Трансформационная экономика и её особенности в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 20:04, курсовая работа

Описание работы

Трансформационная (переходная) экономика представляет собой особое состояние экономической системы, когда она функционирует в период перехода общества от одной сложившейся исторической системы к другой. Трансформационный период — это период времени, в течение которого общество осуществляет коренные экономические, политические и социальные преобразования, а экономика страны переходит в новое, качественно иное состояние в связи с кардинальными реформами экономической системы

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Сущность, необходимость и основные черты трансформационной экономики…………………………………………………………………….……5
2.Основные направления трансформационных преобразований в современных условиях…………………………………………………………..10
3.Роль государства в трансформационной экономике………………………...15
4.Особенности белорусской модели экономического развития……………...18
Заключение…………………………………………………………………….....23
Список использованных источников…………………………………………...25

Файлы: 1 файл

Курсовая работа отредактированная.docx

— 57.09 Кб (Скачать файл)

- ограничение прямой хозяйственной  деятельности;

- усиление регулирующей  функции в социальной сфере.

4. Макроэкономическая стабилизация:

- новая фискальная политика,

- изменение денежно-кредитной  системы,

- законодательная реформа;

- институциональная реформа;

- социальные гарантии.

Содержание пакетов предлагаемых реформ и преследуемые при этом цели, по мнению разработчиков, коротко сводятся к следующему:

Первый пакет мер —  меры по либерализации экономики  связаны с переходом к конкурентным рыночным отношениям и соответствующей  реформой цен. На первых порах введение свободных цен приводит к бесконтрольному  расширению рынков товаров и услуг, что, в свою очередь, требует демонополизации  торговли и транспорта.

Второй пакет мер предполагает реформу и структурную перестройку  производства и предприятий. Первый шаг в этом направлении заключается  в четкой формулировке прав государственной  собственности и разделении функций  государства как органа в целом. Важное место занимает осуществление  программ приватизации. Оформление гарантированных  прав частной собственности и  облегчение процессов создания новых  частных предприятий имеют критически важное значение. Реформу производства невозможно провести без ликвидации крупных монополий, перемещения  или увольнения излишков рабочей  силы, прекращения убыточного производства, перепрофилирования и ликвидации предприятий.

Третий пакет мер требует  переосмысления роли государства в  экономике: оно должно отказаться от прямой собственности и контроля над производством и заменить их косвенным регулированием, которое  бы поощряло экономическую адаптацию  и частную экономическую деятельность. Другая важная задача государства —  реформировать систему социального  обеспечения и создать гибкую систему социальной поддержки, позволяющую  смягчить последствия безработицы, которая будет расти по мере углубления финансово-экономического кризиса. Необходимо реформировать основные правительственные  институты, включая центральный  банк и налоговые ведомства, провести корректировку статей бюджета, наладить систему контроля.

Четвертый пакет мер —  макроэкономическая стабилизация, которая  предполагает ужесточение налоговой  и кредитной политики по отношению  к предприятиям, исправление различных  диспропорций, порожденных «избытком» денежной массы (т. е. накопленной суммы  денег, которую просто не на что потратить в условиях дефицита). В результате на рынке (прежде всего, потребительском) должно наступить равновесие, а государственный бюджет достигнет сбалансированности.

Разработанная до деталей  программа вряд ли может быть с  одинаковым успехом применена в  разных странах. Специфические особенности  каждого отдельного хозяйства, безусловно, повлияют и на ход преобразований, и на достигаемые эффекты. В то же время, по мнению разработчиков этой программы, все меры должны быть взаимосвязаны, и очень важно с самого начала сформулировать долгосрочную стратегию, одновременно приступая к действиям  на многих направлениях. Некоторые  реформы возможно предпринимать  лишь на поздних этапах, когда уже  достаточно развиты рыночные механизмы.

Таким образом, в настоящее  время в теории и практике проведения трансформационных преобразований сложились два противостоящих друг другу направления – градуализм и шоковая терапия.

Градуализм - это экономическая  концепция, которая предполагает проведение медленных, последовательных реформ и  отводит государству главную  роль в формировании рынка.

