Транснациональные корпорации в развивающихся странах в контексте глобализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 22:31, реферат

Описание работы

Изменения, произошедшие в конце XX в. в геополитических структурах мирового сообщества, трансформация социально-политических систем, переход от постиндустриального общества к информационному1 и другие политические, социальные, экономические, культурные процессы обусловили формирование нового типа мирового сообщества глобального масштаба. С наступлением нового тысячелетия современный мир вступил в качественно новую фазу своего развития, для которой характерен набирающий темпы процесс глобализации - взаимодействия и взаимопроникновения различных наиболее устойчивых цивилизаций мирового пространства. Это процесс экономической, политической, правовой, научно-технической и информационной взаимосвязи, взаимодействия и взаимозависимости разных стран мира.

Файлы: 1 файл

Транснациональные корпорации в развивающихся странах в контексте глобализации.docx

— 44.35 Кб (Скачать файл)

Транснациональные корпорации в развивающихся странах в  контексте глобализации


Изменения, произошедшие в конце XX в. в геополитических структурах мирового сообщества, трансформация социально-политических систем, переход от постиндустриального общества к информационномуи другие политические, социальные, экономические, культурные процессы обусловили формирование нового типа мирового сообщества глобального масштаба. С наступлением нового тысячелетия современный мир вступил в качественно новую фазу своего развития, для которой характерен набирающий темпы процесс глобализации - взаимодействия и взаимопроникновения различных наиболее устойчивых цивилизаций мирового пространства. Это процесс экономической, политической, правовой, научно-технической и информационной взаимосвязи, взаимодействия и взаимозависимости разных стран мира.

Важным компонентом процесса интернационализации и одним  из основных источников глобализации является именно феномен транснационализации, в рамках которой определённая доля производства, потребления, экспорта, импорта и дохода страны зависит от решений международных центров за пределами данного государства. В качестве ведущих сил здесь выступают транснациональные

Гаджиев К. С. Введение в геополитику. - М.: Логос, 2001. С. 87.

корпорации (ТНК), которые  являются одновременно и результатом, и главными действующими лицами интернационализации[1] .

ТНК являются нетрадиционными  факторами международных отношений. Суверенным государствам приходится постепенно - сначала экономически, а затем и политически - делить власть с над- государственными институтами транснационального капитала, который стал «самостоятельным экономическим организмом со своей оригинальной структурой и внутренними целями развития»[2]. Организационную структуру ТНК представляют головные предприятия и их зарубежные филиалы. Головное предприятие контролирует зарубежные филиалы (дочерние компании) путем участия в капитале (для осуществления контроля за активами зарубежных филиалов необходимо и достаточно не менее 10% простых акций). В современной системе мирового хозяйства ТНК, благодаря активной производственной, инвестиционной, торговой деятельности, контролируют 1/2 промышленного производства в мире, 2/3 меж дународной торговли, примерно 4/5 патентов и лицензий на новую технику, технологии и ноу-хау. В настоящее время в мире насчитывается 70 тыс. транснациональных корпораций, представленных 690 тыс. зарубежных филиалов[3].

В своём историческом развитии ТНК прошли ряд этапов. Отмечены четыре поколения ТНК[4]. К первому поколению относятся так называемые «колониально-сырьевые ТНК». Их деятельность была связана с разработкой сырьевых ресурсов бывших колоний. По своей организационно -экономической форме и механизмам функционирования это были картели, синдикаты и первые тресты.ТНК второго поколения представляют собой компании тресто- вого типа, связанные с производством военно-технической продукции. Некоторые из них, созданные в период между двумя мировыми войнами,сохранили свои позиции в мировой экономике и после Второй мировой войны. ТНК третьего поколения, созданные в 60-е годы ХХ в., широко использовали в своей деятельности достижения НТР. Ускорение и проникновение научно-технического прогресса в различные сферы производства и превращение науки в непосредственную производительную силу способствовали созданию новых наукоемких, трудо- и энергосберегающих отраслей экономики; в военно-промышленном комплексе были созданы новые типы вооружения и уникальные средства их доставки. ТНК третьего поколения выступают в организационно-экономической форме концернов и конгломератов, которые в своей деятельности успешно сочетают элементы национального и зарубежного производства. Все процессы от производства до реализации товаров, менеджмента, научно-исследовательских изысканий, маркетинга подчинены единым для стран стандартам и принципам.

