Томас Мальтус

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 22:57, реферат

Описание работы

Желая внушить сыну одновременно любовь к религии отвращение к религиозным расприяым, отец поручил первоначальную заботу о его воспитании Ричарду Гравесу, автору Духовного Дон-Кихота. Потом молодой Матус был отослан в Варингтонскую академию в Ланкашире; но так как заведение это вскоре было закрыто, то он окончил первоначальное обучение под руководством Жильберта Уэкфильда, пользовашегося в

Файлы: 1 файл

Т.Мальтус.docx

— 24.26 Кб (Скачать файл)

продолжение биографии:

Желая внушить сыну одновременно любовь к религии отвращение к  религиозным расприяым, отец поручил первоначальную заботу о его воспитании Ричарду Гравесу, автору Духовного Дон-Кихота. Потом молодой Матус был отослан в Варингтонскую академию в Ланкашире; но так как заведение это вскоре было закрыто, то он окончил первоначальное обучение под руководством Жильберта Уэкфильда, пользовашегося в Англии громкой педагогической известностью. Из его рук молодй Мальтус в возрасте 18 лет перешел в иезуитскую коллегию в Кембридже. Сказавшееся в этом шаге решение избрать духовную профессию биографы Мальтуса объясняют отчасти влиянием Уэкфильда, окончившего свое оборазование именно в этом заведении и устроившего в нем своего воспитанника, отчасти желанием самого юноши приобрест обезпеченное материальное положение, в котором Мальтус нуждался, потому что, как младший сын, он не наследовал в имуществе отца, перешедшем сполна его брату. В 1797 Мальтус получает сепень магистра. В том же году он делается адьюнкт-профессором в коллегии, а затем занимает место священника окло Альбёри. К этом времени отностися и начало его литературной деятельности.

Первым сочинением Мальтуса был политический трактат под  названием «Кризис», заключаший в себе резкую критику действий стоявшего тогда у власти Питта. 1798 – появляется  на свет без имени автора первое издание «Опыта о законе народонаселения», создавшего автору всемирную и неувядаемую славу. Решительный толчек к его созданию  дали сочинения Годвина и споры, возбужденные ими между отцом и сыном.

Чтобы понять значение «Опыта» надо вспомнить эпоху, когда он появился. То был конец 18 века, ознаменовавшегося в Англии многими великим изобретениями в области техники и механики, открытием залежей угля и железа на острове и необыкновенным развитием национальной промышленности. В результате наступило падение цены на труд. К этому присоединился неурожай 1795, продукты первой необходимости вздорожали в небывалых размерах, народ голодал и не скрывал своего неудовольствия, а в Лондоне толпы рабочих останавливали на улице карету короля, крича: «хлеба, дайте нам хлеба!» И вот в такое время всеобщего возбуждения умов появляется книга, устанавливающая порядок в хаосе противоречивых суждений и с полной твердостью указывающая на действительную причину всех бедствий.

В 1799 мы видим Роберта путешествующим в компании с Оттером, Кларком и др. по Германии, Швеции, Норвегии, Финляндии и отчасти по России. Несколько лет спустя Мальтус посещает еще Францию и Швейцарию. По возвращении из второго путешествия он выпускает второе, переработанное и дополненное, издание «Опыта о народонаселении». Через 2 года после этого – в 1805, он был назначен професоором истории и политической экономии в училище Ост-Индской компании в Алсбери, а незадолго перед тем, он женился на некоей мисс Гарриет Экерзаль.Здесь, впродолжении тридцати лет исполнял он одновременно обязанности, как профессора, так и служителя церкви.   Из фактов внешней жизни за эти 30 лет стоит отметтиь только посвящение Мальтусом знаменитого Нью-Ланарского предприятия Оуэна, его участие сначала в Королевском научном обществе а заем вместе с Джемсом миллем, Гротом и Рикардо в основанном Туком экономическом Клубе. 

С 1805 он издает один за другим несколько новых изданий свеого «Опыта», каждый раздополняя, переделывая и полемизируя в приложения с своими противниками. В 1814-1815 он пишет «Замечания на хлебные законы» и весьма важное сочинение «Природа и возрастание ренты». 1820 отмечен крупной теоретической работой Мальтуса – «Политическая экономия» к которой через два года он присовокупляет трактат «Мерило ценности». Позже выходит в свет «Определения экономических понятий». Приготавливая ко второму изданию свою «Политичепскую экономию» и в всамом разгаре работы, Мальтус неожиданно умер 29 декабря 1834 года. 

 

 

продолжение введения: законом о народонаселении и рекомендациями устранения бедности. И такая критика была во многом справедливой, пскольку рецепты священника Т. Мальтуса явились питательной средой для человеконеначвистнических воззрений и идеологий, в частности фашизма. Правда, в этой связи не лишним будет напомнить, что «благими намерениями вымощена дорога в ад» и что даже светлые, гуманистические идеи о всеобщем счастье или коммунизме  могут быть выхолощены и извращены порочной практикой.

