Торгово-экономические связи России и Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2014 в 09:14, контрольная работа

Описание работы

Экономические отношения между Грецией и Россией можно назвать стабильными, наблюдается постоянная тенденция к их росту, несмотря на то, что показатели Греции в российской внешней торговле занимают далеко не первое место (исходя из данных Федеральной таможенной службы России, по показателем импорта Греция имеет в среднем 0,3% в год от общего объема, по показателям экспорта – 0,5%). Суммарный объем российского экспорта в 1995г. составил 147 млн. долл. США, а в 2011г. – уже 4,7 млрд. долл. США. В свою очередь, Греция удвоила общий объем своих поставок: с 257 млн. долл.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………… 2
Торгово-экономические связи России с Грецией ……………………….. 4
Заключение ……………………………………………………………….. 12
Литература ………………………………………………………………... 13

Файлы: 1 файл

Торгово-экономические связи России с Грецией.docx

— 42.88 Кб (Скачать файл)

В истории развития греко-российских взаимоотношений на современном  этапе необходимо также учитывать, что из всех европейских стран  наиболее продвинутое военно-техническое сотрудничество у России складывается именно с Грецией, которая лидирует по данным показателям среди стран Европейского союза и, несмотря на давление из Брюсселя и Вашингтона, продолжает закупать российское оружие и боевую технику.

По большому счету следует  помнить, что политика Греции в области  закупок вооружения и военной  техники в основном определяется ее принадлежностью к НАТО, что, в свою очередь, серьезно ограничивает греков в возможности выбора, как альтернативных поставщиков, так и систем оружия. Одновременно с этим Греция имеет целый ряд проблем в отношениях с соседними государствами, и, прежде всего, с Турцией, что, кроме прочего, вызывает у Афин потребность в диверсификации источников получения боевой техники. Таким образом, с одной стороны, военно-технические связи греков традиционно ориентируются на США и такие европейские страны, как Германию, Францию и Нидерланды. Так, от США и европейских союзников греки получают вторую по объемам среди членов Североатлантического альянса военную помощь, предоставляемую на связанной основе под программы приобретения вооружения западного производства. С другой стороны, Греция, работая по стандартам НАТО, приобретает российское оружие и военную технику, которые сделаны под натовские стандарты.

Тем не менее, при выборе вооружения и военной техники  Греция руководствуется «исключительно техническими характеристиками: побеждает лучший», подтверждая тем самым, что многие российские образцы «по своим боевым характеристикам на годы опережают зарубежные аналоги». Общей сложностью Греция у различных поставщиков «приобретает 4% всех вооружений, поступающих на мировой рынок, что является рекордом для страны с 11-миллионным населением». Таким образом, закупки Грецией вооружения и военной техники демонстрируют о продолжении ее военно-политического сотрудничества с Россией, которая, «поставляя свою технику, фактически укрепляет оборону не только Греции, но и свою». А это, по сути, является частью общей военной политики.

Основа греко-российского  взаимодействия на этом направлении  была заложена подписанием в 1995г. межправительственного «Соглашения о сотрудничестве в военно-технической сфере», которое явилось одним из первых документов о партнерстве России со странами–членами НАТО в военно-технической сфере, особенно в такой деликатной области, как поставки оружия.

Сотрудничество на практике началось с просьбы Афин отремонтировать и модернизировать систему «Оса», состоящую из 13 зенитно-ракетных комплексов (ЗРК) для сухопутных войск, которая в свое время была передана Греции от Германии. На одном из российских предприятий «Осу» успешно превратили фактически в новый комплекс «Оса-АКМ», в значительной степени превосходящий по боевой эффективности старый. Греция настолько осталась довольной выполненным заказом, что греки дополнительно приобрели еще 16 подобных комплексов «Оса-АКМ», а затем заинтересовались другим ЗРК «Тор-М1», который отличался более высокими характеристиками боевой системы. За последние годы Греция приобрела у России ЗРК большой дальности С-300 ПМУ, 450 боевых машин пехоты БМП-3, танки Т-80У, военно-транспортные вертолеты Ми-17-1В, самолеты-амфибии Бе-200, учебно-тренировочные самолетов МиГ-АТ, корабли воздушного наблюдения «Зубр», комплексы управляемого вооружения с лазерными наведением «Краснополь-М», зенитно-пушечные комплексы «Панцирь» и многое другое. Общий объем поставок российской техники и оружия в Грецию за последние годы превысил порядка 5 млрд. долл. США.

Стороны активно и на регулярной основе обмениваются официальными визитами министров обороны. С 1997г. успешно  действует Межправительственная российско-греческая  комиссия по военно-техническому сотрудничеству, которая заседает два раза в год  поочередно в столицах двух стран.

Россия активно участвует  в международных выставках вооружений и военной техники «Defendory International», проводимой в Пирее, а Греция – на российских выставках, например, в «МАКС».

На территории Греции эффективно функционирует совместное предприятие  «Rosoboron Service – Hellas», при этом на нынешнем этапе сотрудничества «стоит вопрос о расширении деятельности» данной компании.

Греция и Россия проводят совместные учения. Так, в декабре 2010г. в г.Элевсин состоялись совместные занятия греческих и русских десантников, завершившиеся тактическим учением. Греческие специалисты проходят обучение, связанное с эксплуатацией и ремонтом вооружения, в различных военных академиях России на льготных условиях.

Россия и Греция также  тесно сотрудничают и в сфере энергетики. Главными греко-российскими проектами на данном направлении можно назвать строительство нефтепровода «Бургас – Александруполис» и газопровода «Южный поток».

