Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2015 в 18:36, контрольная работа
Описание работы
Сфера труда — важная и многоплановая область экономической и социальной жизни общества. Она охватывает как рынок рабочей силы, так и непосредственное использование трудовых ресурсов в общественном производстве. На рынке труда получает оценку стоимость рабочей силы, определяются условия ее найма, в том числе величина заработной платы, условия труда, возможность получения образования, профессионального роста, гарантии занятости и т.д. Рынок труда отражает основные тенденции в динамике занятости, ее основных структурах (отраслевой, профессионально - квалификационной, демографической), т.е. в общественном разделении труда, а также мобильность рабочей силы, масштабы и динамику безработицы.
Занятыми в России являются
лица обоего пола, которые в рассматриваемый
период:
• выполняли работу по найму
за вознаграждение на условиях полного
либо неполного рабочего времени, а также
приносящую доход работу не по найму самостоятельно
или с компаньонами как с привлечением,
так и без привлечения наемных работников;
• выполняли работу без
оплаты на семейном предприятии;
• временно отсутствовали
на работе из-за болезни, ухода за больными,
ежегодного отпуска или выходных дней,
обучения, учебного отпуска, отпуска без
сохранения или с частичным сохранением
содержания по инициативе администрации,
забастовки, других подобных причин.
Все занятые подразделяются
на работающих полную и неполную рабочую
неделю. В США, например, к первой категории
относятся лица, проработавшие 35 ч и более
в течение недели, а ко второй — проработавшие
от 1 до 34 ч в неделю. Исходя из этого применяются
различные показатели занятости: общая
численность занятых, численность занятых
в пересчете на полный рабочий день, отработанные
за определенный период человеко-часы.
В наиболее развитых странах
с рыночной экономикой наемные работники
составляют в среднем около 90% всей рабочей
силы. Такой же процент их и в России. Определенную
часть рабочей силы составляют так называемые
самостоятельные работники, являющиеся
в своей массе мелкими предпринимателями,
не использующими, как правило, наемный
труд, и многие лица свободных профессий
(адвокаты, журналисты, писатели, художники,
врачи и другие, не работающие по найму).
Отраслевая и профсссионально-квалификационная
структура
В изменениях, происходящих
в отраслевой структуре рабочей силы развитых
стран в последние десятилетия, прослеживаются
две важнейшие тенденции: резкое сокращение
численности занятых в сельском хозяйстве
и существенное увеличение их в сфере
услуг в связи с ее расширением и превращением
в ведущую сферу приложения общественного
труда. Так, занятость в сельском хозяйстве
США сократилась с 6,5 млн человек в 1955 г.
до 3,4 млн человек в 1997 г., а в сфере услуг
возросла с 30,1 млн человек в 1955 г. до 96,5
млн человек в 1997 г., составив 74,2% от общего
числа занятых. В 70-90-х гг. происходил также
ускоренный рост занятости в наукоемких
отраслях экономики. Здесь занятость растет
в два раза быстрее, чем в промышленности
в целом.
В России пока отраслевая структура
занятости заметно отличается от той,
которая сложилась в развитых странах:
в материальном производстве у нас занято
более 49% экономически активного населения,
а в сфере услуг — около 51 % (табл. 14.1).
Таблица 14.1. Отраслевая структура занятости
в России1
Заметна эволюция и в профессионально-квалификационном
составе рабочей силы. Само понятие «профессионально-квалификационная
структура рабочей силы» неоднозначно.
Оно включает три самостоятельных, хотя
и тесно связанных между собой понятия:
профессиональную структуру рабочей силы,
ее квалификационную структуру, содержание
квалификации. При этом под профессиональной
структурой понимается совокупность представителей
различных профессий и профессиональных
групп, под квалификационной структурой
— совокупность работников различных
уровней квалификации. Содержание квалификации
различных профессий представляет набор
требуемых для выполнения данной работы
навыков, знаний, опыта, других компонентов
квалификации.
В США, например, преобладающей
категорией в п р о ф е с с и о н а л ь
н о й с т
р у к т у р е р а б о ч е
й с и л ы стали
работники преимущественно умственного
труда, или так называемые белые воротнички.
Они составили в 1997 г. 58,7% всей занятой
рабочей силы. Сюда относятся инженеры,
техники, ученые, административно-управленческий
персонал, а также многочисленные группы
конторских и торговых служащих. В своей
массе это работники наемного труда.
