Участие Японии в международной торговле услугами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 16:21, курсовая работа

Описание работы

По классификации Всемирной Торговой Организации коммерческие услуги подразделяются на три вида: транспортные, туристические и другие(прочие) коммерческие услуги. В другие коммерческие услуги входят коммуникационные, страховые, строительные, финансовые, информационные, компьютерные, аудиовизуальные услуги, выплату роялти и лицензионных платежей и личные, культурные и рекреационные услуги.Согласно статистике ВТО, первое место в мировом экспорте услуг занимают другие коммерческие услуги, тогда как туристические и транспортные располагаются на втором и третьем местах соответственно. Такое положение сохраняется в период с 2000г. по 2009 г. В то же время существуют некоторые изменения касательно доли данных услуг среди всех коммерческих услуг. Так, доля других коммерческих услуг в мировом экспорте выросла с 44,5% (640 млрд. долл.) в 2000г. до 53,1% (1780 млрд. долл) в 2009. Доля транспортных услуг (с 23,4% до 20,9%), так же как и туристических (с 32,1% до 26,0%) сократилась. Доля транспортных услуг сократилась в результате расширения сферы других коммерческих услуг и особенно прочих (деловых) услуг. Прочие(деловые) услуги отражают более высокий уровень жизни и роста значения нематериальных видов деятельности.

Файлы: 1 файл

курсовик МТУ.doc

— 111.00 Кб (Скачать файл)
 

Кафедра мировой экономики и международных  экономических отношений 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа на тему

«Участие  Японии в международной торговле услугами» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва

2011

1. Особенности международной  торговли услугами  в 2000-2009 годах.

 Темпы роста международной торговли услугами достаточно высоки. Об этом свидетельствует динамика внешней торговли услугами.

 По  данным UNCTAD, объем экспорта услуг в 2000 г. составил 1532259 трлн. долл., в 2005 г. – 2564327 трлн. долл., в 2009 г. - 3454563 трлн. долл.

 Таким образом, объем мирового экспорта услуг  превысил в 2009 г. аналогичный показатель 2000 г. В 2,5 раза.

 Объем импорта же составил в 2000 г. 1,538738 трлн. долл., в 2005 г. – 2,468271 трлн. долл., а в 2009 г. – 3,291334 трлн. долл. Таким образом объем мирового импорта услуг превысил в 2009 г. аналогичный показатель 2000 г. в 2,13 раза.

 

  • 1.1.Анализ  динамики товарной  и географической  структуры торговли  услугами в 2000-2009 гг.
  •  По  классификации Всемирной Торговой Организации  коммерческие услуги подразделяются  на три вида: транспортные, туристические и другие(прочие) коммерческие услуги. В другие коммерческие услуги входят коммуникационные, страховые, строительные,  финансовые, информационные, компьютерные, аудиовизуальные услуги, выплату роялти и лицензионных платежей и личные, культурные и рекреационные услуги.Согласно статистике ВТО, первое место в мировом экспорте услуг занимают другие коммерческие услуги, тогда как туристические и транспортные располагаются на втором и третьем местах соответственно. Такое положение сохраняется в период с 2000г. по 2009 г. В то же время существуют некоторые изменения касательно доли данных услуг среди всех коммерческих услуг. Так, доля других коммерческих услуг в мировом экспорте выросла с 44,5% (640 млрд. долл.) в 2000г. до 53,1% (1780 млрд. долл) в 2009. Доля транспортных услуг (с 23,4% до 20,9%), так же как и туристических (с 32,1% до 26,0%) сократилась. Доля транспортных услуг сократилась в результате расширения сферы других коммерческих услуг и особенно прочих (деловых) услуг. Прочие(деловые) услуги отражают более высокий уровень жизни и роста значения нематериальных видов деятельности.

     Что касается мирового импорта услуг, то здесь  ситуация другая: на первом месте находятся другие коммерческие услуги,  на второе место выходят транспортные услуги, оставляя на третьем месте туристические. Динамика мирового импорта услуг схожа с динамикой мирового экспорта услуг: доля других услуг повысилась с 41,5% в 2000г. до 48,3% в 2009г, а доля транспортных и туристических услуг снизилась с 28,7% до 26,6% и с 29,8% до 25,1% соответственно. Хотя стоит отметить,что с 2005  по 2008 год в импорте транспортных услуг наблюдался рост.

