Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2015 в 17:26, реферат
Описание работы
Направления оснащения приборами коммерческого учета расхода ТЭР. Системы коммерческого учета электроэнергии. Нормативно-правовая база энергосбережения. Степень самообеспечения энергоресурсами в некоторых странах по годам.
Содержание работы
1.Основы учета и регулирования потребления потребления энергоресурсов. 2.Осноные правовые и нормативные документа в области энергосбережения. 3.Менеджмент в энергетике. 4.Социально-экономический и психологический аспекты энергосбережения. Потенциал энергосбережения. 5.Экономическая и тарифная политика Республика Беларусь. 6.Задача
Кодексом Республики Беларусь
об административных правонарушениях
предусмотрена административная ответственность
за нерациональное использование ТЭР.
Принятым в 1998 г. Законом Республики
Беларусь «Об энергосбережении» (15 июля
1998 г. № 190-3) регулируются отношения, возникающие
в процессе деятельности юридических
и физических лиц в сфере энергосбере-жения
в целях повышения эффективности использования
ТЭР, и установлены правовые основы этих
отношений. В нём подчёркнуто, что энергосбережение
является приоритетом государственной
политики в решении энергетической проблемы
в Республике Беларусь, и установлено,
что объектами отношений в сфере энергосбережения
являются физические и юридические лица
(пользователи и производители ТЭР) осуществляющие
следующие виды деятельности:
- добычу, переработку, производство,
транспортировку, хранение, использование
и утилизацию всех видов ТЭР;
- производство и поставку
энергогенерирующих и энергопотребляющих
оборудования, машин, механизмов и материалов,
а также приборов учёта, контроля, регулирования
расходов ТЭР;
- проведение научно-исследовательских,
опытно-конструкторских работ (НИОКР),
экспертных, специализированных, монтажных,
наладочных, ремонтных, энергосберегающих
и других видов работ, связанных
с повышением эффективности использования
и экономии ТЭР;
- реализацию мероприятий,
связанных с развитием и применением
нетрадиционных и возобновляемых
источников энергии, использование
возобновляемых энергетических
ресурсов;
- информационное обеспечение
юридических и физических лиц,
подготовка кадров для сферы
энергосбережения;
- разработку и внедрение
эффективных систем управления
энерго-сбережением и средств контроля
за эффективным использованием ТЭР.
Законом определены основные
принципы государственного управления
в сфере энергосбережения:
- осуществление государственного
надзора за рациональным исполь-зованием
ТЭР;
- разработка государственных
и межгосударственных научно-технических,
республиканских, отраслевых и региональных
программ энергосбережения и их финансирование;
- приведение нормативных
документов в соответствии с
требованием снижения энергоёмкости
материального производства, сферы
услуг и быта;
- создание системы финансово-экономических
механизмов, обеспечиваю-щих экономическую
заинтересованность производителей и
пользователей в эффективном использовании
ТЭР, вовлечение в топливно-энергетический
баланс нетрадиционных и возобновляемых
источников энергии, а также в инвестировании
средств в энергосберегающие мероприятия;
- повышение уровня самообеспечения
республики местными ТЭР;
- осуществление государственной
экспертизы энергетической эффектив-ности
проектных решений;
- создание и широкое
распространение экологически чистых
и безопасных энергетических технологий,
обеспечение безопасного для населения
состояния окружающей среды в процессе
использования ТЭР;
- реализация демонстрационных
проектов высокой энергетической
эффективности;
- информационное обеспечение
деятельности по энергосбережению
и пропаганда передового отечественного
и зарубежного опыта в этой
области;
- обучение производственного
персонала и населения методам
экономии топлива и энергии;
- создание других экономических,
информационных, организационных условий
для реализации принципов энергосбережения.
Законом определены источники
финансирования мероприятий по энергосбережению.
Ими являются средства:
- республиканского и местного
бюджетов;
- республиканского фонда
энергосбережения;
- юридических и физических
лиц, направленных на цели энергосбережения;
- инновационного фонда
концерна «Белэнерго»;
- инновационных фондов
министерств и ведомств, а также:
- льготные кредиты;
- инвестиции по линии
Всемирного банка;
- другие источники.
Для производителей и пользователей
топливно-энергетических ресурсов предусмотрена
система получения льготных кредитов
для проведения энергосберегающих мероприятий,
определён порядок образования и использования
фондов «Ресурсо и энергосбережение»
субъектами хозяйствования.
3.Менеджмент в энергетике
В повышении эффективности
энергосбережения большое значение имеет
не только внедрение нового оборудования,
передовой технологии, совершенствование
и модернизация существующего оборудования,
широкое использование всех местных и
вторичных ресурсов, но и правильно организованное
управление энергопотреблением, то есть
энергоменеджмент и энергоаудит.
