Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2012 в 10:58, курсовая работа
Благосостояние любого государства, и большого и малого, определяется различиями в уровнях международной, региональной и национальной безопасности, а также всеми её составляющими: политической, военной, экономической, социальной, энергетической, продовольственной, демографической, экологической, духовно-нравственной и др. На современном этапе развития общества главной из этих составляющих является экономическая безопасность, которая в переходный период приобретает еще большую актуальность. В связи с новыми вызовами и угрозами, а также усиливающимися процессами глобализации мирового хозяйства, другие аспекты национальной безопасности оттесняются на второй план, уступая место именно экономической безопасности.
В рамках мощной закрытой экономик
Благосостояние любого государства, и большого и малого, определяется различиями в уровнях международной, региональной и национальной безопасности, а также всеми её составляющими: политической, военной, экономической, социальной, энергетической, продовольственной, демографической, экологической, духовно-нравственной и др. На современном этапе развития общества главной из этих составляющих является экономическая безопасность, которая в переходный период приобретает еще большую актуальность. В связи с новыми вызовами и угрозами, а также усиливающимися процессами глобализации мирового хозяйства, другие аспекты национальной безопасности оттесняются на второй план, уступая место именно экономической безопасности.
В рамках мощной закрытой экономики, какой была экономика Советского Союза, Таджикистан, как и другие бывшие постсоветские страны, не зависел от влияния внешних факторов и угроз. Но сейчас ситуация в мире коренным образом изменилась. Разрушение единого экономического пространства, гражданское противостояние, трудности трансформационных процессов, ошибки, допущенные в процессе реформирования, возникновение сложных и трудноразрешимых социальных проблем привели к глубокому системному кризису и сделали экономику Таджикистана легко уязвимой. Факторы внутренней политической и экономической нестабильности стали определяющими. В связи с этим, защита национальных интересов страны в сфере экономики выдвинулась в число наиважнейших приоритетов.
В экономической безопасности, с точки зрения защиты национальных интересов Таджикистана на нынешнем этапе его развития, наиболее существенными, на наш взгляд, являются обеспечение функционирования экономики в режиме расширенного воспроизводства, достижение устойчиво высоких и стабильных темпов экономического роста, радикальное улучшение благосостояния народа, защита отечественных товаропроизводителей и внутреннего рынка от действия внутренних факторов, повышение инвестиционной и инновационной активности, обеспечение энергетической и продовольственной независимости, поддержание научного потенциала страны, привлечение общественности к борьбе против криминализации и коррупции, недопущение окончательного разрушения морально-этических ценностей в обществе.
Что же конкретно угрожает экономической безопасности Таджикистана на нынешнем этапе его развития?
Реальную угрозу экономической безопасности Таджикистана представляют сами по себе масштабы спада производства и потери, нанесенные экономике страны, системный кризис, по своей глубине и продолжительности намного превзошедший всемирную депрессию в США в 1929-1933 гг. Широкомасштабный спад производства в Таджикистане, продолжавшийся до первой половины 1997 г., привел к сокращению объёма ВВП от уровня 1990 г. на 69, 2 % , продукции промышленности – на 68,3, сельского хозяйства – на 52,8 %. В отдельные годы среднегодовые темпы падения ВВП достигли 32,3% при пороговом значении в 25%. По приблизительным расчетам, потери ВВП в