Учет и регулирование тарифов энергосбережения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2015 в 17:26, реферат

Описание работы

Направления оснащения приборами коммерческого учета расхода ТЭР. Системы коммерческого учета электроэнергии. Нормативно-правовая база энергосбережения. Степень самообеспечения энергоресурсами в некоторых странах по годам.

Содержание работы

1.Основы учета и регулирования потребления потребления энергоресурсов.
2.Осноные правовые и нормативные документа в области энергосбережения.
3.Менеджмент в энергетике.
4.Социально-экономический и психологический аспекты энергосбережения. Потенциал энергосбережения.
5.Экономическая и тарифная политика Республика Беларусь.
6.Задача

Файлы: 1 файл

УЧЕТ И РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОТРЕБЛЕНИЯ ЭНЕРГОРЕСУРСОВ.docx

— 73.71 Кб (Скачать файл)

Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нерациональное использование ТЭР.

Принятым в 1998 г. Законом Республики Беларусь «Об энергосбережении» (15 июля 1998 г. № 190-3) регулируются отношения, возникающие в процессе деятельности юридических и физических лиц в сфере энергосбере-жения в целях повышения эффективности использования ТЭР, и установлены правовые основы этих отношений. В нём подчёркнуто, что энергосбережение является приоритетом государственной политики в решении энергетической проблемы в Республике Беларусь, и установлено, что объектами отношений в сфере энергосбережения являются физические и юридические лица (пользователи и производители ТЭР) осуществляющие следующие виды деятельности:

- добычу, переработку, производство, транспортировку, хранение, использование  и утилизацию всех видов ТЭР;

- производство и поставку  энергогенерирующих и энергопотребляющих оборудования, машин, механизмов и материалов, а также приборов учёта, контроля, регулирования расходов ТЭР;

- проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ (НИОКР), экспертных, специализированных, монтажных, наладочных, ремонтных, энергосберегающих  и других видов работ, связанных  с повышением эффективности использования  и экономии ТЭР;

- реализацию мероприятий, связанных с развитием и применением  нетрадиционных и возобновляемых  источников энергии, использование  возобновляемых энергетических  ресурсов;

- информационное обеспечение  юридических и физических лиц, подготовка кадров для сферы  энергосбережения;

- разработку и внедрение  эффективных систем управления  энерго-сбережением и средств контроля за эффективным использованием ТЭР.

Законом определены основные принципы государственного управления в сфере энергосбережения:

- осуществление государственного  надзора за рациональным исполь-зованием ТЭР;

- разработка государственных  и межгосударственных научно-технических, республиканских, отраслевых и региональных программ энергосбережения и их финансирование;

- приведение нормативных  документов в соответствии с  требованием снижения энергоёмкости  материального производства, сферы  услуг и быта;

- создание системы финансово-экономических  механизмов, обеспечиваю-щих экономическую заинтересованность производителей и пользователей в эффективном использовании ТЭР, вовлечение в топливно-энергетический баланс нетрадиционных и возобновляемых источников энергии, а также в инвестировании средств в энергосберегающие мероприятия;

- повышение уровня самообеспечения республики местными ТЭР;

- осуществление государственной  экспертизы энергетической эффектив-ности проектных решений;

- создание и широкое  распространение экологически чистых и безопасных энергетических технологий, обеспечение безопасного для населения состояния окружающей среды в процессе использования ТЭР;

- реализация демонстрационных  проектов высокой энергетической  эффективности;

- информационное обеспечение  деятельности по энергосбережению  и пропаганда передового отечественного  и зарубежного опыта в этой  области;

- обучение производственного  персонала и населения методам  экономии топлива и энергии;

- создание других экономических, информационных, организационных условий  для реализации принципов энергосбережения.

Законом определены источники финансирования мероприятий по энергосбережению. Ими являются средства:

- республиканского и местного  бюджетов;

- республиканского фонда  энергосбережения;

- юридических и физических  лиц, направленных на цели энергосбережения;

- инновационного фонда  концерна «Белэнерго»;

- инновационных фондов  министерств и ведомств, а также:

- льготные кредиты;

- инвестиции по линии  Всемирного банка;

- другие источники.

Для производителей и пользователей топливно-энергетических ресурсов предусмотрена система получения льготных кредитов для проведения энергосберегающих мероприятий, определён порядок образования и использования фондов «Ресурсо и энергосбережение» субъектами хозяйствования.

 

 

 

                                  3.Менеджмент в энергетике

    В повышении эффективности энергосбережения большое значение имеет не только внедрение нового оборудования, передовой технологии, совершенствование и модернизация существующего оборудования, широкое использование всех местных и вторичных ресурсов, но и правильно организованное управление энергопотреблением, то есть энергоменеджмент и энергоаудит.

