Управление предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 12:37, реферат

Описание работы

Недостаточная продуманность целей и миссии предприятия - быть может, самая важная причина расстройства и краха предприятий. Лучше, когда цели удается сформулировать в числовом выражении. Работа по стратегическому планированию выполняется не столько специалистами-плановиками, сколько всеми управляющими предприятия, и в первую очередь - руководителями высшего звена. В идеале, конкретные цели должны быть поставлены перед каждым подразделением предприятия. Обычно, если для каких-то подразделений не удается сформулировать свои цели в рамках общего стратегического плана предприятия, это является сигналом к необходимости совершенствования организационной структуры.

Файлы: 1 файл

Управление предприятием.docx

— 122.45 Кб (Скачать файл)

 

 
 
 
 

Управление предприятием

Организация стратегического  и оперативного планирования на предприятии 
 

 

 

Стратегическое планирование  

2.1. Понятие стратегического  планирования  

Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических  стратегий, предназначенных для  того, чтобы помочь организации достичь  своих целей.  

Роль стратегического  плана для предприятия в условиях рыночной экономики лучше всего  может быть показана в сравнении  с плановой экономикой. Раньше при  разработке своих планов предприятие  получало извне информацию о номенклатуре производимой продукции, поставщиках  и потребителях, ценах на свою продукцию, много других показателей и нормативов. Независимо от интересов предприятия  изменить их было нельзя и они автоматически закладывались в разработку планов предприятия. Собственно, сама плановая работа сводилась к поиску эффективных путей выполнения известных заданий в условиях достаточно прогнозируемой внешней среды. Такая задача остается и сегодня, но в условиях рынка эта задача -т олько часть плановой работы. Теперь предприятие должно само определять и прогнозировать параметры внешней среды, ассортимент продукции и услуг, цены, поставщиков, рынки сбыта, а самое главное - свои долгосрочные цели и стратегию их достижения. Эту часть плановой работы и охватывает разработка стратегического плана. Те предприятия, которые не используют стратегическое планирование, имеют больше шансов на проигрыш своим конкурентам и утомительную борьбу за выживание.  

Существует четыре основных вида управленческой деятельности в рамках процесса стратегического  планирования. Это:  

1)    Распределение  ресурсов. Этот проце сс вкл ючает в себя распределение ограниченных организационных ресурсов, таких как фонды, дефицитные управленческие таланты и технологический опыт.  

2) Адаптация к  внешней среде. Адаптацию следует  понимать в широком смысле  слова. Она охватывает все действия  стратегического характера, которые  улучшают отношения компания  с ее окружением. Компаниям необходимо  выявить соответствующие варианты  и обеспечить эффективное приспособление  стратегии к окружающим условиям, например, посредством разработки более совершенных производственных систем, путем взаимодействия с правительством и обществом в целом.

Прогнозирования являются стержнем любой торговой системы, поэтому  хорошо воспроизведенные прогнозы Форекс могут сделать Вас ужасно состоятельным. 

3)     Внутренняя  координация. Она включает координацию  стратегической деятельности для  отображения сильных и слабых  сторон фирмы с целью достижения  эффективной интеграции внутренних  операций.  

4)   Осознание  организационных стратегий. Эта  деятельность предусматривает осуществление  систематического развития мышления  менеджеров путем формирования  организации, которая может учиться  на прошлых стратегических решениях. Способность учиться на опыте  дает возможность организации правильно скорректировать свое стратегическое направление и повысить профессионализм в области стратегического управления. В процессе стратегического планирования менеджеру необходимо: постоянно учитывать фактор неопределенности; переоценивать приоритеты в проблематике в зависимости от изменений внешней среды; учитывать стратегические расчеты конкурентов; уметь сочетать стратегии маркетинга и развития фирмы в целом; вырабатывать несколько вариантов решений, чтобы затем выбрать наиболее оптимальное; ориентироваться на последовательное повышение эффективности деятельности компании в целом и каждой службы в отдельности; осуществлять системный анализ исходной экономической ситуации, сильных и слабых сторон фирмы, реальных возможностей реагирования на возникающие трудности и многое другое.  