Глобальные ТНК четвёртого поколения были созданы в начале 80-х годов Обусловленная НТП информационно- телекоммуникационная революция ознаменовала вступление современного мира в новый этап своего развития, основу которого составляют информатизация и компьютеризация, применение программного управления, создание центров сбора, обработки и хранения информации ЭВМ, разработка и размещение космических технологических систем. Характерными чертами ТНК четвертого поколения являются раздел мировых рынков крупнейшими глобальными ТНК; создание транснациональных стратегических альянсов; применение новых информационных технологий для осуществления контроля своих филиалов; единая система финансовой отчетности; эффективная организация и использование результатов НИОКР.

С 60-х годов XX в. организационно проблемами ТНК занимаются несколько ведомств ООН, включая Комиссию по транснациональным корпорациям и Конференцию ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). Ими разработаны критерии определения ТНК: первоначально это были компании, имевшие годовой оборот свыше 100 млн долларов и филиалы не менее чем в шести странах мира. В настоящее время о международном статусе компании свидетельствуют следующие показатели: размер зарубежных активов и их доля в общем объеме активов компании, доля зарубежных продаж в общем объеме реализации продукции и доля зарубежного персонала в общей численности персонала компании. Степеньтранснационализации компаний можно охарактеризовать индек\ сом транснациональности, выраженным в следующей формуле:

1тр = (А/Ао + П/По + Ш/Ш^ ; 3, где !тр—индекс транснациональности;

Аз— зарубежные активы;

Ао — общие активы;

Пз — объем продаж товаров и услуг зарубежными филиалами;

По — общий объем продаж товаров и услуг;

Шз — зарубежный штат;

Шо — общий штат работников компании.

Систематически ЮНКТАД ранжирует ТНК, определяя уровень их транснациональности. Крупнейшие ТНК мира по величине зарубежных активов, согласно данным «Доклада об общемировых инвестициях 2005 года» ЮНКТАД, представлены в таблице1.

Крупнейшие ТНК мира

Компания

Ранг no объему зарубежных активов

Зарубежные активы, % от всех активов компании

Зарубежные продажи, % от общего объема продаж

Зарубежный персонал,% от всего персонала компании

Индекс транснациональности, %

Ранг по индексу транснациональности

General Electric

1

40,0

40,3

49,2

43,2

10

Vodafone Group Pic

2

92,9

83,6

78,9

85,1

1

Ford Motor Company

3

57,1

37

42,3

45,5

9

General Motors

4

34,4

27,8

35,4

32,5

14

British Petroleum Company Pic

5

79,7

82,9

83,6

82,1

2

Exxon Mobil Corporation

6

67,0

70,4

60,9

66,1

6

Royal

Dutch/Shell Group

7

67,0

64,4

84,0

71,8

5

Toyota Motor Corporation

8

49,7

58,5

33,8

47,3

8

Total

9

87,0

80,2

55,0

74,1

4

France Telecom

10

64,5

41,3

40,6

48,8

7

Suez

11

83,9

75,4

64,7

74,7

3

Electricite de France

12

36,1

31,7

31,0

32,9

13

E.On

13

45,3

35,7

42,7

41,2

11

Deutsche Telekom Ag

14

42,7

37,9

30,3

37,0

12

 

Рассчитано нами на основе данных: UNCTAD. World Investment Report 2005: Transnational Corporations and the Internationalization of R&D.(annex table A 1.9). - United Nations, New York and Geneva, 2005.

Таблица и обозначения  формулы ИТН составлены по аналогии: Владимирова И.Г. Исследование уровня транснационализации компаний//Менеджмент в России и за рубежом. 2001. № 6.


Как видно из таблицы, четыре компании представляют США, три -Великобританию, четыре - Францию, две - Германию, одна - Японию. Основной сферой деятельности их являются производство электрического и электронного оборудования, телекоммуникации, автомобильная промышленность, нефтяная промышленность, электро-, газо-, водоснабжение.

ТНК являются инструментом внешней политики сильных индустриальных держав. Современный мир представляет собой стратегические альянсы крупных ТНК. В этом контексте политические аспекты деятельности ТНК могут проявляться неоднозначно в стране базирования, в принимающей стране и в системе мирового хозяйства[5]. Позитивные и негативные политические аспекты деятельности ТНК тезисно можно представить следующим образом[6]: 1. Позитивные и негативные политические аспекты деятельности транснациональных корпораций для страны ее базирования:

а) позитивные: создание единой системы экономических и правовых норм;

экспорт организационных  технологий, ноу-хау и сложившихся  внутри структуры самой ТНК институтов в сфере организации и управления; рост доходов акционеров, квалифицированных кадров и служащих ТНК; образование эффективного мирового рынка труда и др.;

б) негативные: создание политических групп лобби ТНК, воздействующих на правительственные структуры в отстаивании своих интересов; недостаточно открытые формы финансовой отчетности ТНК и соблюдения ими законов о налогообложении страны и др.

