Трансакционные издержки в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 21:11, контрольная работа

Описание работы

В современных условиях российские предприятия функционируют в обстановке высокой рентабельности как экономической, так и законодательной. Глубокие преобразования, произошедшие в отечественной экономике за последние годы, специфика нашего переходного периода к рыночным условиям, создали дополнительные сложности для выживания предприятий в такой ситуации.
Полное развитие риска проявляется в таких тенденциях, как насыщение рынка, стремление к концентрации интернациональности предприятий, сокращение технологический и жизненных циклов продукции, устранение барьеров для конкуренции. Поиску места трансакционных издержек в рыночных отношениях и было посвящено это исследование.

Содержание работы

1.Трансакционные издержки в России……………………………………3
1.1. Понятие и виды трансакций…………………………………………..3
1.2.Понятие и сущность трансакционных издержек……………………..5
1.3.Типология трансакционных издержек………………………………..7
1.4. Трансакционные издержки и спецификация (размывание) прав собственности……………………………………………………………………10
Список используемой литературы……………………………………….14

Файлы: 1 файл

1.docx

— 30.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

Дисциплина: Институциональная экономика

Тема: Трансакционные издержки в России

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание.

 

1.Трансакционные издержки  в России……………………………………3

1.1. Понятие и виды трансакций…………………………………………..3

1.2.Понятие и сущность  трансакционных издержек……………………..5

1.3.Типология трансакционных издержек………………………………..7

1.4. Трансакционные издержки и спецификация (размывание) прав собственности……………………………………………………………………10

Список используемой литературы……………………………………….14

 

 

 

 

1.Трансакционные  издержки в России.

 

В современных условиях российские предприятия функционируют в  обстановке высокой рентабельности как экономической, так и законодательной. Глубокие преобразования, произошедшие в отечественной экономике за последние годы, специфика нашего переходного периода к рыночным условиям, создали дополнительные сложности  для выживания предприятий в  такой ситуации.

Полное риска развитие проявляется в таких тенденциях, как насыщение рынка, стремление к концентрации интернациональности предприятий, сокращение технологический и жизненных циклов продукции, устранение барьеров для конкуренции. Поиску места трансакционных издержек в рыночных отношениях и было посвящено это исследование.

 

1.1. Понятие и виды трансакций.

Понятие трансакции было впервые  введено в научный оборот Дж. Коммонсом.

Трансакция – это не обмен товарами, а отчуждение и  присвоение прав собственности и  свобод созданных обществом. Такое определение имеет смысл в силу того, что институты обеспечивают распространение воли отдельного человека за пределы области, в рамках которой он  может влиять на окружающую среду непосредственно своими действиями , т. е. за рамки физического контроля, и следовательно, оказываются трансакциями в отличии от индивидуального поведения как такового или обмена товарами.

Коммонс различал три основных вида трансакций:

1) Трансакция сделки –  служит для осуществления фактического  отчуждения и присвоения прав  собственности и свобод и при  ее осуществлении необходимо  обоюдное согласие сторон, основанное  на экономическом интересе каждой  из них.

В трансакции сделки соблюдается  условие симметричности отношений  между контрагентами. Отличительным  признаком трансакции сделки, по мнению Коммонса, является не производство, а передача товара из рук в руки.

2) Трансакция управления  – в ней ключевым является  отношение управления подчинения, которое предполагает такое взаимодействие  между людьми, когда право принимать  решения принадлежит только одной  стороне. В трансакции управления  поведение явно асимметрично, что  является следствием асимметричности  положения сторон и соответственно  асимметричности правовых отношений.

3) Трансакция рационирования  – при ней сохраняется асимметричность   правового положения сторон, но  место управляющей стороны занимает  коллективный орган, выполняющий  функцию спецификации прав. К  трансакциям рационирования можно  отнести: составление бюджета  компании советом директоров, федерального  бюджета правительством и утверждение  органом представительной власти, решение арбитражного суда по  поводу спора, возникающего между действующими субъектами, посредством которого распределяется богатство. В трансакции рационирования отсутствует управление. Через такую трансакцию осуществляется наделение богатством того или иного экономического агента.

Наличие трансакционных издержек делает те или иные виды трансакций более или менее экономичными в зависимости от обстоятельств времени и места. Поэтому одни и те же операции могут быть опосредованы различными типами трансакций в зависимости от правил, которые они упорядочивают.

