Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 14:13, курсовая работа
Последние два века капиталистическая экономика развивалась в основном за счет интенсивного использования факторов производства. Главной задачей переходного периода для России является интенсивный экономический рост, при котором снижение издержек играет немаловажную роль. Одним из основных показателей эффективности предприятия является прибыль. Основными путями роста прибыли является увеличение объема производства, цены реализации, снижение издержек производства. Но и первый, и второй пути сдерживаются рынком. Поэтому наиболее реальным должен стать фактор, предусматривающий минимизацию издержек. Для приведения в действие всех факторов снижения издержек производства необходимо исследовать природу издержек, проанализировать структуру издержек, выявить имеющиеся резервы снижения затрат.
Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1. Основные положения концепции трансакционных издержек…….4
Теория трансакционных издержек. Теорема Коуза……………………...4
Понятие трансакции и трансакционных издержек……………………..10
Глава 2. Характеристика трансакционных издержек………………………14
2.1 Типология трансакционных издержек…………………………………..14
2.2. Влияние трансакционных издержек на экономическую систему общества……………………………………………………………………….19
Заключение…………………………………………………………………….23
Список литературы……………………………………………………………24
2.2. Влияние трансакционных издержек на экономическую систему общества
Экономические потери общества от существования административных барьеров ведения хозяйственной деятельности, введенных нормативными актами органов государственного (федерального и регионального) и муниципального управления, складываются из двух составных частей:
Косвенные потери общества лишь частично сказываются на благосостоянии населения, выражаясь в сокращении налогов, из которых финансируется заработная плата работников бюджетной сферы, а также в сокращении заработной платы работников, занятых в недостаточно эффективно работающих организациях. Одновременно косвенные потери, как отмечалось, могут отразиться и в повышении цен, поскольку предприниматели в условиях нынешнего российского рынка могут повышать цены, не рискуя сразу столкнуться со спросовыми ограничениями вследствие невысокого уровня конкуренции на большинстве отечественных рынков.
Непосредственным основанием для возникновения прямых потерь для населения от роста розничных цен служат официальные и теневые выплаты, которые вынуждены осуществлять хозяйствующие субъекты для формального выполнения правил, устанавливающих административные барьеры хозяйствования. [2, С.80]
Эти выплаты по своей экономической природе представляют разновидность трансакционных издержек.
Трансакционные издержки, как известно, представляют собой затраты ресурсов на фиксацию, изменение и защиту прав собственности на различные факторы (ресурсы) экономической деятельности. Это не плата за сами ресурсы, а плата за право пользования ими. Тем самым, различные помехи и барьеры на пути получения прав пользования и порождают трансакционные издержки.
Поскольку наилучшие стимулы к эффективному использованию ресурсов создаются в условиях четко определенных и надежно защищенных прав собственности, те затраты ресурсов общества, которые осуществляются для спецификации и защиты подобных прав, представляют собой необходимую часть общих трансакционных издержек; очевидно, они имеют производительный, общественно полезный характер. Те же трансакционные издержки, которые приходится нести экономическим агентам для обеспечения соответствия своей деятельности вводимым государством правилам, которые не способствуют росту общественного богатства, - именно такие правила и представляют собой административные барьеры, - являются непроизводительными, приводящими к упомянутым выше потерям в благосостоянии общества.
Непроизводительные трансакционные издержки, с которыми сталкиваются отечественные предприниматели, можно сгруппировать следующим образом:
Особый вид трансакционных издержек ведения хозяйственной деятельности представляет собой явление, получившее в экономико-правовой литературе название «вымогательство ренты». Речь идет о создании властями различных угроз (в форме «информационных утечек») ухудшения условий хозяйствования, в ответ на которые предприниматели, как правило, развивают активную лоббирующую деятельность, дабы не допустить воплощению угрозы в реальность. Выплачиваемые при этом суммы тем значительнее, чем большую угрозу бизнесу несет намечаемое изменение правил.
В целом размер трансакционных издержек, связанных с оплатой услуг представителей органов государственной власти, варьирует от «скромных» подарков (стоимость которых ныне может измеряться одной или несколькими сотнями долларов) до 10% размера выделенной субсидии или стоимости обеспеченного контракта. [1]
К трансакционным издержкам
относятся также налоги. Это классический
тип трансакционных издержек для любого
хозяйствующего агента. В обмен на уплату
налогов мы получаем от государства трансакционные
блага. Это, прежде всего, денежная система.
Деньги – основной и колоссальный элемент
экономии на издержках измерения. А их
может выпускать только государство (если
каждый начнет печатать свои деньги, сложится
ситуация, практически равная тому, что
денег нет).
