Трансакционные издержки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 20:24, реферат

Описание работы

До появления понятия трансакционные издержки в традиционной
экономической теории было предположение о том, что любые взаимодействия
между экономическими агентами совершаются гладко и мгновенно - без
малейших трений, потерь и затрат. Но чтобы сделка могла состояться,
необходимо собрать информацию о ценах и качестве товаров и услуг,
договориться об ее условиях, проконтролировать добросовестность ее
выполнения партнером, а если она все-таки расстроилась по его вине, то и
в этом случае, чтобы добиться компенсации, бывает необходимо приложить
немало усилий. Поэтому совершение сделок может требовать значительных
затрат и сопровождаться серьезными потерями. Эти издержки и получили
название "трансакционных". Они выступают главным фактором, определяющим
структуру и динамику различных социальных институтов.

Содержание работы

Введение………………………………………………………….стр.3-4
Понятие и виды трансакций…………………………………….стр.5
Трансакционные издержки и их виды………………………….стр.6-8
Внешние эффекты. Теорема Коуза……………………………..стр. 9-10
Заключение………………………………………………………стр.11-12
Литература……………………………………………………….стр.13

Файлы: 1 файл

микроэкономика - реферат.doc

— 93.50 Кб (Скачать файл)

ФГБОУ ВПО «СГУ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

На тему: «Трансакционные  издержки»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                  Выполнила

Студентка СГУ  1 курса гр. Д

Шадрина Марина

Проверила: Коновалова И.А

 

 

Ставрополь 2012

Содержание:

  • Введение………………………………………………………….стр.3-4
  • Понятие и виды трансакций…………………………………….стр.5
  • Трансакционные издержки и их виды………………………….стр.6-8
  • Внешние эффекты. Теорема Коуза……………………………..стр. 9-10 
  • Заключение………………………………………………………стр.11-12
  • Литература……………………………………………………….стр.13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

    До появления понятия трансакционные издержки в традиционной 
экономической теории было предположение о том, что любые взаимодействия 
между экономическими агентами совершаются гладко и мгновенно - без 
малейших трений, потерь и затрат. Но чтобы сделка могла состояться, 
необходимо собрать информацию о ценах и качестве товаров и услуг, 
договориться об ее условиях, проконтролировать добросовестность ее 
выполнения партнером, а если она все-таки расстроилась по его вине, то и 
в этом случае, чтобы добиться компенсации, бывает необходимо приложить 
немало усилий. Поэтому совершение сделок может требовать значительных 
затрат и сопровождаться серьезными потерями. Эти издержки и получили 
название "трансакционных". Они выступают главным фактором, определяющим 
структуру и динамику различных социальных институтов.  
   Введение в экономический анализ понятия трансакционных издержек явилось 
крупным теоретическим достижением. Признание "небесплатности" самого 
процесса взаимодействия между людьми позволило совершенно по-новому 
осветить природу экономической реальности: "Без понятия трансакционных 
издержек, которое по большей части отсутствует в современной 
экономической теории, невозможно понять, как работает экономическая 
система, продуктивно проанализировать целый ряд возникающих в ней 
проблем, а также получить основу для выработки политических 
рекомендаций".  
    Трансакционные издержки можно было бы определить как издержки 
экономического взаимодействия, в каких бы формах оно ни протекало. 
Трансакционные издержки охватывают издержки принятия решений, выработки 
планов и организации предстоящей деятельности, ведения переговоров о ее 
содержании и условиях, когда в деловые отношения вступают двое или более 
участников; издержки по изменению планов, пересмотру условий сделки и 
разрешению спорных вопросов, когда это диктуется изменившимися 
обстоятельствами; издержки обеспечения того, чтобы участники соблюдали 
достигнутые договоренности. Трансакционные издержки включают также любые 
потери, возникающие вследствие неэффективности совместных решений, 
планов, заключаемых договоров и созданных структур; неэффективных 
реакций на изменившиеся условия; неэффективной защиты соглашений. Одним 
словом, они включают все, что так или иначе отражается на сравнительной 
работоспособности различных способов распределения ресурсов и 
организации производственной деятельности.  
    Одна из важнейших особенностей трансакционных издержек состоит в том, 
что они допускают значительную экономию на масштабах деятельности. 
Постоянные компоненты есть во всех видах трансакционных издержек, 
поэтому, когда информация собрана, ею может пользоваться любое 
количество продавцов и покупателей, следовательно, стоимость разработки 
законодательства или административных процедур, которые тоже являются 
трансакционными издержками, мало зависит от того, какое число лиц 
подпадает под действие. 

