Торговая деятельность как объект бухгалтерского учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 23:57, лекция

Описание работы

Торговля представляет собой вид предпринимательской деятельности, связанный с куплей-продажей товаров и оказанием услуг покупателям. Эта отрасль экономики обеспечивает обращение, обмен и куплю-продажу товаров, а также обслуживание покупателей в процессе продажи товаров и их доставку, хранение и подготовку товаров к продаже. Различают два основных вида торговли: оптовую – крупными партиями товаров для их производственного потребления или перепродажи; розничную – единичными предметами или их небольшими количествами, обслуживающую конечного потребителя.

Файлы: 1 файл

tema1 (1).doc

— 85.50 Кб (Скачать файл)

Тема 1.Торговая деятельность как объект бухгалтерского учета

      Торговля  представляет собой вид предпринимательской  деятельности, связанный с куплей-продажей  товаров и оказанием услуг  покупателям. Эта отрасль экономики  обеспечивает обращение, обмен  и куплю-продажу товаров, а также обслуживание покупателей в процессе продажи товаров и их доставку, хранение и подготовку товаров к продаже. Различают два основных вида торговли: оптовую – крупными партиями товаров для их производственного потребления или перепродажи; розничную – единичными предметами или их небольшими количествами, обслуживающую конечного потребителя.

       Торговля  – это своего рода экономическое  посредничество между производителями  и потребителями, осуществляемое  путем покупки товаров у производителей с целью перепродажи потребителям либо путем реализации товаров потребителям с последующей оплатой их стоимости производителю.

      В деятельности  торговой организации ежедневно  происходит множество хозяйственных  процессов, связанных с оборотом товаров, таких как приобретение, транспортировка до места продажи, приемка, выбраковка, погрузка и разгрузка, хранение, продажа, доставка покупателям, уценка, списание и другие.

 Задачами бухгалтерского  учета в торговой организации  являются:

  • учет всего имущества организации в количественно-суммовом выражении (по количеству в натуральных единицах и стоимости в денежных единицах), который обеспечивает его сохранность и рациональное использование;
  • учет источников формирования имущества организации (обязательств организации);
  • описание всех хозяйственных процессов, происходящих в торговой организации, которое производится с помощью бухгалтерских проводок;
  • учет количества и качества затраченного в торговой и управленческой деятельности труда;
  • формирование полной и достоверной информации о результатах деятельности торговой организации, которая необходима для оперативного руководства и управления организацией.

Пользователями информации о результатах деятельности торговой организации являются инвесторы, банки, налоговые органы, поставщики, покупатели, кредиторы, и иные заинтересованные лица.

 

Предметом бухгалтерского учета в торговле является хозяйственная  деятельность торговой организации, составными частями которого являются следующие  объекты бухгалтерского учета:

  • имущество (активы организации);
  • обязательства организации (источники формирования имущества);
  • хозяйственные операции, вызывающие изменение имущества и источников их формирования.

В зависимости от вида покупателей торговля делится на два вида: оптовая и розничная. Правовой основой оптовой и розничной торговли являются разновидности договора купли-продажи: соответственно договор поставки и договор розничной купли-продажи.

Согласно ст. 506 ГК «по  договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием».

Согласно ст. 492 ГК РФ «по  договору розничной купли-продажи  продавец, осуществляющий предпринимательскую  деятельность по продаже товаров  в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью».

Таким образом, основное отличие оптовой и розничной  торговли заключается в том, для  какой цели покупатель приобретает  товары: в первом случае - для предпринимательской  деятельности (перепродажи с целью получения дохода), а во втором случае - для личного потребления.

Основными целями бухгалтерского учета товарных операций являются следующие:

  • контроль за сохранностью товаров;
  • своевременное представление руководству организации информации о выручке, расходах, связанных с продажей товаров, прибыли от продаж, состоянии товарных запасов.