  Что касается самого  Мальтуса, то такая критика его  идей несколько угнетала ученого,  поэтому в предисловии ко 2-му  изданию «Опыта о законе народонаселения»  в 1803г. он пишет : «..меня утешает мысль, что даже ошибки, в которые я мог впасть…  послужат поводом к наибольшему знакомству с предметом, так тесно связанным с балогосостоянием общества». Надо полагать, утешение мальтус испытал бы в полной мере в настоящее время, в эпоху нарастания глобальных угроз цивилизации, и в первую очередь демографпсеских и экологических.

Основные  положения его работы:

«Предмет настоящего Опыта,-говорит Мальтус в первой главе своей книги,- составляет изследование одного явления, тесно связанного с природой человека… (оно) заключается в постоянном стремлении всех дивых существ размножаться в большем количестве, чем то, для которого существуют запасы пищи».   Он исходит из положения, что население удваивается, по меньшей мере, в 25 лет. Но не так легко уеличиваются запасы пищи. Земля имеет свои пределы. « Каждому, кто, хоть немного, знаком с агрономией, хорошо известно, что, по мере расширения обработки, ежегодное возрастание средней производительности земли постепенно и правильно уменьшается».  Но даже если предположить, что производительность остается той же, то что же выходит? Если население Великобритании состоит в данное время, положим, из 11 млн. и пищи оказывается в стране ровно столько, сколько нужно для этих 11 млн, через 25 лет население возрастет до 22 млн, а вместе с ним удвоится и количество пищи, которой следовательно опять же будет достаточно для наличног населения. Но вот население снова удваивается а делается раным 44 млн., между тем как количество, пищи не удваивается, но увеличивается на прежнее количество и потому его оказывается достаточным лишь на 33 млн! Из этого примера видно, что население растет в геометрической прогрессии, тогда как пища в лучшем случае только-в арифметической. Конечно можно полагаться на успехи сельскохозяйственной науки, но это бесполезно. Увеличение производства продуктов питания могло бы облегчить положение, но это было бы лишь временным. Можно математически доказать что достижения в сельском хозяйстве могут вполне усугубить проблему, повысив скорость роста численности населения.

Итак, как же обуздать постоянный рост численности? По мнению Мальтуса существуют две категории преград: «препятствия предупредительные и разрушительные». Первые вытекают из способности людей взвешивать свои поступки и управлять своими инстинктами. Их Роберт Мальтус называет «нравственными – moral restraint». Вторые – вполне естественные причины. Сюда можно отнести: повальные болезни, эпидемии, войны, чуму и голод.

Давайте посмотрим как с этой проблемой  справляются наши меньшие братья – животные.Совершенно очевидно, что скорость численности природных популяций животных никогда не достигает тех астрономических величин, на которые они теоретически способны.  Иногда популяции диких животных остются довольно стабильными, т. е. рождаемость и смертность примерно компенсируют друг друга. Во многих случаях -–знаменитым примером служат лемминги – в популяциях наблюдаются резкие колебания, при которых взрывы численности чечедуются со спадами и почти полным вымиранием; иногда в каком-либо локальном регине популяция леммингов полностью вымирает. В других случаях (например, у красной рыси) наблюжаются периодические колебания численности . Единственное, чего не происходит с популяциями животных, эжто непрерывный рост численности.Голод и другие пирчины гибели – основные факторы, препятствующие безграничному росту численности популяций животных. Однако, если бы только животные регулировали свою рождаемость, голода могло бы никогда не быть. По тезису Уинн-Эдвардса ИМЕННО ТАК ОНИ И ПОСТУПАЮТ!  Возникает вопрос  - по какой причине? Варианта два: регуляция направлена на благо вида как целова или же она эгоистична, то есть направлена на благо индивидуума, осуществяющего размножение.

Эколог Дейвид Лэк, изучая величину кладок у птиц писал, что Для птиц каждого отдельного вида харкактерна определенная величина кладки. Например, олучи и чистики насиживают лишь по одному яццу, стрижи – по три, большие синицы – по шесть и более. Величина кладки может варьировать: некоторые стрижи откладывают одновременно лишь по два яйца, большие синицы могут отложить двенадцать яиц. Естественно считать, что число яиц, откладываемых и насиживаемых самкой, как и любой другой признак, по крайней мере частично находится под контролем генов. Иными словами, существуют, вероятно, ген, определяющий открадку двух яиц, его аллель откладки трех яиц и еще один аллель – четырех яиц и т.д., хотя на практиче все обстоит, по-видимому не так просто.  И так нужно установить какой-же из этих генов станет боьлее многочисленным в генофонде. Простой аргумент «больше значит лучше» не может быть верен. Откладка большого числа яиц требудет и больших расходов.  Лэк сказал « Каждый эгоистичный индивидуум выбирает такую величину кладки, при которой он мождет довести число выращенных пренцов до максимума». Выращивание птенцов – занятие дорогостоящее.Совершенно очевидно, что если родительская особь пытается распределить свои ограниченные ресурсы пищи и забот между слишком большим числом потомков, то в конечном счете ей удается вырастить меньше детенышей, чем если бы она поставила себе более скромную задачу. Она должна балнсировать между деторождением и выращиванием.  Ограничено число ресурсов и от этого балансирует число детей. Люди, у которых слишком много детей, оказываются в проигрыше не потому что вся популяция вымирает, а лишь потому. что число выживающих детей у них ниже. Гены определяющие рождение большого числа детей, просто не передаются следующему поколению в большом колчистве, потому что из детей, несущих эти гены, достигают зрелого возраста только немногие. У современного цивилизованного человека величина семьи уже не ограничена тем конечным количеством ресурсов, которое могут обеспечить родители. Если у супружеской пары оказалось больше детей, чем она может прокормить, то на сцену выступает государство! ОДНАКО НА ГАРАНТИРОВАННУЮ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ ПОСЯГАТЬ НЕЛЬЗЯ!

 Подход  к народонаселению до Мальтуса.

Вплоть до издания книги  Мальтуса в 1798 году,  можно наблюдать  исключительно стремление всячески увеличить рождаемость.  В древности, убыль населения была так велика, что путем естественного размножения  она восполнялась чересчур медленно.  Поэтому законодательства, религия  и обычаи древности находят нужным содействовать большему размножению.  В перси, как передает Геродот, цари назначали особые денежные награды, тем кто имел больше детей. В Иудее считалось позорным не иметь потомства и от участия в управлении отстранялись евнухи и бездетные! Китайцы с особенным уважением относились к тем, кто имел большое потомство. В греции и риме мы встречаемся так же с особенным покровительством браку и размножению. Знакомясь с законодательством Спарты,  можно увидеть, что закон предписывает каждому спартанцу вступать в определенном возрасте в определенный брак. В Афинах  государство так же всегда могло принудить любого гражданина к вступлению в супружество.  Однако все эти меры не имели желаемого действия. Население не только не росло, а наоборот уменьшалось. Этому причины непрерывные войны и рабство.

Со вступленем на арену общественной жизни христианства происходит переворот во взглядах на семью, брак и роль государства в вопросе о народонаселении. Брак объявляется делом личным. Однако если и прежнее средства оказались неудовлетворительными , то и подобная индифферентность ,разумеется, еще меньше могла остановить надвигавшееся бедствие.

Эпоха возрождения и реформации, знаменуется особой реакцией против аскетических строгостей первобытного христианства. Из чувства самосохранения общество отшантулось от строгой. аскетической морали. Опять вопрос о народонаселении стал рассматриваться с общественно-государственной точки зрения. В 17-18 веках вопрос о народонаселении был тесно связан с вопросом о богатстве:богатой считалась страна, которая имела больше драгоценных металлов, которые получить можно было засчет внешней торговли в обмен на произведения туземной промышленности.  Значсит нужно было стремиться к большему развитию отечественной промышленности, а для этого нужны были рабочие руки, и чем больше тем лучше. Практический вывод отсюда: надо всячески поощрять рост населения. По этому пути и пошло государство 17-18 веков. Примеры найдем например в испанском указе от 1623 года – людям женившимся до 25 лет, и так же отцам 10 детей давали значительные льготы в платеже податей и повинностией.   Также поощрялась иммиграция, затруднение выселения и снисходительное отношение к незаконным рождениям.  Появляется книга Мальтуса и положение дел резко меняется. Тот взгляд, который до сих пор считался почти парадоксальным стал господствующим.

актуальность  в наши дни:

Трудно вообразить себе боьльшую разноголосицу, большие несогласия, чем те, которые разделяют экономистов в общей оценке значения мальтуса. В России пожалуй первым исследованием, посвященным анализу теории Мальтуса, явилась работа Михаил Андреевича Балугьянского о воззрениях меркантилистов, физиократов, А. Смита, Т.Мальтуса. Заметным явлением явились критические статьи В.А. Милютина в 40х годах 19 века. Карл Маркс вообще назвал Мальтуса профессиональным плагиатором!  СЮДА ИЗ УЧЕБНИКА ДОПИСАТЬ. И все же имя Мальтуса не случайно упоминается в начале любой дискуссии по проблемам народонаселения. Он первым сказал о демографических проблемах так громко и выхывающе, что привлек внимание к ним, положил начало активной полемике, продолжающейся и до сих пор. Проблема поднятая Мальтусом актуальная и сегодня! На данный момент численность населения составляет около 7 миллиардов. В латинской америке она приближается к ? и уже сейчас там многие люди не доедают. Если население будет продолжать рости с теперешней скоростью то менее чем через 500 лет оно достигнет уровня, при котором люди, стоя впритык к друг другу, покроют сплошным человеческом ковром весь континент. Через тысячу людям придется стоять на плечах друг у друга образуя слой толщиной в миллион с лишним человек. Вы разумеется поняли что все это чисто гипотетические расчеты. Ничего такого не произойдет по ряду вполне естественных причин. Названия некоторых из которых – голод, чума, война; и если нам повезет – регуляция рождаемости!


Информация о работе Томас Мальтус