Торгово-экономическое сотрудничество России и ЕС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 12:03, реферат

Описание работы

Одной из основных тенденций развития мировой экономики на рубеже XX-XXI вв. становится усиление интеграционных процессов. Интеграция рассматривается как проникновение отдельных элементов экономики одних стран в экономику других стран, процесс объединения национальных хозяйств в единую систему. Начинается он на уровне отдельных регионов, постепенно расширяясь и охватывая все большее количество стран. Наиболее совершенным примером такого процесса является создание Европейского сообщества (ЕС).

Содержание работы

1. Введение………………………………………………………………………...3
2. Состав и развитие Европейского Союза……………………………………..4
3. Политика ЕС в отношении России……………………………………………5
4. Экономические отношения Россия – ЕС …………………………………….7
5. Договорно-правовая база для торговых отношений ……………………….10
6. Заключение…………………………………………………………………….15
7. Список литературы……………………………………………………………16

Файлы: 1 файл

К-Р по политологии.doc

— 82.00 Кб (Скачать файл)

Консультации  с представителями бизнеса ведутся  только на самой ранней стадии переговорного процесса с Брюсселем. Часто для решения политических задач российские представители на переговорах с ЕС жертвуют материальными интересами бизнеса, даже если это касается крупных корпораций с государственным участием. КЕС действует ровно противоположным образом: скрупулезно торгуется даже по мелким вопросам.

  5. Договорно-правовая база для торговых отношений.

Прогрессу в  экономических отношениях РФ – ЕС способствует наличие солидной договорно-правовой базы для их осуществления. В результате двухлетних переговоров 24 июня 1994г. было подписано соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС) между РФ и ЕС. Оно содействует переводу отношений РФ – ЕС на качественно новый уровень ассоциативных связей.

В нем не зафиксированы  цели создания зоны свободной торговли  и в перспективе полного членства РФ в ЕС. Тем не менее, СПС открыло новые горизонты экономического сотрудничества РФ – ЕС по всем его важнейшим направлениям Статьи СПС, относящиеся к взаимной торговле, стали действовать еще до 1 декабря 1997г.

Их применение предусматривалось и регулировалось Временным соглашением о торговле и связанных с торговлей вопросах, которое вступило в силу с 1 февраля 1996 г.

Для России качественно  новый момент состоит в том, что  в СПС (и Временное соглашение) включены положения, согласно которым взаимная торговля РФ – ЕС во многом определяется нормами ГАТТ, являющегося составной частью правовой базы ВТО.

Иными словами, на Россию еще до ее вступления в  ВТО распространяются общепризнанные нормы международного права в сфере торговли, что ведет к устранению дискриминации по целому ряду направлений. Обоими соглашениями предусмотрено, что предоставляемый сторонами на взаимной основе режим наибольшего благоприятствования (РНБ) полностью соответствует нормам ВТО/ГАТТ в отношении таможенных пошлин и других сборов, взимаемых с экспортных и импортных товаров и при переводе платежей по экспорту и импорту (включая методы их взимания); правил и формальностей при осуществлении экспортных и импортных операций; внутренних налогов и других сборов на импортные товары; правил продажи, транспортировки, распределения и использования импортных товаров на внутренних рынках России и ЕС.

Применение  РНБ означает, что любые преимущества, льготы и иммунитеты, предоставляемые  Россией или Союзом товарам, происходящим из третьих стран, должны быть немедленно предоставлены товарам, происходящим соответственно из ЕС и России. Исключения из РНБ допускаются в отношении преимуществ, предоставляемых соседним странам в целях развития приграничной торговли, при создании на региональной основе таможенных союзов и зон свободной торговли (например, по соглашениям РФ со странами – членами СНГ о зоне свободной торговли), а также развивающимся странам – в соответствии с ГАТТ и другими международными соглашениями. Для РФ предусмотрены выгодные ей дополнительные исключения из РНБ.

России позволено  до вступления в ВТО не распространять РНБ на преимущества, предоставляемые  ею другим бывшим советским республикам. Она также может применить  специальный режим ввоза товаров в рамках соглашений о кредитах, техническом и гуманитарном содействии, заключенных с третьими странами и международными организациями. В июне 1999 года в Кельне Европейский Союз впервые принял “Коллективную стратегию” в отношении стран, не являющихся членами ЕС. Россия явилась первым партнером в этом новом инструменте поли тики ЕС. Помимо СПС, Коллективная стратегия ЕС для России также является базовым политическим документом, регулирующим взаимоотношения сторон. Коллективная стратегия ЕС четко устанавливает две цели: · Существование стабильной, открытой и плюралистической демократии в России, основанной на верховенстве права и процветающей рыночной экономике, отвечает интересам народов России и ЕС. Интенсивное сотрудничество с Россией будет способствовать поддержанию стабильности в Европе, глобальной безопасности и способности сообща решать проблемы нашего континента. Стратегия подтверждает, что Соглашение о партнерстве и сотрудничестве – это ядро отношений между ЕС и Россией.

