Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 18:42, контрольная работа
Тема контрольной работы ТРЕТИЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ актуальна ,так как классическая политическая экономия — одно из крупнейших направлений экономической мысли. В его рамках был разработан ряд экономических теорий и выведен ряд экономических законов. Сформулирована важнейшая трудовая теория стоимости. Классическая политическая экономия возникла тогда, когда предпринимательская деятельность вслед за сферой торговли, денежного обращения и ссудных операций распространилась так же на многие отрасли промышленности и сферу производства в целом.
Тема контрольной работы ТРЕТИЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ актуальна ,так как классическая политическая экономия — одно из крупнейших направлений экономической мысли. В его рамках был разработан ряд экономических теорий и выведен ряд экономических законов. Сформулирована важнейшая трудовая теория стоимости. Классическая политическая экономия возникла тогда, когда предпринимательская деятельность вслед за сферой торговли, денежного обращения и ссудных операций распространилась так же на многие отрасли промышленности и сферу производства в целом.
Целью контрольной работы является изучение третьего этапа классической политической экономии, а так же его представителей.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
-изучен теоретический материал;
-дан обзор литературных источников.
Методы исследования:
-историко-сравнительный;
-структурно-хронологический;
-исторический.
При написании контрольной работы использовались труды отечественных и зарубежных авторов.
Классическая политическая экономия возникла тогда, когда предпринимательская деятельность вслед за сферой торговли, денежного обращения и ссудных операций распространилась также на многие отрасли промышленности и сферу производства в целом. Поэтому уже в мануфактурный период, который выдвинул на первый план в экономике капитал, занятый в сфере производства, протекционизм меркантилистов уступил свое доминирующее положение новой концепции – концепции экономического либерализма, базирующейся на принципах невмешательства государства в экономические процессы, неограниченной свободы конкуренции предпринимателей.
1.1 Предмет политической экономии
В последней трети XIX в. в рамках неоклассического направления началось радикальное переосмысление традиционных представлений о предмете политической экономии. Она стала трактоваться как наука о рациональном поведении человека в рыночной экономике. Данная трактовка предмета, берущая свое начало от первых представителей маржинализма, повлекла за собой и изменение названия этой науки.
Во многих зарубежных странах в качестве учебной дисциплины изучается курс "экономикс", который претендует на роль общей экономической теории. Предмет "экономикс" - исследование проблем эффективного использования ограниченных производственных ресурсов с целью достижения максимального удовлетворения материальных потребностей людей. Поэтому любое общество для удовлетворения своих многообразных потребностей должно тем или иным образом решить три фундаментальные проблемы: что, как и для кого производить.
Обычно выделяют два больших
раздела: микроэкономику и макроэкономику.
Микроэкономика имеет дело с деятельностью
отдельных хозяйствующих
Важное значение для экономической теории имеет характеристика факторов общественного производства. Уже в рамках классической школы сложились два основных подхода в их трактовке. Один из них берет свое начало от А. Смита, Д. Рикардо, Ж. Б. Сэя, которые выделяли три производственных фактора: капитал, труд и землю. Впоследствии А. Маршалл впервые выделил еще и четвертый - организацию.
В курсе "экономикс" факторы производства рассматриваются как экономические ресурсы, которые подразделяются на два основных вида: материальные и людские. К материальным ресурсам относятся земля и капитал, а к людским - труд и предпринимательство.
Другой концептуальный подход к рассматриваемому вопросу связан с учением К.Маркса. Согласно ему, процесс производства - это прежде всего процесс труда, который всегда совершается внутри и посредством той или иной исторически определенной общественной формы. В самом общем виде труд представляет собой сознательную, целесообразную деятельность человека, в ходе которой он преобразует вещество природы для удовлетворения своих потребностей.
Всякий труд, независимо от его общественной формы, всегда предполагает взаимодействие трех основных элементов: самого труда (целесообразной деятельности), предметов труда и средств труда. В процессе труда человек затрачивает, расходует свою рабочую силу. Под рабочей силой понимается способность человека к труду, т.е. совокупность физических и духовных сил, которые он использует в процессе производства материальных благ. Предметы труда - это вещество природы, на которое человек воздействует в процессе труда.
