Трудовые ресурсы мирового хозяйства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 21:53, контрольная работа

Описание работы

Состояние рынка труда и процессы в сфере занятости населения относятся к числу глобальных социально-экономических параметров. С одной стороны, рынок труда - элемент экономической системы, и от эффективности его функционирования зависит развитие экономики. С другой стороны, он опосредует влияние этого развития на благосостояние населения и характер большинства социальных процессов, усиливая или сглаживая возникающие противоречия. В данном контексте изменения на рынке труда выступают в качестве базовых, по отношению к которым многие другие процессы являются производными.

Содержание работы

1. Трудовые ресурсы мирового хозяйства…………………………………….2
2. Мировой рынок труда…………………………………………………………..4
3. Россия на мировом рынке труда……………………………………………..7
4. Заключение…………………………………………………………………….14

Файлы: 1 файл

Мировая экономика контрольная.docx

— 40.33 Кб (Скачать файл)

Наблюдался рост доли экономически активного населения в возрасте 15-72 года, а экономическая активность населения трудоспособных возрастов (16-54/59) снижалась - с 78,2% в 2000г. до 76,9% в 2005г. (в городе - 2,6%, на селе - 5,7%).

В возрастной структуре экономически неактивного населения наблюдалась  тенденция к увеличению доли молодежи (до 24 лет). По причине увеличения периода  получения образования и наметившейся в последние годы рост рождаемости, отвлекающий с рынка труда  молодых женщин. В общей численности  неактивного населения изменения  доли лиц 25-40 лет были незначительными. Сокращение доли неактивного населения  в старших возрастных группах  связано с действием двух факторов: новым пенсионным законодательством, отменившим любые ограничения на занятость пенсионеров, и достаточно высоким уровнем образования, что  также положительно влияет на их занятость.

При изучении структуры занятости  до 2004г. классификация занятых проводилась  по отраслям экономики в соответствии с Общесоюзным классификатором  отраслей народного хозяйства (ОКОНХ), а с 2004г. Росстат публикует данные по занятости согласно Общероссийскому  классификатору видов экономической  деятельности (ОКВЭД), который в целом  соответствует международной классификации  отраслей. Основные производственные отрасли - промышленность и сельское хозяйство, как и в предыдущее десятилетие, продолжали терять работников.

В 1991-2000 гг. промышленность была лидером  по темпам сокращения численности работников, что стало реакцией на экономический  спад. Подъем 2000-2004 гг. хотя и не привел к увеличению количества занятых в промышленности, но снизил темпы и масштабы оттока рабочей силы. То, что этот сектор смог расширить объемы производства даже при сокращающейся численности занятых, свидетельствует о наличии в нем значительного объема избыточной рабочей силы.

Сокращение занятых наблюдалось  в системе жилищно-коммунального  хозяйства (ЖКХ) и науке. Остальные  отрасли работников приобретали. Сохранилась  тенденция их перераспределения  в пользу секторов, производящих услуги. По сравнению с 2000г. в торговле и  общественном питании уровень занятости  в 2004г. составил 121,3%; в сфере финансов, кредита и страхования - 125,9%; в  управлении - 109,8% (что во многом связано  с проводимой административной реформой и повышением окладов госслужащих). Доля занятых в отраслях управления и финансов увеличилась с 2000г. по 2004г. на 0,3%, составив 4,8% всех занятых, в  оптовой и розничной торговле - соответственно 2,6% и 17,2%.

Наибольшее увеличение занятости  в 2000-2005 гг. отмечалось в группе руководителей  в органах власти и управления (рост на 81,6% по отношению к уровню 2000г.), а также среди неквалифицированных  работников сферы обслуживания (на 61,2%) и высококвалифицированных специалистов (на 36,7%). И наоборот, наибольшее сокращение занятости наблюдалось в среди  неквалифицированных работников в  сельском и лесном хозяйстве - до 52,1%, в промышленности, строительстве, на транспорте - до 55,3%, в ЖКХ - до 57,3% к  уровню 2000г. При этом значительно  выросла занятость в частном  секторе и в организациях с  участием иностранного капитала.