Энергетический менеджмент
представляет собой совокупность технических
и организационных мероприятий, направленных
на повышение эф-фективности использования
энергоресурсов и являющейся частью общей
структуры управления предприятием. Он
играет значительную роль в по-вышении
экономической эффективности и экологической
безопасности, а получил свое развитие
у нас лишь в начале 70-х годов прошлого
века, гораз-до позже, чем в других странах.
В нашей стране энергетический менеджмент
начал внедряться в практику хозяйствования
после провозглашения республики самостоятельным
государством. Это сложная структура идеалов,
научных знаний, политических приоритетов,
практической стратегии и механизмов
планирования, регулирования и реализации
всех видов деятель-ности людей в целях
обеспечения эколого-экономической стабилизации.
Цели энергетического менеджмента должны
быть достижимыми, реальными и соответствующими
условиям эколого-экономической безопасности.
Основная задача его состоит в проведении
комплексного анализа энергопо-требления
и на его основе - проведение энергосберегающих
мероприятий на предприятии.
Основными функциями энергоменеджмента
являются:
- взаимодействие с энергопотребителями
предприятия и взаимодействие с энергоснабжающими
организациями;
- обработка и предоставление
информации об энергопотреблении по отдельным
структурным подразделениям (производствам,
цехам, участкам);
- подготовка предложений
по энергосбережению;
- запуск энергосберегающих
проектов и управление ими;
- проведение разъяснительно-воспитательной
работы со всеми работни-ками
о важности и необходимости энергосбережения.
Энергосберегающие мероприятия
выполняются по следующим направлениям:
- энергетический баланс
всего предприятия и его структурных
подразде- лений-энергопотребителей;
- энергетическое обследование;
- мониторинг и планирование.
Энергетический аудит - это
обследование предприятия с целью сбора
информации об источниках энергии, ее
удельном потреблении на единицу выпускаемой
продукции, разработка рекомендаций и
технических решений по снижению энергетических
затрат. Он является основным инструментов
энергетического менеджмента. Энергетический
аудит может быть:
- предварительным и подробным;
- простым или сложным;
- разовым;
- периодическим или перманентным
(непрерывно продолжающийся, по- стоянный).
Предварительный аудит заключается
в анализе потребления энергии определенным
участком производства за установленный
промежуток времени для определения удельного
энергопотребления.
Подробный аудит заключается
в сборе и записи полной информации о потребленной
энергии на каждом участке производства
за каждый временной период и в расчетах
энергетических балансов и эффективности.
Для эффективного проведения подробного
аудита необходимо:
- сравнение основных показателей
энергопотребления с другими
пред- приятиями отрасли;
- обмен опытом с другими
предприятиями, занимающимися производством
однородной продукции.
Простой аудит состоит в определении
наиболее значимых энер-гоэффективных
мероприятий, внедрение которых позволит
получить в ко-роткое время значительный
экономический эффект.
При сложном аудите выявляются
не только внутренние резервы экономии
ТЭР, но и влияние различных внешних факторов.
Сущность разового аудита может
состоять как в проверке расходования
отдельных видов, так и всех ТЭР, потребляемых
организацией в нестандартных ситуациях
(слишком большой расход или, наоборот,
малый, значительное отклонение фактического
расхода ТЭР на единицу продукции от установленного
по норме и др.),
Периодический аудит проводится
не реже 1 раза в 5 лет, а перманентный продолжается
непрерывно с целью недопущения отклонения
фактических параметров от установленных
нормативными документами.
Последовательность энергетического
аудита:
1 Подготовка и организация
работ.
2 Сбор данных.
3 Измерение.
4 Составление энергетического
баланса.
5 Техобслуживание и ремонт.
6 Возможности энергосбережения.
7 План мероприятий.
8 Отчетность.
Для того чтобы управлять энергосбережением,
необходимо знать вели-чины энергопотребления.
Для этого производятся сбор данных о
потреблении энергоресурсов, их анализ,
составляется отчет и намечается план
действий по следующей схеме:
- оценка фактического
состояния энергоиспользования на
предприятии, выявление причин возникновения
и определение значений потерь топливно-энергетических
ресурсов;
- разработка плана мероприятий,
направленных на снижение потерь топливно-энергетических
ресурсов;
- выявление и оценка
резервов экономии топлива и
энергии;
- определение рациональных
размеров энергопотребления в производственных
процессах и установках;
- определение требований
к организации по совершенствованию
учета и контроля расхода энергоносителей;
- получение исходной информации
для решения вопросов создания нового
оборудования и совершенствования технологических
процессов с целью снижения энергетических
затрат, оптимизации структуры энергетического
баланса предприятия путем выбора оптимальных
направлений, способов и размеров использования
подведенных и вторичных энергоресурсов.