Далее это система мер и весов, системы
различных стандартов, также снижающих
наши измерительные издержки. Кроме того,
государство предоставляет нам гарантии
личной безопасности; а также гарантии
наших прав собственности. Так, за вашей
официально зарегистрированной собственностью
или за контрактом, который вы подписали
с ними и зарегистрировали у государственного
нотариуса, стоит сила государства, а,
точнее, угроза применить насилие по отношению
к тому, кто осмелится покуситься на вашу
собственность или сорвать контрактные
обязательства. Гарантии обеспечиваются
наличием законов, суда, некой вооруженной
силы. Наконец, в наименьшей степени мы
пользуемся за счет нашей налоговой системы
фоновой информацией. Бесплатно предоставляется
государством только правовая информация.
Помимо этого, государство собирает налоги,
чтобы оплачивать социальные издержки
на образование, здравоохранение и культуру
(содержание больниц, школ, библиотек и
пр.). За все эти товары мы склонны недоплачивать,
в силу чего государство или общество
(на уровне муниципалитетов и пр.) должно
брать эти расходы на себя.
Таким образом, исчезни государство,
все издержки, которые мы сейчас платим
в виде налога, увеличились бы, но направление
их резко изменилось бы: трансакционная их часть значительно
возросла бы, а социальная серьезно уменьшилась
бы. Трансакционная часть при отсутствии
государства возросла бы потому, что государство
может экономить на принуждении, на издержках
на измерение и др.. А почему уменьшилась
бы социальная часть? Дело в том, что мы
хотели бы, чтобы другие тратились больше
нас на такие блага, как образование, культура,
здравоохранение, т.е. на социально-культурную
сферу.
Итак, с макроэкономической точки зрения
государства, налоги четко делятся на
те, которые обеспечивают трансакционные
блага, и на те, которые обеспечивают социальные
блага.
Заключение
Задачей теории трансакционных издержек является объяснение проблем эффективности тех или иных экономических операций в определённых институциональных рамках, то есть способность различных организационных форм в результативном планировании и осуществлении экономических целей. В основе данной теории находится предположение, что любое действие в экономическом контексте в первую очередь связано с затратами.
В настоящее время трансакционные издержки понимаются подавляющим большинством ученых интегрально, как издержки функционирования системы. Трансакционные издержки — это издержки, возникающие, когда индивиды обменивают свои права собственности в условиях неполной информации либо подтверждают их в тех же условиях.
В экономической литературе существует множество классификаций и типологий трансакционных издержек. Наиболее распространенной является следующая типология, включающая пять типов трансакционных издержек: издержки поиска информации, издержки ведения переговоров и заключения контрактов, издержки измерения, издержки спецификации и защиты прав собственности, издержки оппортунистического поведения.
Трансакционные издержки можно было бы определить как издержки экономического взаимодействия, в каких бы формах оно ни протекало. Трансакционные издержки включают любые потери, возникающие вследствие неэффективности совместных решений, планов, заключаемых договоров и созданных структур; неэффективных реакций на изменившиеся условия; неэффективной защиты соглашений. Одним словом, они включают все, что так или иначе отражается на сравнительной работоспособности различных способов распределения ресурсов и организации производственной деятельности.
Список литературы
1. Белкин Л.М. Исследование взаимосвязи количественных показателей коррупции и теневой экономики для оценки эффективности государственного управления процессами детенизации // СПС Консультант-плюс.
2. Курс микроэкономики. Нуреев Р.М. 2-е изд., изм. - М.: Норма. - 2005. - 576 с.
3. Коуз Р. Природа фирмы. Фирма, рынок и право. / Ред. В.М. Гальперин - М.: Дело. - 1993. – 154 с.
4. Кузьмин Е. А. Теоретическое и эмпирическое исследование трансакционных издержек в экономике: трансакциоемкость экономики России // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Экономика. Управление. Право. - №1. - 2013. – С. 29 - 37 .
5. Менар К. Экономика организаций. - М.:1996. – 201 с.
6. Милгром П., Робертс Дж. Экономика, организация и менеджмент / Пер. с англ. И.В. Розмаинского. - СПб.: Экономическая школа. - 1999. – 472 с.
7. Набока А.А., Рысьмятов А.З. Следева Е.А. Теоретические и методологические основы трансакций и трансакционных издержек // КубГАУ. - №36(2). – 2008. – С. 10 – 15.
8. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. - М.:1997. – 180 с.
9. Олейник А.Н. Институциональная экономика: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М. - 2002. - 416 с.
10. Степанова Т. Е. Трансакционные институты: содержание и роль в развитии мировой экономики // Экономические науки . – 2010. – № 12. – С. 397-404.
11. Уильямсон О.И. Экономические институты капитализма. Фирмы, рынки, «отношенческая» контрактация. - СПб.: Лениздат. – 1996. – 167 с.