Трагедия общедоступной собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 16:15, реферат

Описание работы

Трагедия общин возникает тогда, когда у игроков на рынке есть некий общий ресурс. При общем доступе к ограниченному ресурсу долгосрочные интересы индивидов (пастухов или рыбаков) диктуют ограничение использования ресурса для обеспечения его воспроизводства, однако у каждого индивида есть стимул отказаться от сотрудничества и получить максимальную выгоду от использования ресурса, при этом каждый надеется, что другие ограничат свое использование ресурса. Каждый индивид получает выгоды от использования ресурса и заинтересован в максимизации своего использования ресурса, а издержки использования ресурса распределяются между всеми, кто имеет доступ к ресурсу. В результате действия этих стимулов никто не ограничивает использование общедоступного ресурса, что и приводит к его истощению.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………………3
1.Трагедия общедоступной собственности………………………………………………………4
1.1 Способ эффективного использования ресурсов предложенный Гардином………….9
1.2 Способы предотвращения трагедии общедоступной собственности…………….......10
Заключение………………………………………………………………………………………...12
Список использованной литературы………

Файлы: 1 файл

реферат (2).doc

— 127.00 Кб (Скачать файл)

3. Проблему внешнего  эффекта, приводящего к утечке ренты можно решить с помощью регулирования путем введения налога или установления квот. Простейшую координацию действий по пользованию плодами, приносимыми ресурсом, можно осуществить с помощью квот на использование ресурса. Можно установить, сколько коров каждый пастух имеет право пасти на общедоступном пастбище. Можно также разрешить первому пастуху пасти корову на этом пастбище, но всех, кто позже приведет своих коров, заставлять оплачивать убытки, возникающие при выпасе каждой дополнительной коровы. Примером подобного институционального решения может служить налог, который владельцы автомобилей платят в зависимости от объема двигателя. Налоги и квоты позволяют ограничить использование ресурса, но не решает проблему недостатка инвестиций. Сотрудничество при осуществлении инвестиций обычно требуют более сложной организации и способности предвидеть возможное воздействие человеческой деятельности на состояние ресурса.

4. Наконец, в качестве институционального  решения проблемы могут выступать неформальные правила, регулирующие использование ресурса.

 

 

 

 

1.2 Способы предотвращения трагедии общедоступной собственности

Гардин, один из главных исследователей этой проблемы, предлагал взаимное принуждение (mutual coercion), социальные институты с целью ограничения разрушительного индивидуального поведения, например, налоги и частную собственность. Он признавал, что эти институты могут быть несправедливыми — при частной собственности всем лицам, кроме собственника, отказано в доступе, но «несправедливость», по его мнению, была предпочтительней, чем полное исчерпание ресурсов.

Всего существует 4 возможных выхода:

  • Установление частных прав собственности на ресурс.
  • Централизация принятия решений по поводу использования общей собственности, например, право принятия решений имеет лишь единовластный правитель. Между первым и вторым крайними решениями возможны также промежуточные решения в виде, например, общинной (коллективной) собственности, когда исключительными правами на ресурс обладает определенная группа людей.
  • Проблему внешнего эффекта, приводящего к утечке ренты можно решить с помощью регулирования путем введения налога или установления квот. Простейшую координацию действий по пользованию плодами, приносимыми ресурсом, можно осуществить с помощью квот на использование ресурса. Налоги и квоты позволяют ограничить использование ресурса, но не решает проблему недостатка инвестиций. Сотрудничество при осуществлении инвестиций обычно требуют более сложной организации и способности предвидеть возможное воздействие человеческой деятельности на состояние ресурса.
  • Наконец, в качестве институционального решения проблемы могут выступать неформальные правила, регулирующие использование ресурс, однако они являются непрочными и недолговечными и не дают какой-либо гарантии, что оно будет выполняться всеми участниками.