«Шоковая терапия» - это  экономическая концепция, которая  считает инструментом формирования рынка и антиинфляционной политики одномоментную либерализацию цен, резкое сокращение государственных  расходов и достижение бездефицитного бюджета. Она основана на идеях монетаризма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                        3.РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ТРАНСФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ

 

 

Продуманная и последовательная государственная экономическая  политика имеет первостепенное значение при проведении трансформационных  преобразований.

Важнейшую роль в трансформационной  экономике играют такие первоочередные мероприятия, как широкомасштабная либерализация и последовательная стабилизация. Либерализация предполагает свободное ценообразование и  прекращение контроля со стороны  государства в торговле. Значимость либерализации заключается в  ее возможности преодоления двух фундаментальных недостатков централизованной экономики: искаженной системы стимулов и ограниченности информации. Либерализация  заставляет предприятия ориентироваться  на потребительский спрос и получение  прибыли в условиях конкуренции. Она способствует ценообразованию, соответствующему реальному соотношению  спроса и предложения, дающему сигнальную информацию производителю о потребности  в тех или иных товарах Либерализация  на первом этапе неизбежно ведет  к скачку цен, а инфляция мешает нормальному  функционированию экономики. Но, несмотря на все издержки, либерализация позволяет  разорвать жесткие административные связи между государством и предприятиями, сократить субсидии, создав тем самым  условия для стабилизации экономики.

Макроэкономическая стабилизация национальной экономики означает сокращение инфляции и дефицита государственного бюджета, прекращение льготного  кредитования и избыточной денежной эмиссии. Стабилизация включает преодоление  диспропорций в экономике и внешнеэкономической  сфере. При всем разнообразии способов она обычно включает в себя такие  меры, как контроль над денежной массой и ее регулирование, введение внутренней конвертируемости валют, регулирование  учетной ставки валютного курса  и другие, жесткие монетаристские методы. Однако в тех странах, где  наблюдается высокая социальная и политическая нестабильность, проведение подобной политики значительно усиливает  социальную напряженность и даже чревато социальным взрывом. В таких  условиях более результативными  являются мягкие методы финансового  регулирования.

После завершения макроэкономической стабилизации и либерализации первоочередными  проблемами становятся вопросы, связанные  с созданием рыночных институтов, бюджетно-налоговой политики.

Важнейшим направлением формирования рыночных отношений является структурная  перестройка национальной экономики, означающая переоснащение отраслей и производств новой современной  техникой, ликвидацию устаревших производств  и их переориентирование на выпуск современной наукоемкой продукции, пользующейся спросом, как на отечественном, так и на международных рынках.

Необходимость структурной  перестройки обычно обусловлена: значительным несоответствием структуры производства структуре потребления, проявляющегося в производстве не находящей спроса продукции; недостаточной ориентацией  на производство товаров и услуг, предназначенных для удовлетворения внутренних потребностей экономики  и населения; низкой конкурентоспособностью продукции на мировом рынке.

Одно из основных направлений  переходного периода — интеграция национальной экономики в мировое  хозяйство. Ключевая проблема на этом направлении — перестройка внешней  торговли в соответствии с требованиями рыночной экономики.

Формирование рыночной экономики  требует решения ряда других задач. К ним относятся:

  • ограничение прямого вмешательства государства в экономику. Должен произойти отказ государства от большинства функций, выполняемых им в командной экономике, то есть регулирование всего и вся. Главной задачей государства должна стать защита формирующейся рыночной экономики, сохранение стабильности в работе народного хозяйства;
  • демонополизация экономики — ликвидация преобладания на рынке отдельных товаров одного либо небольшого числа производителей;

введение института частной  собственности, гарантированной законом, в том числе в сельском хозяйстве;

  • обуздание инфляции, неизбежной после проведения либерализации цен. Переход подавленной инфляции, характерной для командно-административной системы, проявляющейся в "вымывании " товаров с прилавков и росте цен на "черном рынке", в открытую инфляцию, требует проведения жесткой антиинфляционной политики;
  • развитие рынка товаров и услуг производственного и непроизводственного назначения; финансового рынка, создание регулируемого рынка труда;
  • формирование рыночной инфраструктуры, включая фондовую, валютную, товарные биржи и др.;
  • финансово-экономическая стабилизация посредством проведения жесткой денежно-кредитной политики с целью ограничения инфляции;
  • преодоление в экономическом мышлении у значительной части населения проявлений патернализма (государство должно все обеспечить) и эгалитаризма (уравнительности в распределении).

