Третий этап классической политической экономии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 18:42, контрольная работа

Описание работы

Тема контрольной работы ТРЕТИЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ актуальна ,так как классическая политическая экономия — одно из крупнейших направлений экономической мысли. В его рамках был разработан ряд экономических теорий и выведен ряд экономических законов. Сформулирована важнейшая трудовая теория стоимости. Классическая политическая экономия возникла тогда, когда предпринимательская деятельность вслед за сферой торговли, денежного обращения и ссудных операций распространилась так же на многие отрасли промышленности и сферу производства в целом.

Файлы: 1 файл

АОНОО ВПО ВЭПИ.docx

— 75.84 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

                                       ВВЕДЕНИЕ 

Тема контрольной работы ТРЕТИЙ ЭТАП  РАЗВИТИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ актуальна ,так как классическая политическая экономия — одно из крупнейших направлений экономической мысли. В его рамках был разработан ряд экономических теорий и выведен ряд экономических законов. Сформулирована важнейшая трудовая теория стоимости. Классическая политическая экономия возникла тогда, когда предпринимательская деятельность вслед за сферой торговли,  денежного обращения и ссудных операций распространилась так же на многие отрасли промышленности и сферу производства в целом.

Целью контрольной работы является изучение третьего этапа классической политической экономии, а так же его представителей.

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

-изучен теоретический  материал;

-дан обзор литературных  источников.

Методы исследования:

-историко-сравнительный;

-структурно-хронологический;

-исторический.

При написании контрольной работы использовались труды отечественных и зарубежных авторов.

 

 

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССИЧЕСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ

Классическая политическая экономия возникла тогда, когда предпринимательская  деятельность вслед за сферой торговли, денежного обращения и ссудных  операций распространилась также на многие отрасли промышленности и  сферу производства в целом. Поэтому  уже в мануфактурный период, который  выдвинул на первый план в экономике  капитал, занятый в сфере производства, протекционизм меркантилистов уступил  свое доминирующее положение новой  концепции – концепции экономического либерализма, базирующейся на принципах невмешательства государства в экономические процессы, неограниченной свободы конкуренции предпринимателей.

 

 
          1.1 Предмет политической экономии

В последней трети XIX в. в  рамках неоклассического направления  началось радикальное переосмысление традиционных представлений о предмете политической экономии. Она стала трактоваться как наука о рациональном поведении человека в рыночной экономике. Данная трактовка предмета, берущая свое начало от первых представителей маржинализма, повлекла за собой и изменение названия этой науки.

Во многих зарубежных странах  в качестве учебной дисциплины изучается  курс "экономикс", который претендует на роль общей экономической теории. Предмет "экономикс" - исследование проблем эффективного использования ограниченных производственных ресурсов с целью достижения максимального удовлетворения материальных потребностей людей. Поэтому любое общество для удовлетворения своих многообразных потребностей должно тем или иным образом решить три фундаментальные проблемы: что, как и для кого производить.

Обычно выделяют два больших  раздела: микроэкономику и макроэкономику. Микроэкономика имеет дело с деятельностью  отдельных хозяйствующих субъектов (потребителей, фирм, домохозяйств). Она  анализирует поведение данных субъектов  при принятии ими хозяйственных решений. Макроэкономика изучает либо экономику в целом как единую хозяйственную систему, либо ее крупные, основные подразделения, рассматриваемые в обобщенном виде, - частный сектор, домохозяйства, государственный сектор. Она исследует общие экономические показатели, такие как валовой национальный продукт, национальный доход, совокупный спрос, совокупное предложение, инвестиции, сбережения, процент, занятость, инфляция и т.д.

Важное значение для экономической теории имеет характеристика факторов общественного производства. Уже в рамках классической школы сложились два основных подхода в их трактовке. Один из них берет свое начало от А. Смита, Д. Рикардо, Ж. Б. Сэя, которые выделяли три производственных фактора: капитал, труд и землю. Впоследствии А. Маршалл впервые выделил еще и четвертый - организацию.

В курсе "экономикс" факторы производства рассматриваются как экономические ресурсы, которые подразделяются на два основных вида: материальные и людские. К материальным ресурсам относятся земля и капитал, а к людским - труд и предпринимательство.

Другой концептуальный подход к рассматриваемому вопросу связан с учением К.Маркса. Согласно ему, процесс производства - это прежде всего процесс труда, который всегда совершается внутри и посредством той или иной исторически определенной общественной формы. В самом общем виде труд представляет собой сознательную, целесообразную деятельность человека, в ходе которой он преобразует вещество природы для удовлетворения своих потребностей.

