Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 12:03, реферат
Одной из основных тенденций развития мировой экономики на рубеже XX-XXI вв. становится усиление интеграционных процессов. Интеграция рассматривается как проникновение отдельных элементов экономики одних стран в экономику других стран, процесс объединения национальных хозяйств в единую систему. Начинается он на уровне отдельных регионов, постепенно расширяясь и охватывая все большее количество стран. Наиболее совершенным примером такого процесса является создание Европейского сообщества (ЕС).
1. Введение………………………………………………………………………...3
2. Состав и развитие Европейского Союза……………………………………..4
3. Политика ЕС в отношении России……………………………………………5
4. Экономические отношения Россия – ЕС …………………………………….7
5. Договорно-правовая база для торговых отношений ……………………….10
6. Заключение…………………………………………………………………….15
7. Список литературы……………………………………………………………16
Консультации
с представителями бизнеса
5. Договорно-правовая база для торговых отношений.
Прогрессу в экономических отношениях РФ – ЕС способствует наличие солидной договорно-правовой базы для их осуществления. В результате двухлетних переговоров 24 июня 1994г. было подписано соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС) между РФ и ЕС. Оно содействует переводу отношений РФ – ЕС на качественно новый уровень ассоциативных связей.
В нем не зафиксированы цели создания зоны свободной торговли и в перспективе полного членства РФ в ЕС. Тем не менее, СПС открыло новые горизонты экономического сотрудничества РФ – ЕС по всем его важнейшим направлениям Статьи СПС, относящиеся к взаимной торговле, стали действовать еще до 1 декабря 1997г.
Их применение
предусматривалось и
Для России качественно новый момент состоит в том, что в СПС (и Временное соглашение) включены положения, согласно которым взаимная торговля РФ – ЕС во многом определяется нормами ГАТТ, являющегося составной частью правовой базы ВТО.
Иными словами, на Россию еще до ее вступления в ВТО распространяются общепризнанные нормы международного права в сфере торговли, что ведет к устранению дискриминации по целому ряду направлений. Обоими соглашениями предусмотрено, что предоставляемый сторонами на взаимной основе режим наибольшего благоприятствования (РНБ) полностью соответствует нормам ВТО/ГАТТ в отношении таможенных пошлин и других сборов, взимаемых с экспортных и импортных товаров и при переводе платежей по экспорту и импорту (включая методы их взимания); правил и формальностей при осуществлении экспортных и импортных операций; внутренних налогов и других сборов на импортные товары; правил продажи, транспортировки, распределения и использования импортных товаров на внутренних рынках России и ЕС.
Применение РНБ означает, что любые преимущества, льготы и иммунитеты, предоставляемые Россией или Союзом товарам, происходящим из третьих стран, должны быть немедленно предоставлены товарам, происходящим соответственно из ЕС и России. Исключения из РНБ допускаются в отношении преимуществ, предоставляемых соседним странам в целях развития приграничной торговли, при создании на региональной основе таможенных союзов и зон свободной торговли (например, по соглашениям РФ со странами – членами СНГ о зоне свободной торговли), а также развивающимся странам – в соответствии с ГАТТ и другими международными соглашениями. Для РФ предусмотрены выгодные ей дополнительные исключения из РНБ.
России позволено
до вступления в ВТО не распространять
РНБ на преимущества, предоставляемые
ею другим бывшим советским республикам.
Она также может применить
специальный режим ввоза
Основываясь на Коллективной стратегии, Европейский Союз будет работать с Россией, международными организациями и другими “партнерами, разделяющими те же взгляды”, для достижения следующих принципиальных целей: укрепление демократии; интеграция России в общее экономического и социальное пространство; сотрудничество для укрепления стабильности и безопасности в Европе и за ее пределами; решение задач, единых для Европейского континента (таких как энергетическая политика, ядерная безопасность, защита окружающей среды, борьба с организованной преступностью, незаконная торговля наркотиками и людьми, отмывание денег). Подчеркивая особую важность своих взаимоотношений с Европейским Союзом, в октябре 1999г. Россия утвердила Стратегию развития своих отношений с ЕС до 2010г. Стратегия определяет задачи развития отношений России и Европейского Союза на следующее десятилетие и средства решения этих задач. Она является последовательным развитием общей концепции российской внешней политики в Европе и исходит из объективной необходимости строительства многополярного мира, общей истории народов и ответственности европейских государств за будущее континента, и взаимодополняемости их экономик.