С 2000г. по 2005г. численность безработных, рассчитанная по методологии МОТ, сократилась  с 9,8% до 7,1% экономически активного населения. При этом наблюдался рост зарегистрированной безработицы - с 1,4% до 2,5%. То есть реальная безработица сокращалась, а регистрируемая росла. Последнее можно объяснить  тремя основными причинами. Во-первых, реформы в социальной сфере на фоне усиления адресности соответствующих программ (проверка доходов заявителей, претендующих на различные социальные пособия и субсидии) подтолкнули людей к регистрации своего статуса в органах службы занятости. Во-вторых, в банках данных службы занятости появились вакансии не только с низкой заработной платой, но и с относительно высокой (для квалифицированных работников), что привлекло дополнительных клиентов. В-третьих, увеличение зарегистрированной безработицы произошло из-за включения в статистический учет данных по Чеченской Республике, где уровень безработицы в силу объективных обстоятельств был достаточно высок.

С массовой миграцией Россия столкнулась  в конце 80-х - начале 90-х годов. С  началом экономического роста стала  очевидной необходимость привлечения  трудовых мигрантов.

Одной из основных причин снижения внутренней, в том числе трудовой, мобильности  населения является неразвитость рынка  жилья, несбалансированность между  оплатой труда и рыночной стоимостью жилого помещения.

Амортизатором падения трудовой мобильности  стала внешняя миграция. В общей  сложности, по разным оценкам, в Россию из постсоветских государств прибыло от 7 млн. до 8 млн. бывших советских граждан. Большинство переселенцев ехали на постоянное жительство. В 90-е годы внешняя миграция сыграла роль компенсирующего фактора, восполняя численность населения страны (на величину, равную естественной убыли). Но в 2000-х годах поток мигрантов стал постепенно снижаться. В структуре внешней миграции все более заметной группой становились трудовые мигранты. К 2005г. наиболее крупными экспортерами иностранной рабочей силы в РФ стали Китай, Украина, Турция, Вьетнам, Таджикистан, Узбекистан, Молдова, Армения, КНДР и Киргизия. Доля граждан из СНГ составила более половины всего миграционного потока. Не менее 50% мигрантов работают нелегально. По другим оценкам, на законных основаниях в России сегодня трудятся всего 10-15% общего числа трудовых мигрантов.

Стабилизация экономики после  кризиса 1998г. вернула России миграционную привлекательность, рост совокупного  числа трудовых мигрантов возобновился на фоне снижения общего притока мигрантов. Правда, о реальных масштабах трудовой миграции судить невозможно, поскольку  основная масса приезжающих в  Россию на заработки граждан СНГ  работает без официального разрешения на трудовую деятельность.

В 2001г. была принята Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015г. Ориентирами в данной области  были объявлены: регулирование миграционных потоков в целях создания действенных  механизмов замещения естественной убыли населения, повышение эффективности  использования миграционных потоков, обеспечение интеграции мигрантов  в российское общество и формирование толерантного к ним отношения. В  качестве приоритетов в области  миграции и расселения было признано целесообразным привлечение иммигрантов  в Российскую Федерацию, в первую очередь из стран СНГ, Латвии, Литвы, Эстонии. Проведение комплекса правовых, организационных и финансовых мер, направленных на легализацию и адаптацию  иммигрантов, а также совершенствование  законодательства, касающегося защиты прав вынужденных мигрантов и  регулирование миграционных процессов.

 

 

 

 

 

 

 

 

Численность экономически активного населения (тысяч человек)

 

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

Численность экономически активного населения 1) - всего

72332

71411

72421

72835

72909

73811

74187

 мужчины

37499

36905

36997

37206

37079

37511

37643

 женщины

34833

34506

35423

35629

35831

36300

36544

 в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

занятые в экономике - всего

65273

65124

66266

67152

67134

68603

69189

 мужчины

33754

33527

33709

34199

34177

34710

35012

 женщины

31519

31596

32557

32953

32958

33893

34176

безработные - всего

7059

6288

6155

5683

5775

5208

4999

 мужчины

3745

3378

3288

3007

2902

2801

2631

 женщины

3314

2910

2866

2676

2873

2407

2368

Численность безработных, зарегистрированных в органах государственной  службы занятости (на конец года)2) - всего 