     Географическая  структура международной торговли услугами также изменяется. Эти изменения  в географической структуре мировой торговли  услугами связаны с неравномерностью экономического развития стран. Лидирующие позиции по-прежнему сохраняются за развитыми странами , но в то же время растет доля развивающихся стран.По данным UNCTAD, в 2000г. стоимость мирового экспорта услуг составила 1532259 трлн. долл, а в 2009 г. – 3454563 трлн. долл. На долю развитых стран в 2000г приходилось 1158515 трлн. долл. мирового экспорта услуг, а в 2009 г. – 2421944 трлн. долл., то есть произошло увеличение в 2,09 раза. На долю развивающихся стран приходилось в 2000 г. 350,208 млрд. долл., а в 2009г. – 939,776 млрд. долл. , то есть произошло увеличение в 2,68 раза. А на долю стран с переходной экономикой в 2000г приходилось 23,535 млрд. долл, а в 2009 г. – 92,843 млрд. долл., что показывает увеличение в 3,94 раза.(см. приложение)

     Доля развитых стран в 2000г. Составляла 75,6% от мирового экспорта услуг, доля развивающихся стран – 22,9%, доля стран с переходной экономикой – 1,5%. В 2009 г. доля развитых стран в мировом экспорте услуг составила 70,1%, доля развивающихся стран – 27,2%, доля стран с переходной экономикой – 2,7%.

     По данным UNCTAD, в 2000 г. стоимость мирового импорта составила 1,538738 трлн. долл., а в 2009 г. – 3,291334 трлн. долл. Стоимость импорта услуг развитых стран равнялась 1,089915 трлн. долл. (70,8% от мирового импорта услуг), а в 2009 г. – 2,094751 трлн. долл. (63,6%). На долю развивающимся стран приходилось 422,347 млрд. долл (27,4%) в 2000г. и 1,087070 трлн. долл. (33,00%) в 2009г. Доля стран с переходной экономикой в 2000 г. составила 27,501 млрд. долл. (1,8%),а в 2009 г. – 109,513 млрд. долл. (3,33%).

     Несмотря  на постоянное возрастание объемов  экспорта и импорта услуг в  развитых странах благодаря высоким  темпам экономического роста, их доля в мировом экспорте и импорте услуг снижается. Возрастает удельный вес развивающихся стран.  Что же касается стран с переходной экономикой, то их позиции продолжают оставаться слабыми, а удельный вес в общем товарообороте – незначительным.

     

  • 1.2.Основные  тенденции в развитии международной торговли уcлугами.
  •  В период с 2000 по 2009 мировой экспорт и импорт услуг постоянно возрастал. Но стоит отметить,что в 2009 г. как в мировом экспорте, так и мировом импорте наблюдалось снижение объемов-данное явление можно связать с влиянием международного финансового кризиса. Если в 2008 г. мировой экспорт составил 3,928434 трлн. долл., то в 2009 г. этот показатель снизился до 3,467633 трлн. долл., что было ниже уровня 2007 г. (3,476714 трлн. долл.). мировой импорт услуг в 2008 г. равнялся 3,698598 трлн. долл., а в 2009 г. – 3,302237 трлн. долл., почти достигнув уровня 2007 г. (3,243938 трлн. долл.).

       Все коммерческие услуги в 2009 г. подверглись влиянию кризиса. Транспортные и финансовые услуги  пострадали ощутимее других. Строительство, самый динамично развивающийся подвид услуг в 2008 г., также значительно сократилось.

