлетворяет одновременно и продавца, и покупателя. Рыночная цена отражает такую ситуацию, когда планы покупателей и продавцов на рынке полностью совпадают, а объем благ, который намерены купить покупатели, абсолютно равен объему благ, который намерены предложить производители.

    В результате, возникает равновесная цена, т. е. цена такого уровня, когда объем предложения равен объему спроса. 
4. Конкуренция. В «Современном экономическом словаре» понятие конкуренция (от латинского concurrentia — столкновение, состязание) трактуют, как соперничество, экономическую борьбу, состязательность между продавцами — производителями за право получения максимальной прибыли и между покупателями при покупке товаров за большую выгоду. В.В. Радеев в статье «Что такое конкуренция?» даёт пояснение её роли в структуре экономики. Конкуренция способствует эффективному использованию ограниченных ресурсов. Ресурсы распределяются по отраслям и видам производства таким образом, чтобы продукция, полученная от этих ресурсов, приносила прибыль. Она является регулирующей силой в условиях рынка. Адам Смит назвал ее «невидимой рукой». Она выполняет в рыночной экономике важнейшую функцию — она принуждает производителей учитывать интересы потребителя, а значит, и интересы общества в целом. В ходе конкуренции рынок из множества товаров отбирает только те, которые нужны потребителям. Именно их удается продать. Прочие же остаются невостребованными, и их производство сокращается.

 

 

15

       Конкуренция представляет собой конкретный механизм, с помощью которого рыночная экономика решает фундаментальные вопросы что? как? для кого производить? Конкуренция стимулирует развитие экономики и самих работников, деятельность самостоятельных единиц. Через нее товаропроизводители контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, усилению научно-технического прогресса. В то же время конкуренция ведет дифференциацию производителей и покупателей. 
    Подробно рассмотрев структуру рыночной экономики, можно сделать вывод, что рыночная экономика представляет собой сложнейшую систему элементов, находящихся в постоянном взаимодействии друг с другом.      Главные экономические вопросы что производить, как производить и для кого производить, решаются посредством существования механизма регулирования рынка, обусловленного определёнными экономическими условиями. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16

2.2. ФУНКЦИИ  РЫНОЧНОГО  МЕХАНИЗМА. 

 

       Проблема регулирования рынка возникла вместе с его появлением, что обусловлено внутренней логикой его развития. С одной стороны  действие законов рынка, подробно описанных в трудах Николаевой И.П, повышает эффективность производства и труда, увеличивает богатство страны, с другой стороны, как было замечено Райзбергом Б.А. , рыночные саморегуляторы не в состоянии преодолеть «провалы рынка» и автоматически решать возникшие проблемы (кризис производства, безработица, резкая дифференциация доходов, нарушение экологии, инфляция, трафик и т.д.).

 Понимание рыночных  механизмов в целом даёт возможность  правильной оценки ситуации, что  в конечном итоге приводит  к увеличению прибыли. Исходя  из этих соображений, учёные-экономисты изучают функции рынка. Функции рынка определяются стоящими перед ним задачами. Рыночный механизм призван найти ответы на три ключевых вопроса: что, как и для кого производить?  Современный высокоразвитый рынок оказывает огромное воздействие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя следующие основные взаимосвязанные функции, которые подробно описаны в трудах М.А. Сажиной и Г.Г Чибриковой : 
Регулирующая функция. В рыночном регулировании большое значение имеет соотношение спроса и предложения, влияющее на цены. В современных условиях экономика управляется не только «невидимой рукой», о которой писал еще А. Смит, но и государственными рычагами. Рынок выступает регулятором производства, спроса и предложения. Через механизм закона стоимости, спроса и предложения он устанавливает необходимые воспроизводственные пропорции в экономике.

 

 

17

       Постоянные колебания цен не только информируют о состоянии дел, но и регулируют хозяйственную деятельность. Растет цена — сигнал к расширению производства: падает цена — сигнал к его сокращению.  Информация, предоставляемая рынком, заставляет производителей снижать затраты улучшать качество продукции. В то же время, являясь регулятором хозяйственной жизни, рынок неоднократно демонстрировал, что не все процессы макроэкономического регулирования ему подвластны.