Доля представителей рабочих
профессий составила в указанном году
около 25,1% рабочей силы. Еще одной укрупненной
профессиональной категорией рабочей
силы, выделяемой американской статистикой
и представляющей физический труд, являются
так называемые работники обслуживания.
В 1997 г. они составили около 13,5% рабочей
силы страны. В России доля работников
физического труда достигала в 1996 г. почти
60% рабочей силы.
Говоря о к в а л и ф и к а ц и
о н н о й с т р у к т у р е ,
необходимо отметить, что характерной
чертой качественной эволюции современной
рабочей силы является рост ее образовательного
уровня. Только за период с 1970 по 1997 г. в
США доля лиц, получивших среднее образование,
возросла в структуре рабочей силы с 52
до 89,1%, а получивших законченное и незаконченное
высшее образование —с 21 до 56,2%. Сходные
процессы характерны и для других развитых
стран.
По показателям образования
и квалификации рабочей силы Россия находится
на одном из ведущих мест в мире. Так, на
начало 1998 г. высшее образование в стране
имело более 19% всех занятых, а среднее
(общее и специальное) — около 69%. В том
же году государственными и негосударственными
высшими учебными заведениями было выпущено
около 460 тыс. специалистов. В 1997/1998 учебном
году в России насчитывалось более 3 млн
студентов вузов (207 студентов на 10 тыс.
населения). Уровень образования рабочей
силы и в целом населения является одним
из важных сравнительных конкурентных
преимуществ России в международном разделении
труда.
Основное направление развития
в с о д е р ж а н и и
к в а л и ф и к а ц и и — переход от преимущественно
физической работы, заключающейся в ручном
управлении станками и агрегатами, к преимущественно
нефизическому труду, выражающемуся в
анализе и контроле производственных
процессов. Разумеется, это лишь тенденция,
в таком положении находится все еще меньшинство
рабочих, поскольку новая технология не
является господствующей. Непременным
атрибутом рабочей квалификации нового
типа является ее способность быстро адаптироваться
к меняющейся технике, новым формам организации
труда и производства.
Использование ЭВМ существенно
меняет характер труда инженерно-технического
персонала. Особо в этом плане отметим
роль персональных компьютеров, а также
систем автоматизированного проектирования.
Пользование информационной техникой
требует от инженеров, помимо специальности,
знаний программирования. Коренным образом
изменяются содержание труда и функции
многих категорий конторских работников:
они становятся операторами ЭВМ, персональных
компьютеров или терминальных устройств.
Сущность
безработицы
Б е з р а б о т и ц а — это
социально-экономическое явление, при
котором часть рабочей силы (экономически
активного населения) не занята в производстве
товаров и услуг. Как уже отмечалось, безработные
наряду с занятыми формируют рабочую силу
страны. В реальной экономической жизни
безработица выступает как превышение
предложения рабочей силы над спросом
на нее.
К безработным в России относятся
лица, достигшие 16 лет и старше, которые
в рассматриваемый период:
• не имели работы (доходного
занятия);
• занимались поисками работы,
т.е. обращались в государственную или
коммерческую службу занятости, использовали
или помещали объявления в печати, непосредственно
обращались к администрации предприятия
(работодателю), использовали личные связи
и другие способы, предпринимали шаги
к организации собственного дела;
• были готовы приступить к
работе.
При отнесении к безработным
должны быть соблюдены все три перечисленных
критерия.
К безработным, зарегистрированным
в органах государственной службы занятости,
относятся лица, не имеющие работы, ищущие
работу и в установленном порядке получившие
официальный статус безработного.
Косвенное регулирование
рынка рабочей силы
Перечисленные направления
не исчерпывают всех мер воздействия государства
на рынок труда. Наряду с ними существует
комплекс мер косвенного регулирования
данного рынка: налоговая, денежно-кредитная
и амортизационная политика правительства.
Кроме того, немалое влияние на рынок труда
оказывает и законодательство в области
социального обеспечения, трудовых отношений,
гражданских прав и т.п. В США, например,
большая часть такого рода законов была
принята в 30-х гг.
Меры косвенного регулирования
рынка рабочей силы одновременно являются
мерами общеэкономического регулирования
и воздействия на динамику занятости и
безработицы через конъюнктуру в стране.
Таким образом, современное государственное
регулирование рынка труда представляет
собой комплекс экономических, административных,
законодательных, организационных и иных
мер.
