Трансакционные издержки и их измерение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2015 в 19:06, курсовая работа

Описание работы

Трансакция как акт экономического взаимодействия стала центром внимания в связи с анализом трансакционных издержек и развития трансакционной экономики, которая берет начало с классической статьи Р. Коуза «Природа фирмы» (1937). Общая идея в терминах Дж. Коммонса может быть изложена следующим образом. Нацеленность на минимизацию трансакционных издержек заставляет фирму обсуждать условия передачи собственности и тем самым заменять торговые трансакции на трансакции управления и рационирования, попадающие в зону собственного контроля фирмы.

Файлы: 1 файл

курсовик ориг.docx

— 288.08 Кб (Скачать файл)

Научное сообщество не обратило внимания на понятие трансакционных издержек в конце 1930-х годов. Коуз рассуждал об издержках, возникающих в процессе обмена в контексте выбора между различными институциональными устройствами: фирмой и рынком, а научное сообщество не проявляло в тот период интереса к подобным вопросам.

 Кроме того, Коуз не дал точного определения понятия трансакционных издержек и использовал вместо этого выражение «издержки использования ценового механизма». Свою идею трансакционных издержек и ее связь с обменом правами собственности он развил в статье «Проблема социальных издержек», опубликованной в 1960, в которой он уже использует термин «трансакционные издержки» и доказывает необходимость их учета в экономической теории.

После опубликования статьи ни сам Коуз, ни другие авторы не занимались вопросом о связи между трансакционными издержками и правами собственности. И только в 1958 году в статье «Федеральная Комиссия Связи» Коуз возвращается к теме влияния трансакционных издержек на права собственности. А статья 1958 года в свою очередь побудила Коуза написать статью «Проблема социальных издержек». Первоначально даже сам Коуз не смог оценить значение этой статьи для всей экономической теории: «Я думал, что я раскрываю слабости анализа Пигу по вопросу о расхождении между частным и социальным продуктом, анализа, который обычно принимался экономистами, и не более того. Лишь позже, отчасти в результате бесед со Стивеном Чангом в 60-х годах, я пришел к пониманию основного значения того, что я написал, для экономической теории …».

Коуз выделил следующие механизмы координации деятельности людей:

— рынок;

— фирма (организация, иерархия);

— государство.

Использование любого из этих механизмов координации связано как с выгодами, так и с издержками, ни один из них не является бесплатным и не обладает бесспорным преимуществом по сравнению с другими механизмами. Мы можем сказать, выражаясь языком современной экономической теории, что все механизмы координации деятельности представляют собой следующее после оптимального решение (second best).

Коуз нигде точно не определяет содержание понятия «трансакционные издержки», однако он часто использует примеры, которые дают основания предполагать, что, говоря о трансакционных издержках, он имеет в виду, прежде всего, издержки использования ценового механизма. [5; с.70-72]

С. Чен определил трансакционные издержки как «издержки, существование которых невозможно себе представить в экономике Робинзона Крузо». Процесс производства даже в экономике, где хозяйственную деятельность ведет один человек (Робинзон Крузо), требует определённых затрат, но в экономике с двумя и более участниками возникают дополнительные издержки взаимодействия между индивидами помимо собственно издержек производства.

Еще одно определение дали американские экономисты Д. Норт и Э. Уоллис. Они определили трансакционные издержки для покупателя как все издержки, которые не входят в цену, уплачиваемую продавцу, а для продавца – издержки, которых не было бы, продавай он товар самому себе. Это определение ценно тем, что использовалось для количественного анализа трансакционных издержек в масштабе экономики страны.

В чем источник трансакционных издержек? Причина их существования связана, во-первых, с несовпадением экономических интересов взаимодействующих друг с другом агентов, а во-вторых, с ограниченной рациональностью и неопределённостью. Если предположить, что индивиды обладают полной информацией и неограниченными способностями по её переработке, то никаких издержек при осуществлении трансакций не возникло бы. [2; с.73]

 

 

    1. Виды трансакционных издержек

 

Идентификация общепризнанного основания трансакционных издержек при условии операциональности их определения представляет собой непростую задачу. В современной экономической теории предлагается множество вариантов определения трансакционных издержек, которые в то же время рассматриваются как их виды: О.Уильямсон делает акцент на издержках оппортунистического поведения; Дж. Стиглер — на издержках получения информации; М. Дженсен и У. Меклинг — на издержках, возникающих в рамках отношений «поручитель—исполнитель» (principal - agent); А. Алчиан и Х. Демсетц — на издержках координации между различными ресурсами в процессе производства; Й. Барцель — на издержках измерения. [8; с.231].