 

Еще один пример решения  проблемы общедоступной собственности  можно рассмотреть на примере  Японии, где существует «Закон о Рыболовстве», который признает права рыболовов использовать необходимое для ловли рыбы оборудование на поверхности воды, включая установку искусственных структур. Также в этом законе прописаны условия вторжения другого бизнеса на данную территорию.

В Японии жемчужно-добывающая промышленность не является частной собственностью как в Индонезии и ряде других стран, а это существенно облегчает принятие решений из центра. Что касается регулирующего источника, все ссылается на тот же «Закон о рыболовстве».

На мой взгляд, такой способ эффективен, но неприменим во многих странах, числе т.к. процесс передачи частной собственности в руки государства очень сложен и не будет воспринят современным обществом и деловым миром, которое уже привыкло к рыночному регулированию. В Японии же это стало возможно благодаря отчасти их менталитету, коллективному сознанию и традиционному уважению к закону.

Система налогов или квотирования в данной ситуации была бы неэффективна, поскольку работая вместе, объединяя  усилия, обе стороны получают выгоды от сотрудничества (наем работников, помощь в охране), при этом получая больший улов и прибыль.

 

 

Из приведенных примеров можно  также выделить 3 уровня решения  возникшей проблемы:

  • Национальный уровень, на котором правовая реформа пытается признать местных жителей как владельцев ресурса. Так, можно издать новый закон об определении прав собственности на специфический ресурс.
  • Местный или региональный уровень. Из-за политики децентрализации местный орган власти получает власть над прибрежными территориями. Он, в свою очередь может передать ее одной из сторон на некоторых условиях.

 

Для принятия наилучшего решения следует рассмотреть два уровня.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Общедоступная собственность –  это ситуация, при которой право  пользоваться и распоряжаться ресурсом принадлежит всему обществу. Часто  это приводит к феномену, который в экономике называется «трагедией общин», т.е. «хищное» использование общей собственности.

Решение трагедии общедоступной собственности может заключаться в том, чтобы построить некий общественный механизм (при помощи государства), например, механизм налогообложения или квотирования, при котором общий ресурс не истощается.

Как сделать это максимально  эффективно? В обоих случаях нужен  кто-то (старейшина и администратор  прокси-сервера соответственно), который  регламентирует использование общего ресурса и не даёт никому излишне его эксплуатировать.

«Трагедия общин» подразумевает три возможных исхода.

    • Первый – централизация власти в лице Правительства.
    • Второй – деятель, обладающий властью от имени деревни принуждать к соблюдению политики распределения.
  • Третий – община разделяется, и жители деревни отгораживают участки, которые они могут защитить и которыми они в состоянии управлять.

Большинство людей интуитивно поддерживает модель совместного поведения, однако, на мой взгляд, оно ненадежно и непостоянно, если не подкреплено никаким документом, подписание которого обычно инициирует центральный орган власти.

Выбор способа решения трагедии общедоступной собственности зависит  от особенностей менталитета данной страны, от того, насколько специфичен, уникален общедоступный ресурс, а также от возможностей центрального органа власти и терпимости сторон друг другу. Решение конфликта облегчается, если агентам есть что предложить друг другу, как в примере с жемчужно-добывающей промышленностью и местными рыбаками. И безусловно, достигнутое соглашение должно быть закреплено в письменном виде и одобрено местным органом власти.

 

Список использованной литературы:

I.Учебные пособия

  1.Satria A., Matsuda Y., Sano M. Contractual solution to the tragedy of property right in coastal fisheries.// Marine Policy.  2006. Vol.30. Pp. 226–236.

        2.Одинцова М.И. Институциональная экономика: Учебное пособие - 3-е изд.     (ГРИФ); 2009г 300с

         II. Интернет-ресурс

    1. http://batrachos.com/node/504
    2. http://knigi-uchebniki.com/predpriyatiy-ekonomika/glossariy.html                        

 

 

 




Информация о работе Трагедия общедоступной собственности