Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 07:36, контрольная работа
В период становления рыночных отношений и формирования многоукладной экономики в начале 90-х, в России (тогда еще РСФСР) назрела необходимость в создании специализированных страховых институтов для решения задач в сфере обязательного государственного социального страхования. И такие институты были созданы в форме государственных внебюджетных социальных фондов.
Пенсионный фонд РФ аккумулировал средства для государственного пенсионного обеспечения, Фонд социального страхования финансировал выплаты пособий по временной нетрудоспособности, санаторно-курортное лечение и т.д.
Введение 3
Глава 1. Финансовые ресурсы как основной источник средств внебюджетных фондов 7
1.1.Сущность и назначение внебюджетных фондов 7
1.2. Пенсионный фонд как звено бюджетной системы РФ 15
1.3.Цели, задачи и структура управления Пенсионного Фонда 17
1.4.Бюджет Пенсионного фонда РФ. Понятие и проблемы управления ресурсами пенсионного фонда. 22
Глава 2. Анализ состояния и динамики финансовых ресурсов пенсионного фонда РФ 42
2.1. Текущее финансовое состояние Пенсионного фонда Российской Федерации 42
2.2. Динами бюджета Пенсионного фонда Астраханской области по 2008г. Бюджет Пенсионного фонда на 2009г. 52
2.2. Прогноз бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на период до 2020 года и ожидаемые финансовые результаты 56
Глава 3. Выводы и предложения 64
Заключение 68
Библиография 72
Введение 3
Глава 1. Финансовые ресурсы как основной
источник средств внебюджетных фондов
7
1.1.Сущность и назначение внебюджетных
фондов 7
1.2. Пенсионный фонд как звено бюджетной
системы РФ 15
1.3.Цели, задачи и структура управления
Пенсионного Фонда 17
1.4.Бюджет Пенсионного фонда РФ. Понятие
и проблемы управления ресурсами пенсионного
фонда. 22
Глава 2. Анализ состояния и динамики финансовых
ресурсов пенсионного фонда РФ 42
2.1. Текущее финансовое состояние Пенсионного
фонда Российской Федерации 42
2.2. Динами бюджета Пенсионного фонда Астраханской
области по 2008г. Бюджет Пенсионного фонда
на 2009г. 52
2.2. Прогноз бюджета Пенсионного фонда
Российской Федерации на период до 2020
года и ожидаемые финансовые результаты
56
Глава 3. Выводы и предложения 64
Заключение 68
Библиография 72
Введение
В период становления рыночных отношений
и формирования многоукладной экономики
в начале 90-х, в России (тогда еще РСФСР)
назрела необходимость в создании специализированных
страховых институтов для решения задач
в сфере обязательного государственного
социального страхования. И такие институты
были созданы в форме государственных
внебюджетных социальных фондов.
Пенсионный фонд РФ аккумулировал средства
для государственного пенсионного обеспечения,
Фонд социального страхования финансировал
выплаты пособий по временной нетрудоспособности,
санаторно-курортное лечение и т.д. Фонды
ОМС финансировали программы обязательного
медицинского страхования. Фонд занятости
обеспечивал выплату пособий по безработице.
В дальнейшем Фонд занятости был преобразован
в федеральную государственную службу
занятости.
Бюджеты фондов были выделены из государственного
бюджета, получив собственные источники
финансирования в виде обязательных страховых
взносов, уплачиваемых, как правило, работодателями
за наемных работников. Более того, первоначально
(по 2000 год включительно) фонды сами занимались
контролем за сбором страховых взносов.
И только с 2001 года с введением единого
социального налога эта функция была передана
налоговым органам.
Сейчас Россия вступает в очень интересную
фазу своего развития, когда период накопления
первоначального капитала и передела
собственности, сопровождавшийся массой
негативных явлений, в основном закончился
и страна вступает в стадию формирования
цивилизованных капиталистических производственных
отношений.
Система управления бюджетом Пенсионного
фонда России (ПФР) находится в действии
уже пятнадцать лет. За это время сформировался
определенный механизм формирования и
функционирования фонда. Однако, как показывает
опыт особенно последних лет, она нуждается
в дальнейшем совершенствовании, в большей
степени это относится к основным методам,
на основе которых, по нашему мнению, должно
осуществляться управление бюджетом не
только с расчетом на среднесрочную, но
и более дальнюю перспективу. Существующие
ныне методы управления бюджетом ПФР не
в полной мере реализуют направления формирования
доходной и расходной частей. В этой связи
возникает необходимость научной разработки
вопросов, связанных с совершенствованием
этих методов, что и предопределило выбор
темы научного исследования.
