Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 16:18, реферат
В докладе обосновывается необходимость ликвидации унитарных предприятий в ЖКХ путем их преобразования в хозяйственные общества, выделяются особенности права хозяйственного ведения, которые создают препятствия для развития конкуренции и делают возможными злоупотребления со стороны публичной власти своим контролем над унитарными предприятиями. Развитие конкуренции для повышения эффективности определяется как главная цель реформы ЖКХ.
Главная / Справочник ЖКХ / Статьи про ЖКХ / Статьи про ЖКХ |
Унитарные предприятия как источник неэффективности ЖКХ (часть 1) |
В
докладе обосновывается
необходимость ликвидации
унитарных предприятий
в ЖКХ путем
их преобразования в
хозяйственные общества,
выделяются особенности
права хозяйственного
ведения, которые
создают препятствия
для развития конкуренции
и делают возможными
злоупотребления со
стороны публичной власти
своим контролем над
унитарными предприятиями.
Развитие конкуренции
для повышения эффективности
определяется как главная
цель реформы ЖКХ.
ВведениеПодавляющее
большинство предприятий, работающих
в ЖКХ России, были созданы в
организационно-правовой форме унитарных
предприятий (УП). В среднем по России
в ЖКХ доля предприятий иных организационно-правовых
форм составляет всего 17,3% от общего их
числа [13].
Целью
настоящего доклада является выявить
и обсудить особенности права
хозяйственного ведения, определяющие
неэффективность этой формы управления
объектами коммунальной инфраструктуры
и способствовавших неустойчивому развитию
ЖКХ России в последние годы.
Речь идет о недопустимости создания и сохранения муниципальных (или государственных) предприятий в тех случаях, когда соответствующая деятельность может гораздо более эффективно осуществляться иными хозяйствующими субъектами. Зарубежная и новейшая российская практика наглядно подтверждают, что действующие в условиях конкурентной борьбы частные предприятия предоставляют услуги населению, как правило, лучше (качество) и дешевле (цены, тарифы, издержки), нежели предприятия, создаваемые и управляемые органами публичной власти [7]. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Мартусевич
Р.А. Ссылки
по теме: |
Унитарные предприятия как источник неэффективности ЖКХ (часть 2) |
В
докладе обосновывается необходимость
ликвидации унитарных предприятий в ЖКХ
путем их преобразования в хозяйственные
общества, выделяются особенности права
хозяйственного ведения, которые создают
препятствия для развития конкуренции
и делают возможными злоупотребления
со стороны публичной власти своим контролем
над унитарными предприятиями. Развитие
конкуренции для повышения эффективности
определяется как главная цель реформы
ЖКХ.
Особенности унитарных предприятийСогласно Гражданскому Кодексу Российской Федерации (ГК РФ), «унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество» [ст.131 ГК РФ]. Имущество закрепляется за ней на праве хозяйственного ведения, которое определяется статьями 295 и 299 ГК РФ и является вещным правом, более ограниченным по заложенным в нем возможностям по сравнению с правом собственности. Анализ
действующего законодательства позволяет
выделить следующие особенности
унитарных предприятий:
В результате, УП распоряжается не своим имуществом, в том числе расплачивается им по «своим» долгам (см. п.5 ст.113 ГК РФ). В общем-то, ничего страшного в этом нет по двум причинам. Во-первых, в тех же акционерных обществах их менеджмент (а предприятие как субъект действия – это, прежде всего, люди, работающие на нем) так же распоряжается не своим имуществом, а имуществом корпорации, т.е., в конечном счете, имуществом собственников этой корпорации. Во-вторых, законодательство закрепляет за органами публичной власти достаточно большие возможности контроля за деятельностью УП и его руководства. Но представленные выше нормы означают также, что УП не является собственником принадлежащего ему имущества. Знание этой особенности приводит к пониманию того, что УП, по сути, не имеет ничего, что принадлежало бы ему на праве собственности. Это предприятие – «пустышка», и ни при каких условиях оно не сможет стать субъектом права собственности. В то же время, заметим, участниками рыночных отношений всегда являются собственники, самостоятельно или через представителей распоряжающиеся своим имуществом. Коммерческие предприятия, участвующие в рыночных отношениях, берут на себя определенную ответственность и рискуют при этом собственным имуществом. Участие в хозяйственном обороте лиц-несобственников противоречит нормальной рыночной логике [11]. Противоречия