4.Социально- экономический
и психологический аспекты энергосбережения
. Потенциал энергосбережения.
В решении поставленных Энергетической
программой концептуальных задач важная
роль отводится государственному управлению,
основным механизмом которого является
регулирование потребления ТЭР (опыт Японии)
посредством создания законодательной,
нормативной базы и экономических стимулов
рационального использования ТЭР.
В Энергетической программе
на 2001-2005 год определены задания энергосбережения
и основные направления повышения эффективности
использования ТЭР по всем отраслям народного
хозяйства, министерствам и ведомствам
Республики Беларусь. Реализуемый потенциал
энергосбережения на эти годы оценивается
на уровне 5575-7234 тыс. т у. т., в том числе:
жилищно-бытовой сектор - 2875-3610; энергетика
- 750-900; химия и нефтехимия - 330-594; сельское
хозяйство - 380-540; производство стройматериалов
- 360-380; машиностроение - 340-540; топливная
промышленность -100-130; пищевая промышленность
- 70-100; прочие отрасли промышленности -
150-200; прочие потребители - 220-240; Минсельхозпрод
- 50-640, Минстройархитектуры - 360-380; Минжилкомхоз
- 220-350; Минпром -340-540; Минобразования - 107-140;
Минздрав - 40-52; Минтранс - 10-13, Минобороны
- 7-9; МВД - 3-4; Минспорта - 1-2; Минсвязи - 0,5-0,6;
Ком-лесхоз - 0,5-0,6; концерны «Белэнерго»
- 750-900; «Белнефтехим» -330-594; «Беллесбумпром»
- 45-108; «Белбиофарм» - 40-52; «Белтопгаз» -19-26;
«Беллегпром» - 15-18; «Минскстрой» - 6-8; «Белместпром»
- 2-3.
Для реализации этого потенциала
энергосбережения определены основные
задачи, организационно-экономические
и технические направления. Задачи:
- структурная перестройка
отраслей;
- повышение коэффициента
полезного использования энергоносителей
и увеличение доли менее дорогих
видов топлива в общем топливном
балансе,
- увеличение доли местного
топлива, отходов производства, нетради-ционных
и возобновляемых источников.
Основные организационно-экономические
направления:
- дальнейшее совершенствование
законодательной и нормативно-правовой
базы
- проведение государственной
экспертизы энергоэффективности проектов
и энергоаудитов;
- внедрение прогрессивных
норм расхода топлива и энергии;
- совершенствование тарифной
политики с таким расчетом, чтобы
уровень тарифов на электро - и
теплоэнергию, а также цен на топливо создавал
бы экономические условия, обеспечивающие
развитие энергосберегающих технологий
в производственных процессах производителей
и потребителей ТЭР;
- стимулирование производства
энергоэффективной продукции;
- разработка стандартов
минимальной энергоэффективности и энергомаркировки
по классам энергоэффективности, гармонизация
с Директивами ЕС и др.
К основным техническим направлениям
энергосберегающей политики относятся:
- замена электро котлов на
топливные для возможности использования
горючих отходов производства, сельского,
лесного хозяйства, деревообработки;
- перевод электросушильных
установок, электронагревательных
печей на топливоиспользующие установки;
- внедрение новых энергосберегающих
технологий при нагреве, термообработке,
сушке изделий, современных строительных
и теплоизоляционных материалов;
- дизелизация автотранспорта,
перевод на сжиженный и сжатый природный
газ;
- расширение работ по
производству топлива из метанола
и рапсового технического масла;
- техническое перевооружение,
оптимизация режимов загрузки
электри-ческих сетей, трансформаторных
подстанций, тепловых сетей, тепловых
пунктов и др.
5. Экономическая и тарифная политика Республики
Беларусь
Бурно развивающаяся экономика
стран планеты Земля в XX веке требовали
все больше затрат топливно-энергетических
ресурсов. Добыча нефти, угля, газа с каждым
годом возрастала. Эти источники казались
неистощимыми. Разразившийся в 1973-1974 гг.
нефтяной кризис заставил многие страны
задуматься над использованием альтернативных
источников энергии и экономным использованием
топливно-энергетических ресурсов, что
и обусловило повышение многими странами
уровня самообеспечения энергоресурсами
.Однако энергетическая проблема остается
актуальной и в настоящее время практически
для всех стран Европы, поскольку степень
обеспеченности собственными ресурсами
составляет в отдельных странах составляет
40-50%