Роль руководителя высшего звена заключается в  большем, чем простое инициирование  процесса стратегического планирования. Она также связана с осуществлением, объединением и оценкой этого  процесса.  

2.2. Сущность стратегии  

Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный  план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление  миссии организации и достижение ее целей. Стратегия предполагает разработку обоснованных мер и планов достижения намеченных целей, в которых должны быть учтены научно-технический потенциал  фирмы и ее производственно-сбытовые возможности.  

Стратегия большей  частью формулируется и разрабатывается  высшим руководством, но ее реализация предусматривает участие всех уровней  управления.  

Стратегический план должен разрабатываться скорее с  точки зрения перспективы всей корпорации, а не конкретного индивида. Он должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными. Чтобы эффективно конкурировать на рынке, фирма должна постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества информации об отрасли, рынке, конкуренции и других факторах.  

Стратегический план должен быть разработан так, чтобы не только оставаться целостным в течение  длительных периодов времени, но и быть достаточно гибким, чтобы при необходимости  можно было осуществить его модификацию  и переориентацию. Общий стратегический план следует рассматривать как  программу, которая направляет деятельность фирмы в течение продолжительного периода времени, давая себе отчет  в том, что конфликтная и постоянно  меняющаяся деловая и социальная обстановка делает постоянные корректировки  неизбежными. 

Проце сс стр атегического планирования  

3.1. Основные этапы  стратегического планирования  

Разработка экономической  политики фирмы предполагает определение  целей деятельности фирмы и стратегии  ее развития на ближнюю и дальнюю  перспективы исходя из оценки потенциальных  возможностей фирмы и обеспеченности ее соответствующими ресурсам.  

Стратегическое планирование включает три взаимосвязанные задачи: выработку целевой функции предприятия, представление ее в виде долгосрочных и краткосрочных задач и определение  стратегии достижения поставленных целей.  

То есть должен существовать ответ на три вопроса: что нужно  сделать, когда это нужно сделать  и каким образом.  

В более развернутой  форме проце сс стр атегического планирования включает в себя следующие пункты:  

1)  определение  изначальной миссии предприятия;  

2)  формирование  стратегических целей и задач;  

3)  оценка и  анализ внешней среды;  

4)  анализ сильных  и слабых сторон деятельности  фирмы (внутренний среды);  

5)  анализ и  оценка стратегических альтернатив;  

6)  выбор стратегии.  

3.2. Миссия и цели  предприятия  

Пожалуй, первым и  самым существенным решением при  планировании будет определение  миссии и выбор целей организации. Те организации, которые, вследствие своего размера, нуждаются в многоуровневых системах, нуждаются также в нескольких широко сформулированных целях, также  как и в более частных целях, связанных с общими целями организации.  

Миссия - это основная общая цель организации, то есть четко  выраженная причина ее существования. Значение соответствующей миссии не преувеличено. И действительно, выработанные на ее основе цели служат в качестве критериев для всего последующего процесса принятия управленческих решений. Если руководство не определило то, какова основная цель их организации, то у них не будет логической точки  отсчета для выбора наилучшей  альтернативы.

Миссия детализирует статус фирмы и обеспечивает направление  для определения целей и стратегий  на различных организационных уровнях. Под миссией подразумевается  нечто глобальное, совмещающее в  себе все остальные элементы управления. Формулировка миссии бывает часто достаточно общей, но в то же время специфической для каждого предприятия и ясно выражающей его индивидуальное понимание своего будущего бизнеса. Она требует конкретизации в виде постановки узловых целей и задач развития.  

Содержание миссии это:  

1.  задача фирмы  с точки зрен ия ее о сновных услуг или изделий, ее основных рынков и основных технологий;  

2.  внешняя среда  по отношению к фирме, которая  определяет рабочие принципы  фирмы;

3.  культура организации.  Известно, что определенная среда  привлекает людей совершенно  определенного типа. Этот аспект  тоже должен учитываться при  определении миссии фирмы, так  как рабочий климат влияет  на производственную деятельность  персонала.  

Есть только одно выдерживающее проверку определение  цели и миссии предприятия: создать  потребителя. