В последние десятилетия наблюдается
рост интереса к институциональным исследованиям.
Отчасти это связано с попыткой преодолеть
ограниченность ряда предпосылок, характерных
для economics (аксиомы полной рациональности,
абсолютной информированности, совершенной
конкуренции, установления равновесия
лишь посредством ценового механизма
и др.) и рассмотреть современные экономические,
социальные и политические процессы более
комплексно и всесторонне; отчасти — с
попыткой проанализировать явления, возникшие
в эпоху НТР, применение к которым традиционных
методов исследования не дает пока желаемого
результата. Поэтому покажем сначала как
происходило развитие предпосылок неоклассической
теории внутри нее.
Одним из наиболее перспективных
теоретических направлений в исследовании
государственного управления и политики
наряду с менеджериальной, синергетической
и сетевой концепциями является новая
институциональная теория. Она ведет свое
происхождение от двух дисциплин – прародительниц:
неоклассической экономики и традиционного
институционализма. Неоклассический подход
трактует нерегулируемые взаимодействия
субъектов на политическом поле аналогично
рыночным, а нормы и правила (от конституционных
основ до внутриорганизационного распорядка) –
как продукт рационального выбора индивидов.
Новый институциональный подход
или новый институционализм попытался
отыскать золотую середину между двумя
крайностями: неоклассикой и старым институционализмом,
синтезировав основные положения этих
подходов. Впервые термин «новая институциональная
концепция» был применен О. Уильямсоном
в работе «Рынки и иерархии» и достаточно
быстро вошел в научный оборот. Более того,
широкий интерес к концепции и многочисленные
интерпретации породили серьезную проблему:
в различных социальных науках существуют
и развиваются собственные версии неоинституционализма,
имеющие самостоятельные методологические
основания, более близкие той или иной
дисциплине. При этом неоднократно предпринимались
попытки по преодолению этих различий
и созданию комплексной неоинституциональной
теории, но большинство исследователей
так и остались в границах своих дисциплин
и соответствующих им направлений институционального
анализа. Можно выделить лишь несколько
работ, представляющих собой удачный пример
комплексного неоинституционального
подхода. Это работы П. Ди Маджио, У. Паулла,
П. Холла и Р. Тэйлора. [DiMaggio, 1988; Powell & DiMaggio,
1991; Hall & Taylor, 1994]. Один из ведущих теоретиков
комплексного подхода Ди Маджио различает
три основных направления, существующих
и развивающихся сегодня в неоинституционализме:
это подход, основанный на теории рационального
выбора, подход, базирующийся на социальном
конструктивизме и, наконец, неоинституциональный
подход, актуализирующий функцию институтов
как посредников в разрешении конфликтов.
Все они различаются по следующим основаниям:
актуализация формальных или неформальных
норм и правил, представление об акторе
и причины институциональных изменений.
Среди различных направлений
новой институциональной теории (теория
конвергенции, теория постэкономического
общества, экономика глобальных перемен
и др.) следует обратить особое внимание
на школу современного французского институционализма
(теория согласований, или экономика соглашений).
Это направление достаточно молодо. Как
самостоятельное оно сформировалось лишь
во второй половине 80-х годов XX в., после
опубликования работы Л. Тевено и Л. Болтянски
«Экономика значимого». В целом теоретическая
концепция экономики соглашений представлена
в работах французских социологов и экономистов
Л. Тевено, Ф. Эмар-Дюверне, Л. Болтянски,
а также в работах представителей постмарксистской
«теории регуляций» М. Аглиетта, Р. Буайе.
В отличие от неоклассической модели,
которая постулировала два основных методологических
принципа: рациональную мотивацию индивидуального
поведения и координацию индивидуальных
рациональностей посредством рынка (при
этом максимизация субъективного ожидания
полезности не подвергается сомнению,
а трансакционные издержки считаются
равными нулю), теория согласований сосредоточивает
свое внимание на механизмах согласований
и способах координации индивидуальных
действий. Рыночная рациональность выступает
в качестве лишь одной из множества возможных
интерпретаций мотивов поведения индивидов.
Формальные и неформальные правила, контрактные
соглашения, традиции, которые невозможно
свести к индивидуальной рациональности
и стратегиям оптимизации, стали основными
объектами, исследуемыми этой теорией,
пытающейся кроме всего прочего определить
роль институтов государства в условиях
рыночной экономики, избежав при этом
крайних позиций преуменьшения или преувеличения
роли государства как экономического
и политического агента.
