Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 16:21, курсовая работа
По классификации Всемирной Торговой Организации коммерческие услуги подразделяются на три вида: транспортные, туристические и другие(прочие) коммерческие услуги. В другие коммерческие услуги входят коммуникационные, страховые, строительные, финансовые, информационные, компьютерные, аудиовизуальные услуги, выплату роялти и лицензионных платежей и личные, культурные и рекреационные услуги.Согласно статистике ВТО, первое место в мировом экспорте услуг занимают другие коммерческие услуги, тогда как туристические и транспортные располагаются на втором и третьем местах соответственно. Такое положение сохраняется в период с 2000г. по 2009 г. В то же время существуют некоторые изменения касательно доли данных услуг среди всех коммерческих услуг. Так, доля других коммерческих услуг в мировом экспорте выросла с 44,5% (640 млрд. долл.) в 2000г. до 53,1% (1780 млрд. долл) в 2009. Доля транспортных услуг (с 23,4% до 20,9%), так же как и туристических (с 32,1% до 26,0%) сократилась. Доля транспортных услуг сократилась в результате расширения сферы других коммерческих услуг и особенно прочих (деловых) услуг. Прочие(деловые) услуги отражают более высокий уровень жизни и роста значения нематериальных видов деятельности.
Кафедра
мировой экономики и
Курсовая работа на тему
«Участие
Японии в международной торговле услугами»
Москва
2011
Темпы роста международной торговли услугами достаточно высоки. Об этом свидетельствует динамика внешней торговли услугами.
По данным UNCTAD, объем экспорта услуг в 2000 г. составил 1532259 трлн. долл., в 2005 г. – 2564327 трлн. долл., в 2009 г. - 3454563 трлн. долл.
Таким образом, объем мирового экспорта услуг превысил в 2009 г. аналогичный показатель 2000 г. В 2,5 раза.
Объем импорта же составил в 2000 г. 1,538738 трлн. долл., в 2005 г. – 2,468271 трлн. долл., а в 2009 г. – 3,291334 трлн. долл. Таким образом объем мирового импорта услуг превысил в 2009 г. аналогичный показатель 2000 г. в 2,13 раза.
По
классификации Всемирной
Что касается мирового импорта услуг, то здесь ситуация другая: на первом месте находятся другие коммерческие услуги, на второе место выходят транспортные услуги, оставляя на третьем месте туристические. Динамика мирового импорта услуг схожа с динамикой мирового экспорта услуг: доля других услуг повысилась с 41,5% в 2000г. до 48,3% в 2009г, а доля транспортных и туристических услуг снизилась с 28,7% до 26,6% и с 29,8% до 25,1% соответственно. Хотя стоит отметить,что с 2005 по 2008 год в импорте транспортных услуг наблюдался рост.
Географическая
структура международной
Доля развитых стран в 2000г. Составляла 75,6% от мирового экспорта услуг, доля развивающихся стран – 22,9%, доля стран с переходной экономикой – 1,5%. В 2009 г. доля развитых стран в мировом экспорте услуг составила 70,1%, доля развивающихся стран – 27,2%, доля стран с переходной экономикой – 2,7%.
По данным UNCTAD, в 2000 г. стоимость мирового импорта составила 1,538738 трлн. долл., а в 2009 г. – 3,291334 трлн. долл. Стоимость импорта услуг развитых стран равнялась 1,089915 трлн. долл. (70,8% от мирового импорта услуг), а в 2009 г. – 2,094751 трлн. долл. (63,6%). На долю развивающимся стран приходилось 422,347 млрд. долл (27,4%) в 2000г. и 1,087070 трлн. долл. (33,00%) в 2009г. Доля стран с переходной экономикой в 2000 г. составила 27,501 млрд. долл. (1,8%),а в 2009 г. – 109,513 млрд. долл. (3,33%).
Несмотря на постоянное возрастание объемов экспорта и импорта услуг в развитых странах благодаря высоким темпам экономического роста, их доля в мировом экспорте и импорте услуг снижается. Возрастает удельный вес развивающихся стран. Что же касается стран с переходной экономикой, то их позиции продолжают оставаться слабыми, а удельный вес в общем товарообороте – незначительным.