По нашему мнению, теоретическая база
управления пенсионными средствами недостаточно
проработана. В научной литературе достаточно
подробно освещены отдельные проблемы,
связанные с пенсионным обеспечением:
функции и юридический статус ПФР, источники
его доходной части, методы расчета пенсий,
их индексации, механизмы негосударственного
пенсионного обеспечения, и т.п. Вместе
с тем, недостаточно используются комплексные
оценки степени сбалансированности доходной
и расходной частей бюджета Пенсионного
фонда с учетом накопительной составляющей
трудовых пенсий. Сложность этой проблемы
связана с тем, что пенсионная реформа
в нашей стране продвигается быстрыми
темпами и изменение законодательной
базы иногда не успевает получить достаточного
научного обоснования. Ежегодно вносятся
кардинальные изменения в управление
пенсионными средствами: 2002 г. -введение
в пенсионную систему РФ накопительной
составляющей, 2003 г. - изменения в законе
об инвестировании пенсионных накоплений,
2004 г. - допуск к управлению пенсионными
средствами негосударственных пенсионных
фондов (НПФ), 2005 г. - серьезное изменение
ставок единого социального налога (ЕСН)
и числа участников пенсионной реформы.
Эти нововведения приводят к быстрому
устареванию используемых методов прогнозирования
и актуарной оценки доходной и расходной
частей бюджета ПФР, что требует выполнения
новых расчетов с соответствующей коррекцией
методов их проведения.
Представленная дипломная работа построена
на базе изучения большого объема научно-монографического
материала отечественных и зарубежных
ученых по финансовым, демографическим,
социальным, трудовым и общественно-политическим
проблемам по теме исследования.
Теоретико-правовую основу работы составляют
законодательно-нормативные акты РФ, принятые
в 1990-2008 гг., о проектах и исполнении бюджетов
ПФР, а так же пенсионного фонда Астрахани,
об управлении средствами государственного
пенсионного обеспечения, об инвестировании
этих средств для финансирования накопительной
части трудовой пенсии, об организации
рынка ценных бумаг, об ипотеке и др.
В процессе исследования использовались
статистические и эконометрические методы,
методы экспертных оценок.
Цель этой работы – осветить современное
состояние государственного внебюджетного
социального фонда, а именно пенсионного
фонда. Также мне бы хотелось осветить
наиболее острые проблемы, стоящие перед
ним и возможные пути их решения.
Исходя из целей, можно определить следующие
цели:
- раскрыть сущность и назначение внебюджетных
фондов;
- осветить более подробно внутреннюю
структуру управления Пенсионного фонда
РФ;
- проанализировать состояние и динамику
Пенсионного фонда РФ за три последних
года (2005- 2007г.г.);
- определить наиболее острые проблемы
и рассмотреть возможные пути их решения;
В первой главе дипломной работы я раскрыла
сущность и значение внебюджетных фондов,
а так же, какое место занимает Пенсионный
фонд в бюджетной системе РФ, суть его
работы и что собой представляет бюджет
ПФ
Во второй главе описано и проанализировано
состояние и динамика Пенсионного фонда.
Исходя из изложенного материала по данной
теме, мной были сделаны определенные
выводы и рассмотрены предложения по совершенствованию
развития Пенсионного фонда.
Тема Пенсионного фонда и его финансирования
в наше время очень значима и актуальна.
Если оценивать государственную программу,
то можно отметить, что: обязательное пенсионного
страхование – недостаточное обеспечение
старости. К сожалению, инвестиционные
деньги – слишком маленькая доля от той
суммы, которая формирует будущую пенсию.
Возможности бюджета Пенсионного фонда
ограничены и не очень соотносится с тем,
какими темпами у нас растёт инфляция.
На мой взгляд, эта тема будет актуальна
долгое время, так как наибольшее влияние
на систему обязательного пенсионного
обеспечения оказывают демографические
факторы. На фоне общего сокращения численности
населения России происходит также изменение
его структуры, т.е. рост числа граждан
пенсионного возраста и снижение числа
граждан трудоспособного возраста.