права хозяйственного ведения и непрозрачность
финансовых потоков Также вызывает удивление то обстоятельство, что по Закону УП не отвечает по обязательствам собственника своего имущества [абз.2 п.1 ст.7 Федерального закона от 14.11.2002 №161-ФЗ], и запрещается обращать взыскание на имущество, переданное в оперативное управление или хозяйственное ведение. При всей схожести этих норм, например, с законодательством об акционерных обществах, которые также не отвечают своим имуществом по обязательствам своих собственников, различие состоит именно в том, что имущество не принадлежит УП на праве собственности, собственником остается учредитель унитарного предприятия, и тогда непонятно, почему это имущество не может быть отобрано у УП за долги учредителя. Действующее законодательство определяет, что учредитель УП не несет ответственности по обязательствам УП, за исключением случаев, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана собственником его имущества [абз.2 п.1 ст.7 Федерального закона от 14.11.2002 №161-ФЗ]. Опять имеется сходство с законодательством об акционерных обществах, по долгам которого его собственники также не отвечают. Но в случае УП, с учетом вышесказанного, возникает некое лукавство, которое особенно сильно проявляется при обсуждении вопроса о ликвидации унитарных предприятий и нежелании органов власти «брать на себя долги унитарных предприятий». Таким образом, создание УП позволяет органу власти организовать, фактически, параллельный бюджет и вывести часть финансовых потоков из-под контроля Счетной Палаты и общественности. Изначально
неполная управленческая автономия руководителей
УП Ограниченный характер права хозяйственного ведения заключается в том, что статья 295 ГК РФ определяет действия УП, требующие согласия собственника . Абзац 1 пункта 2 этой статьи определяет, что «предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведениянедвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника». Для других организационно-правовых форм таких ограничений законодательство не устанавливает. Что касается движимого имущества, то им предприятие распоряжается самостоятельно, если только законом либо иным правовым актом не будут предусмотрены соответствующие ограничения [абз.2 п.2 ст.295 ГК РФ]. Таким образом, подзаконный акт федерального правительства может ограничить права унитарного предприятия по распоряжению принадлежащим ему имуществом, в т.ч. движимым. Считается,
что ограниченность права хозяйственного
ведения вызвана необходимостью более
строгого контроля собственником, точнее,
уполномоченным им органом за целенаправленным
характером деятельности созданных им
юридических лиц-несобственников
[3]. Действительно, на практике широкие
полномочия руководителей УП нередко
позволяют им выводить часть денежных
средств и других активов УП в аффилированные
с ними фирмы . В результате, заключение
сделок, в которых заинтересовано руководство
УП, влечет искусственное завышение стоимости
закупаемых ресурсов и, следовательно,
себестоимости продукции, а в ряде случаев
– хищение муниципального/ Но помимо возможностей, заложенных в ГК РФ и непосредственно связанных с правом хозяйственного ведения, у учредителей УП остаются как минимум два серьезных рычага влияния на УП. Это – найм/увольнение руководителя УП и тарифная политика. Использование этих возможностей в интересах руководителей органов публичной власти на практике еще больше ограничивает управленческую автономию руководителей УП. УП
как «коммерческая организация» Так, Э.