Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 06:19, контрольная работа
Последние два века капиталистическая экономика развивалась в основном за счет интенсивного использования факторов производства. Главной задачей переходного периода для России является интенсивный экономический рост, при котором снижение издержек играет немаловажную роль. Одним из основных показателей эффективности предприятия является прибыль. Основными путями роста прибыли является увеличение объема производства, цены реализации, снижение издержек производства. Но и первый, и второй пути сдерживаются рынком. Поэтому наиболее реальным должен стать фактор, предусматривающий минимизацию издержек.
Введение 2
Основная часть 4
Сущность трансакционных издержек 4
Виды трансакционных издержек 6
Стратегия снижения трансакционных издержек 7
Специфические черты трансакционных издержек в деятельности Российских предприятий 8
Пример издержек заключения контракта 10
Заключение 12
Список использованной литературы 14
Министерство образования и науки Российской Федерации
Бердский филиал ФГБОУ ВПО «Новосибирский Государственный Технический Университет»
Контрольная работа
по дисциплине: «Институциональная экономика»
на тему: «Трансакционные издержки и их виды»
Выполнила: Студентка 4 курса Группа: ЭУБ-91 Шифр: 505669118
Разумова Е.О. Проверила:
д.э.н., профессор Литвинцева Г.П.
г. Бердск
2012 г.
Содержание
Введение 2
Основная часть 4
Сущность трансакционных издержек 4
Виды трансакционных издержек 6
Стратегия снижения трансакционных издержек 7
Специфические черты трансакционных издержек в деятельности Российских предприятий 8
Пример издержек заключения контракта 10
Заключение 12
Список использованной литературы 14
Последние два века капиталистическая
экономика развивалась в
Без понятия трансакционных издержек, невозможно понять, как работает экономическая система, продуктивно проанализировать целый ряд возникающих в ней проблем, а также получить основу для выработки политических рекомендаций.
Трансакционные издержки можно
было бы определить как издержки экономического
взаимодействия, в каких бы формах
оно ни протекало. Одним словом, они
включают все, что так или иначе
отражается на сравнительной
Я выбрала тему трансакционные издержки, потому что по существующим оценкам трансакционный сектор занимает очень большое (более 50%) место в национальной экономике, что, с одной стороны, вынуждает экономистов заниматься проблемами трансакционных издержек, а с другой стороны, разработкой методов и путей снижения операционных издержек.
В рамках современной экономической теории трансакционные издержки получили множество трактовок, иногда диаметрально противоположных, так например, Дж. Коммонс полагает, что: «Трансакция – это не обмен товарами, а отчуждение и присвоение прав собственности, созданных обществом».
Р. Коуз использовал понятие трансакционных издержек для объяснения существования таких противоположных рынку иерархических структур, как фирма. Он связывал образование этих «островков сознательности» с их относительными преимуществами в плане экономии на трансакционных издержек. Специфику функционирования фирмы он усматривал в подавлении ценового механизма и замене его системой внутреннего административного контроля.
В свою очередь, К. Эрроу определяет трансакционные издержки как издержки эксплуатации экономической системы. Он сравнивал их действие в экономике с действием трения в физике.
В трактовке Д. Норта трансакционные издержки «состоят из издержек оценки полезных свойств объекта обмена и издержек обеспечения прав и принуждения к их соблюдению». Эти издержки служат источником социальных, политических и экономических институтов[1 c.55-56].
Теория трансакционных издержек является составной частью нового направления в современной экономической науке - неоинституционализма. Ее разработка в первую очередь связана с именами двух экономистов - Р. Коуза и О.Уильямсона.
Базовой единицей анализа в теории трансакционных издержек признается акт экономического взаимодействия, сделка, трансакция.
Объяснить необходимость существования, внутреннее строение и эволюцию рынка помогает понятие трансакционных затрат. P. Коуз показал, что использование рыночного механизма обходится обществу не бесплатно, требуя подчас весьма внушительных затрат. Они-то и были названы трансакционными. В отличие от производственных затрат, определяющихся объемом и технологией производства, трансакционные затраты возникают в процессе налаживания отношений между рыночными агентами.
Трансакционные издержки — все издержки, связанные с обменом и защитой правомочий.
В рамках институциональной теории нет единства в объяснении природы трансакционных издержек. Известно как минимум три варианта объяснения, откуда и почему при совершении сделки возникают трансакционные издержки: подход теории трансакционных издержек, подход теории общественного выбора и подход теории соглашений. Отсутствие единства по вопросу о природе трансакционных издержек показательно, особенно учитывая, что в неоклассической экономической теории принималось во внимание существование лишь одного вида издержек — производственных.
Трансакционные издержки
- центральная объясняющая
Первоначально трансакционные издержки были определены Р. Коузом как «издержки пользования рыночным механизмом». Позднее это понятие приобрело более широкий смысл. Оно стало обозначать любые виды издержек, сопровождающих взаимодействие экономических агентов независимо от того, где оно протекает - на рынке или внутри организаций, поскольку деловое сотрудничество в рамках иерархических структур также не свободно от трений и потерь.