Всякий труд, независимо от его общественной формы, всегда предполагает взаимодействие трех основных элементов: самого труда (целесообразной деятельности), предметов труда и средств труда. В процессе труда человек затрачивает, расходует свою рабочую силу. Под рабочей силой понимается способность человека к труду, т.е. совокупность физических и духовных сил, которые он использует в процессе производства материальных благ. Предметы труда - это вещество природы, на которое человек воздействует в процессе труда.

Средства труда - это вещь или комплекс вещей, с помощью  которых человек воздействует на то, что дано природой, обрабатывает предметы труда. В совокупности средства труда и предметы труда образуют средства производства или вещественный фактор производства, а рабочая сила - личный фактор. Чтобы процесс производства состоялся, рабочая сила должна соединиться  со средствами производства. Это соединение осуществляется с помощью технологии и организации производства, обеспечивающих единство, слаженность функционирования всех его факторов, взаимодействие участвующих в нем людей.

Средства производства и  люди, приводящие их в действие для  производства материальных благ, составляют производительные силы общества. Последние, выражая отношение человека к  природе, образуют только одну сторону  материального производства. Другая его сторона - отношения, складывающиеся между самими людьми в процессе производства, который всегда имеет ту или иную общественную форму.

Производительные силы и  производственные отношения - две неразрывно связанные между собой стороны  общественного производства. В своей  совокупности они образуют способ производства, характеризующийся достигнутой ступенью производительных сил и специфическим типом производственных отношений.

Социально-экономические  отношения тесно связаны с  отношениями собственности. Понятийное осмысление собственности началось еще в древности. Во-первых, собственность  рассматривалась в прямой связи  с хозяйственными отношениями. Во-вторых, собственность трактовалась как  правовое отношение с присущими  ему принципами и законами. Позднее  были окончательно определены и зафиксированы  такие ее основные элементы, как "владение", "пользование" и "распоряжение".

В период зарождения капитализма  и становления политической экономии, как науки, взгляды на собственность  развивались в русле теории "естественного  права". Наиболее яркими ее представителями  были Т. Гоббс, Дж. Локк, Ф. Кенэ, А.Смит, Д. Рикардо и др. Основные постулаты данной теории - частная собственность и личная свобода человека - считались незыблемыми и рассматривались в качестве естественной основы системы рыночной экономики.

Одним из вариантов правовой интерпретации собственности является экономическая теория прав собственности, у истоков которой стояли американские экономисты Р. Коуз и А. Алжан.

В отечественной экономической  науке собственность рассматривалась  либо как экономическая категория (как отдельное производственное отношение или их совокупность), либо как категория юридическая.

Под типом собственности  следует понимать особый исторический этап в развитии собственности, под  ее формой - специфический характер принадлежности материальных факторов и результатов общественного  производства ее основным субъектам. В  этой связи различаются следующие  типы собственности: первобытнообщинная, "азиатская", античная, феодальная, капиталистическая, посткапиталистическая. Среди различных форм собствен-ности выделяются три базовые: частная, групповая и общая (государственная). На основе интеграции (в разных комбинациях) тех или иных базовых форм собственности возникает смешанная (совместно-долевая) собственность.

Если предмет науки  характеризуется тем, что исследуется, то метод - тем, как исследуется.

                    1.2 Метод политической экономии

Метод политической экономии имеет сложную структуру, в которой обычно выделяют три уровня: философский, общенаучный, специфический. Первый уровень включает в себя приемы и способы, которым пользуются все науки на всех этапах познавательного процесса. Второй - приемы и способы, которые также применяются всеми науками, но лишь на определенном этапе каждого конкретного познавательного акта. Третий - приемы и способы, предназначенные для политико-экономического исследования.

В диалектическом методе, впервые  примененном в политической экономии К. Марксом, необходимо различать два  аспекта: исторический и логический. Исторический аспект предполагает изучение экономических явлений в том их виде, в каком они существуют, со всеми подробностями и во всем многообразии. Логический аспект нацеливает на изучение этих явлений главным образом с точки зрения логики их развития, общего закономерного, повторяющегося в реальном историческом процессе. Логическое исследование осуществляется, так сказать, в "чистом виде" (в отвлечении от всех внешних случайностей, второстепенных обстоятельств).