Маркварт пишет, что «право хозяйственного ведения сочетает в себе широкие полномочия обладателя этого права (унитарное предприятие) по использованию имущества с отсутствием какой бы то ни было экономической заинтересованности в приращении и улучшении этого имущества, поскольку любые улучшения и приращения, любое увеличение стоимости имущества становятся собственностью муниципалитета» [10]. Однако, сравнение этой действительно распространенной ситуации с практикой коммерческих предприятий не позволяет говорить о ней как об отличительной особенности УП. Действительно, в тех же акционерных обществах их менеджеры и работники могут быть не заинтересованы в приращении имущества предприятий, на которых работают. И собственники вынуждены разрабатывать для менеджеров так называемые «стимулирующие контракты» (performance based contracts), привязывая часть их вознаграждения к результатам работы управляемых ими предприятий. В то же время нужно признать, что учредители УП менее усердны в разработке таких контрактов. То, что действительно должно нас смущать, это именно цель УП – извлечение прибыли. Публичная власть не должна использовать публичную собственность для извлечения прибыли. Во-первых, коммерческое использование бюджетных средств конкурирует с другими социальными (и неокупаемыми) направлениями их использования и замещение их частными средствами позволит увеличить общественное благосостояние. Во-вторых, там, где потенциально возможно извлечь прибыль, как правило, возможна и конкуренция, которую нецелесообразно сдерживать административными барьерами, в том числе путем учреждения УП в потенциально конкурентных сферах деятельности. В-третьих, в условиях конкуренции частные предприятия будут функционировать намного успешнее муниципальных просто потому, что частные собственники таких предприятий намного более заинтересованы в получении прибыли от собственных вложений и намного более способны придумать для этого «новые комбинации» и способы повышения эффективности, чем чиновники, распоряжающиеся не своим имуществом. Очевидно, что у частных собственников, максимизирующих доход от своих инвестиций (вложений в собственный капитал предприятия), больше мотивов и желания выстроить оптимальную систему стимулов для работников их предприятий, чем у чиновников . Последним население не даст больше голосов за дополнительный рубль сбереженных расходов, если тарифы при этом не снижаются. С другой стороны, снижение цены (тарифа) вслед за снижением издержек не будет создавать стимулов к дальнейшему росту эффективности у работников предприятия. Таким образом, снижение тарифов на один рубль принесет руководителям органов местного самоуправления (МСУ) гораздо больше политических дивидендов, чем усилия по снижению удельных затрат на этот же рубль при неизменном тарифе. Означает ли все вышесказанное, что извлечение прибыли не должно быть целью коммунального предприятия? Отнюдь. Извлечение прибыли может и должно быть целью предприятий, работающих как в жилищном хозяйстве, так и в коммунальном комплексе Более того, для достижения эффективности тарифного регулирования коммунальных предприятий последние (их руководство и собственники) должны быть заинтересованы в достижении этой цели. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Мартусевич
Р.А. Ссылки
по теме: Возврат к списку статей |
Главная / Справочник ЖКХ / Статьи про ЖКХ / Статьи про ЖКХ |
Унитарные предприятия как источник неэффективности ЖКХ (часть 3) |
В
докладе обосновывается необходимость
ликвидации унитарных предприятий в ЖКХ
путем их преобразования в хозяйственные
общества, выделяются особенности права
хозяйственного ведения, которые создают
препятствия для развития конкуренции
и делают возможными злоупотребления
со стороны публичной власти своим контролем
над унитарными предприятиями. Развитие
конкуренции для повышения эффективности
определяется как главная цель реформы
ЖКХ.
Унитарные предприятия в ЖКХПодмена
целей УП и использование публичной собственности
в личных интересах Заметим,
что большой срок службы основных
фондов позволяет злоупотреблять этим
«инструментом» (тарифной политикой) на
протяжении длительного периода времени.
Действительно, можно достаточно долго
не финансировать текущий и капитальный
ремонт без заметного ущерба для качества
услуг, но за счет нарастания износа. Ключевым
моментом здесь является то, что состояние
скрытых под землей объектов коммунальной
инфраструктуры не видно обывателям-избирателям,
тогда как рост тарифов на коммунальные
услуги заметен и ощутим (особенно для
домохозяйств с низкими доходами). Однако,
неадекватное содержание основных фондов резко
сокращает сроки их полезной службы и
будет компенсировано позднее более высокими приведенными расходам Финансовая