Институты  решают проблемы мотивации и координации в условиях неопределённости выбора и ограниченной рациональности агентов, поэту можно попытаться классифицировать возникающие трансакционные издержки соответственно природе порождаемой ими проблемы. Подобная попытка была сделана Полом Милгромом и Джоном Робертсом. По их классификации, трансакционные издержки относятся к одному из двух типов: к издержкам координации или к издержкам мотивации.

 

Издержки координации – это затраты, направленные на то, чтобы обеспечить временное и пространственное соответствие участников трансакции. Такие издержки могут возникать и в рыночных трансакциях, и внутри фирмы. На рынке издержки координации обусловлены необходимостью определить цену товара и характеристики потенциальных партнеров и свести их воедино. Внутри фирмы, структуры иерархической, издержки координации представляют собой издержки передачи информации по различным уровням фирмы, выработки эффективного плана ее деятельности, доведения этого плана до работников и его последующего осуществления. Кроме того, издержки координации включают в себя альтернативные издержки потерянного времени.

Классификация Милгрома - Робертса наиболее удобна для анализа трансакционных издержек, возникающих во внутрифирменных иерархиях. С её помощью можно оценить, как с наименьшими затратами скоординировать действия работников, как оптимально распределить информационные потоки, а также учесть возможность искажения информации при ее передаче от нижестоящих работников к вышестоящим.

Издержки мотивации – это затраты на обеспечение контроля, мониторинга, сбора информации о соблюдении партнерами взаимных обязательств в рамках контракта и пр. Как и издержки координации, они могут возникать и на рынке, и внутри фирмы, что связано с двумя факторами – неполнотой и несовершенством информации, а также оппортунизмом участников взаимодействия. Заметим, что в случае, когда несовершенство информации существенно снижает стимулы агентов к вступлению в сделку, приходится создавать дополнительную и (весьма затратную!) стимулирующую инфраструктуру. [3; с.207-209]

 

Некоторые авторы изначально рассматривают трансакционные издержки как неоднородную по составу категорию, включающую издержки на получение информации о предпочтениях и возможностях контрагентов, достижение соглашения, а также издержки по контролю за выполнением и защите достигнутых соглашений.

Другой вариант классификации был разработан Клодом Менаром, в соответствии с которой выделяются четыре типа трансакционных издержек.

 Первый — это издержки вычленения, обусловленные различной степенью технологической делимости производственных операций.

Второй — информационные издержки, состоящие из издержек кодирования, стоимости передачи сигнала, издержек расшифровки, а также издержек по обучению использования информационной системы.

Третий — издержки масштаба. Они обусловлены существованием системы обезличенного обмена, требующего специализированной системы обеспечения соблюдения контрактов.

Четвертый — издержки оппортунистического поведения. Их существование обусловлено тем, что наказание нарушителя соглашения сопряжено с определенными издержками, что делает оппортунистическое поведение достаточно часто предпочтительным способом реализации индивидуальных целей хозяйствующих субъектов. [8; с.231-232]

Разумнее всего привязать классификацию трансакционных издержек к этапам заключения сделки. О. Уильямсон говорит о трансакционных издержках ex ante и ex postn, т. е. возникающих до и после заключения сделки. Если в качестве этапов заключения сделки выделить следующие:

    • поиск партнера,
    • согласование интересов,
    • оформление сделки,
    • контроль за ее выполнением, то классификацию трансакционных издержек можно представить на рисунке (рис. 1).

Рис. 1 – Классификация трансакционных издержек

 

Построение классификации трансакционных издержек на основе этапов заключения контракта позволяет внести ясность в вопрос об их количественной оценке как на микро-, так и на макроэкономическом уровне. Например, при заключении сделки по найму квартиры, предполагающей передачу собственником квартиры арендатору права пользования ею, трансакционные издержки для арендатора примут следующие формы. [6; с.140-141]

 

Издержки поиска информации или издержки выявления альтернатив.