     Доля транспортных услуг сократилась на огромные 26%. Меньший спрос был на грузоперевозки, которые составляют значительную часть мирового экспорта транспортных услуг.  В 2009 г. экспорт туристических услуг сократился на 9%, отражая спад на рынке туризма по всему миру. Больше всего снизилась доля транспортных услуг в Европе (13% ), Северной Америке (11%) и СНГ (22%). Рынок финансовых услуг (экспорт) сократился на 15% в 2009г. упав на более чем на 20% в первой половине 2009 г., экспорт же финансовых услуг начал постепенно восстанавливаться . Стоит отметить,что финансовый рынок нестабилен до сих пор.

     Проанализировав современное состояние международной  торговли услугами,можно выделить несколько основных тенденций

      МТУ является самым динамичным сектором мирового хозяйства. Существуюет несколько причин для такой динамики:

     1)Многие товары  и услуги становятся неотделимыми  друг от друга,соответственно  рост потребления товаров приводит к росту потребления услуг.,

     2)Также существенно  влияет научно-технический прогресс.,

       3)Стоит отметить все большую открытость национальных экономик 

     Еще одной тенденцией  следует назвать изменение географической структуры сферы услуг. В мировом экспорте и импорте услуг лидирующие позиции продолжают сохранять развитые страны, однако их доля уменьшается. Вместе с тем доля  развивающихся стран увеличивается. Страны с переходной экономикой все еще играют незначительную роль в мировой торговле услугами, хотя и их доля увеличивается. 
     
     
     
     
     
     

     2.Особенности  участия Японии  в международной  торговле услугами.

     Япония-одно из государств с наиболее сильной  и конкурентноспособной экономикой. В рейтинге конкурентноспособности стран Мирового Экономического Форума Япония занимает 6 место(после Швейцарии,Швеции,Сингапура,США и Германии).

     

  • 2.1.Анализ  динамики товарной  и географической  структуры внешней  торговли услугами  Японии.
  •  Данные  внешней торговли услугами Японии свидетельствуют  о том,что на протяжении периода  с 2000 г. по 2009 г. другие (прочие) услуги занимали первое место в экспорте услуг страны, на втором месте по объемам находятся туристические услуги, а на третьем- транспортные (см. Приложение). Причем доля транспортных услуг с каждым годом падала,тогда как доля прочих услуг и туризма с каждым годом увеличивалась.

     В 2000 году экспорт прочих услуг составил 40,187 млрд. долл., что равнялось 58,1% от всех услуг. В 2005 г. этот показатель составил 62,172 млрд. долл., то есть 56,3%, а в 2009 г. – 86,148 млрд. долл., что равноценно 67,4% от всего экспорта услуг. Можно сделать вывод, что доля прочих услуг постоянно возрастает, они составляют большую часть экспорта услуг Японии. Среди прочих услуг выделяются торговля лицензиями и бизнесс-услуги.

     Экспорт туристических услуг Японии в 2000 г. Равнялся 3,368 млрд. Долл. (4,9%), в 2005 г. – 12,459 млрд. Долл. (11,3%), в 2009 г. – 10,276 млрд. долл. (8%). В период с 2000 по 2005 наблюдался активный рост доли туристических услуг,однако с 2005 началось постепенное уменьшение доли до 8% в 2009. Однако стоит отметить,что туризм в Японии не занимает ведущее место в экономике, поэтому данное снижение не столь существенно для экономики Японии.

     Экспорт транспортных услуг в 2000 г. составлял  – 25,558 млрд. долл. (37%), в 2005 г. – 35,846 млрд. долл. (32,4%), в 2009 г. – 31,470 млрд. долл. (24,6%). Транспортные услуги занимают достаточно крупную часть от общего экспорта услуг страны. При этом наблюдается явное снижение доли транспортных услуг.

     Географическая  структура также изменялась. Доля Японии в мировом экспорте услуг составляла в 2000 г. 4,5% (69,114 млрд. долл.), в 2005 г. – 4,3% (110,477млрд. долл), а в 2009 г. - 3,7% (127,895 млрд. долл.). Видно,что доля Японии незначительно снизилась,снижение составило 0,8%. По-прежнему лидируют США, за ними располагаются Великобритания и Германия. Удельный вес этих стран за рассматриваемый период увеличился.