неустойчивость УП В России на сегодняшний день существует целая система бюджетного дотирования жилищных и коммунальных предприятий. Однако, она никак не связана с покрытием им убытков, возникающих из-за несвоевременного пересмотра тарифов в связи с объективным ростом цен в экономике. Действующая система бюджетных дотаций включает: 1) льготы по оплате ЖКУ, 2) жилищные субсидии и 3) дотации на разницу в тарифах (между установленным регулирующим органом полным уровнем тарифа и тарифом для населения). Из них лишь жилищные субсидии являются инструментом адресной социальной помощи низкодоходным категориям населения. И именно жилищные субсидии сейчас «монетизируются» (заменяются прямыми перечислениями на социальные счета граждан), тогда как льготы по оплате ЖКУ продолжают предоставляться населению в натуральной форме и финансироваться в форме дотаций предприятиям на покрытие их «выпадающих доходов». Известной особенностью системы бюджетных дотаций жилищным и коммунальным предприятиям является возможность их несвоевременного и неполного предоставления. И даже исполнительное производство судебных решений не может обязать представительные органы власти включать в бюджеты на очередной финансовый год объемы недофинансирования «выпадающих доходов» прошлых лет. Сложившаяся практика бюджетного недофинансирования предприятий такова: в 2003 году счета, выставленные населению, реально покрывали лишь 57% стоимости предоставленных ему ЖКУ. Фактические «выпадающие доходы» предприятий из-за предоставления гражданам льгот по оплате ЖКУ в 2003 году составили 51 млрд. руб. (и были профинансированы всего на 75%), а из-за предоставления жилищных субсидий на оплату ЖКУ – 31 млрд. руб. (профинансированы на 85%) [14]. В результате, к объемам действительных финансовых убытков предприятий из-за несбалансированной тарифной политики прибавляются объемы бюджетного недофинансирования. Растущий риск банкротства УП не позволяет ему привлекать заемные средства для покрытия возникающего дефицита денежного потока. При этом в жертву в первую очередь приносятся капитальные расходы на восстановление, модернизацию и развитие основных фондов, а также расходы на их содержание, текущий и капитальный ремонт. Как
следствие, накапливается износ основных
фондов, переданных в управление УП. Это
означает, что муниципалитеты весьма оригинальным
образом субсидируют оказание ЖКУ населению.
Вместо того, чтобы предоставлять адресные
субсидии наименее обеспеченным категориям
граждан, главы органов МСУ закрепляют
основные фонды за УП на праве хозяйственного
ведения, и затем наблюдают, как они постепенно
«проедаются» и ветшают, зная, что искать
деньги на восстановление изношенных
основных фондов придется не им, а следующим
главам органов МСУ. Очевидно, что такая
система «финансирования» контр-продуктивна
и непрозрачна. Разрешение «проедать»
капитал не стимулирует предприятия к
экономии. Сама возможность долгое время быть убыточным, получая при этом дотации извне, способствует смягчению бюджетных ограничений УП и заметно искажает стимулы у его учредителей, менеджеров и работников к производственной эффективности. Рассмотрим некоторые типичные примеры подобных искажений:
Более того, при бюджетных дотациях у УП отпадает необходимость не только в экономии, но даже в просто рациональной организации труда и производства. Мягкие бюджетные ограничения снижают стимулы руководителей УП к добросовестному выполнению своих обязанностей, включая обязанности контроля и принуждения по отношению к подчиненным. Как следствие, снижение ответственности наблюдается у всех работников предприятия. И чем дольше существует такое положение, тем неэффективнее становится система: с каждым годом все больше накручиваются непроизводственные расходы, увеличиваются возможности для воровства, разгильдяйства и т.п. Характерен пример, приводимый В.Нечитайловым, генеральным директор ЗАО «Свердловская энергетическая компания»: «Когда мы заходим на территорию нового для нас муниципального образования … для текущего обслуживания сетей нанимаем МУП (муниципальное унитарное предприятие), которое этим занималось до нашего прихода на территорию, и контролируем его деятельность через договор подряда. Как показывает наш опыт, МУП не справляется с поставленными задачами. Предъявляет затраты, но работа при этом не выполняется. Контрольный замер выполненных работ выявил: приписки составляют от 35 до 95%, а стоимость материалов завышена от 20% до рекордных 6500%, то есть в 65 (!) раз. Это происходит в любых муниципальных образованиях … - везде! МУПы с точки зрения экономики неэффективны и ни за что не отвечают» [6].
Конечно,
есть немало примеров добросовестной
работы руководителей УП, которые, вопреки
проводившейся контр- Именно отсутствие стимулов приводит к неэффективности, к завышенным издержкам, которые УП перекладывают либо на потребителей услуг (в виде завышенных цен), либо на налогоплательщиков (в виде необоснованных дотаций на покрытие убытков), либо на собственников основных фондов, находящихся под управлением УП (в виде роста их износа). В результате, реальную стоимость ЖКУ не знает сегодня никто. И в этой ситуации непонятно, сколько же денег на самом деле нужно предприятию, чтобы оно могло устойчиво функционировать и развиваться. Заметим, что сохранению неэффективности способствует, прежде всего, отсутствие конкуренции. Именно конкуренция позволила бы определить истинную (справедливую) стоимость ЖКУ, а в отсутствие конкуренции тарифы обречены на бесконечный рост. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Мартусевич
Р.А. Ссылки
по теме: |
Унитарные предприятия как источник неэффективности ЖКХ (часть 4) |
В
докладе обосновывается необходимость
ликвидации унитарных предприятий в ЖКХ
путем их преобразования в хозяйственные
общества, выделяются особенности права
хозяйственного ведения, которые создают
препятствия для развития конкуренции
и делают возможными злоупотребления
со стороны публичной власти своим контролем
над унитарными предприятиями. Развитие
конкуренции для повышения эффективности
определяется как главная цель реформы
ЖКХ.
Отсутствие
конкуренции – основное препятствие к
эффективности ЖКХ Дело в другом: самый серьезный недостаток УП состоит в том, что они не работают и не могут работать в условиях конкуренции. Более того, закрепляя за собой функции собственника основных фондов на бесконкурсной, бессрочной и бездоговорной основе, имея возможность быть планово убыточными и получать бюджетные дотации, УП сдерживают появление и развитие конкуренции. А отсутствие конкуренции, в свою очередь, смягчает бюджетные ограничения УП, ведет к Х-неэффективности и, как результат, к завышенным издержкам. Действительно, развитие конкуренции является наиболее эффективным способом создания противозатратного механизма, стимулирующего снижение себестоимости предоставления услуг и повышение их качества, так как именно конкуренция заставляет различные предприятия искать пути снижения затрат и систематически устраняет из данной сферы деятельности менее эффективно работающие организации, заменяя их другими, более эффективными. Устойчивость и постоянное развитие экономической системы гораздо лучше достигаются в условиях конкуренции между хозяйствующими субъектами. Именно невозможность развития конкуренции в ЖКХ при сохранении УП является, на наш взгляд, основной причиной, объясняющей необходимость их ликвидации. И именно с позиций необходимости развития конкуренции следует предлагать и оценивать различные меры по реформированию ЖКХ, включая ликвидацию УП. Спираль
деградации Муниципальная собственность на имущество МУПа и полный контроль над ним органов МСУ позволяют МУПу долгое время оставаться убыточным. В результате, растет просроченная кредиторская задолженность МУПа, а с ней и риск банкротства. При этом плановая убыточность и постоянный дефицит средств сводят на нет любые инициативы и мероприятия, направленные на увеличение эффективности. Органы МСУ, как учредители УП, не наказывают руководителей УП за убытки, так как не могут точно оценить степень их вины, что смягчает «бюджетные ограничения» УП и снижает эффективность их функционирования. Руководители органов МСУ более склонны сдержать рост тарифов, чем изобретать экономические инструменты, стимулирующие руководителей МУПов к снижению затрат. Унитарные предприятия начинают испытывать нужду в прямых бюджетных трансфертах для финансирования своих инвестиционных программ, так как из-за своего плохого финансового положения они не могут рассчитывать на заемные средства из внешних источников. Так как бюджетных средств заведомо недостаточно для удовлетворения потребностей ЖКХ в капитальных вложениях, то растет износ и аварийность основных фондов. Причем из-за неадекватного содержания и несвоевременного капитального ремонта растет износ как коммунальной инфраструктуры, так и жилых домов. В результате, население теряет и терпит неудобства а) как собственник квартир и общего имущества в многоквартирных домах, б) как собственник имущества муниципального образования. Вместе с износом растут неэффективность производства (например, растут потери воды и тепла в сетях) и себестоимость, снижается качество и доступность ЖКУ (например, в водопроводно-канализационном хозяйстве высокая аварийность основных фондов приводит к частым перерывам в водоснабжении). Снижение качества ЖКУ ведет к росту недовольства населения работой МУПов, снижению уровня общественной и политической поддержки повышения тарифов. Тем самым замыкается круг, и «спираль деградации» начинает новый виток. Заметим, что наблюдаемое усиление кризисных явлений в ЖКХ уже вызвало тенденцию к усилению централизации, ужесточению административного регулирования, а также росту бюджетных вливаний в отрасль с федерального уровня, как основному способу компенсации неэффективности существующих институциональных механизмов, в надежде остановить дальнейшее ухудшение ситуации в отрасли [12].