Для достижения этих целей  необходимо решить следующий комплекс бухгалтерских задач:

  • обеспечение совместно с другими службами организации материальной ответственности за товары;
  • проверка правильности документального оформления, законности и целесообразности товарных операций, своевременное и правильное отражение их в учете;
  • проверка полноты и своевременности оприходования товаров материально ответственными лицами, правильности и своевременности списания реализованных и отпущенных товаров;
  • обеспечение контроля за соблюдением нормативов товарных запасов, выявление неходовых, залежалых и недоброкачественных товаров;
  • установление контроля совместно с другими службами за соблюдением правил проведения инвентаризации, своевременное и правильное выявление и отражение в учете ее результатов;
  • установление контроля совместно с другими службами организации за правильностью цен;
  • своевременное и правильное выявление валового дохода.

В основе решения перечисленных  задач лежат следующие принципы учета товаров.

Организация учета по каждому материально  ответственному лицу (бригаде). Только в этом случае достигается практическая реализация принципа персональной ответственности каждого лица. В данном случае эта ответственность вытекает из договора о материальной ответственности. При нарушении этого принципа администрация не может предъявить обоснованный иск виновным.

Выбор схемы  учета товаров, наиболее целесообразной в условиях работы данной организации. Возможны три схемы:

а) индивидуальная (по предметная) - фиксируется движение каждой единицы  товаров; применяется, как правило, в комиссионной торговле; материально  ответственное лицо должно отчитаться за каждую товарную единицу (по индивидуальному признаку);

б) натурально-стоимостная - фиксируется движение товаров по отдельным наименованиям в натуральном  и стоимостном измерениях; применяется, как правило, для учета товаров  на складах, для учета тары; материально  ответственное лицо обязано отчитаться за товары по каждому наименованию;

в) стоимостная - фиксируется  общий объем товарной массы; материально  ответственное лицо должно отчитаться за весь объем ценностей.

Единство оценки товаров при их оприходовании и выбытии. Если товары были оприходованы по продажным ценам, то и списываться они должны по этим же ценам. Списание товаров по ценам выше или ниже цен их оприходования привело бы в первом случае к образованию излишков товаров, а во втором - к недостаче.

Единство показателей  учета и плана, то есть формирование информации в бухгалтерском учете, должно осуществляться по показателям торгово-финансового плана. Если, например, план товарооборота устанавливается не только в целом, но и раздельно по структурным подразделениям, то и учет фактического товарооборота должен осуществляться отдельно по подразделениям.

Периодическая проверка путем проведения инвентаризации фактических остатков товаров и  ее сравнение с данными бухгалтерского учета для проверки обеспечения сохранности ценностей.

Контроль за деятельностью материально ответственных лиц путем встречной сверки.

Активы организации  разделяются на:

1) внеоборотные активы (основной капитал):

  • основные средства – средства труда, срок службы которых превышает 12 месяцев, это может быть холодильное оборудование, контрольно-кассовые машины, торговые прилавки, весы;
  • нематериальные активы – не имеют физической основы, но имеют стоимостную оценку и приносят доход организации, например, исключительные права владельца на товарный знак, наименование места происхождения товаров, деловая репутация организации;
  • вложения во внеоборотные активы – затраты организации на объекты, которые будут в последующем приняты к бухгалтерскому учету в качестве основных средств или нематериальных активов.

2) оборотные активы (оборотный капитал):

  • материальные оборотные средства – это товары, предназначенные для продажи, хозяйственный инвентарь (сроком службы менее 12 месяцев), тара, упаковка, чековая лента и прочие расходные материалы, расходы на продажу на остаток товара, расходы будущих периодов;
  • денежные средства – наличные деньги в кассе торговой организации, денежные документы, деньги на расчетных, валютных и специальных счетах в банках, переводы в пути;
  • финансовые вложения – инвестиции в акции акционерных обществ, уставные (складочные) капиталы других организаций, долговые ценные бумаги, вклады по договору простого товарищества, предоставленные другим организациям займы;
  • средства в расчетах – дебиторская задолженность покупателей за проданные товары, поставщиков товаров по полученным авансам, покупателей и поставщиков по предъявленным претензиям, работников организации по подотчетным суммам, возмещению материального ущерба, предоставленным им организацией займам и др.