    Выделение целого нового класса издержек позволило поставить вопрос о 
реакции экономических агентов на их присутствие. Так как трансакционные 
издержки ограничивают возможности взаимовыгодного сотрудничества, 
экономические агенты оказываются заинтересованы в их сокращении и будут 
готовы предпринимать необходимые для этого меры. 

3

 
       Роль трансакционных издержек в экономическом мире нередко сравнивается с 
ролью трения в мире физическом: "Подобно тому, как трение мешает 
движению физических объектов, распыляя энергию в форме тепла, так и 
трансакционные издержки препятствуют перемещению ресурсов к 
пользователям, для которых они представляют наибольшую ценность, 
"распыляя" полезность этих ресурсов по ходу экономического процесса. 
Подобно тому, как каждому известному физическому объекту придается такая 
форма, которая способствует либо минимизации трения, либо получению за 
счет него какого-либо полезного эффекта (колесо, например, служит и 
тому, и другому), так фактически и любой известный нам институт 
возникает как реакция на присутствие трансакционных издержек и для того, 
по-видимому, чтобы минимизировать их воздействие, увеличив тем самым 
выгоды от обмена. Поэтому экономист, игнорирующий существование 
трансакционных издержек, будет сталкиваться с такими же трудностями при 
объяснении экономического поведения, с какими сталкивался бы физик, 
игнорирующий факт трения при описании движения физических объектов".  
    Различные институты обладают неодинаковой эффективностью с точки зрения 
экономии трансакционных издержек. Одни справляются с этой задачей лучше, 
другие - хуже. И это объясняет эволюцию организационных структур. Те, 
что требуют слишком высоких издержек, отмирают, те, что оказываются 
более экономичными, выживают и получают распространение. Экономия 
трансакционных издержек выступает как своего рода "мотор" 
институциональной эволюции. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

Понятие и виды трансакций

 

    Понятие трансакции было впервые введено в научный оборот Дж. Коммонсом.

Трансакция – это не обмен  товарами, а отчуждение и присвоение прав собственности и свобод созданных обществом. Такое определение имеет смысл (Коммонс) в силу того, что  институты обеспечивают распространение воли отдельного человека за пределы области, в рамках которой он  может влиять на окружающую среду непосредственно своими действиями , т. е. за рамки физического контроля, и следовательно, оказываются транс-акциями в отличии от индивидуального поведения как такового или обмена товарами.

  

       Коммонс различал три основных вида трансакций:

 

  • Трансакция сделки – служит для осуществления фактического отчуждения и присвоения прав собственности и свобод и при ее осуществлении необходимо обоюдное согласие сторон, основанное на экономическом интересе каждой из них.

В трансакции сделки соблюдается условие  симметричности отношений между  контрагентами. Отличительным признаком  трансакции сделки, по мнению Коммонса, является не производство, а передача товара из рук в руки.

 

  • Трансакция управления – в ней ключевым является отношение управления подчинения, которое предполагает такое взаимодействие между людьми, когда право принимать решения принадлежит только одной стороне. В трансакции управления поведение явно асимметрично, что является следствием асимметричности положения сторон и соответственно асимметричности правовых отношений.
  • Трансакция рационирования – при ней сохраняется асимметричность  правового положения сторон, но место управляющей стороны занимает коллективный орган, выполняющий функцию спецификации прав. К трансакциям рационирования можно отнести: составление бюджета компании советом директоров, федерального бюджета правительством и утверждение органом представительной власти, решение арбитражного суда по поводу спора, возникающего между действующими субъектами , посредством которого распределяется богатство. В трансакции рационирования отсутствует управление. Через такую трансакцию осуществляется наделение богатством того или иного экономического агента.