Она также непосредственно увязана со стратегией экономической безопасности России. Стратегия предусматривает строительство единой Европы без разделительных линий, а также взаимосвязанное и сбалансированное укрепление позиций России и ЕС в международном сообществе XXI столетия. Российская стратегия констатирует также, что она отражает основную направленность и задачи Коллективной стратегии ЕС.
В этом контексте
Россия выделяет приоритетные задачи
развития и укрепления отношений
партнерства и сотрудничества с
ЕС в следующих областях: расширение
формата и повышение
Соблюдение правил ВТО/ГАТТ обеспечивает применение к импорту из России в ЕС минимальных ставок Единого таможенного тарифа (ЕТТ) Союза, которые значительно ниже так называемых базисных, или автономных ставок ЕТТ.
Фактически же ЕС с 1993г. предоставил России преференциальный режим в отношении таможенного обложения российских товаров. Этот режим не закреплен соответствующим двусторонним договором, и его предоставление – акт доброй воли со стороны ЕС. Уровень таможенного обложения российских товаров в ЕС дифференцирован в зависимости от степени переработки («облагораживания»): если сырье и определенная часть полуфабрикатов ввозятся беспошлинно или с пошлиной в 2-3%, то пошлины на готовые изделия могут достигать 10% (автомобили, фанера, текстиль) и 15% и более (икра, некоторые виды обуви и др.).
Таким образом, таможенное регулирование ЕС благоприятствует российскому экспорту в страны – члены Союза при его нынешней товарной структуре, в которой преобладают изделия топливно-сырьевой группы. В то же время оно препятствует диверсификации российского экспорта в сторону повышения в нем удельного веса продукции высокой стадии обработки, к чему стремится Россия. В соответствии с режимом внутреннего рынка ЕС российские товары, прошедшие таможенную очистку в одной из стран – членов Союза, поступают в свободное обращение на территории всех других государств, входящих в ЕС, причем с этих товаров более не взимаются какие-либо пошлины и налоги. В целом процесс либерализации взаимной торговли РФ – ЕС в последние годы протекает поступательно и успешно.
6. Заключение:
Общая Стратегия
ЕС в отношении России - это в
меньшей степени концептуальный
и в большей степени
Кроме того, очевидно, что реализация потенциала Общей Стратегии по России по многим направлениям будет зависеть от контекста отношений ЕС-США, динамики экономической и политической ситуации внутри самой Европы. В свою очередь, российская Среднесрочная стратегия отражает в сводном виде сложившуюся палитру взглядов и позиций в отношении ЕС, как на политическом уровне, так и со стороны отдельных министерств и ведомств.
Общая Стратегия ЕС предполагает усиление политического потенциала ЕС, и само по себе это, в принципе, отвечает провозглашенным интересам российской внешней политики, т.к Россия объективно заинтересована в поддержке мировым сообществом процесса реформ и в привлечении дополнительных ресурсов для решения социально-экономических проблем.
7. Список литературы:
1. Афонцев С.
Присоединение к ВТО: экономико
2.«Мировая экономика» под ред. А.С.Булатова. М-2005.
3. Основные положения энергетической стратегии России на период до 2020 года. Проект 30.10 (2002)
4.Сумароков В.Н. Расширение Европейского союза и внешнеэкономические связи России. – М. Научное издание, 2007.
5. Солодухин Ю. А. и др. Основные направления стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа Российской Федерации на период до 2015 года (проект).- СПб.: О-во «Знание», 2002.
6. Россия в глобальной политике. // № 1, Январь - Февраль 2008г.
7. Сафонов И. А. Внешнеэкономические связи России со странами Еврозоны в контексте расширения ЕС – М.: Экономика. – 2006
8. Путин В. Россия на рубеже тысячелетий. - М., 2005.
9. Новиков В. Отношения России и ЕС: пространство выбора или выбор пространства // Вопр. экономики. - 2002. - N 6.
10. Бордачев Т. Россия и Европейский союз: требуется департамент. - М., 2002.
Информация о работе Торгово-экономическое сотрудничество России и ЕС