 

 

 

 

1.2.Понятие и сущность трансакционных издержек.

Критика положения неоклассической  теории о том, что обмен происходит без издержек, послужила основанием для введения в экономический  анализ нового понятия - трансакционные издержки. 
Как известно, идею трансакционных издержек ввел в научный оборот Р. Коуз в своей статье «Природа фирмы» (1937 г.), однако до 1960-х годов она была практически не востребованной. Лишь после появления еще одной работы того же автора «Проблема социальных издержек» (1960 г.), в которой Р. Коуз доказывает известную теорему, значение трансакционных издержек стало объектом широкой дискуссии. Разработке этой проблемы посвятили свои работы многие известные ученые-экономисты: Д. Норт, О. Уильямсон, К. Эрроу и др. 

Первоначально к трансакционным относили лишь издержки, возникающие при использовании рыночного механизма. Такой подход акцентирует внимание исследователей на рыночных операциях купли-продажи. И это не случайно, поскольку основным объектом экономического анализа традиционно является именно рынок, механизм его функционирования. В связи с этим трансакционные издержки обычно характеризуют как издержки по обмену правами собственности или по осуществлению и защите контрактов. Однако это не единственный подход, в экономической науке существуют разнообразные взгляды на природу трансакционных издержек. Их определяют также как издержки, связанные с получением выгод от специализации и разделения труда, издержки координации деятельности экономических агентов, издержки по установлению и функционированию институтов, обеспечивающих соблюдение норм хозяйственного поведения и т.д. 

В условиях современного экономического анализа трансакционные издержки получили множество толкований, иногда полностью противоположных. 

Развивая подход Р. Коуза, Ю. Ниханс предположил, что трансакционные издержки могут существовать только в рыночной экономике. Однако такое представление делает несравнимыми хозяйственные системы, основанные на разных принципах координации деятельности людей, и приводит к существенным трудностям при изучении экономики переходного периода. Противоположный взгляд, предложенный К. Эрроу и трактующий Трансакционные издержки как издержки по эксплуатации экономических систем, напротив, предполагает, что такие издержки существуют в любой экономической системе. Преимуществом такого подхода является то, что он позволяет исследовать сравнительную эффективность различных типов организации экономики. Поскольку экономическую систему обычно представляют как совокупность экономических отношений между субъектами, то в более широком плане трансакционные издержки часто рассматривают как издержки взаимодействия.

В трактовке Д. Норта трансакционные издержки «состоят из издержек оценки полезных свойств объекта обмена и издержек обеспечения прав и принуждения к их соблюдению». Эти издержки служат источником социальных, политических и экономических институтов.   

Наиболее радикальное  определение трансакционных издержек принадлежит, С. Чангу: "В самом широком смысле слова "трансакционные издержки" состоят из тех издержек, существование которых невозможно себе представить в экономике Робинзона Крузо". Поскольку процесс производства и от Робинзона Крузо требует известных затрат, то, значит, в экономике с двумя и более участниками трансакционными издержками следует считать все затраты сверх и помимо собственных издержек производства. Итак, чем сильнее в экономике интенсивность обмена, тем выше при прочих равных условиях уровень трансакционных издержек .

Очевидно, что трактовок  трансакционных издержек множество, таким образом, трансакционные издержки можно было бы определить как издержки экономического взаимодействия, в каких бы формах оно ни протекало: трансакционные издержки охватывают издержки принятия решений, выработки планов и организации предстоящей деятельности, ведения переговоров о ее содержании и условиях, когда в деловые отношения вступают двое или более участников; издержки по изменению планов, пересмотру условий сделки и разрешению спорных вопросов, когда это диктуется изменившимися обстоятельствами; издержки обеспечения того, чтобы участники соблюдали достигнутые договоренности и.т.д. 

 

1.3.Типология трансакционных издержек.

В экономической литературе существует множество классификаций  и типологий трансакционных издержек. Наиболее распространенной является следующая типология, включающая пять типов трансакционных издержек:

1. Издержки поиска информации. Перед тем, как будет совершена  сделка или заключен контракт, нужно располагать информацией  о том, где можно найти потенциальных  покупателей и продавцов соответствующих  товаров и факторов производства, каковы сложившиеся на данный  момент цены. Издержки такого  рода складываются из затрат  времени и ресурсов, необходимых  для ведения поиска, а также  из потерь, связанных с неполнотой  и несовершенством приобретаемой  информации.