Средства труда - это вещь или комплекс вещей, с помощью которых человек воздействует на то, что дано природой, обрабатывает предметы труда. В совокупности средства труда и предметы труда образуют средства производства или вещественный фактор производства, а рабочая сила - личный фактор. Чтобы процесс производства состоялся, рабочая сила должна соединиться со средствами производства. Это соединение осуществляется с помощью технологии и организации производства, обеспечивающих единство, слаженность функционирования всех его факторов, взаимодействие участвующих в нем людей.
Средства производства и люди, приводящие их в действие для производства материальных благ, составляют производительные силы общества. Последние, выражая отношение человека к природе, образуют только одну сторону материального производства. Другая его сторона - отношения, складывающиеся между самими людьми в процессе производства, который всегда имеет ту или иную общественную форму.
Производительные силы и производственные отношения - две неразрывно связанные между собой стороны общественного производства. В своей совокупности они образуют способ производства, характеризующийся достигнутой ступенью производительных сил и специфическим типом производственных отношений.
Социально-экономические отношения тесно связаны с отношениями собственности. Понятийное осмысление собственности началось еще в древности. Во-первых, собственность рассматривалась в прямой связи с хозяйственными отношениями. Во-вторых, собственность трактовалась как правовое отношение с присущими ему принципами и законами. Позднее были окончательно определены и зафиксированы такие ее основные элементы, как "владение", "пользование" и "распоряжение".
В период зарождения капитализма и становления политической экономии, как науки, взгляды на собственность развивались в русле теории "естественного права". Наиболее яркими ее представителями были Т. Гоббс, Дж. Локк, Ф. Кенэ, А.Смит, Д. Рикардо и др. Основные постулаты данной теории - частная собственность и личная свобода человека - считались незыблемыми и рассматривались в качестве естественной основы системы рыночной экономики.
Одним из вариантов правовой
интерпретации собственности
В отечественной экономической
науке собственность
Под типом собственности следует понимать особый исторический этап в развитии собственности, под ее формой - специфический характер принадлежности материальных факторов и результатов общественного производства ее основным субъектам. В этой связи различаются следующие типы собственности: первобытнообщинная, "азиатская", античная, феодальная, капиталистическая, посткапиталистическая. Среди различных форм собствен-ности выделяются три базовые: частная, групповая и общая (государственная). На основе интеграции (в разных комбинациях) тех или иных базовых форм собственности возникает смешанная (совместно-долевая) собственность.
Если предмет науки характеризуется тем, что исследуется, то метод - тем, как исследуется.
1.2 Метод политической экономии
Метод политической экономии имеет сложную структуру, в которой обычно выделяют три уровня: философский, общенаучный, специфический. Первый уровень включает в себя приемы и способы, которым пользуются все науки на всех этапах познавательного процесса. Второй - приемы и способы, которые также применяются всеми науками, но лишь на определенном этапе каждого конкретного познавательного акта. Третий - приемы и способы, предназначенные для политико-экономического исследования.
В диалектическом методе, впервые примененном в политической экономии К. Марксом, необходимо различать два аспекта: исторический и логический. Исторический аспект предполагает изучение экономических явлений в том их виде, в каком они существуют, со всеми подробностями и во всем многообразии. Логический аспект нацеливает на изучение этих явлений главным образом с точки зрения логики их развития, общего закономерного, повторяющегося в реальном историческом процессе. Логическое исследование осуществляется, так сказать, в "чистом виде" (в отвлечении от всех внешних случайностей, второстепенных обстоятельств).
В процессе исследования используются различные общенаучные приемы: абстрагирование, анализ, синтез, индукция, дедукция и др. В совокупности со специфическими (политико-экономическими) приемами они образуют необходимые средства экономического исследования. Его конечным результатом являются знания, которые проверяются практикой. Она служит одновременно и исходным пунктом познания, и критерием истины.
В курсе "экономикс" сложились два основных метода научного познания: позитивный и нормативный. Согласно позитивному методу все экономические явления и процессы должны рассматриваться такими, какими они выступают в реальной действительности, независимо от субъективных мнений, оценок, взглядов того или иного ученого. Напротив, с точки зрения нормативного метода эти явления и процессы должны анализироваться с учетом оценочных суждений людей. При этом существенную роль играют опыт, знания, убеждения, интересы ученого, который отбирает, исследует и систематизирует реальные факты для выработки практических рекомендаций относительно экономической политики.