В условиях неопределенности, которая существует в любой реальной хозяйственной системе, неизбежно возникают издержки, обусловленные поиском наиболее выгодной цены и других условий контракта. Совершенно очевидно, что пред тем, как будет совершена сделка или заключен контракт, нужно располагать информацией о том, где можно найти потенциальных покупателей и продавцов соответствующих товаров и факторов производства, каковы сложившиеся на данный момент цены и прочее. Издержки такого рода складываются из затрат времени и ресурсов, необходимых для ведения поиска, а также из потерь, связанных с неполнотой и несовершенством приобретаемой информации. Как уже подчеркивалось, существующая на рынке неопределенность, порождающая асимметрию информации, которой обладают контрагенты, является важнейшей причиной появления трансакционных издержек. Пытаясь выровнять эту асимметрию, они несут издержки поиска, накопления и проверки информации.

Для минимизации такого рода издержек используются такие институты, как биржи, а также реклама или репутация. Репутация, как общественно значимая оценка экономического агента с точки зрения деловой этики, способствует экономии трансакционных издержек. Она тесно связана со средствами индивидуализации предприятий, в частности с фирменными наименованиями, товарными знаками. Именно данные средства позволяют потребителям сэкономить на издержках поиска. Правда, это означает, что тем сильнее товарный знак является источником информации и тем значительнее экономия на издержках поиска, тем выше при прочих равных условиях может быть цена, которую назначает продавец.

Что касается института бирж, представляющих собой вид организованных рынков, то экономия на издержках возможна за счет концентрации спроса и предложения в пространстве и (или) во времени. В результате ускоряется циркуляция информации и более интенсивно выравниваются цены.

Разновидностью издержек поиска информации являются издержки измерения. Издержки этого рода связаны с тем, что любой продукт или услуга – это комплекс характеристик, и в акте обмена неизбежно учитываются лишь некоторые из них, причем точность их оценки (измерения) бывает чрезвычайно приблизительной. Иногда интересующие качества товара вообще неизмеримы, и для их оценки приходится пользоваться суррогатами. Издержки измерения растут с повышением требований к точности. Эти измерения заключаются в определении некоторых физических параметров обмениваемых прав (цвет, размер, вес и т.д.), а также в определении прав собственности (права пользования, права получения и отчуждения дохода).

Как следствие, одной из важнейших проблем рыночной практики становится проблемой измерения качества товаров и услуг. В связи с определением данного вида трансакционных издержек выделяют три категории благ: опытные, исследуемые, доверительные. Блага с запретительно высокими издержками измерения качества до их приобретения называются опытными. Блага со сравнительно дешевой процедурой предварительного определения качества называются исследуемыми. Качество последних сравнительно легко может быть оценено до покупки.

Качество благ второго типа (исследуемых) можно установить путем осмотра, предшествующего покупке, тогда как качество благ, относящихся к первому типу (опытных), - только в процессе использования этого продукта. Обратим здесь внимание, что на рынках, где продавцы мало выигрывают от инвестиций в репутацию, у них могут отсутствовать побудительные мотивы поставлять высококачественные блага, оцениваемые опытным путем. В таком случае, если речь идет об организации рынка опытного блага длительного пользования, большое значение имеет совокупность сигналов. К примеру, гарантийное послепродажное обслуживание, возможность замены в течение определенного срока бракованного товара и т.д. Гарантийное послепродажное обслуживание выполняет для покупателя функцию своего рода страховки, предполагающей передачу риска продавцу.

Что касается доверительных благ, то для них характерны высокие издержки измерения кА до, так и после покупки. К доверительным благам относятся медицинские и образовательные услуги, действие которых растянуто во времени и достаточно сложно идентифицируемо.

Уже упомянутый институт рекламы – фактор, уменьшающий не только издержки поиска информации, но и трансакционные издержки измерения. Поскольку, во-первых, реклама даёт информацию об основных способах использования продукта. Во-вторых, объём рекламы, имеющий отношение к качеству товара, оцениваемого опытным путём, служит для покупателя сигналом о масштабах инвестиций, осуществлённых продавцом. При предположении, что реклама не может изменять вкусы, широкомасштабная реклама указывает на стремление производителя поставлять высококачественную продукцию.

Как подчеркивали представители традиционного институционализма, в частности, Веблен, реклама по преимуществу является механизмом осуществления власти производителя над потребителем и в значительно меньшей степени может считаться способом уменьшения издержек измерения и издержек поиска информации. Институт рекламы получает широкое распространение с формированием общества массового потребления, с конца XIX века.

Если же посмотреть на проблему в историческом плане, то институциональной реакцией на издержки измерения в первую очередь стала не реклама, а система мер и весов. Последняя сделала сопоставимыми различные количества благ, тем самым существенно облегчив обмен и обеспечив громадную экономию издержек измерения. [1; с.102-105]

Информация о работе Трансакционные издержки и их измерение