1037

1123

1500

1639

1920

1830

1742

 мужчины

322

360

487

533

647

630

610

 женщины

715

763

1013

1106

1273

1200

1132

Из них безработные, которым назначено пособие по безработице - всего

909

1007

1293

1305

1624

1570

1522

 мужчины

285

328

418

415

544

536

530

 женщины

624

679

875

890

1080

1034

992


 

Международная миграция (человек)

 

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

Прибыло в РФ - всего

359330

193450

184612

129144

119157

177230

186380

в том числе:

             

из стран СНГ

346774

183650

175068

119661

110374

168598

177657

из стран

дальнего зарубежья

12556

9800

9544

9483

8783

8632

8723

Выбыло из РФ - всего

145720

121166

106685

94018

79795

69798

54061

в том числе :

             

в страны СНГ

82312

61570

52099

46081

37017

36109

35262

в страны

дальнего зарубежья

63408

59596

54586

47937

42778

33689

18799


 

 

Экономическая миграция из России определяется следующими факторами:

- более высоким уровнем жизни  за рубежом и выгодными условиями  труда, предлагаемыми там;

- численность выезжающих ограничивается  емкостью рынков труда принимающих  стран и в целом сравнительно  низким уровнем квалификации  рабочей силы из РФ, непризнанием  за рубежом российских дипломов  о высшем образовании, языковым  барьером;

Экономическая миграция в Россию на современном этапе определяется наличием вакантных рабочих мест: соотношение числа вакансий к  численности безработных в России составляет 0,48. Для сравнения это  соотношение для Армении равно 0,004, для Украины - 0,046. Практически  во всех государствах СНГ перспектива  найти работу равна нулю, за исключением  России, Беларуси и Узбекистана.

Законодательно установлено, что  на 2008 год вводятся допустимые доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами. В 2007 году правительство установило квоту  в 308 тыс. человек из стран, с которыми Россия имеет визовые отношения.

В целом можно отметить, что ситуация в сфере трудовой миграции требует  настоятельного вмешательства со стороны  властей, а принятые в 2006г. законы нуждаются  в доработке и дальнейшем развитии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В большинстве стран Азии отмечаются признаки возобновления экономического роста, одновременно сохраняются факторы, препятствующие ему. По прогнозам Мот  здесь ожидается сокращение безработицы  в 2 раза по сравнению с 1998 годом.

В странах Латинской Америки  и Карибского бассейна в 2002г. отмечались посредственные экономические результаты. Чтобы вдове сократить безработицу и долю бедных трудящихся, уровень экономического роста в течение 5-10 лет должен быть не менее 4,5% в год.

В странах Северной Африки и Среднего Востока, несмотря на высокие цены на нефть, сохраняющаяся политическая нестабильность оказывает отрицательное  влияние на инвестиции и на туризм. При достижении темпа экономического роста 4,7% ситуация с занятостью может  улучшиться.

Страны с переходной экономикой нуждаются в привлечении инвестиций и в поддержании внутреннего  спроса. Темпы роста должны достичь 4,5%. По мере перехода к рыночной экономике  и повышения доходов населения  до уровня доходов в странах Западной Европы перспективы занятости в  этой группе стран будут улучшаться. Но для ликвидации структурной безработицы  экономический рост должен сопровождаться проведением соответствующей политики.

Низкие темпы роста в ПРС  оказывает отрицательное влияние  на экспорт других стран, что, как  минимум, влечет за собой усиление давление на уровень заработной платы и  условия труда в последних.

МОТ выступило с призывом к 2015 году сократить в два раза уровень нищеты в мире, что предполагает недопущение замедления темпов экономического роста, которое может вылиться в  экономический спад. Он будет иметь  серьезные последствия для социальной и политической стабильности целых  регионов. Кроме того, возросшая  бедность и безработица лягут  тяжелым бременем на бюджеты государств и будут препятствовать стабилизации финансового положения многих стран. необходимо, чтобы ответственные лица сконцентрировали свои усилия на мерах по обеспечению экономического роста, поскольку при этом создаются новые рабочие места. Для преодоления проблем в сфере занятости необходимы интегрированные социальные стратегии, в которых центральное место занимает задача обеспечения людей достойной работой. Для улучшения глобальных перспектив в области занятости необходимо добиться, чтобы экономический подъем целенаправленно служил росту занятости и улучшению положения бедного населения.

Информация о работе Трудовые ресурсы мирового хозяйства