Кроме того, в курсе "экономикс" широко используется системно-функциональный метод, в рамках которого изучаемый объект рассматривается как сложноорганизованная система. При таком подходе в центре внимания находится исследование не генетических и причинно-следственных связей, а связей функциональных, количественных зависимостей. Суть в том, чтобы установить функциональную зависимость между элементами данной системы, а также оптимальные условия ее сохранения, равновесия и развития. В целом логика подобного экономического анализа такова: исходный пункт - сбор, описание и систематизация эмпирических фактов. Затем разрабатываются гипотезы о функционировании той или иной конкретной области экономики (или ее агрегированного состояния), на основе которых формируются экономические Принципы или экономические теории. Последние, в свою очередь, выступают в качестве необходимой предпосылки разработки экономической политики, ставящей целью решение различных экономических проблем. При этом также применяется довольно широкий арсенал познавательных средств: сравнение, обобщение, абстрагирование, анализ, синтез, индукция, дедукция и др. Однако особо важную роль играют математические приемы и соответствующий им инструментарий - графики, формулы, которые используются на всех этапах экономического исследования.
2.ТРЕТИЙ ЭТАП КДАССИЧЕСКОЙ
Третий этап классической политической школы политической экономии приходится на первую половину XIX в., когда в ряде развитых стран завершился промышленный переворот. В течение этого периода последователи и в том числе ученики А. Смита подвергли углубленной проработке и переосмыслению основные идеи и концепции своего кумира, обогатили школу принципиально новыми и значимыми теоретическими положениями. Представителями данного этапа следует выделить Д.Рикардо, Т.Мальтус, и Ж.Б.Сея.
2.1Экономическое учение Д. Рикардо
Давид Рикардо (1772—1823) — одна из ярких личностей
классической политической экономии Англии,
последователь и одновременно активный
оппонент отдельных теоретических положений
наследия великого А.Смита.
Он был родом из испано-голландской
еврейской семьи, приехавшей в Англию.
Родился в Лондоне, став третьим из 17 детей
биржевого маклера. Ему не пришлось учиться
в колледже или в университете, так как
под влиянием отца с детства начал постигать
основы коммерции, помогая ему в торговых
и биржевых операциях. Зато к 16 годам Д.Рикардо,
хотя и не имел систематического образования,
мог уже самостоятельно справляться со
многими деловыми поручениями отца на
бирже и в конторе.
Женитьба в 21 год без благословения
родителей могла обернуться для Д.Рикардо
тяжелыми испытаниями бедности. Ведь вступая
в брак, он отказался от своей религии
и, изгнанный отцом, порвал с семьей, имея
всего 800 фунтов стерлингов. Д.Рикардо
оставалось рассчитывать лишь на удачу
от полученной им профессии маклера на
бирже. Однако спустя 5—6 лет, когда у него
было уже трое детей (всего было их восемь),
природные способности и талант помогли
ему преуспеть в биржевых операциях без
опеки отца и добиться достаточного финансового
благополучия, чтобы позволить себе даже
сочетать деятельность бизнесмена с изучением
некогда непознанных в должной мере математики,
естествознания и других наук. Через 12
лет Д.Рикардо бросил занятие биржевого
брокера, положив начало своим миллионам,
которые, по ряду оценок, составляли сумму
в 40 млн. франков. К 38 годам Д.Рикардо становится
крупной финансовой фигурой, владельцем
собственного дома в аристократическом
квартале Лондона и личной загородной
резиденции.
Со слов Д.Рикардо, экономическая
наука вызвала у него особый интерес после
обстоятельного знакомства в 1799 г. с «Богатством
народов» А.Смита. С этого времени состоятельный
человек Д.Рикардо занятиям по минералогии
все более стал предпочитать политическую
экономию, ищущую, как он понимал, ответы
на вопросы о причинах материального богатства
общества.