  1. 2.Позитивные и негативные политические аспекты деятельности транснациональных корпораций для страны, её принимающей:

а) позитивные: привлечение  иностранного капитала; выявление конкурентоспособных местных компаний; выпуск конкурентоспособной на мировом рынке экспортной продукции, способствующей укреплению внешнеторговых позиций страны; рост доходов государственного бюджета через получение дополнительных налоговых поступлений; внедрение новых технологий, выпуск новых видов продукции, создание эффективных форм управления людскими ресурсами; сокращение безработицы в стране и др.;

б)  негативные: противоречия между частными интересами компаний и национальными интересами принимающих стран; угроза государственной безопасности и суверенитету принимающих стран; создание препятствий национальным компаниям и вытеснение их из перспективных отраслей национальной экономики; импорт экологически опасных и устаревших технологий; существование определенных рисков инвестиционной стратегии ТНК; вопросы стабильности национальных валют принимающих стран и др.

  1. 3.Позитивныеи негативные политические аспекты деятельности транснациональных корпораций для мирового хозяйства в целом:

а)  позитивные: активная производственная, инвестиционная и торговая деятельность ТНК; содействие экономической интеграции и создание устойчивых экономических связей между разными странами; утверждение глобализации, интернационализации мировой экономики; международное регулирование производства и распределения продукции; приобретение и разработка патентов и лицензий на новую технику, высокие технологии, ноу-хау, достижения НТР; решение проблем международной трудовой миграции; сокращение разрыва в уровнях развития центра и периферии мировой экономики и др.;

б)  негативные: увеличение загрязнения окружающей среды, нерациональное использование природных ресурсов, появление глобальных экологических проблем; доминирующее положение на международном рынке нескольких крупнейших ТНК; возможность образования центров власти, интересы которых могут не совпадать с общечеловеческими и др.

Вектором развития современной  мировой экономики является создание единого экономического пространства, где основными субъектами хозяйственных отношений выступают и страны, и ТНК, транснациональные стратегические альянсы (ТСА). В результате расширения сферы деятельности ТНК и движения капиталов происходит постепенное размывание экономических границ между отдельными государствами. Данная тенденция представляет определенную опасность для развивающихся стран, стремящихся укрепить национальную независимость и национальный суверенитет. Но вместе с тем необходимыми предпосылками жизнеспособности экономики как каждой отдельно взятой страны, так и глобальной экономики в целом, являются рыночная экономика и экономическая открытость. Успешная интеграция развивающихся стран в глобальные мирохозяйственные связи требует не только сотрудничества, но и создания «собственных эффективных и конкурентоспособных ТНК»[7]. В этом контексте Узбекистан имеет собственную модель экономического развития.

Сформированный за годы суверенитета Узбекистана независимый курс внешней политики и внешнеэкономических связей отвечает интересам, росту авторитета и положению страны в мировом сообществе. За эти годы были опубликованы указы Президента И.А.Каримова, законы Республики Узбекистан, правительственные решения, определяющие Узбекистан как субъект международного права, регламентирующие внешнеполитические и внешнеэкономические связи республики, создающие прочные правовые гарантии для активного и широкого международного сотрудничества[8].

Высокие темпы экономического роста Узбекистана невозможны без устойчивого притока иностранных инвестиций и экспортного потенциала на основе интеграции в мировую экономику - такова формула внешнеэкономической политики Узбекистана, определенная главой нашего государства. Выработка долгосрочной стратегии и сбалансированных международных торгово-экономических связей является основой привлечения иностранных инвестиций для структурных преобразований национальной экономики.