В период с 2000 по 2009 мировой экспорт и импорт услуг постоянно возрастал. Но стоит отметить,что в 2009 г. как в мировом экспорте, так и мировом импорте наблюдалось снижение объемов-данное явление можно связать с влиянием международного финансового кризиса. Если в 2008 г. мировой экспорт составил 3,928434 трлн. долл., то в 2009 г. этот показатель снизился до 3,467633 трлн. долл., что было ниже уровня 2007 г. (3,476714 трлн. долл.). мировой импорт услуг в 2008 г. равнялся 3,698598 трлн. долл., а в 2009 г. – 3,302237 трлн. долл., почти достигнув уровня 2007 г. (3,243938 трлн. долл.).
Все коммерческие услуги в 2009 г. подверглись влиянию кризиса. Транспортные и финансовые услуги пострадали ощутимее других. Строительство, самый динамично развивающийся подвид услуг в 2008 г., также значительно сократилось.
Доля транспортных услуг сократилась на огромные 26%. Меньший спрос был на грузоперевозки, которые составляют значительную часть мирового экспорта транспортных услуг. В 2009 г. экспорт туристических услуг сократился на 9%, отражая спад на рынке туризма по всему миру. Больше всего снизилась доля транспортных услуг в Европе (13% ), Северной Америке (11%) и СНГ (22%). Рынок финансовых услуг (экспорт) сократился на 15% в 2009г. упав на более чем на 20% в первой половине 2009 г., экспорт же финансовых услуг начал постепенно восстанавливаться . Стоит отметить,что финансовый рынок нестабилен до сих пор.
Проанализировав
современное состояние
МТУ является самым динамичным сектором мирового хозяйства. Существуюет несколько причин для такой динамики:
1)Многие товары
и услуги становятся
2)Также существенно
влияет научно-технический
3)Стоит отметить
все большую открытость национальных
экономик
Еще
одной тенденцией следует назвать
изменение географической структуры сферы
услуг. В мировом экспорте и импорте услуг
лидирующие позиции продолжают сохранять
развитые страны, однако их доля уменьшается.
Вместе с тем доля развивающихся стран
увеличивается. Страны с переходной экономикой
все еще играют незначительную роль в
мировой торговле услугами, хотя и их доля
увеличивается.
Япония-одно из государств с наиболее сильной и конкурентноспособной экономикой. В рейтинге конкурентноспособности стран Мирового Экономического Форума Япония занимает 6 место(после Швейцарии,Швеции,Сингапура,США и Германии).
Данные внешней торговли услугами Японии свидетельствуют о том,что на протяжении периода с 2000 г. по 2009 г. другие (прочие) услуги занимали первое место в экспорте услуг страны, на втором месте по объемам находятся туристические услуги, а на третьем- транспортные (см. Приложение). Причем доля транспортных услуг с каждым годом падала,тогда как доля прочих услуг и туризма с каждым годом увеличивалась.
В 2000 году экспорт прочих услуг составил 40,187 млрд. долл., что равнялось 58,1% от всех услуг. В 2005 г. этот показатель составил 62,172 млрд. долл., то есть 56,3%, а в 2009 г. – 86,148 млрд. долл., что равноценно 67,4% от всего экспорта услуг. Можно сделать вывод, что доля прочих услуг постоянно возрастает, они составляют большую часть экспорта услуг Японии. Среди прочих услуг выделяются торговля лицензиями и бизнесс-услуги.
Экспорт туристических услуг Японии в 2000 г. Равнялся 3,368 млрд. Долл. (4,9%), в 2005 г. – 12,459 млрд. Долл. (11,3%), в 2009 г. – 10,276 млрд. долл. (8%). В период с 2000 по 2005 наблюдался активный рост доли туристических услуг,однако с 2005 началось постепенное уменьшение доли до 8% в 2009. Однако стоит отметить,что туризм в Японии не занимает ведущее место в экономике, поэтому данное снижение не столь существенно для экономики Японии.
Экспорт транспортных услуг в 2000 г. составлял – 25,558 млрд. долл. (37%), в 2005 г. – 35,846 млрд. долл. (32,4%), в 2009 г. – 31,470 млрд. долл. (24,6%). Транспортные услуги занимают достаточно крупную часть от общего экспорта услуг страны. При этом наблюдается явное снижение доли транспортных услуг.