Наличие трансакционных издержек делает те или иные виды трансакций более  или менее экономичными в зависимости  от обстоятельств времени и места. Поэтому одни и те же операции могут  быть опосредованы различными типами трансакций в зависимости от правил, которые они упорядочивают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

Трансакционные издержки и их виды

 

    Критика положения неоклассической  теории о том, что обмен происходит  без издержек, послужила базисом  для введения в экономический анализ нового понятия - трансакционные издержки.

   Понятие трансакционных  издержек было введено Р. Коузом  в 30-е годы в его статье  «Природа фирмы». Оно было использовано  для объяснения существования  таких противоположных рынку  иерархических структур, как фирма. Р. Коуз связывал образование этих «островков сознательности» с их относительными преимуществами в плане экономии на трансакционных издержках. Специфику функционирования фирмы он усматривал в подавлении ценового механизма и замене его системой внутреннего административного контроля.

    В рамках современной  экономической теории трансакционные  издержки получили множество  трактовок, иногда диаметрально  противоположных.

Так К. Эрроу определяет трансакционные издержки как издержки эксплуатации экономической системы. Эрроу сравнивал действие трансакционных издержек в экономике с действием трения в физике. На основании подобных предположений делаются выводы о том, что чем ближе экономика к модели общего равновесия Вальраса, тем ниже в ней уровень трансакционных издержек, и наоборот.

    В трактовке Д. Норта  Трансакционные издержки «состоят  из издержек оценки полезных  свойств объекта обмена и издержек  обеспечения прав и принуждения  к их соблюдению». Эти издержки  служат источником социальных, политических  и экономических институтов.

В теориях некоторых экономистов  трансакционные издержки существуют не только в рыночной экономике (Коуз, Эрроу, Норт), но и в альтернативных способах экономической организации  и в частности в плановой экономике (С. Чанг, А. Алчиан, Демсец). Так согласно Чангу максимальные трансакционные издержки наблюдаются в плановой экономике, что, в конечном счете, определяет ее неэффективность.

   

         Для осуществления сделки от агента может требоваться совершение 
множества самых различных операций. Каждая из них может обходиться ему 
весьма недешево и сопровождаться ошибками и потерями. Отсюда - 
многообразие видов трансакционных издержек. Рассмотрим некоторые виды 
трансакционных издержек: 

    Издержки поиска информации. Перед тем, как будет совершена сделка, 
нужно располагать информацией о том, где можно найти потенциальных 
покупателей или продавцов потребительских благ или производственных 
факторов и каковы сложившиеся на данный момент цены. Издержки такого 
рода складываются из затрат времени и ресурсов, необходимых для ведения 
поиска, а также из потерь, связанных с неполнотой и несовершенством 
получаемой информации.  
   Поиск может вестись на обеих сторонах рынка - как продавцами, так и 
покупателями. Например, на рынке труда работодатели дают объявления об 
имеющихся вакансиях, посылают заявки в службы занятости, производят 
тестирование и отбор кандидатов и т.д. В свою очередь соискатели рабочих 
мест опрашивают друзей и родственников, становятся на учет в агентства 
занятости, рассылают резюме, обзванивают или посещают заинтересовавшие 
их фирмы.

 

 

6

       На товарных рынках производители затрачивают немалые средства 
на изучение потребительского спроса, маркетинг, рекламу, а потребители - 
на изучение рекламных проспектов, посещение магазинов, стояние в 
очередях. 
  Мы также можем выделить два вида издержек поиска информации. Например, 
целью агента может являться ознакомление с как можно большим числом 
имеющихся вариантов, или как можно более углубленное изучение какого-то 
одного варианта. 
 