Идея создания нефтепровода «Бургас – Александруполис» совместными усилиями Болгарии, Греции и России появилась еще в середине 1990-х гг., однако лишь 15 марта 2007г. было подписано трехстороннее межправительственное соглашение, согласно которому на 2011 – 2012гг. намечалось непосредственное строительство, а в 2013г. – начало эксплуатации трубопровода. Тем не менее, в декабре 2011г. правительство Болгарии выразило желание выйти из проекта, мотивируя свое решение возникающими серьезными экологическими проблемами в регионе строительства нефтепровода.

Что касается позиции Греции, то необходимо отметить, что строительство  проекта «Бургас – Александруполис» было заявлено «важнейшим приоритетом внешней энергетической политики (греческого – К.В.) правительства», главной целью которой является выход Греции на «энергетическую шахматную доску», стремление превратить страну в крупного транзитера нефти в Европейский союз и повышение конкурентоспособности отдаленных греческих провинций. Поэтому, несмотря на сегодняшний выход Болгарии из проекта, Греция продолжает считать его своим «стратегическим выбором» и «значительным приоритетом» в своей энергетической политике, высказывая намерения в дальнейшем переубедить болгарскую сторону.

«Южный поток» – российский проект газопровода, планируемый к  реализации на территории сразу нескольких европейских стран. 29 апреля 2008г. Россия и Греция подписали межправительственное соглашение о сотрудничестве при  создании и эксплуатации газопровода  на территории Греции, а 7 июня 2010г. российский «Газпром» и греческая DESFA создали совместное предприятие South StreamGreece S.A.

Для Греции реализация проекта  «Южного потока» чрезвычайно  важна, что подтверждают слова Я.Маниатиса, заместителя министра по охране окружающей среды, энергетике и климатическим изменениям: «Этот трубопровод дает надежную форму диверсификации транспортировки природного газа, которая необходима для постоянно растущих потребностей Европы. Его реализация, несомненно, укрепляет безопасность снабжения, особенно в период потрясений, которые влияют на поставки и на рост местных нужд по потреблению (газа – К.В.)». Несмотря на то, что греческое правительство, помимо «Южного потока», поддержало и другие проекты («Коридор «Турция – Греция – Италия» (т.н. ITGI), «Транс-адриатический газопровод», Nabucco), между ними, по сути, не существует конкуренции, поскольку Греция стремится обеспечить снабжение страны и ближайшего региона из различных источников. «Южный поток» должен обеспечить импорт газа из традиционных источников, каковым является Россия; в то время как греко-итальянский газопровод (ITGI) (так и «Транс-адриатический» и Nabucco – К.В.) будет доставлять газ из нового (для Греции – К.В.) источника – Каспийского региона».

Упрочнению греко-российских экономических связей помогает и сфера туризма: Греция является излюбленным местом, куда круглый год и особенно летом стекается большое количество российских туристов. При этом число прибывших из России туристов с каждым годом увеличивается: по данным Ассоциации греческих туристских предприятий, в 1996г. Грецию посетили 180 тыс. российских туристов, а в 2011г. – более 739 тыс. По словам греческого министра культуры и туризма А.Гереку, греки хотят, чтобы поток российских туристов нарастал: Греция всегда гостеприимно встречала россиян. Кроме того, греки «готовы также поддержать и туристический поток из Греции в Россию». Тем не менее, несмотря на существенный прирост показателей за последнее время, Греция значительно уступает таким странам, как Турция, Египет, Китай и Финляндия. Например, по данным Росстата, в 2010г. 387 тыс. россиян в качестве места своего отдыха выбрали Грецию, в то же время 2368 тыс. – Турцию, 2198 – Египет, 1440 тыс. – Китай, 709 тыс. – Финляндию. Греки, в свою очередь, выбирают в качестве места своего отдыха преимущественно страны Европейского союза, среди которых первое место занимают Франция, Германия и Италия. В свою очередь, по данным Ассоциации греческих туристских предприятий, в 2010г. Россию посетило всего 29,6 тыс. греческих туристов, а в 2011г. – 50,5 тыс. Тем не менее, с каждым годом число посещений становится больше.

Несмотря на положительные  тенденции, между Грецией и Россией  в сфере туризма существует довольно много проблем различного характера. Например, наиболее значимым для россиян препятствием является невозможность продления отдыха на некоторое время: если греческая туристская виза стоит всего пару десятков евро, то ее продление – уже около 500 евро, что для многих российских туристов неприемлемо.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Подводя итоги, можно сказать, что развитию экономического сотрудничества Россия и Греции сегодня способствуют близкие позиции по самому широкому кругу международных проблем  и вопросов, касающихся развития Причерноморья  и регулирования многочисленных спорных вопросов. Что же касается вопросов развития Причерноморского региона  – проблем по диверсификации энергетических ресурсов, дальнейшего диалога в  сфере военно-технического сотрудничества, расширения экономических контактов, решения экологических проблем  Черного моря и проч., – то здесь  позиции Греции и России практически  едины. Важным связующим звеном между  двумя государствами является также  немалая греческая диаспора, проживающая  в России.

Таким образом, в течение  последних двух десятилетий экономические  и политические отношения Греции и России развивались в основном в положительном ключе. Несмотря на некоторые разногласия по поводу признания современной Республики Македония в начале 1990-х годов  и значительное укрепление российско-турецкого  сотрудничества в последнее время, Греция и Россия являются надежными  партнерами, имеющими длительный характер взаимоотношений и сходную точку  зрения на большинство мировых проблем  и вопросов, касающихся развития Причерноморского региона.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

  1. Мир и политика  №9, 2012, www.mir-politika.ru
  2. Эксперт Северо-Запад, www.expertnw.ru
  3. Журнал «Международная жизнь», www.interaffairs.ru

 

 

 

 

 


Информация о работе Торгово-экономические связи России и Греции