По Р. Коузу:
Трансакционные издержки - любые
потери, возникающие вследствие неэффективности
совместных решений, планов, заключаемых
договоров и созданных
Развивая анализ Коуза, сторонники
трансакционного подхода
1. Издержки поиска информации. Они связаны с поиском информации о продавцах, покупателях и сложившихся ценах, а также с потерями, обусловленными неполнотой и несовершенством найденной информации.
2. Издержки ведения переговоров и заключения контрактов. Проведение переговоров, заключение и оформление контрактов требуют определенных затрат, которые нередко увеличивают цену товара. Кроме того, сюда относятся потери из-за неудачно заключенных, плохо оформленных и ненадежно защищенных соглашений[2 c.118].
3. Издержки измерения. Сюда относятся затраты на измерительную технику, на проведение самого процесса измерения, на осуществление мер защиты от ошибок измерения и, наконец, потери от этих ошибок. Уменьшает эти издержки стандартизация продукции, гарантии фирм, торговые марки и другие меры.
4. Издержки спецификации и
5. Издержки оппортунистического поведения. Термин "оппортунистическое поведение" был введен О.Уильямсоном. Так называется недобросовестное поведение индивида, нарушающее условия сделки или нацеленное на получение односторонних выгод в ущерб партнеру. Под эту рубрику попадают различные случаи лжи, обмана, бездельничанья на работе, манкирования взятыми на себя обязательствами. Различают две основных формы оппортунизма: отлынивание и вымогательство[2 с.118].
Отлынивание представляет собой работу с меньшей отдачей и ответственностью, чем следует по условиям договора. Когда отсутствует возможность эффективного контроля за агентом, он может начать действовать исходя из собственных интересов, не обязательно совпадающих с интересами нанявшей его фирмы. Проблема становится особенно острой, когда люди работают сообща ("командой") и личный вклад каждого определить очень трудно.
Вымогательство, возможности для которого появляются тогда, когда несколько производственных факторов длительное время работают в тесной кооперации и настолько притираются друг к другу, что каждый становится незаменимым, уникальным для остальных членов группы. Это значит, что если какой-то фактор решит покинуть группу, то остальные участники кооперации не смогут найти ему эквивалентную замену на рынке и понесут невосполнимые потери. Самая радикальная форма защиты от вымогательства – превращение взаимозависимых ресурсов в имущество на основе совместного владения, интеграция собственности в виде единого для всех членов команды пучка правомочий[1 с.58].
Одним из важнейших направлений стратегии снижения трансакционных издержек является системное накопление информации о потенциальных клиентах, конкурентах, группах стратегического влияния, которых можно рассматривать в качестве потенциальных партнеров по рыночным трансакциям[7]. Международный опыт поиска и анализа подобной информации свидетельствует о том, что игнорирование этой функции приводит к существенному росту трансакционных издержек, а, в конечном счете — к банкротству фирмы.
Следует заметить, что стратегия снижения трансакционных издержек не всегда должна быть направлена на экономию непосредственно затрат по подготовке и заключению самой сделки. Принципиальным является обеспечение эффективности этих затрат, то есть получения прибыли, реально оправдывающей эти затраты. Главным в стратегии снижения трансакционных издержек является предотвращение потенциально неэффективных затрат на совершение сделок.
Другим необходимым объектом изучения являются конкуренты существующие и потенциальные. Знать своего конкурента не менее важно, чем знать своего клиента. Так же как и анкетирование клиента, фирма должна проводить анкетирование конкурента, выявляя его «профиль». Ценность этого документа заключается не только в том, что он сообщает информацию о конкуренте, но и в том, что на основе этого документа можно выработать стратегию поведения фирмы.
Аналогичную информацию можно получить
обо всех «контактных аудиториях»,
группах стратегического
Трансакционные издержки составляют значительные суммы. Считается, что в США и странах Западной Европы на покрытие трансакционных издержек в настоящее время приходится до 50% стоимости производимых товаров и услуг. Подсчетов по России, к сожалению, нет. Но можно не сомневаться, что в условиях плохо организованного рынка, низкой договорной дисциплины, дефицита коммерческой информации, слабого правового обеспечения сделок они экстремально велики.
Большая величина трансакционных издержек связана с тем, что проблема реализации в спросоограниченной рыночной экономике сложна. Дорого (хотя и в меньшей степени, чем организация сбыта) обходится и поиск необходимых ресурсов. Кроме того, всегда существует вероятность обмана, искажения информации о потребительских свойствах товаров и их реальной ценности, недобросовестности контрагента.
Основную часть трансакционных
издержек в России несут сами экономические
агенты и именно их запретительно
высокая величина в расчете на
одну трансакцию объясняет, почему теорема
Коуза недостаточно хорошо описывает
процесс преобразования государственной
собственности в акционерную. Ведь
даже учитывая, что и приблизительные
количественные расчеты величины трансакционного
сектора в России отсутствуют, его
значительные размеры предполагаются
всеми тремя подходами к
1) Теория трансакционных
2) Теория общественного выбора
делает акцент на
3) Теория соглашений объясняет высокий уровень трансакционных издержек нестабильностью соотношений различных соглашений и преобладанием фрагментации и экспансии как вариантов их соотношения[6].