Энергетический менеджмент представляет собой совокупность технических и организационных мероприятий, направленных на повышение эф-фективности использования энергоресурсов и являющейся частью общей структуры управления предприятием. Он играет значительную роль в по-вышении экономической эффективности и экологической безопасности, а получил свое развитие у нас лишь в начале 70-х годов прошлого века, гораз-до позже, чем в других странах. В нашей стране энергетический менеджмент начал внедряться в практику хозяйствования после провозглашения республики самостоятельным государством. Это сложная структура идеалов, научных знаний, политических приоритетов, практической стратегии и механизмов планирования, регулирования и реализации всех видов деятель-ности людей в целях обеспечения эколого-экономической стабилизации. Цели энергетического менеджмента должны быть достижимыми, реальными и соответствующими условиям эколого-экономической безопасности. Основная задача его состоит в проведении комплексного анализа энергопо-требления и на его основе - проведение энергосберегающих мероприятий на предприятии.

Основными функциями энергоменеджмента являются:

- взаимодействие с энергопотребителями предприятия и взаимодействие с энергоснабжающими организациями;

- обработка и предоставление  информации об энергопотреблении по отдельным структурным подразделениям (производствам, цехам, участкам);

- подготовка предложений  по энергосбережению;

- запуск энергосберегающих  проектов и управление ими;

- проведение разъяснительно-воспитательной  работы со всеми работни-ками о важности и необходимости энергосбережения.

Энергосберегающие   мероприятия  выполняются по следующим направлениям:

- энергетический баланс  всего предприятия и его структурных  подразде- лений-энергопотребителей;

- энергетическое обследование;

- мониторинг и планирование.

Энергетический аудит - это обследование предприятия с целью сбора информации об источниках энергии, ее удельном потреблении на единицу выпускаемой продукции, разработка рекомендаций и технических решений по снижению энергетических затрат. Он является основным инструментов энергетического менеджмента. Энергетический аудит может быть:

- предварительным и подробным;

- простым или сложным;

- разовым;

- периодическим или перманентным (непрерывно продолжающийся, по- стоянный).

Предварительный аудит заключается в анализе потребления энергии определенным участком производства за установленный промежуток времени для определения удельного энергопотребления.

Подробный аудит заключается в сборе и записи полной информации о потребленной энергии на каждом участке производства за каждый временной период и в расчетах энергетических балансов и эффективности. Для эффективного проведения подробного аудита необходимо:

- сравнение основных показателей  энергопотребления с другими  пред- приятиями отрасли;

- обмен опытом с другими  предприятиями, занимающимися производством однородной продукции.

Простой аудит состоит в определении наиболее значимых энер-гоэффективных мероприятий, внедрение которых позволит получить в ко-роткое время значительный экономический эффект.

При сложном аудите выявляются не только внутренние резервы экономии ТЭР, но и влияние различных внешних факторов.

Сущность разового аудита может состоять как в проверке расходования отдельных видов, так и всех ТЭР, потребляемых организацией в нестандартных ситуациях (слишком большой расход или, наоборот, малый, значительное отклонение фактического расхода ТЭР на единицу продукции от установленного по норме и др.),

Периодический аудит проводится не реже 1 раза в 5 лет, а перманентный продолжается непрерывно с целью недопущения отклонения фактических параметров от установленных нормативными документами.

Последовательность энергетического аудита:

1  Подготовка и организация  работ.

2 Сбор данных.

3  Измерение.

4 Составление энергетического  баланса.

5 Техобслуживание и ремонт.

6 Возможности энергосбережения.

7 План мероприятий.

8 Отчетность.

Для того чтобы управлять энергосбережением, необходимо знать вели-чины энергопотребления. Для этого производятся сбор данных о потреблении энергоресурсов, их анализ, составляется отчет и намечается план действий по следующей схеме:

- оценка фактического  состояния энергоиспользования на предприятии, выявление причин возникновения и определение значений потерь топливно-энергетических ресурсов;

- разработка плана мероприятий, направленных на снижение потерь топливно-энергетических ресурсов;

- выявление и оценка  резервов экономии топлива и  энергии;

- определение рациональных  размеров энергопотребления в производственных процессах и установках;

- определение требований  к организации по совершенствованию  учета и контроля расхода энергоносителей;

- получение исходной информации  для решения вопросов создания нового оборудования и совершенствования технологических процессов с целью снижения энергетических затрат, оптимизации структуры энергетического баланса предприятия путем выбора оптимальных направлений, способов и размеров использования подведенных и вторичных энергоресурсов.