     

  • 2.2.Влияние  кризисных явлений  на внешнюю торговлю  услугами Японии.
  •  Мировой финансовый кризис, разразившийся в 2008 году и продолжающийся до сих пор сказался на экономике мира и отдельных стран, не оставив в стороне и Японию. Среди всех услуг падение испытали только транспортные услуги,тогда как прочие услуги и туризм показали рост.Однако не стоит связывать падение доли транспортных услуг только с кризисом,так как уже с 2000 года наблюдается тенденция к понижению доли транспортных услуг.

     Экономика Японии экспортозависимая, большую  часть высокотехнологичной продукции  «Страна восходящего солнца»  экспортирует на Запад. Во время кризиса  спрос на эту продукцию упал. Экспорт является одним из важных факторов, обеспечивающих рост японской экономики. Сокращение его объемов привело к сокращению ВВП страны на 1,8% в третьем квартале 2008 года. Основными экспортными отраслями Японии являются автомобилестроение и электроника. Вследствие мирового финансового кризиса 2008-2009 годов у японского автопрома наступили не лучшие времена. Объемы продаж японских автомобилей упали до уровня пятнадцатилетней давности! В таком же тяжелом положении находились и японские производители электроники.

    Sony понесла в 2008 году убытки в  3 млрд. долларов,  Компания Тошиба  также потерпела убытки в 2 млрд. долларов в 2008 году. Панасоник,  в свою очередь, сократил на 1,5 млрд. долларов долю инвестиций в развитие производства жк-телевизоров. Ситуацию в Япониив 2008году можно описать кратко. Кризис пришел извне.  Объемы экспорта снизились, а объемы импорта выросли. Финансовый кризис так сильно ударил по Японии, что японцы протестовали против повышения пошлин на ввоз их автомобилей в Россию.

      • 2.3.Роль  Японии в международной торговле услугами.

       Япония  предоставляет главным образом прочие(коммерческие и бизнес-услуги) и транспортные услуги. Так называемые прочие услуги составляют около 70% от экспорта услуг страны.Среди прочих услуг выделяется такая статья экмпорта как роялти и торговля лицензиями. Япония общепризнанный лидер в сфере интеллектуальной собственности. Также можно выделить строительные и финансовые услуги.

       Доля  Японии в мировом экспорте достаточно весома. Естественно показатель Японии невозможно сравнить с показателем  США(14%), однако 4,5%, которые она имеет,  достаточно весомый показатель участия страны в мировой торговле услугами. Япония занимает достойное место в мировой торговле услугами и  по сравнению со странами топ-10 экономик по версии ВТО.Япония является нетто-импортером. Отрицательное сальдо в 2009 г. составило 20392 млрд. долл., следовательно страна экспортировала услуг меньше чем импортировала на эту сумму.

      Список  литературы:

       
           
      1. Международная торговля и мировые товарные рынки. Аналитическое пособие/А.О.Руднева. – М.:Восток-Запад, 2009. – 288 с.
      2. Международные экономические отношения: учебник для студентов вузов, обучающихся по экномическим специальностям/ под ред. В.Е.Рыбалкина. – 8-е изд., перераб. И доп. – М.: БНИТИ-ДАНА, 2009. – 623с.
      3. Статистические данные с сайта ВТО: www.wto.org
      4. Servicesprofile http://stat.wto.org/ServiceProfile/WSDBServicePFView.aspx?Language=E&Country=CH
      5. International Trade Statistics
      6. http://www.wto.org/english/res_e/statis_e/its2011_e/its11_toc_e.htm
      7. Статистические данные с сайта UNCTAD: www.unctad.org
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

       Приложения:

       Таблица №1.Товарная структура мировой торговли услугами 2000-2009.

       Мировая торговля коммерческими услугами по категориям

      Экспорт Объем(млрд $) Доля  в %
        2009 2000 2005 2008 2009
      Все коммерческие услуги 3350 100 100 100 100
      Транспортные 700 23,4 23,3 23,7 20,9
      Туристические 870 32,1 27,7 25,1 26
      Другие  коммерческие услуги 1780 44,5 49 51,1 53,1
      Импорт 2009 2000 2005 2008 2009
      Все коммерческие услуги 3145 100 100 100 100
      Транспортные 835 28,7 29,1 30 26,6
      Туристические 790 29,8 27,1 24,4 25,1
      Другие  коммерческие услуги 1520 41,5 43,8 45,5 48,3
      Составлено  на основе данных WTO, International Trade Statistics 2010.
       