В процессе исследования используются различные общенаучные приемы: абстрагирование, анализ, синтез, индукция, дедукция и  др. В совокупности со специфическими (политико-экономическими) приемами они  образуют необходимые средства экономического исследования. Его конечным результатом  являются знания, которые проверяются  практикой. Она служит одновременно и исходным пунктом познания, и  критерием истины.

В курсе "экономикс" сложились два основных метода научного познания: позитивный и нормативный. Согласно позитивному методу все экономические явления и процессы должны рассматриваться такими, какими они выступают в реальной действительности, независимо от субъективных мнений, оценок, взглядов того или иного ученого. Напротив, с точки зрения нормативного метода эти явления и процессы должны анализироваться с учетом оценочных суждений людей. При этом существенную роль играют опыт, знания, убеждения, интересы ученого, который отбирает, исследует и систематизирует реальные факты для выработки практических рекомендаций относительно экономической политики.

Кроме того, в курсе "экономикс" широко используется системно-функциональный метод, в рамках которого изучаемый объект рассматривается как сложноорганизованная система. При таком подходе в центре внимания находится исследование не генетических и причинно-следственных связей, а связей функциональных, количественных зависимостей. Суть в том, чтобы установить функциональную зависимость между элементами данной системы, а также оптимальные условия ее сохранения, равновесия и развития. В целом логика подобного экономического анализа такова: исходный пункт - сбор, описание и систематизация эмпирических фактов. Затем разрабатываются гипотезы о функционировании той или иной конкретной области экономики (или ее агрегированного состояния), на основе которых формируются экономические Принципы или экономические теории. Последние, в свою очередь, выступают в качестве необходимой предпосылки разработки экономической политики, ставящей целью решение различных экономических проблем. При этом также применяется довольно широкий арсенал познавательных средств: сравнение, обобщение, абстрагирование, анализ, синтез, индукция, дедукция и др. Однако особо важную роль играют математические приемы и соответствующий им инструментарий - графики, формулы, которые используются на всех этапах экономического исследования.

 
2.ТРЕТИЙ ЭТАП КДАССИЧЕСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ  ЭКОНОМИКИ

Третий этап классической политической школы политической экономии приходится на первую половину XIX в., когда в ряде развитых стран завершился промышленный переворот. В течение этого периода последователи и в том числе ученики А. Смита подвергли углубленной проработке и переосмыслению основные идеи и концепции своего кумира, обогатили школу принципиально новыми и значимыми теоретическими положениями. Представителями данного этапа следует выделить Д.Рикардо, Т.Мальтус, и Ж.Б.Сея.  

 