В работе нашли отражение важнейшие положения
научных трудов российских ученых. Наибольший
вклад в финансовый аспект пенсионной
реформы внесли Н.Ю. Борисенко, М.Э. Дмитриев,
М.Ю. Зурабов, В.К. Сенчагов, А.К. Соловьев,
Д.Я. Травин, Д.Ю. Федотов, Е.М. Четыркин
и др. Проблемам пенсионного обеспечения
как средства социальной защиты населения
посвящены работы С.А. Афанасьева, Г.П.
Дегтярева, А.Л. Жукова, Р.С. Кулишовой,
Н.М. Ри-машевской, В.Д. Ройка, Н.И. Сидорова,
Т.Л. Фроловой и др. Для написания данной
темы дипломной работы были использованы
учебные пособия таких авторов как В.М.Радионова,
В.В.Ковалёв, Н.Е.Заяц, М.К.Фисенко и т.д.
Также был использован материал из журналов:
«Финансы» 2006г., «Финансы и кредит» 2007г.,
« Экономика и жизнь» 2005-2007г.г.
Источниками формирования информационной
базы исследования послужили обширный
эмпирический и статистический материал
УПФР в Советском районе г. Астрахани,
нормативно-правовые и методологические
материалы Правительства РФ, Министерства
экономического развития и торговли РФ,
Министерства финансов РФ, Федеральной
службы по финансовым рынкам (ФСФР), Инспекции
НПФ, Федеральной службы государственной
статистики РФ (ФСГС), сайты сети Internet,
посвященные пенсионной тематике.
Заключение
Вследствие реформы к управлению пенсионными
средствами населения были допущены не
только государственные, но и частные
структуры, однако наибольшее значение
в формировании будущих пенсий все же
принадлежит государственному ПФР.
В настоящее время принципы управления
пенсионными средствами населения и роль
в нем Пенсионного фонда РФ в основном
регламентируются Федеральными законами
«Об обязательном пенсионном страховании
в РФ» и «Об инвестировании средств для
финансирования накопительной части трудовой
пенсии в РФ». Однако проведенный нами
анализ показывает, что в настоящее время
теоретическую базу пенсионного обеспечения
граждан России нельзя считать полностью
сформированной и адекватной. Четкой и
унифицированной научной трактовки некоторых
категорий все еще не сложилось, что требует
уточнения терминологического аппарата
управления пенсионными средствами.
Изученные в процессе подготовки данной
работы материалы позволяют сделать следующие
выводы:
Указанные выше законы по своему трактуют
определение основного субъекта пенсионных
отношений - ПФР, однако они не содержат
понятия управления бюджетом фонда и перечня
его методов, а законопроект «Об управлении
средствами государственного пенсионного
обеспечения (страхования) в РФ», находящийся
на рассмотрении в Государственной Думе
с 2001 года до сих пор не принят.
Согласно закону «Об обязательном пенсионном
страховании в РФ»: ПФР - это страховщик
по государственному пенсионному обеспечению;
бюджет ПФР - это форма образования и расходования
денежных средств на цели пенсионного
страхования в РФ.
Как видно из последнего определения,
оно лишь в весьма узком и сокращенном
виде характеризует анализируемое понятие,
так как роль Пенсионного фонда РФ представляется
гораздо более значительной, чем любого
другого фонда, созданного на определенные
цели. ПФР - это не просто аккумулятор страховых
пенсионных взносов - это самостоятельно
действующий, активно функционирующий
субъект пенсионной системы. К тому же,
средства фонда формируются не только
за счет страховых взносов, но и за счет
поступлений из бюджетов, в частности,
федерального. Что касается расходной
части его бюджета, то здесь присутствуют
и международное сотрудничество, и меры
социальной поддержки нуждающихся граждан,
и другие вопросы из области социальной
политики, имеющие явно нестраховой характер,
относящиеся к общегосударственным социальным
проблемам.
Пенсионный фонд –государственный внебюджетный
фонд денежных средств, образуемый вне
федерального бюджета и бюджетов субъектов
Российской Федерации и предназначенный
для реализации конституционных прав
граждан на пенсионное обеспечение.
Библиография
1. Конституция Российской Федерации. –
М.: Норма, 2005. – 35 с.