К источникам формирования имущества (активов) организации относятся:

Собственный капитал  включает в себя уставный капитал, выкупленные  акции (доли), добавочный капитал, резервный  капитал, нераспределенную прибыль, целевое  финансирование, иначе говоря, это  стоимость чистых активов, которая  определяется по формуле:

ЧА = А-ЗК, где

ЧА – стоимость  чистых активов;

А – стоимость активов  организации;

ЗК – заемный капитал.

Заемный капитал включает в себя кредиты банка, заемные  средства, кредиторскую задолженность, обязательства по распределению  иначе говоря, это часть стоимости  активов организации, сформированная за счет обязательств (заемных средств) организации перед другими организациями, физическими лицами, собственниками, своими работниками.

Основные хозяйственные  операции торговой организации –  покупка и продажа товара, состоят из множества хозяйственных операций, связанных с товарным и денежным оборотом.

Поэтому торговой организации  наряду с основными средствами, необходимо выполнять управленческие функции, содержать, обслуживать и ремонтировать  помещения, оборудование, инвентарь, обеспечивать снабжение электроэнергией, теплом, водой и т. д. Эти хозяйственные операции направлены на обслуживание торгового процесса.

Все эти хозяйственные  операции взаимосвязаны и являются объектами бухгалтерского учета.

Организация бухгалтерского учета – это система построения учетного процесса, который слагается из следующих основных элементов:

  • первичный учет;
  • регистры бухгалтерского учета;
  • документооборот;
  • инвентаризация;
  • отчетность.

Каждая хозяйственная  операция должна оформляться первичным  документом, только в таком случае она принимается к бухгалтерскому учету. Первичный документ составляется в момент совершения операции или сразу после ее окончания. Учесть операцию значит сделать бухгалтерскую проводку, то есть отразить операцию на счетах бухгалтерского учета.

Регистры бухгалтерского учета  предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных  документах.

Документооборот подразумевает собой  прохождение документов от момента  их выписки до сдачи в архив.

Инвентаризация имущества и  обязательств организации – это  проверка и документальное подтверждение  их наличия, состояния и оценки. Инвентаризация обеспечивает достоверность бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.

Необходимость ведения  аналитического учета обусловлена  потребностью получения информации, сгруппированной тем или иным образом, и обобщенных сведений по группам  товаров, покупателей, поставщиков  и других объектов учета.

На определение видов  аналитического учета на предприятии торговли влияют следующие факторы:

    • необходимость анализировать объемы продаж и рентабельность по группам товаров, управлять дебиторской и кредиторской задолженностью, планировать и нормировать издержки, искать пути их минимизации, сравнивать эффективность видов деятельности, проводить эффективную ценовую политику, стимулировать персонал и т. п.;
    • необходимость составления и представления бухгалтерской отчетности, которая должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении;
    • различные режимы налогообложения для разных объектов учета, при исчислении большинства налогов требуется ведение учета в аналитических разрезах, а использование льготных режимов возможно только при ведении раздельного учета облагаемых и необлагаемых оборотов;
    • необходимость составления и представления статистической отчетности.

Ведение раздельного  учета предполагает собой:

  • описание в первичных учетных документах (счетах, актах выполненных работ, накладных, платежных поручениях и т. д.) содержания хозяйственной операции, позволяющее четко отнести такую операцию к определенному виду деятельности;
  • ведение для обобщения первичных учетных документов по каждой операции, связанной с получением прибыли по определенному виду деятельности, отдельных регистров синтетического учета (мемориальных ордеров, бухгалтерских проводок, журналов, книг, ведомостей, оборотно-сальдовых ведомостей, главной книги и др.);
  • отражение операций, связанных с получением доходов и осуществлением расходов по каждому виду деятельности, по которым установлены разные ставки налога на прибыль, по отдельным субсчетам соответствующих балансовых счетов.

Информация о работе Торговая деятельность как объект бухгалтерского учета