Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 23:57, лекция
Торговля представляет собой вид предпринимательской деятельности, связанный с куплей-продажей товаров и оказанием услуг покупателям. Эта отрасль экономики обеспечивает обращение, обмен и куплю-продажу товаров, а также обслуживание покупателей в процессе продажи товаров и их доставку, хранение и подготовку товаров к продаже. Различают два основных вида торговли: оптовую – крупными партиями товаров для их производственного потребления или перепродажи; розничную – единичными предметами или их небольшими количествами, обслуживающую конечного потребителя.
Тема 1.Торговая деятельность как объект бухгалтерского учета
Торговля
представляет собой вид
Торговля
– это своего рода
В деятельности
торговой организации
Задачами бухгалтерского учета в торговой организации являются:
Пользователями информации о результатах деятельности торговой организации являются инвесторы, банки, налоговые органы, поставщики, покупатели, кредиторы, и иные заинтересованные лица.
Предметом бухгалтерского учета в торговле является хозяйственная деятельность торговой организации, составными частями которого являются следующие объекты бухгалтерского учета:
В зависимости от вида покупателей торговля делится на два вида: оптовая и розничная. Правовой основой оптовой и розничной торговли являются разновидности договора купли-продажи: соответственно договор поставки и договор розничной купли-продажи.
Согласно ст. 506 ГК «по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием».
Согласно ст. 492 ГК РФ «по
договору розничной купли-продажи
продавец, осуществляющий предпринимательскую
деятельность по продаже товаров
в розницу, обязуется передать покупателю
товар, предназначенный для личного,
семейного, домашнего или иного использова
Таким образом, основное отличие оптовой и розничной торговли заключается в том, для какой цели покупатель приобретает товары: в первом случае - для предпринимательской деятельности (перепродажи с целью получения дохода), а во втором случае - для личного потребления.
Основными целями бухгалтерского учета товарных операций являются следующие:
Для достижения этих целей необходимо решить следующий комплекс бухгалтерских задач:
В основе решения перечисленных задач лежат следующие принципы учета товаров.
Организация учета по каждому материально ответственному лицу (бригаде). Только в этом случае достигается практическая реализация принципа персональной ответственности каждого лица. В данном случае эта ответственность вытекает из договора о материальной ответственности. При нарушении этого принципа администрация не может предъявить обоснованный иск виновным.
Выбор схемы учета товаров, наиболее целесообразной в условиях работы данной организации. Возможны три схемы:
а) индивидуальная (по предметная) - фиксируется движение каждой единицы товаров; применяется, как правило, в комиссионной торговле; материально ответственное лицо должно отчитаться за каждую товарную единицу (по индивидуальному признаку);
б) натурально-стоимостная
- фиксируется движение товаров по
отдельным наименованиям в
в) стоимостная - фиксируется общий объем товарной массы; материально ответственное лицо должно отчитаться за весь объем ценностей.
Единство оценки товаров при их оприходовании и выбытии. Если товары были оприходованы по продажным ценам, то и списываться они должны по этим же ценам. Списание товаров по ценам выше или ниже цен их оприходования привело бы в первом случае к образованию излишков товаров, а во втором - к недостаче.
Единство показателей учета и плана, то есть формирование информации в бухгалтерском учете, должно осуществляться по показателям торгово-финансового плана. Если, например, план товарооборота устанавливается не только в целом, но и раздельно по структурным подразделениям, то и учет фактического товарооборота должен осуществляться отдельно по подразделениям.
Периодическая
проверка путем проведения инвентаризации
фактических остатков товаров и
ее сравнение с данными
Контроль за деятельностью материально ответственных лиц путем встречной сверки.
Активы организации разделяются на:
1) внеоборотные активы (основной капитал):
2) оборотные активы (оборотный капитал):
К источникам формирования имущества (активов) организации относятся:
Собственный капитал включает в себя уставный капитал, выкупленные акции (доли), добавочный капитал, резервный капитал, нераспределенную прибыль, целевое финансирование, иначе говоря, это стоимость чистых активов, которая определяется по формуле:
ЧА = А-ЗК, где
ЧА – стоимость чистых активов;
А – стоимость активов организации;
ЗК – заемный капитал.
Заемный капитал включает в себя кредиты банка, заемные средства, кредиторскую задолженность, обязательства по распределению иначе говоря, это часть стоимости активов организации, сформированная за счет обязательств (заемных средств) организации перед другими организациями, физическими лицами, собственниками, своими работниками.
Основные хозяйственные операции торговой организации – покупка и продажа товара, состоят из множества хозяйственных операций, связанных с товарным и денежным оборотом.
Поэтому торговой организации наряду с основными средствами, необходимо выполнять управленческие функции, содержать, обслуживать и ремонтировать помещения, оборудование, инвентарь, обеспечивать снабжение электроэнергией, теплом, водой и т. д. Эти хозяйственные операции направлены на обслуживание торгового процесса.
Все эти хозяйственные операции взаимосвязаны и являются объектами бухгалтерского учета.
Организация бухгалтерского учета – это система построения учетного процесса, который слагается из следующих основных элементов:
Каждая хозяйственная операция должна оформляться первичным документом, только в таком случае она принимается к бухгалтерскому учету. Первичный документ составляется в момент совершения операции или сразу после ее окончания. Учесть операцию значит сделать бухгалтерскую проводку, то есть отразить операцию на счетах бухгалтерского учета.
Регистры бухгалтерского учета
предназначены для
Документооборот подразумевает собой прохождение документов от момента их выписки до сдачи в архив.
Инвентаризация имущества и
обязательств организации – это
проверка и документальное подтверждение
их наличия, состояния и оценки. Инвентаризация
обеспечивает достоверность бухгалтерского
учета и бухгалтерской
Необходимость ведения аналитического учета обусловлена потребностью получения информации, сгруппированной тем или иным образом, и обобщенных сведений по группам товаров, покупателей, поставщиков и других объектов учета.
На определение видов аналитического учета на предприятии торговли влияют следующие факторы:
Ведение раздельного учета предполагает собой:
Информация о работе Торговая деятельность как объект бухгалтерского учета