Крупнейшие инвестиционные проекты в горнодобывающей и нефтегазовой промышленности, в сельскохозяйственном машиностроении, пищевой промышленности и транспортной инфраструктуре республики осуществляются с участием иностранного капитала:

-     компаний стран Европейского Союза: «Кнауф», «Люфтганза» (оказание услуг по ремонту воздушных судов, Германия); «Нестле», «Голдтекс», «Ви- матекс» (Швейцария); «Джаминолла» (текстильная и шелковая промышленность); «Семар Интернешнл» (строительные материалы); «Манзини» (пищевая промышленность, Италия); «Оксус Майнинг» (добыча и переработка золотосодержащих руд, Великобритания); «Софрегаз» (разведка и добыча углеводородов, Франция);

-     компаний США: БРИ, «БиЭсАй Индастриз Инк.» (участие в строительстве Ходжаабадского подземного хранилища газа); «АББ Луммус Глобал» (участие в строительстве Шуртанского газохимического комплекса); «Бейкер Хьюз» (добыча нефти); «Ньюмонт Майнинг» (добыча золота); «Тексако» (производство масел); «Кейс Нью Холланд» (машиностроение, производство, лизинг и техническое обслуживание сельскохозяйственной техники);

-   компаний России: «Лукойл»(добыча и реализация природного газа, нефти); «Газпром» (геологоразведка, добыча и реализация природного газа); «Нутритек», «Вимм Билль Данн» (переработка молочной продукции и фруктовых соков);

-   компаний других стран: «Марубе- ни» (Япония); «Бурсель» (Турция), «Бей- тман» (разработка золоторудных месторождений, Израиль), «Мальтиплекс» (Австралия) и др.

Страновая диверсификация внешней торговли позволила Узбекистану значительно оптимизировать и ее отраслевую направленность. В экспорте сократился удельный вес сырьевых ресурсов и увеличился удельный вес продукции законченного цикла. В импорте сократился удельный вес продовольственных и непродовольственных потребительских товаров и резко вырос удельный вес машин и оборудования, современных технологий, необходимых для осуществления модернизации и структурной перестройки экономики[9].

Президент Республики Узбекистан И.А. Каримов в своей книге «Узбекистан: свой путь обновления и прогресса» отмечает: «Во внешних торговых, экономических, научных и культурных связях приоритет отдается:

- созданию инфраструктуры  внешнеэкономической деятельности, специализированных внешнеторговых, лизинговых, консалтинговых и страховых фирм, систем транспорта, связи и коммуникаций, отвечающих интересам и условиям развития внешних связей, открытию за рубежом своих торговых и информационных представительств»[10]. Механизм продвижения продукции отечественных производителей на рынки зарубежных стран посредством создания своих торговых домов за рубежом определяется Указом Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по стимулированию экспорта товаров (работ, услуг)» от 10 октября 1997 г. и постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан «Об утверждении Положения о порядке таможенного оформления товаров, вывозимых хозяйствующими субъектами Республики Узбекистан через торговые дома, представительства, предприятия, созданные ими в зарубежных странах» от 8 июля 2000 г.   

     Для дальнейшего совершенствования системы управления в сфере внешнеэкономических связей Кабинетом Министров Республики Узбекистан создан Комплекс внешних экономических связей, координирующий деятельность Министерства внешних экономических связей, инвестиций и торговли (МВЭ- СИТ), НБ ВЭД РУз, Торгово-промышленной палаты РУз (ТПП РУз), Банка «Асака», ГАВК «Узмарказимпэкс», ГАК «Узвнештранс», НК ЭИС «Узбекинвест» и других министерств, ведомств, организаций республики. Исходя из международного опыта, складывающейся на мировом рынке ситуации, тенденций развития национального экспорта, Комплекс внешних экономических связей КМ РУз разрабатывает национальную эффективную экспортную стратегию. При активном содействии МВЭСИТ и ТПП РУз предприятия нашей страны создают зарубежную инфраструктуру. МВЭСИТ предоставляет предприятиям предварительную экспертизу эффективности инвестирования за пределами страны, содействует проведению маркетинговых исследований целесообразности инвестиционных проектов создания предприятия за рубежом.