       

       Таблица №2.Географическая структура мировой  торговли в 2000-2009.

       Мировой экспорт и импорт услуг в млн.$

      Экспорт

      (в млн.$)

      2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
      Мир 1532258 1532477 1634525 1900610 2290594 2564327 2897783 3476343 3910421 3454563
      Развивающиеся 350208 351403 378370 431662 540912 632536 734126 894961 1035762 939776
      Страны  с переходной экономикой 23534 26999 31624 39228 49348 57884 70118 89161 112566 92842
      Развитые 1158515 1154075 1224531 1429719 1700333 1873906 2093539 2492220 2762092 2421944
      Импорт                    
      Мир 1538737 1555233 1623579 1870590 2219124 2468271 2751636 3247338 3696686 3291333
      Развивающиеся 422346 426305 435938 488734 603802 706051 826491 999571 1187154 1087069
      Страны  с переходной экономикой 27500 34020 39632 47035 59797 70519 82343 106495 134045 109513
      Развитые 1088890 1094906 1148008 1334821 1555523 1691700 1842801 2141271 2375486 2094750
       

       Составлена на основе данных UNCTAD.

        • Приложение 3. Товарная структура  ВТУ Японии в 2000-2009гг.
         

         Табл. 3. Товарная структура  внешней торговли услугами Японии(экспорт, млн. долл. США).

        Услуга/Год 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
        Все услуги 69113 64504 65646 77493 97486 110476 117236 128958 147722 127895
        Транспорт 25558 24016 23948 26430 32113 35845 37619 41932 46649 31470
         Туризм 3368 3310 3492 8807 
        11260 
        12458 
        8460 
        9328 
        10748 
        10275
          Прочие услуги 40187 37177 38205 42255 54113 62171 71156 77697 90324 86148
         Коммуникационные 819 718 744 664 453 396 435 553 648 666
         Строительство 5831 4788 4619 4549 6859 7239 8982 10310 13627 12410
         Страхование 172 -104 -351 378 1069 869 1573 1350 933 865
        Финансовые  услуги 2858 2712 3128 3471 4402 5078 6146 6206 5414 4807
        Компьютерные  и информационные услуги 1566 1411 1139 1071 1041 1128 965 966 938 863
            Роялти и лицензии 10210 10447 10414 12262 15677 17646 20087 23211 25510 21610
            Другие бизнес услуги 17679 16237 17399 18039 21862 27390 30668 32887 40798 42350
            Личные, культурные и рекреационные услуги 116 118 313 141 72 97 140 156 152 161
         
         
         

         Табл.4. Географическая структура: объем экспорта услуг 2000- 2009 гг. (топ-10, млн. долл. США)

        Экономика/Год 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
        Мир 1532258 1532477 1634525 1900610 2290594 2564327 2897783 3476343 3910421 3454563
        США 295234 282816 287423 300367 334610 368193 412800 483562 527948 495867
        Великобритания 120041 119521 132354 158331 197557 207724 236072 287867 286206 231564
        Германия 86532 88724 102359 123458 147349 166960 194175 228299 260907 230379
        Франция 80603 80160 85666 98567 114757 122331 128574 149233 166540 142967
        Китай 30430 33334 39744 46733 62434 74404 91999 122206 147112 129549
        Япония 69113 64504 65646 77493 97486 110476 117236 128958 147722 127895
        Италия 56447 57632 59796 71579 84673 89409 98774 111930 116296 95285
        Швейцария 30707 29567 30991 36269 43940 49821 54864 65932 77297 76304
        Ирландия 16885 24637 28427 41911 52676 59964 71592 93014 99530 92567
        Исландия 1041 1085 1112 1374 1620 2036 1869 2273 2181 2311

    Информация о работе Участие Японии в международной торговле услугами