Издержки ведения переговоров. Рынок требует отвлечения значительных 
средств на проведение переговоров об условиях обмена, на заключение и 
оформление контрактов. Чем больше участников сделки и чем сложнее ее 
предмет, тем выше эти издержки. Потери из-за неудачно заключенных, плохо 
оформленных и ненадежно защищенных соглашений, являются мощным 
источником этих издержек.  
  

   Издержки измерения. Любой продукт или услуга - это комплекс 
характеристик. При обмене неизбежно учитываются лишь некоторые из них, 
причем точность их оценки бывает чрезвычайно приблизительной. Иногда 
интересующие качества товара вообще неизмеримы и для их оценки 
приходится пользоваться интуицией (например, судить о вкусе яблок по их 
цвету). 
   Оценка качеств товара может осуществляться на стороне как продавцов, так 
и покупателей. Во избежание нерационального дублирования желательно, 
чтобы измерение производилось однажды и чтобы его брал на себя тот, кто 
способен делать это с меньшими издержками. Целью их экономии обусловлены 
такие формы деловой практики, как гарантийный ремонт, фирменные ярлыки, 
приобретение партий товаров по образцам и т.д.  
 
Издержки спецификации и защиты прав собственности. В эту категорию 
входят расходы на содержание судов, арбитража, государственных органов, 
затраты времени и ресурсов, необходимых для восстановления нарушенных 
прав, а также потери от плохой их спецификации и ненадежной защиты. 
Любое нарушение требуется сначала зафиксировать, затем оценить его 
тяжесть, обеспечить поимку или явку нарушителя, наложить наказание. Все 
это обходится далеко не бесплатно.  

 Издержки оппортунистического поведения. Термин "оппортунистическое 
поведение" был введен О.Уильямсоном. Так называется недобросовестное 
поведение, нарушающее условия сделки или нацеленное на получение 
односторонних выгод в ущерб партнеру. Под эту рубрику попадают различные 
случаи лжи, обмана, бездельничанья на работе и т.д. Издержки этого типа 
связаны с трудностями точной оценки постконтрактного поведения другого 
участника сделки.  
 
Издержки "политизации". Этим общим термином можно обозначить 
издержки, сопровождающие принятие решений внутри организаций. Если 
участники наделены равными правами, то решения принимаются на 
коллективной основе, путем голосования. Если они располагаются на разных 
ступенях иерархической лестницы, то вышестоящие в одностороннем порядке 
принимают решения, которые обязательны к выполнению для нижестоящих.

7

       Но и при коллективном, и при централизованном принятии решений минимальная 
гарантия эффективности отсутствует. Большинство избирателей страны, 
большинство акционеров корпорации, большинство членов кооператива могут 
высказаться за решение, наносящее явный ущерб меньшинству. Руководитель 
может принять решение, крайне невыгодное для подчиненных, которых оно 
касается, без всякого согласования с ними. Процедуры коллективного и 
централизованного принятия решений тесно переплетаются, так что их 
бывает нелегко отнести к какой-то одной категории. Очень часто орган 
централизованного управления сам формируется на коллективной основе. 
Поэтому, скажем, решение Совета директоров можно охарактеризовать как 
коллективное по отношению к его членам, но как централизованное по 
отношению к менеджерам и служащим корпорации. Однако в теоретическом 
анализе эти два аспекта можно разграничить.  
 
   Издержки коллективного принятия решений. Эти издержки характерны для 
организаций, которые находятся в совместной собственности и в управлении 
которыми используются принципы прямой или представительной демократии - 
законодательные органы, клубы, кооперативы, партнерства и т.д. Они 
складываются из нескольких элементов. Во-первых, как известно из 
экономической теории, принятие решений большинством голосов не 
обеспечивает оптимальных результатов (знаменитая теорема о медианном 
избирателе). Во-вторых, сам процесс выработки совместных решений может 
поглощать много времени, усилий и средств. Эти издержки тем больше, чем 
многочисленнее и неоднороднее состав участников, то есть чем сильнее 
расхождение их интересов.

Информация о работе Трансакционные издержки