Географическая структура также изменялась. Доля Японии в мировом экспорте услуг составляла в 2000 г. 4,5% (69,114 млрд. долл.), в 2005 г. – 4,3% (110,477млрд. долл), а в 2009 г. - 3,7% (127,895 млрд. долл.). Видно,что доля Японии незначительно снизилась,снижение составило 0,8%. По-прежнему лидируют США, за ними располагаются Великобритания и Германия. Удельный вес этих стран за рассматриваемый период увеличился.
Мировой финансовый кризис, разразившийся в 2008 году и продолжающийся до сих пор сказался на экономике мира и отдельных стран, не оставив в стороне и Японию. Среди всех услуг падение испытали только транспортные услуги,тогда как прочие услуги и туризм показали рост.Однако не стоит связывать падение доли транспортных услуг только с кризисом,так как уже с 2000 года наблюдается тенденция к понижению доли транспортных услуг.
Экономика
Японии экспортозависимая, большую
часть высокотехнологичной
Sony понесла в 2008 году убытки в 3 млрд. долларов, Компания Тошиба также потерпела убытки в 2 млрд. долларов в 2008 году. Панасоник, в свою очередь, сократил на 1,5 млрд. долларов долю инвестиций в развитие производства жк-телевизоров. Ситуацию в Япониив 2008году можно описать кратко. Кризис пришел извне. Объемы экспорта снизились, а объемы импорта выросли. Финансовый кризис так сильно ударил по Японии, что японцы протестовали против повышения пошлин на ввоз их автомобилей в Россию.
Япония предоставляет главным образом прочие(коммерческие и бизнес-услуги) и транспортные услуги. Так называемые прочие услуги составляют около 70% от экспорта услуг страны.Среди прочих услуг выделяется такая статья экмпорта как роялти и торговля лицензиями. Япония общепризнанный лидер в сфере интеллектуальной собственности. Также можно выделить строительные и финансовые услуги.
Доля Японии в мировом экспорте достаточно весома. Естественно показатель Японии невозможно сравнить с показателем США(14%), однако 4,5%, которые она имеет, достаточно весомый показатель участия страны в мировой торговле услугами. Япония занимает достойное место в мировой торговле услугами и по сравнению со странами топ-10 экономик по версии ВТО.Япония является нетто-импортером. Отрицательное сальдо в 2009 г. составило 20392 млрд. долл., следовательно страна экспортировала услуг меньше чем импортировала на эту сумму.
Приложения:
Таблица №1.Товарная структура мировой торговли услугами 2000-2009.
Мировая торговля коммерческими услугами по категориям
Экспорт | Объем(млрд $) | Доля в % | |||
2009 | 2000 | 2005 | 2008 | 2009 | |
Все коммерческие услуги | 3350 | 100 | 100 | 100 | 100 |
Транспортные | 700 | 23,4 | 23,3 | 23,7 | 20,9 |
Туристические | 870 | 32,1 | 27,7 | 25,1 | 26 |
Другие коммерческие услуги | 1780 | 44,5 | 49 | 51,1 | 53,1 |
Импорт | 2009 | 2000 | 2005 | 2008 | 2009 |
Все коммерческие услуги | 3145 | 100 | 100 | 100 | 100 |
Транспортные | 835 | 28,7 | 29,1 | 30 | 26,6 |
Туристические | 790 | 29,8 | 27,1 | 24,4 | 25,1 |
Другие коммерческие услуги | 1520 | 41,5 | 43,8 | 45,5 | 48,3 |
Составлено на основе данных WTO, International Trade Statistics 2010. |
Таблица №2.Географическая структура мировой торговли в 2000-2009.
Мировой экспорт и импорт услуг в млн.$
Экспорт
(в млн.$) |
2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 |
Мир | 1532258 | 1532477 | 1634525 | 1900610 | 2290594 | 2564327 | 2897783 | 3476343 | 3910421 | 3454563 |
Развивающиеся | 350208 | 351403 | 378370 | 431662 | 540912 | 632536 | 734126 | 894961 | 1035762 | 939776 |
Страны с переходной экономикой | 23534 | 26999 | 31624 | 39228 | 49348 | 57884 | 70118 | 89161 | 112566 | 92842 |
Развитые | 1158515 | 1154075 | 1224531 | 1429719 | 1700333 | 1873906 | 2093539 | 2492220 | 2762092 | 2421944 |
Импорт | ||||||||||
Мир | 1538737 | 1555233 | 1623579 | 1870590 | 2219124 | 2468271 | 2751636 | 3247338 | 3696686 | 3291333 |
Развивающиеся | 422346 | 426305 | 435938 | 488734 | 603802 | 706051 | 826491 | 999571 | 1187154 | 1087069 |
Страны с переходной экономикой | 27500 | 34020 | 39632 | 47035 | 59797 | 70519 | 82343 | 106495 | 134045 | 109513 |
Развитые | 1088890 | 1094906 | 1148008 | 1334821 | 1555523 | 1691700 | 1842801 | 2141271 | 2375486 | 2094750 |
Составлена на основе данных UNCTAD.