Таким образом, государство  играет первостепенную роль в трансформационной  экономике. Оно регулирует процессы перераспределения ресурсов и производство общественных благ, старается стабилизировать  экономическое развитие, сглаживает взлеты и падения деловой активности, сдерживает инфляцию и безработицу, поддерживает экономический рост.

                               4.ОСОБЕННОСТИ БЕЛОРУССКОЙ МОДЕЛИ     ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

 

 

 

В отличие от большинства  республик, выбравших «шоковый»  вариант перехода к рыночной системе  хозяйствования в соответствии с  рекомендациями МВФ, Беларусь предпочла  эволюционный путь рыночных преобразований. Государство отказалось от масштабной приватизации государственных предприятий, сохранив над ними административный контроль. Так, доля продукции частных  предприятий (иностранные, совместные, общества с ограниченной ответственностью, частные) в общем объеме ВВП колеблется от 15% до 25%, при этом число работающих на этих предприятиях составляет менее 10% [3].

После первоначального переходного  периода, характеризующегося резким падением валового внутреннего продукта, страна переживала устойчивый экономический  рост, сохраняя при этом некоторые  характеристики плановой экономики. Успехам  развития благоприятствовали существенные субсидии, извлекаемые из льготных цен на энергоносители (нефть и  газ) и торговые льготы, предоставленные  Россией.

В свете нового соглашения по ценам на энергоносители, инициированного  Россией, некоторые из этих преимуществ  будут постепенно исчезать. Таким  образом, к 2011 году цены на энергоносители, оплачиваемые белорусскими импортерами, достигнут уровня мировых цен. В  то же время международный экономический  кризис наносит тяжелый ущерб  экспорту и росту ВВП в Беларуси.

На протяжении последнего десятилетия Беларусь переживала беспрецедентный  период роста. Нарастающим препятствием для устойчивости данного роста  является глобальный финансовый и экономический  кризис 2008-2009 года и относительный  рост цен на энергоносители вследствие постепенного прекращения субсидирования и постепенного достижения ими уровня мировых рыночных цен. Притоки ПИИ  были традиционно очень низкими, поскольку им не благоприятствовали частые изменения общей политики и изменчивая политика по отношению  к развитию частного сектора.

В годы, непосредственно  следующие за провозглашением независимости, экономика Беларуси переживала спад, и инфляция была неконтролируемой. Через пять лет после провозглашения независимости ВВП на душу населения  уменьшился до одной третьей от его  уровня 1991 года. После выборов в 1994 году правительство взяло курс на формирование социально ориентированной  рыночной экономики, начало следовать  новой стратегии роста и приняло  политику кредитной экспансии в  сочетании со строгим контролем  заработной платы, цен и производства продукции. Оно также благоприятствовало широкой государственной поддержке  промышленности и сельского хозяйства, что часто включало в себя вмешательства в решения о выделении кредитов центрального банка.

Изначально стратегия  роста имела положительные эффекты. Она стимулировала занятость  и внутреннее потребление и, до некоторой  степени, смягчила эффекты распада  Советского Союза. Экономика начала расти, и ВВП на душу населения  вернулся к уровням, предшествующим провозглашению независимости. Однако эта стратегия оказалась неустойчивой. Инфляция, которая резко уменьшилась  с 2000% в 1994 году до 53% в 1996 году, начала расти  снова, превысив 200% в 1999 году (рисунок 4.1).В 2000 году правительство начало восстановление макроэкономического порядка и  взяло инфляцию под контроль путем  ужесточения денежно-кредитной политики – повышение ссудных процентов  и ограничение вмешательства  правительства в распределение  кредитных средств. Оно начало также  отходить от бартерной системы, которая  сложилась с Россией, усовершенствовало  управление центральным бюджетом (следуя международным стандартам бухгалтерского учета) и укрепило бюджет. Данный комплекс мероприятий по стимулированию и  интенсификации экономического развития в стране стимулировал рост основных показателей экономической эффективности, и как следствие, рост реальных доходов  и заработной платы населения, повышение  уровня занятости при стабильном уровне потребительских цен (таблица 4.1)

Информация о работе Трансформационная экономика и её особенности в Республике Беларусь