результате кризиса в экономике в период с 1990 по 2005 г. составили 96,8 млрд. сомони, что соизмеримо с его общим фактическим объёмом. В этой ситуации главным условием для реализации национальных интересов является переход экономики на модель достаточно высоких и стабильных темпов экономического роста, обеспечивающего сокращение безработицы, повышение уровня жизни и снижение бедности. Однако, несмотря на позитивные тенденции, наметившиеся с июня 1997г., объём ВВП в 2005 г. от уровня 1990 г. составил 58,1%, продукция промышленности – 69,0, сельского хозяйства – 85,2, розничного товарооборота – 23,6 и платных услуг – 54,3 %.1
Как показывает мировой опыт, период восстановления докризисного уровня совпадает с продолжительностью спада производства. Спад производства в экономике Таджикистана продолжался шесть с половиной лет. Таким образом, докризисного уровня макроэкономических показателей можно достигнуть ориентировочно в 2012 г. Для этого среднегодовые темпы прироста ВВП должны быть не ниже уровня 10 – 12 %. Однако МВФ, МБ, АБР, в Документе «Цели Тысячелетия» и ДССБ рекомендуется при определении перспектив социально – экономического развития Таджикистана исходить из темпов не выше 5-6 %. Расчеты показывают, что при таких темпах докризисного производства ВВП на душу населения можно будет достигнуть лишь в 2025 г. Естественно, при таких темпах существенных благоприятных сдвигов в динамике социально-экономических показателей не произойдёт, некоторые проблемы могут даже обостриться, наше отставание от других стран СНГ ещё больше усилится, и Таджикистан навсегда останется в «порочном кругу нищеты». Некоторые из этих стран, уже начиная с 2002 – 2003 гг., достигли докризисного уровня 1990 г. и вступили в фазу подъёма. Индекс физического объёма ВВП в сопоставимых ценах в 2003 г. составил: в Узбекистане – 112,3 %, Армении – 108,2, Казахстане – 106,2 и Беларуси – 105,4%. Туркменистан этот рубеж перешагнул значительно раньше. Такая ситуация не сокращает имущественную дифференциацию населения республики, а наоборот, усиливает поляризацию населения на богатых и бедных и приводит к тому, что постоянно воспроизводится угроза социальных конфликтов, а это потенциальная угроза для национальной безопасности страны. Поэтому Правительство страны должно осознать вредность рекомендаций различных международных экономических институтов и советников которые плохо знают специфику республики. В своей экономической политике Правительству следует придерживаться независимости и стремиться к достижению темпов экономического роста, обеспечивающих скорейший выход страны из продолжительного кризиса.
Серьёзную угрозу для экономической безопасности страны представляют дальнейшее усиление структурной деформации Таджикистана и, прежде всего, продолжающиеся процессы деиндустриализации страны. Сложившаяся в настоящее время порочная структура экономики порождает многие трудности, в том числе рост безработицы и падение уровня жизни значительной части населения. Сокращение абсолютных объёмов производства промышленной продукции, снижение уровня использования наличных производственных мощностей, особенно в индустриальных отраслях, полная, либо частичная остановка подавляющего большинства предприятий горно-металлургического комплекса, отраслей машиностроения и металлообработки, промышленности строительных материалов, легкой промышленности и других отраслей в своей совокупности привели к деиндустриализации страны, ещё большей зависимости внутреннего рынка от импорта товаров.
В
2004 г. индекс промышленного производства
по сравнению с докризисным
Деиндустриализация выражалась и в сокращении общей численности промышленно-производственного персонала. За период с 1990 по 2004 г. число работников в отрасли сократилось с 214,2 тыс. до 95,3 тыс. человек, или в 2,2 раза.
Процесс деиндустриализации прослеживается и в состоянии основных производственных фондов, которое в последние годы заметно ухудшилось. Индекс объёма среднегодовой стоимости промышленно производственных фондов в 2004 г. к 1990 г. составил 47,9%. По некоторым данным, более 70-80 % основных фондов являются физически изношенными. В последние годы не проводились крупные меры по техническому обновлению и модернизации основных производственных фондов не только в промышленных отраслях, но и в строительстве и транспорте. При таком положении, по всей вероятности, в ближайшие годы, не говоря уже о долгосрочной перспективе, многие отрасли промышленности могут попросту исчезнуть. Показателем дееспособности предприятий отрасли является уровень использования производственных мощностей. В обувной промышленности он составляет 1,1%, в производстве холодильников – 1,6, сборных железобетонных конструкций и изделий – 2,9, стеновых материалов – 11,1, ковров и ковровых изделий – 13,4, цемента – 14,8, шелковых тканей – 17,2 % и т.д. Безусловно, меры по восстановлению производственных мощностей связаны с крупными вложениями, которые требуют изменения инвестиционной политики. Надежды на то, что рынок сам по себе, вне государственного регулирования и проведения целенаправленной селективной политики в состоянии обеспечить прогрессивные структурные сдвиги в экономике, не оправдались. Не оправдались надежды и на привлечение иностранных инвесторов. За все годы независимости всего накоплено прямых иностранных инвестиций около 450 млн. долл. США, или 65 долл. на душу населения. Эти примеры говорят о том, что речь идёт не просто об угрозах, а о невосполнимом ущербе для экономической безопасности страны. В связи с этим трудно согласиться с мнением о том, что в стратегическом плане для Таджикистана приемлемым является аграрно-индустриальная модель развития экономики. Сторонники этой идеи в качестве примера ссылаются на Голландию. Хотя эта страна называется «великой сельскохозяйственной державой», тем не менее по производству ВВП на душу населения среди стран членов ЕС она занимает одно из последних мест. Отсюда следует вывод о необходимости осуществления радикальных мер по ускоренному развитию отраслей промышленности с высокой степенью обработки и превращению Таджикистана в высокоиндустриальную страну. Развитие одной металлургической и энергетической отрасли в перспективе не решит эту проблему. Нужно изменить на определенный период времени инвестиционную политику, отказаться от строительства инфраструктурных отраслей и направить все внутренние и внешние инвестиции на восстановление и развитие приоритетных отраслей промышленности. Другого пути попросту не существует. Концентрация инвестиционных ресурсов на стратегических направлениях станет ведущим фактором не только оживления многих промышленных предприятий, но и укрепления экспортного потенциала. Тем более, что Таджикистан имеет прекрасный опыт решении проблемы индустриализации страны. Настало время серьёзно подумать о принятии решительных мер по восстановлению мощностей тех предприятий, продукция которых не имеет спроса.
В условиях открытой экономики к конкретным угрозам для экономической безопасности страны можно отнести узкий ассортимент экспортируемых товаров, колебание мировых цен на них, неконкурентоспособность выпускаемой нашими отечественными предприятиями продукции. Хотя отношение экспорта к ВВП очень высокое – около 40 %, но это не показатель высокой внешнеэкономической активности, а следствие ограниченности масштабов ВВП.
Определенную
угрозу представляет нестабильность внешнеторговой
динамики, связанная, прежде всего, с
ограниченностью экспортного
Мировой опыт показывает, что узость номенклатуры экспорта при серьёзном ухудшении конъюнктуры цен на сырьевые ресурсы ставит экономику в труднейшее положение. Наш собственный опыт это подтверждает. В 2005 г. резкое снижение цен на алюминий и на хлопок-волокно привело к сокращению валютных поступлений и экспорта только за счет этих двух ресурсов на 71,4 млн. долл. США. Таким образом, вразрез с тенденциями современного мирового развития Таджикистан предполагает выступать в международном обмене как поставщик сырья, что влечет за собой ряд негативных последствий для экономики страны.
Слабость позиции Таджикистана на мировом рынке обусловливается не только этим фактором, но и зависимостью от ввоза продовольствия, медикаментов, машин и оборудования и других импортных товаров.
Такое положение выдвигает на первый план проблему расширения и укрепления экспортного потенциала за счет развития обрабатывающих отраслей промышленности, глубокой переработки алюминия, хлопка, шерсти, табака, коконов внутри страны и вывоза за ее пределы готовой продукции. По всей вероятности, в ближайшее время вряд ли будут происходить заметные сдвиги в структуре экспорта, но тем не менее эта задача должна быть выдвинута в качестве серьезных приоритетных направлений экономической политики государства.
При
этом необходима государственная поддержка
экспортоориентированных
Нуждается
в серьёзном анализе и
Внешнеэкономические связи должны быть урегулированы разумной таможенной политикой. Таможенные пошлины должны быть установлены таким образом, чтобы поощрялся ввоз в страну товаров, производство которых ограничено, и сдерживался ввоз товаров, производство которых можно организовать внутри страны.