По свидетельству многих исследователей
Д.Рикардо связывала многолетняя творческая
дружба со многими учеными-экономистами
того времени. Но особые отношения у него
были только с одним из них — с Джеймсом
Миллем. Как пишет П.Самуэльсон, «Рикардо
стал бы не более чем памфлетистом и членом
парламента от какого-нибудь захолустья...
Старший Милль (отец Дж.С.Милля. — Я.Я) буквально угрозами заставил
Рикардо написать его «Принципы политической
экономии и налогообложения» (1817), и это
составило славу Рикардо».
Его как ученого, судя по написанным
им сочинениям и особенно главному из
них — книге «Начала политической экономии
и налогового обложения» (1817), — отличают
искусная полемика и высокие принципы
научной этики, достойные уважения и в
наше время.
Говоря о биографии Д.Рикардо, следует
также отметить, что за 4 года до своей
кончины он оставил свое первое, считавшееся
главным, занятие в сфере бизнеса. Это
решение им было принято не столько для
того, чтобы, используя свое достаточно
приличное материальное и финансовое
положение, продолжить дальнейшие научные
изыскания в области экономической теории,
от которой он в принципе не самоустранялся,
сколько из желания на государственном
уровне воплотить в жизнь собственные
экономические идеи. Именно с этой целью
в 1819 г. Д.Рикардо, произведя необходимые
в то время «денежные издержки», добился
своего избрания членом в палату общин
английского парламента от одного из избирательных
округов Ирландии. Не примкнув официально
ни к одной парламентской фракции, Д.Рикардо
придерживался независимой позиции по
всем проблемам. В парламентских речах
он решительно выступал за отмену хлебных
законов, поддерживал требования о либерализации
экономики, свободе торговли и печати,
недопущении ограничений права собраний
и др.
Наконец, еще одной важной вехой
в биографии Д.Рикардо является, по-видимому,
событие 1821 г., в котором именно он, как
свидетельствуют исследователи творческого
пути этого ученого, основал первый в Англии
клуб политической экономии.
2.1.1Предмет изучения
Уже в предисловии своего знаменитого
произведения «Начала политической экономии...»
Д.Рикардо, исходя из смитовского деления
общества на три основных класса (землевладельцы,
капиталисты, рабочие), а доходов соответственно
на ренту, прибыль и заработную плату,
сформулировал «главную задачу политической
экономии». Она, по его словам, заключается
в том, чтобы «определить законы, которые
управляют этим распределением (доходов,
— Я.Я.).Тем самым он
показал, что его, как А.Смита, интересуют
прежде всего неотвратимые экономические
«законы», знание которых позволит управлять
распределением создаваемых в сфере материального
производства доходов.
2.1.2 Метод изучения
Аналогично концепции естественного
порядка А.Смита для приумножения богатства
страны, рассматриваемого как соотве1ет-ствующая
величина физического объема производства,
Д.Рикардо главным условием считает свободную конкуренцию
и другие принципы политики экономического
либерализма.Это, в частности, видно из его
совершенно недвусмысленного заявления
о том, что только «плодотворная страна, особенно если она разрешает свободный
ввоз пищевых продуктов, может накоплять
капитал в изобилии без значительного уменьшения
нормы прибыли или значительного возрастания
земельной ренты (курсив мой. — Я.Я.)». Поэтому, характеризуя методологическую
позицию «классиков», Н.Кондратьев указывал:
«Однако и он (Д.Рикардо. — Я.Я.)считал возможным
вместе со Смитом и доктриной естественного
права в качестве научной истины утверждать,
что при свободной конкуренции интересы
индивида и целого не сталкиваются, что режим свободной
конкуренции в общем с теми или иными практическими
отступлениями является наиболее
целесообразным и ближе всего отвечающим
интересам нации (курсив мой. — Я.Я.)».
Наряду с этим необходимо отметить,
что Д.Рикардо, следуя А.Смиту, широко использовал
и метод логической абстракции. Достижения
Д.Рикардо в этой связи высоко оценил Й.Шумпетер,
который пишет: «В этом абстрактном уточнении
определенных принципов как раз и заключается
вклад Рикардо. Его работы — это... творения
мастера, в то время как все теоретики
последующего периода — вплоть до появления
теории предельной полезности — действительно
являются "школярами"».
Информация о работе Третий этап классической политической экономии