Еще одно ключевое понятие новой
институциональной школы – доверие. Американский
исследователь Остром определил доверие,
как «ожидание человеком определенных
действий со стороны окружающих, когда
эти действия напрямую затрагивают его
выбор и он должен принимать решения до
того, как они станут известны». Как отмечает
один из ведущих российских исследователей
институциональной теории А. Н. Олейник,
норма доверия играет исключительно важную
роль в построении эффективной системы
политического управления. Степень доверия
предопределяет предсказуемость поведения
субъектов взаимодействия. При этом отмечается
интересная взаимосвязь степени предсказуемости
действий политического руководства и
степени межличностного доверия в обществе:
«соотношение уровней межличностного
и институционального (к представителям
легальной власти) является важным социологическим
индикатором, своеобразным термометром
здоровья общества». Уровень межличностного
доверия в свою очередь предопределяет
эффективность функционирования отдельных
рынков и экономики страны в целом.
В отличие от теории общественного
выбора, представляющей нормы (институты)
как результат рационального самостоятельного
выбора индивидов и актуализирующей рациональность
и свободу выбора нормы как залог ее легитимности,
новая институциональная теория акцентирует
внимание не на рациональном происхождении
норм, а на следовании нормам, как результате
индивидуального рационального выбора.
Нормы становятся таким образом не жесткой
детерминантой поведения, а ключевой предпосылкой
взаимной интерпретации интересов и намерений
индивидов, а значит и предпосылкой эффективной
координации социальных взаимодействий.
Другой важнейшей категорией
новой институциональной теории является
категория трансакционных издержек. Она ведет свое
происхождение от работ Э. Коуза «Природа
фирмы» (1937) и «Проблема социальных издержек»
(1960). Коуз определял их как издержки, возникающие
при использовании ценового рыночного
механизма. Позднее трансакционные издержки
стали определять как «специфические
расходы по налаживанию и осуществлению
обменных соглашений». Соответственно,
«размеры таких издержек зависят от вида
приобретаемых услуг и выбранной формы
координации».
Что касается практической
ценности и перспектив использования
новой институциональной теории в области
исследования государственного управления,
то можно отметить следующее. Анализ трансакционных
издержек предоставляет оригинальную
теоретическую базу для решения проблемы
сравнительной эффективности институциональных
форм координации взаимодействий. Согласно
новой институциональной теории каждой
такой форме, как впрочем, и уровню координации
соответствует своя, особая конфигурация
трансакционных издержек.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Соотношения между направлениями современного
институционализма многогранны, сложны
и зачастую трудно выявляемы, их оценка
зависит как от понимания каждого из направлений
в отдельности, так и от контекста сравнения
и области изучаемых явлений.
На современном этапе развития институциональной
экономической теории очень сложно говорить
о едином предмете этой важной и интересной
науки. Это обстоятельство связано и с
многообразием представлений о предметных
областях, и с неоднородностью используемых
методов и моделей.
Понимание сущности и взаимосвязей между
концепциями и идеями представителей
современного институционализма позволит
лучше понять не только природу самих
экономических явлений, но и возможности
и перспективы развития экономической
теории на основе обмена идеями между
различными исследовательскими программами.
Кроме того, современная институциональная
теория и все ее направления могут стать
плодотворной базой многочисленных прикладных
исследований в тех сферах экономической
деятельности, которые в настоящее время
недостаточно изучены.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙЛИТЕРАТУРЫ.
1 Анализ экономических
систем: основные понятия хозяйственного
порядка и политической экономии.
–М; 2012 г.
2 Ананьин О. Н. Структура
экономико - теоретического знания:
методологический анализ. – М; 2010
г.
- Виноградова А. В.Институциональная
экономика. Курс лекций ННГУ, 2012 г
- Вольчик В. В. Институциональная
и эволюционная экономика. Учебное пособие;
- Ростов-на-Дону. 2011 г.
- Зомцева Л.В. Институциональная
экономика. –Томск, 2012 г.
- Клейнер Р.Б. Эволюция институциональных
систем. - М; 2004 г.
- Скоробогатов А.С. Институциональная
экономика. Курс лекций Спб. ГУ-ВШЭ; 2006
г