Табл. 3. Товарная структура внешней торговли услугами Японии(экспорт, млн. долл. США).
Услуга/Год | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 |
Все услуги | 69113 | 64504 | 65646 | 77493 | 97486 | 110476 | 117236 | 128958 | 147722 | 127895 |
Транспорт | 25558 | 24016 | 23948 | 26430 | 32113 | 35845 | 37619 | 41932 | 46649 | 31470 |
Туризм | 3368 | 3310 | 3492 | 8807 |
11260 |
12458 |
8460 |
9328 |
10748 |
10275 |
Прочие услуги | 40187 | 37177 | 38205 | 42255 | 54113 | 62171 | 71156 | 77697 | 90324 | 86148 |
Коммуникационные | 819 | 718 | 744 | 664 | 453 | 396 | 435 | 553 | 648 | 666 |
Строительство | 5831 | 4788 | 4619 | 4549 | 6859 | 7239 | 8982 | 10310 | 13627 | 12410 |
Страхование | 172 | -104 | -351 | 378 | 1069 | 869 | 1573 | 1350 | 933 | 865 |
Финансовые услуги | 2858 | 2712 | 3128 | 3471 | 4402 | 5078 | 6146 | 6206 | 5414 | 4807 |
Компьютерные и информационные услуги | 1566 | 1411 | 1139 | 1071 | 1041 | 1128 | 965 | 966 | 938 | 863 |
Роялти и лицензии | 10210 | 10447 | 10414 | 12262 | 15677 | 17646 | 20087 | 23211 | 25510 | 21610 |
Другие бизнес услуги | 17679 | 16237 | 17399 | 18039 | 21862 | 27390 | 30668 | 32887 | 40798 | 42350 |
Личные, культурные и рекреационные услуги | 116 | 118 | 313 | 141 | 72 | 97 | 140 | 156 | 152 | 161 |
Табл.4. Географическая структура: объем экспорта услуг 2000- 2009 гг. (топ-10, млн. долл. США)
Экономика/Год | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 |
Мир | 1532258 | 1532477 | 1634525 | 1900610 | 2290594 | 2564327 | 2897783 | 3476343 | 3910421 | 3454563 |
США | 295234 | 282816 | 287423 | 300367 | 334610 | 368193 | 412800 | 483562 | 527948 | 495867 |
Великобритания | 120041 | 119521 | 132354 | 158331 | 197557 | 207724 | 236072 | 287867 | 286206 | 231564 |
Германия | 86532 | 88724 | 102359 | 123458 | 147349 | 166960 | 194175 | 228299 | 260907 | 230379 |
Франция | 80603 | 80160 | 85666 | 98567 | 114757 | 122331 | 128574 | 149233 | 166540 | 142967 |
Китай | 30430 | 33334 | 39744 | 46733 | 62434 | 74404 | 91999 | 122206 | 147112 | 129549 |
Япония | 69113 | 64504 | 65646 | 77493 | 97486 | 110476 | 117236 | 128958 | 147722 | 127895 |
Италия | 56447 | 57632 | 59796 | 71579 | 84673 | 89409 | 98774 | 111930 | 116296 | 95285 |
Швейцария | 30707 | 29567 | 30991 | 36269 | 43940 | 49821 | 54864 | 65932 | 77297 | 76304 |
Ирландия | 16885 | 24637 | 28427 | 41911 | 52676 | 59964 | 71592 | 93014 | 99530 | 92567 |
Исландия | 1041 | 1085 | 1112 | 1374 | 1620 | 2036 | 1869 | 2273 | 2181 | 2311 |
Информация о работе Участие Японии в международной торговле услугами