К настоящему времени в  Узбекистане внешними рынками сбыта с организацией сети зарубежной инфраструктуры охвачено 27 стран мира, более 396 предприятий и представительств создано резидентами Республики Узбекистан за рубежом. Зарубежные предприятия с узбекскими инвестициями создаются в различных организационно-правовых формах, но предпочтение отдается созданию дочерних и совместных предприятий с долей узбекских учредителей в уставном фонде, составляющей 51% и более (контрольный пакет акций)[11]. Увеличение сети зарубежной инфраструктуры осуществляется путем учреждения ее субъектов материнскими компаниями, совместными предприятиями, осуществляющими хозяйственную деятельность в Узбекистане. Такие предприятия, как СП «УзДЭУавто», АК «Узплодоовощвинпром- холдинг», ГАК «O'zbekyengilsanoat», АО «Тоштукимачи», АО «Бухоротекс», СП «Со- впластитал», ведут активную экспортную стратегию для развития за рубежом собственной инфраструктуры. Основными товарными позициями являются автомобили и запасные части к ним, хлопчатобумажная пряжа и ткани, переработанная сельскохозяйственная продукция (сухофрукты и консервация), кабельно-про- водниковая продукция, строительные материалы и др.

Потенциальные возможности  структурирования национального капитала в мировые финансово-экономические структуры носят более широкий характер; имеются и другие более эффективные организационные формы присутствия на зарубежном рынке сбыта.

Таким образом, изучение генезиса ТНК, форм и масштабов их деятельности, анализ происхождения и форм транснационализации в Узбекистане, рассмотрение ожидаемых перспектив для национальной экономической системы от присутствия ТНК на национальном рынке, определение того сегмента экономики, где деятельность ТНК будет наиболее существенной, является актуальным и перспективным подходом в становлении национальной экономики в глобально функционирующем мировом производственно-хозяйственном механизме. В связи с этим исследование и выявление позитивных и негативных аспектов политического и экономического взаимодействия ТНК и государств в рамках интра- и интеррегиональных связей весьма актуально для отечественной политической науки.

Исходя из анализа позитивных и негативных результатов деятельности ТНК, необходимо выработать механизмы правового регулирования и контроля сотрудничества государства с ТНК, сочетая необходимое равенство между приоритетными национальными интересами и интересами ТНК, и в конечном итоге создать собственные эффективные и конкурентоспособные ТНК, обеспечивая национальную безопасность и стабильность в политическом, военном, экономическом, гуманитарном и правовом измерениях. 

Баженов С. Глобализация: обострение конкуренции, новые конфликты и возможности//«Компас» №52, ИТАР- ТАСС, 28.12.2000. С.4.

[2]    Мовсесян А., Огнивцев С. Транснациональный капитал и национальные госу- дарства//Мировая экономика и международные отношения. 1999. №6. С.57.

[3]    UNCTAD. World Investment Report 2005: Transnational Corporations and the Internationalization of R&D. United Nations, New York and Geneva, 2005.

[4]    Мовсесян А., Огнивцев С. Транснациональный капитал и национальные госу- дарства//Мировая экономика и международные отношения. 1999. №6. С.55.

[5]    См.: Дэниелс Джон Д., Радеба Ли X. Международный бизнес: внешняя среда и деловые операции. М.: Дело Лтд, 1994; Мовсесян А, Огнивцев С. Транснациональный капитал и национальные государства//Мировая экономика и международные отношения. 1999. №6. Шимаи М. Роль и влияние транснациональных корпораций в глобальных сдвигах в конце XX столетия//Проблемы теории и практики управления. 1999. №3. Преображенский Д., Латов Ю. Транснациональная корпорация, ТНК. «КРУ- ГОСВЕТ» ® Энциклопедия 2006. www.krugosvet.ru ; Губайдуллина Ф. Прямые иностранные инвестиции, деятельность ТНК и глобализация// Мировая экономика и международные отношения. 2003. №2.

[6]   Систематизация данных составлена нами по аналогии: Преображенский Д., Латов Ю.Транснациональная корпорация, ТНК. «КРУГОСВЕТ» ® Энциклопедия 2006. www.krugosvet.ru , таблица 7.

[7]    Мовсесян А, Огнивцев С. Транснациональный капитал и национальные госу- дарства//Мировая экономика и международные отношения. 1999. №6. С.63.

[8]   См.: Каримов И.А. Узбекистан на пороге XXI века: угрозы безопасности, условия и гарантии прогресса. - Т. 1997.

[9]    Азимов Р.С. Исходя из интересов страны//Экономический вестник Узбекистана, 2004, №3-4. С.2.

[10]  Каримов И.А. Узбекистан: свой путь обновления и прогресса. - Т. 1992. С. 36-37.

[11] Внешнеэкономическая деятельность. Перспективы развития зарубежной инфраструктуры//Экономический вестник Узбекистана, 2004, №3-4. С.45.



Информация о работе Транснациональные корпорации в развивающихся странах в контексте глобализации