Основываясь на Коллективной стратегии, Европейский Союз будет работать с Россией, международными организациями и другими “партнерами, разделяющими те же взгляды”, для достижения следующих принципиальных целей: укрепление демократии; интеграция России в общее экономического и социальное пространство; сотрудничество для укрепления стабильности и безопасности в Европе и за ее пределами; решение задач, единых для Европейского континента (таких как энергетическая политика, ядерная безопасность, защита окружающей среды, борьба с организованной преступностью, незаконная торговля наркотиками и людьми, отмывание денег). Подчеркивая особую важность своих взаимоотношений с Европейским Союзом, в октябре 1999г. Россия утвердила Стратегию развития своих отношений с ЕС до 2010г. Стратегия определяет задачи развития отношений России и Европейского Союза на следующее десятилетие и средства решения этих задач. Она является последовательным развитием общей концепции российской внешней политики в Европе и исходит из объективной необходимости строительства многополярного мира, общей истории народов и ответственности европейских государств за будущее континента, и взаимодополняемости их экономик.

Она также непосредственно  увязана со стратегией экономической  безопасности России. Стратегия предусматривает  строительство единой Европы без разделительных линий, а также взаимосвязанное и сбалансированное укрепление позиций России и ЕС в международном сообществе XXI столетия. Российская стратегия констатирует также, что она отражает основную направленность и задачи Коллективной стратегии ЕС.

В этом контексте  Россия выделяет приоритетные задачи развития и укрепления отношений  партнерства и сотрудничества с  ЕС в следующих областях: расширение формата и повышение эффективности  политического диалога; взаимное развитие торговли и инвестиций; сотрудничество в финансовой области; учет интересов России при расширении ЕС; развитие инфраструктуры панъевропейского сотрудничества; сотрудничество в области науки и технологии, защиты прав интеллектуальной собственности; развитие трансграничного сотрудничества; совершенствование правовой базы взаимного сотрудничества, сближения законодательных норм сторон в области экономики и технических стандартов; сотрудничество в правоохранительной сфере; повышение роли деловых кругов в развитии сотрудничества;  обеспечение реализации стратегии в России.

Соблюдение  правил ВТО/ГАТТ обеспечивает применение к импорту из России в ЕС минимальных  ставок Единого таможенного тарифа (ЕТТ) Союза, которые значительно  ниже так называемых базисных, или  автономных ставок ЕТТ.

Фактически  же ЕС с 1993г. предоставил России преференциальный режим в отношении таможенного  обложения российских товаров. Этот режим не закреплен соответствующим  двусторонним договором, и его предоставление – акт доброй воли со стороны  ЕС. Уровень таможенного обложения российских товаров в ЕС дифференцирован в зависимости от степени переработки («облагораживания»): если сырье и определенная часть полуфабрикатов ввозятся беспошлинно или с пошлиной в 2-3%, то пошлины на готовые изделия могут достигать 10% (автомобили, фанера, текстиль) и 15% и более (икра, некоторые виды обуви и др.).

Таким образом, таможенное регулирование ЕС благоприятствует российскому экспорту в страны –  члены Союза при его нынешней товарной структуре, в которой преобладают изделия топливно-сырьевой группы. В то же время оно препятствует диверсификации российского экспорта в сторону повышения в нем удельного веса продукции высокой стадии обработки, к чему стремится Россия. В соответствии с режимом внутреннего рынка ЕС российские товары, прошедшие таможенную очистку в одной из стран – членов Союза, поступают в свободное обращение на территории всех других государств, входящих в ЕС, причем с этих товаров более не взимаются какие-либо пошлины и налоги. В целом процесс либерализации взаимной торговли РФ – ЕС в последние годы протекает поступательно и успешно.

 

6. Заключение:

Общая Стратегия  ЕС в отношении России - это в  меньшей степени концептуальный и в большей степени технический, рамочный документ, наполнение которого еще предстоит конкретизировать. Он отражает, с одной стороны, достаточно амбициозную повестку дня политической трансформации ЕС и в то же время весьма сдержанный и инертный подход к развитию отношений с Россией.

Кроме того, очевидно, что реализация потенциала Общей Стратегии по России по многим направлениям будет зависеть от контекста отношений ЕС-США, динамики экономической и политической ситуации внутри самой Европы. В свою очередь, российская Среднесрочная стратегия отражает в сводном виде сложившуюся палитру взглядов и позиций в отношении ЕС, как на политическом уровне, так и со стороны отдельных министерств и ведомств.

Общая Стратегия  ЕС предполагает усиление политического  потенциала ЕС, и само по себе это, в  принципе, отвечает провозглашенным  интересам российской внешней политики, т.к Россия объективно заинтересована в поддержке мировым сообществом процесса реформ и в привлечении дополнительных ресурсов для решения социально-экономических проблем.

 

 

7. Список литературы:

1. Афонцев С.  Присоединение к ВТО: экономико-политические перспективы.- 2002.

2.«Мировая экономика» под ред. А.С.Булатова. М-2005.

3. Основные положения энергетической стратегии России на период до 2020 года. Проект 30.10 (2002)

4.Сумароков В.Н. Расширение Европейского союза и внешнеэкономические связи России. – М. Научное издание, 2007.

5. Солодухин Ю. А. и др. Основные направления стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа Российской Федерации на период до 2015 года (проект).- СПб.: О-во «Знание», 2002.

6. Россия в глобальной политике. // № 1, Январь - Февраль 2008г.

7. Сафонов И. А. Внешнеэкономические связи России со странами Еврозоны в контексте расширения ЕС – М.: Экономика. – 2006

8. Путин В. Россия на рубеже тысячелетий. - М., 2005.

9. Новиков В. Отношения России и ЕС: пространство выбора или выбор пространства // Вопр. экономики. - 2002. - N 6.

10. Бордачев Т. Россия и Европейский союз: требуется департамент. - М., 2002.

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Торгово-экономическое сотрудничество России и ЕС