 Это проявляем в  периодических спадах, инфляции, безработице. 
2) Ценообразующаяфункция. Возникает при столкновении товарного спроса и предложения, а также благодаря конкуренции. В результате свободной игры этих рыночных сил складывается свободная цена на товары и услуги.Она отражает полезность товара и издержки на его производство. В отличие от административно-командной системы в рыночной экономике эта оценка происходит не до обмена, а в ходе его. Рыночная цена представляет собой своего рола итог, баланс сопоставления затрат производителей и полезности (ценности) данного блага для потребителей. Таким образом, в процессе рыночного обмена цена устанавливается путем сопоставления затрат (издержек) и полезности обмениваемых благ. 
3) Стимулирующая функция. Осуществляется с помощью рыночных цен. В данном случае стимулируется эффективность экономики. По словам Д.В. Валового26, цены “вознаграждают” дополнительной прибылью тех, кто производит товары, наиболее нужные потребителям, кто совершенствует производство, увеличивает производительность, снижает издержки. Посредством цен рынок стимулирует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство продукции и повышение ее качества, расширение ассортимента товаров и услуг. 
 

 

18

     4) Информирующая функция. Рынок представляет собой богатый источник информации, знаний, сведений, необходимых хозяйствующим субъектам. Сложившиеся цены «сообщают» о состоянии экономики. Через разброс цен, и через их падение, и рост можно узнать о размерах производства продукции, о насыщенности рынка товарами, об ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые на него поставляются, о запросах потребителей и т. д… Постоянно изменяющиеся цены на продукты и ресурсы дают объективную информацию о потребном количестве, ассортименте, качестве благ, поставляемых на рынки. Высокие цены свидетельствуют о недостаточном предложении, низкие цены — об избытке благ по сравнению с платежеспособным спросом. Наличие информации позволяет каждой фирме сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка.

5) Посредническая  функция состоит в том, что рынок напрямую соединяет производителей (продавцов) и потребителей товаров, предоставляя им возможность общаться друг с другом на экономическом языке цен, спроса и предложения, купли-продажи. В рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика продукции. В то же время продавцу предоставляется возможность выбрать наиболее подходящего покупателя. 
6) Оздоравливающая (санирующая) функция. Рынок «очищает» экономику от ненужной и неэффективной хозяйственной деятельности — от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, наоборот, поощряет развитие эффективных, предприимчивых, перспективных фирм.Рыночный механизм — это достаточно жесткая, в известной мере жестокая система.

Он постоянно проводит «естественный отбор» среди участников хозяйственной деятельности. Используя инструмент конкуренции, рынок очищает экономику от неэффективных предприятий.

 

19

     И напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и активным.

В результате селекционной работы рынка, повышается средний уровень эффективности, поднимается устойчивость национального хозяйства в целом. Как свидетельствует опыт, средний цикл малого бизнеса не превышает пяти лет. В конкурентной борьбе нередко гибнут и крупные фирмы. Разумеется, в условиях концентрации производства и капитала монополизация деформирует санирующий механизм рынка.

7) Через социальную функцию рынок дифференцирует производителей.

Он предоставляет государству лучшие возможности для достижения социальной справедливости в национальной экономике, что не могло быть достигнуто в условиях тотального огосударствления. И так, функции рынка неразрывно связаны с самим рынком и направлены на наиболее эффективное функционирование системы.

      Проведя анализ различных источников, можно сделать вывод, что совокупность элементов, механизм, отражающий их взаимосвязь, и функции рыночной экономики представляют собой единую систему, направленную на решение главных экономических вопросов: что, как и для кого производить.  
 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

20

3.ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ. 
 
       Несмотря на то, что рыночная экономика общепризнано является наиболее эффективной при решении главных экономических вопросов, стоит отметить, что как любая модель, рыночная экономика не лишена недостатков. В данной главе мы определим основные достоинства и недостатки рыночной экономики и проанализируем их.

 

3.1. ПРЕИМУЩЕСТВА РЫНОЧНОЙ  ЭКОНОМИКИ

    Рыночная экономика — это саморегулирующаяся система, которая способна эффективно функционировать без прямого вмешательства государства. Она обладает определенным внутренним порядком и подчиняется определенным закономерностям. Сотни тысяч товаров производятся миллионами людей без централизованного руководства, и при этом обеспечивается сбалансированность спроса и предложения. 
    Важно отметить, что рынок, зародившийся несколько тысячелетий назад, развивался естественным путем, прошел сложный путь развития, приспосабливаясь к менявшимся условиям, и тем самым доказал свою жизнеспособность. В этом смысле рыночную экономику можно рассматривать как достижение человеческой цивилизации, как наиболее эффективную из всех существовавших форм организации общественного производства. Б.А. Райзберг выделяет следующие основные преимущества рыночной экономики:

Информация о работе Толкование и соотношение понятий «предприятие»и «фирма» в рыночной экономике