 

 

 

 

 

4.Социально- экономический и психологический аспекты энергосбережения .  Потенциал  энергосбережения.

В решении поставленных Энергетической программой концептуальных задач важная роль отводится государственному управлению, основным механизмом которого является регулирование потребления ТЭР (опыт Японии) посредством создания законодательной, нормативной базы и экономических стимулов рационального использования ТЭР.

В Энергетической программе на 2001-2005 год определены задания энергосбережения и основные направления повышения эффективности использования ТЭР по всем отраслям народного хозяйства, министерствам и ведомствам Республики Беларусь. Реализуемый потенциал энергосбережения на эти годы оценивается на уровне 5575-7234 тыс. т у. т., в том числе: жилищно-бытовой сектор - 2875-3610; энергетика - 750-900; химия и нефтехимия - 330-594; сельское хозяйство - 380-540; производство стройматериалов - 360-380; машиностроение - 340-540; топливная промышленность -100-130; пищевая промышленность - 70-100; прочие отрасли промышленности - 150-200; прочие потребители - 220-240; Минсельхозпрод - 50-640, Минстройархитектуры - 360-380; Минжилкомхоз - 220-350; Минпром -340-540; Минобразования - 107-140; Минздрав - 40-52; Минтранс - 10-13, Минобороны - 7-9; МВД - 3-4; Минспорта - 1-2; Минсвязи - 0,5-0,6; Ком-лесхоз - 0,5-0,6; концерны «Белэнерго» - 750-900; «Белнефтехим» -330-594; «Беллесбумпром» - 45-108; «Белбиофарм» - 40-52; «Белтопгаз» -19-26; «Беллегпром» - 15-18; «Минскстрой» - 6-8; «Белместпром» - 2-3.

Для реализации этого потенциала энергосбережения определены основные задачи, организационно-экономические и технические направления. Задачи:

- структурная перестройка  отраслей;

- повышение коэффициента  полезного использования энергоносителей  и увеличение доли менее дорогих  видов топлива в общем топливном  балансе,

- увеличение доли местного  топлива, отходов производства, нетради-ционных и возобновляемых источников.

Основные организационно-экономические направления:

- дальнейшее совершенствование  законодательной и нормативно-правовой  базы

- проведение государственной  экспертизы энергоэффективности проектов и энергоаудитов;

-  внедрение прогрессивных  норм расхода топлива и энергии;

- совершенствование тарифной  политики с таким расчетом, чтобы  уровень тарифов на электро - и  теплоэнергию, а также цен на топливо создавал бы экономические условия, обеспечивающие развитие энергосберегающих технологий в производственных процессах производителей и потребителей ТЭР;

-  стимулирование производства  энергоэффективной продукции;

- разработка стандартов  минимальной энергоэффективности и энергомаркировки по классам энергоэффективности, гармонизация с Директивами ЕС и др.

К основным техническим направлениям энергосберегающей политики относятся:

- внедрение парогазовых, газотурбинных установок, мини-ТЭЦ, ГЭС;

- модернизация котельных  и теплоизоляции;

- замена электро котлов на топливные для возможности использования горючих отходов производства, сельского, лесного хозяйства, деревообработки;

- перевод электросушильных  установок, электронагревательных  печей на  топливоиспользующие установки;

- внедрение новых энергосберегающих  технологий при нагреве, термообработке, сушке изделий, современных строительных  и теплоизоляционных материалов;

- дизелизация автотранспорта, перевод на сжиженный и сжатый природный газ;

- расширение работ по  производству топлива из метанола  и рапсового технического масла;

- техническое перевооружение, оптимизация режимов загрузки  электри-ческих сетей, трансформаторных подстанций, тепловых сетей, тепловых пунктов и др.

        5. Экономическая и тарифная политика Республики Беларусь

Бурно развивающаяся экономика стран планеты Земля в XX веке требовали все больше затрат топливно-энергетических ресурсов. Добыча нефти, угля, газа с каждым годом возрастала. Эти источники казались неистощимыми. Разразившийся в 1973-1974 гг. нефтяной кризис заставил многие страны задуматься над использованием альтернативных источников энергии и экономным использованием топливно-энергетических ресурсов, что и обусловило повышение многими странами уровня самообеспечения энергоресурсами .Однако энергетическая проблема остается актуальной и в настоящее время практически для всех стран Европы, поскольку степень обеспеченности собственными ресурсами составляет в отдельных странах составляет 40-50%

Информация о работе Учет и регулирование тарифов энергосбережения