Мартусевич
Р.А. Ссылки
по теме: Возврат к списку статей |
Унитарные предприятия как источник неэффективности ЖКХ (часть 5) |
При
планово-регулируемой экономике государство
как собственник основной массы
имущества, будучи не в состоянии
непосредственно управлять В этом
смысле сложно говорить о собственности
на унитарное предприятие. Следует
заметить, что данная норма не является
специфичной для В этой связи, на наш взгляд, не должно применяться положение, по которому муниципальное образование не отвечает по обязательствам своих муниципальных унитарных предприятий. Подобную точку зрения можно найти и в юридической литературе. См., например, [8]. Также следует упомянуть, что, не будучи собственниками закрепленного за ними имущества, унитарные предприятия обладают целевой, а не общей, как другие коммерческие организации, правоспособностью [п.1. ст.49, п.1. ст.113 ГК РФ]. Поэтому действия унитарного предприятия по распоряжению имуществом, закрепленным за ним на праве хозяйственного ведения, должны быть обусловлены выполнением задач его уставной деятельности и целевым назначением имущества, предоставленного для выполнения этих задач. В противном случае сделка может быть признана недействительной по основаниям статьи 168 ГК РФ. Заметим,
однако, что в 90-х годах подобная
практика имела место не только на
унитарных предприятиях, но и на
предприятиях иных организационно-правовых
форм, где высший менеджмент не являлся
главным собственником Заметим,
что прирост имущества означает, прежде
всего, получение прибыли, и чем больше
прибыли получит предприятие, тем больше
прирост имущества. Такая подмена целей УП обусловлена расхождением интересов руководителей органов публичной власти с интересами граждан, являющихся, в конечном счете, истинными собственниками всего государственного и муниципального имущества. Это - стандартная проблема управления публичной собственностью, когда в руках собственников только один инструмент контроля – выборы (где вопросы управления общественной собственностью идут единым пакетом с другими социальными и политическими предложениями кандидатов). Эта
же норма с небольшими дополнениями
сохраняется и в новом Очевидно,
что недоплата предприятию Точно также выставленные счета населению, как известно, оплачиваются не полностью. Однако, собираемость платежей за ЖКУ заметно выше, чем финансирование бюджетами своих обязательств. Это позволяет говорить о том, что способность населения оплачивать ЖКУ недооценивается, а способность бюджетов финансировать «выпадающие доходы» предприятий ЖКХ заметно переоценивается. Термин
«мягкие бюджетные ограничения»
впервые появился в работах Я.Корнаи
и был призван объяснить мотивы
экономического поведения предприятий
в социалистических странах (см., например,
[4]). Использование наработок Я. Х.Лейнбенстайн указал, что монополия является технически менее эффективной, чем конкуренция, поскольку наличие барьеров для входа защищает фирму-монополиста от конкурентного давления, что подрывает стимулы минимизировать издержки. Разница между эффективным уровнем издержек в отрасли (т.е. уровнем издержек минимально возможным для данного уровня выпуска) и реальным уровнем издержек монополиста и составляет так называемую «Х-неэффективность» производства в условиях монополии [5]. Именно внедрение конкуренции (конкурентного давления) снижает Х-неэффективность и способно сдержать дальнейший рост тарифов. Демонополизация отрасли сама по себе способствует ужесточению бюджетных ограничений [16]. По данным Росстроя, на середину 2003 года износ коммунальной инфраструктуры составлял более 60%, а более четверти основных производственных фондов отслужили свой срок. По
данным П.И. Сумина, ветхий и аварийный
жилой фонд в стране имеет тенденцию
удваиваться каждые пять лет. При
наличии в бюджете В отсутствии законодательных ограничений на использование в хозяйственном обороте объектов сетевой и производственной коммунальной инфраструктуры это необходимо, чтобы избежать их приватизации. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Мартусевич
Р.А. Ссылки
по теме: Возврат к списку статей |
Информация о работе Унитарные предприятия как источник неэффективности