2.1Экономическое учение Д. Рикардо 

 
   Давид Рикардо (1772—1823) — одна из ярких личностей классической политической экономии Англии, последователь и одновременно активный оппонент отдельных теоретических положений наследия великого А.Смита. 
   Он был родом из испано-голландской еврейской семьи, приехавшей в Англию. Родился в Лондоне, став третьим из 17 детей биржевого маклера. Ему не пришлось учиться в колледже или в университете, так как под влиянием отца с детства начал постигать основы коммерции, помогая ему в торговых и биржевых операциях. Зато к 16 годам Д.Рикардо, хотя и не имел систематического образования, мог уже самостоятельно справляться со многими деловыми поручениями отца на бирже и в конторе. 
   Женитьба в 21 год без благословения родителей могла обернуться для Д.Рикардо тяжелыми испытаниями бедности. Ведь вступая в брак, он отказался от своей религии и, изгнанный отцом, порвал с семьей, имея всего 800 фунтов стерлингов. Д.Рикардо оставалось рассчитывать лишь на удачу от полученной им профессии маклера на бирже. Однако спустя 5—6 лет, когда у него было уже трое детей (всего было их восемь), природные способности и талант помогли ему преуспеть в биржевых операциях без опеки отца и добиться достаточного финансового благополучия, чтобы позволить себе даже сочетать деятельность бизнесмена с изучением некогда непознанных в должной мере математики, естествознания и других наук. Через 12 лет Д.Рикардо бросил занятие биржевого брокера, положив начало своим миллионам, которые, по ряду оценок, составляли сумму в 40 млн. франков. К 38 годам Д.Рикардо становится крупной финансовой фигурой, владельцем собственного дома в аристократическом квартале Лондона и личной загородной резиденции. 
   Со слов Д.Рикардо, экономическая наука вызвала у него особый интерес после обстоятельного знакомства в 1799 г. с «Богатством народов» А.Смита. С этого времени состоятельный человек Д.Рикардо занятиям по минералогии все более стал предпочитать политическую экономию, ищущую, как он понимал, ответы на вопросы о причинах материального богатства общества. 
   По свидетельству многих исследователей Д.Рикардо связывала многолетняя творческая дружба со многими учеными-экономистами того времени. Но особые отношения у него были только с одним из них — с Джеймсом Миллем. Как пишет П.Самуэльсон, «Рикардо стал бы не более чем памфлетистом и членом парламента от какого-нибудь захолустья... Старший Милль (отец Дж.С.Милля. — Я.Я) буквально угрозами заставил Рикардо написать его «Принципы политической экономии и налогообложения» (1817), и это составило славу Рикардо». 
   Его как ученого, судя по написанным им сочинениям и особенно главному из них — книге «Начала политической экономии и налогового обложения» (1817), — отличают искусная полемика и высокие принципы научной этики, достойные уважения и в наше время. 
   Говоря о биографии Д.Рикардо, следует также отметить, что за 4 года до своей кончины он оставил свое первое, считавшееся главным, занятие в сфере бизнеса. Это решение им было принято не столько для того, чтобы, используя свое достаточно приличное материальное и финансовое положение, продолжить дальнейшие научные изыскания в области экономической теории, от которой он в принципе не самоустранялся, сколько из желания на государственном уровне воплотить в жизнь собственные экономические идеи. Именно с этой целью в 1819 г. Д.Рикардо, произведя необходимые в то время «денежные издержки», добился своего избрания членом в палату общин английского парламента от одного из избирательных округов Ирландии. Не примкнув официально ни к одной парламентской фракции, Д.Рикардо придерживался независимой позиции по всем проблемам. В парламентских речах он решительно выступал за отмену хлебных законов, поддерживал требования о либерализации экономики, свободе торговли и печати, недопущении ограничений права собраний и др. 
   Наконец, еще одной важной вехой в биографии Д.Рикардо является, по-видимому, событие 1821 г., в котором именно он, как свидетельствуют исследователи творческого пути этого ученого, основал первый в Англии клуб политической экономии. 
 
 
2.1.1Предмет изучения 
 
 
   Уже в предисловии своего знаменитого произведения «Начала политической экономии...» Д.Рикардо, исходя из смитовского деления общества на три основных класса (землевладельцы, капиталисты, рабочие), а доходов соответственно на ренту, прибыль и заработную плату, сформулировал «главную задачу политической экономии». Она, по его словам, заключается в том, чтобы «определить законы, которые управляют этим распределением (доходов, — Я.Я.).Тем самым он показал, что его, как А.Смита, интересуют прежде всего неотвратимые экономические «законы», знание которых позволит управлять распределением создаваемых в сфере материального производства доходов. 
 
 
2.1.2 Метод изучения 
 
 
   Аналогично концепции естественного порядка А.Смита для приумножения богатства страны, рассматриваемого как соотве1ет-ствующая величина физического объема производства, Д.Рикардо главным условием считает свободную конкуренцию и другие принципы политики экономического либерализма.Это, в частности, видно из его совершенно недвусмысленного заявления о том, что только «плодотворная страна, особенно если она разрешает свободный ввоз пищевых продуктов, может накоплять капитал в изобилии без значительного уменьшения нормы прибыли или значительного возрастания земельной ренты (курсив мой. — Я.Я.)». Поэтому, характеризуя методологическую позицию «классиков», Н.Кондратьев указывал: «Однако и он (Д.Рикардо. — Я.Я.)считал возможным вместе со Смитом и доктриной естественного права в качестве научной истины утверждать, что при свободной конкуренции интересы индивида и целого не сталкиваются, что режим свободной конкуренции в общем с теми или иными практическими отступлениями является наиболее целесообразным и ближе всего отвечающим интересам нации (курсив мой. — Я.Я.)». 
   Наряду с этим необходимо отметить, что Д.Рикардо, следуя А.Смиту, широко использовал и метод логической абстракции. Достижения Д.Рикардо в этой связи высоко оценил Й.Шумпетер, который пишет: «В этом абстрактном уточнении определенных принципов как раз и заключается вклад Рикардо. Его работы — это... творения мастера, в то время как все теоретики последующего периода — вплоть до появления теории предельной полезности — действительно являются "школярами"». 
 

Информация о работе Третий этап классической политической экономии