2. Бюджетный кодекс РФ: Федеральный закон
РФ от 31 июля 1999 г., №145-ФЗ.//ЭПС «Гарант»
3. Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный
закон РФ от 5 августа 2001 г., №117-ФЗ//ЭПС
«Гарант»
4. О государственном пенсионном обеспечении
в РФ: Федеральный закон №166-ФЗ//ЭПС «Гарант»
5. Об обязательном пенсионном страховании
в РФ: Федеральный закон РФ от 15 декабря
2002 г., №167-ФЗ//ЭПС «Гарант» Версия 5.5.D.
6. О трудовых пенсиях в РФ: Федеральный
закон РФ от 17 декабря 2002 г., №173-ФЗ//ЭПС
«Гарант» Версия 5.5.D.
7. Об инвестировании средств для финансирования
накопительной части трудовой пенсии
в РФ: Федеральный закон РФ от 24 июля 2003
г., №111-ФЗ//ЭПС «Гарант» Версия 5.5.D.
8. О бюджете Пенсионного фонда РФ на 2004
год: Федеральный закон РФ от 31 декабря
2003 г., №197-ФЗ//ЭПС «Гарант» Версия 5.5.D.
9. О бюджете Пенсионного фонда РФ на 2005
год: Федеральный закон РФ от 23 декабря
2004 г., №175-ФЗ//ЭПС «Гарант» Версия 5.5.D.
10. О Пенсионном фонде Российской федерации:
Положение утверждено Постановлением
ВС РФ от 27 декабря 1991года. №2122-1//ЭПС «Гарант»
Версия 5.5.D.
11. Положение о порядке перечисления в
2003 году средств социального налога, зачисляемых
в федеральный бюджет и направляемых в
бюджет Пенсионного фонда РФ на финансирование
выплаты базовой части трудовой пенсии.
12 марта 2003 года. № 17н, № МЗ-03-25/2237.//ЭПС
«Гарант» Версия 5.5.D.
12. ФЗ «О негосударственных пенсионных
фондах» от 07.05.1998 г. № 75-ФЗ (в ред. от 16.10.2006
г.).
13. ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования
накопительной части трудовой пенсии
в Российской Федерации» от 24.07.2002г. №
111-ФЗ (в ред. От 02.02.2006г.).
14. ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании
в Российской Федерации» от 15 декабря
2001 г. № 167-ФЗ (в ред. от 02.02.2006г.).
15. Антонов В.Т. Вырастить будущую пенсию
может каждый // Капиталист. – 2007. - № 2.
– С.9-11.
16. Аронов А. В. Эффективность налогового
процесса и институциональные особенности
российской корпоративной культуры.//
Налоговый вестник. - 2001г. - №10. – с.28-29.
17. Братчикова Н. Внебюджетные фонды.//Право
и экономика. - 2000г. - №10. с.27-29.
18. Братчикова Н.В. Комментарий к закону
«О негосударственных пенсионных фондах»
- М.: Юридический дом «Юстицинформ», 2001.
– 217 с.
19. Бушмин Е. Роль и место бюджетных процедур
в системе государственных финансов.//
Вопросы экономики. - 2004г. - № 15. - с.42-49.
20. Бюджетная система РФ: Учебник/ М. В.
Романовский и др.; Под ред. М. В. Романовского,
О. В. Врублёвской. - 3-е издание исправленное
и переработанное. - М.: Юрайт, 2004. - 838с.
21. Выборных М. Орлов-Карба П. Новые принципы
пенсионирования.// Человек и труд. - 2004г.
- № 11. – с.64.
22. Выхухолева Е. Без белой зарплаты и пенсии.//Известия.
- 2005г. – 9 апреля. - с.1.
23. Выхухолева Е. Правительство отменит
льготы по ЕСН.//Известия. - 2005г. – 2 апреля.
- с.8.
24. Выхухолева Е., Гостева Е., Рыбакова Т.
Если тебе больше 37 лет - на пенсию копи
сам.//Известия. - 2005г. - 23 апреля. - с.1.
25. Вьюницкий В. Пенсионная реформа: базовая,
страховая и накопительная части пенсии.//
Директор. - 2004г. - № 3. - с. 6.
26. Горшков Д. А. Сбор налогов как инструмент
управления региональной экономикой.//Налоговый
вестник. - 2003г. - №4. – с.3-5.