Регулирование
рынка труда в России
Законодательное регулирование
занятости и безработицы в России осуществляется
в соответствии с Законом РФ «О занятости
населения в Российской Федерации» от
19 апреля 1991 г., а также Положением о порядке
регистрации безработных граждан и условий
выплаты пособий по безработице, принятым
Правительством РФ 17 ноября 1992 г.
В соответствии с российским
законодательством центр занятости, где
зарегистрирован безработный, обязан
в течение 10 дней со дня обращения по возможности
предложить ему два варианта подходящей
работы, а впервые ищущему работу, не имеющему
профессии — два варианта получения профессиональной
подготовки или оплачиваемой работы в
пределах транспортной доступности.
В случае невозможности предоставления
указанным гражданам подходящей работы
из-за отсутствия необходимой профессиональной
квалификации им может быть предложено
пройти профессиональную подготовку или
повысить квалификацию по направлению
службы занятости. Кроме того, гражданам,
ищущим работу, может быть предложено
участие в общественных работах на добровольной
основе.
Решение о признании граждан
безработными принимается центром занятости
не позже 11 календарных дней со дня предъявления
всех необходимых документов. При этом
безработными не признаются те, кто отказался
от двух предложенных вариантов работы,
а также впервые ищущие работу, оказавшиеся
от двух вариантов профессиональной подготовки.
Решение о назначении пособия по безработице
принимается центром занятости одновременно
с решением о признании гражданина безработным.
Размеры пособий по безработице дифференцируются
в зависимости от категорий граждан, признанных
в установленном порядке безработными:
• уволенным с предприятий
по любым поводам, имевшим до увольнения
оплачиваемую работу не менее 12 календарных
недель на условиях полного рабочего дня
пособие выплачивается в течение первых
трех месяцев в размере 75% среднего заработка
за последние два месяца работы, в течение
следующих четырех месяцев — 60%, в дальнейшем
— 45%, но во всех случаях не ниже минимального
размера заработной платы, установленного
законодательством РФ, и не выше средней
заработной платы в данной республике,
крае или области;
• уволенным с предприятий
на любых основаниях, но не имевшим за
последний год 12 недель оплачиваемой работы
пособие выплачивается в размере минимальной
заработной платы;
• гражданам, ищущим работу
впервые, а также стремящимся возобновить
трудовую деятельность после длительного
(более одного года) перерыва, пособие
по безработице выплачивается только
в размере установленной законодательством
минимальной заработной платы.
Продолжительность периода
выплаты пособия по безработице не может
превышать двенадцати календарных месяцев
в суммарном исчислении. Выплата пособия
прекращается в случаях трудоустройства
безработного, прохождения профессиональной
подготовки, повышения квалификации или
переподготовки с выплатой стипендии,
назначения ему пенсии.
Государственное регулирование
проблем занятости и безработицы в Российской
Федерации осуществляет Министерство
труда и социального развития России,
а также его органы на местах — центры
и службы занятости (биржи труда). Это же
ведомство разрабатывает и реализует
общую государственную политику в области
труда, развития трудовых отношений на
основе социального партнерства, предотвращения
и разрешения трудовых конфликтов, охраны
труда, подготовки и переподготовки кадров.
Большинство экономистов полагают,
что проблема безработицы и других диспропорций
на рынке труда может быть смягчена только
с помощью комбинации различных средств:
стимулирования экономического роста,
сокращения рабочей недели, создания эффективной
системы переподготовки кадров.
Регулирование
трудовых отношений в России
В России трудовые отношения
призван регулировать Закон РФ «О коллективных
договорах и соглашениях» от 11 марта 1992
г. В нем регламентируются основные правила
ведения коллективных переговоров, порядок
заключения коллективных договоров и
соглашений, т.е. документов, регулирующих
отношения между работодателями и наемными
работниками. Закон впервые в России признал
право работодателя и работников самостоятельно
определять содержание коллективного
договора. Обычно коллективный договор
включает пять положений:
• нормы и обязательства, регулирующие
условия труда, в том числе его оплату,
продолжительность рабочего времени и
времени отдыха, условия и охрану труда,
трудовые льготы;
• нормы и обязательства, регулирующие
отношения, тесно связанные с трудовыми,
в первую очередь вопросы занятости и
предоставления льгот при высвобождении
с предприятия;