2. Издержки ведения переговоров.  Рынок требует отвлечения значительных  средств на проведение переговоров  об условиях обмена, на заключение  и оформление контрактов. Основной  инструмент экономии такого рода  затрат - стандартные (типовые) договоры.

3. Издержки измерения.  Любой продукт или услуга-это  комплекс характеристик. В акте  обмена неизбежно учитываются  лишь некоторые из них, причем  точность их оценки (измерения)  бывает чрезвычайно приблизительной.  Иногда интересующие качества  товара вообще неизмеримы и  для их оценки приходится пользоваться  суррогатами (например, судить о  вкусе яблок по их цвету). Сюда  относятся затраты на соответствующую измерительную технику, на проведение собственно измерения, на осуществление мер, имеющих целью обезопасить стороны от ошибок измерения и, наконец, потери от этих ошибок. Издержки измерения растут с повышением требований к точности.

Громадная экономия издержек измерения была достигнута человечеством  в результате изобретения стандартов мер и весов. Кроме того, целью  экономии этих издержек обусловлены  такие формы деловой практики, как гарантийный ремонт, фирменные  ярлыки, приобретение партий товаров  по образцам и т. д.

4. Издержки спецификации  и защиты прав собственности.  В эту категорию входят расходы  на содержание судов, арбитража,  государственных органов, затраты  времени и ресурсов6 необходимых для восстановления нарушенных прав, а также потери от плохой их спецификации и ненадежной защиты. Некоторые авторы (Д. Норт) добавляют сюда же затраты на поддержание в обществе консенсусной идеологии, поскольку воспитание членов общества в духе соблюдения общепринятых неписаных правил и этических норм является гораздо более экономным способом защиты прав собственности, чем формализованный юридический контроль.

5. Издержки оппортунистического  поведения. Это самый скрытый  и, с точки зрения экономической  теории, самый интересный элемент  трансакционных издержек.

Различают две основных формы  оппортунистического поведения. Первая носит название морального риска. Моральный  риск возникает тогда, когда в  договоре одна сторона полагается на другую, а получение действительной информации о ее поведении требует больших издержек или вообще невозможно. Самая распространенная разновидность оппортунистического поведения такого рода - отлынивание, когда агент работает с меньшей отдачей, чем от него требуется по договору.

Особенно удобная почва  для отлынивания создается в  условиях совместного труда целой группой. Например, как выделить личный вклад каждого работника в совокупный итог деятельности команды завода или правительственного учреждения? Приходится использовать суррогатные измерения и, скажем, судить о производительности многих работников не по результату, а по затратам (вроде продолжительности труда), но и эти показатели сплошь и рядом оказываются неточными.

Если личный вклад каждого  агента в общий результат измеряется с большими ошибками, то его вознаграждение будет слабо связано с действительной эффективностью его труда. Отсюда отрицательные  стимулы, подталкивающие к отлыниванию.

В частных фирмах, и в  правительственных учреждениях  создаются специальные сложные  и дорогостоящие структуры, в  задачи которых входят контроль за поведением агентов, обнаружение случаев оппортунизма, наложение наказаний и т. д. Сокращение издержек оппортунистического поведения - главная функция значительной части управленческого аппарата различных организаций.

Вторая форма оппортунистического  поведения - вымогательство.  Возможности для него появляются тогда, когда несколько производственных факторов длительное время работают в тесной кооперации и настолько притираются друг к другу, что каждый становится незаменимым, уникальным для остальных членов группы. Это значит, что если какой-то фактор решит покинуть группу, то остальные участники кооперации не смогут найти ему эквивалентной замены на рынке и понесут невосполнимые потери. Поэтому у собственников уникальных (по отношению к данной группе участников) ресурсов возникает возможность для шантажа в форме угрозы выхода из группы. Даже когда вымогательство остается только возможностью, оно всегда оказывается сопряжено с реальными потерями (Самая радикальная форма защиты от вымогательства - превращение взаимозависимых (интерспецифических) ресурсов в совместно владеемое имущество, интеграция собственности в виде единого для всех членов команды пучка правомочий).

Информация о работе Трансакционные издержки в России