27. Горюнов И. Негосударственные пенсионные
фонды как коллективный инвестор // Человек
и труд. – 2006. - № 11. – С.48-52.
28. Горюнов И.Ю., Михальчук В.Ю. Роль негосударственных
пенсионных фондов в современной пенсионной
системе России // Финансы. – 2008. - № 1. –
61-65.
29. Гостева Е. Если государство не обманет
- зарплаты вырастут.//Известия. - 2005г. -
20 апреля. с.2.
30. Дедиков С. Пенсионные правила: правовая
природа // Хозяйство и право. – 2005. - №
12. – С.13-18.
31. Дефолт среднего возраста//Известия.
- 2005г. - 8 апреля. - с.9.
32. Ермаков Д. НПФ и инвестиционная политика
// Человек и труд. – 2007. – 10. – С.60-62.
33. Ермаков Д.Н. Финансово-правовые основы
инвестиционной деятельности негосударственных
пенсионных фондов // Государство и право.
– 2007. - № 8. -С.48-54.
34. Зубков В. А. Решать задачи сообща//Финансы.
- 2005г. - № 12. - с. 29-31.
35. Зурабов М. Ю. О целях и ходе пенсионной
реформы. Пенсионная реформа для каждого//Российская
газета. - М., 2003г. - с.3-11. (Библиотечка "Рос.
газ." Выпуск 19).
36. Игнатов А. В. Пенсионный оборотный налог.//Финансы.
- 2004г. - № 4. – с.57-59.
37. Капкаева Н. З.; Журкина Н. С. Государственные
целевые бюджетные и внебюджетные фонды:
Уч. пособие. - Казань: Изд-во КФЭИ, 2002.- 116с.
38. Килячков А.А., Чалдаева Л.А., Рынок ценных
бумаг и биржевое дело. - М.: Юристъ, 2004.
- 704 с.
39. Ковалева А.М. Финансы. - М.: Финансы и
статистика, 2004. – 564 с.
40. Косырев Б. А. Внебюджетные фонды. Платежи.
Социальные выплаты. 2-е изд. перераб. и
доп. – М.: «Учеб. метод. центр при МНС РФ»,
2001. – 225с.
41. Лексин В., Швецов А. Бюджетный федерализм:
диалектика централизации и децентрализации.//РЭЖ.
- 2003 г. - № 7. - с.53-57.
42. Львов Д., Овсиенко Ю. Российская пенсионная
система и пути ее реформирования // Вопросы
экономики. - 2007. - № 8. - С. 112 – 115.
43. Некрасов А.Л. Как выбирать пенсионный
фонд // Эксперт. – 2006. - № 4. – С.37-39.
44. Нелюбова Н.Н., Вирабян Г.В.Институциональные
основы развития негосударственных пенсионных
фондов в финансовой системе страны //
Финансы и кредит. – 2007. - № 24. – С.53-58.
45. Перечнева И. Частное пенсионерское:
Негосударственные региональные пенсионные
фонды // Эксперт. - 2002. - № 21 (июнь). - С. 24-25
46. Семенов В.В. Как получить вторую пенсию
в Российской Федерации. – М.: ГроссМедиа,
2007. – 192 с.
47. Сергеева С. Негосударственное пенсионное
обеспечение: кому и как передать в управление
накопительную часть пенсии // Учет. Налоги.
Право. – 2007. - №15. – С.29-31.
48. Суворов А.П. Пенсионные фонды: успейте
сделать выбор // Человек и труд. – 2006. -
№ 9. – С.39-41.
49. Сулейманова Н.В.Социальное обеспечение
и социальное страхование. – М.: Аспект,
2005. – 429 с.
50. Укрюмов К. Негосударственные пенсионные
фонды – реальная возможность достичь
цивилизационной старости // Капиталист.
– 2007. - № 9. – С.11-14.
51. Четыркин Е., Кабалкин С. Негосударственные
пенсионные фонды усиливают свои позиции
// Пенсионные фонды,2003, № 3.
52. Широков А.Е. Модернизация российской
экономики. – М.: Финансы и статистика,
2006. – 411 с.
53. Ковалёв В.В. Финансы/учеб., - М: ПБОЮЛ,
- 2001г.
Информация о работе Управление финансовыми ресурсами Пенсионного фонда РФ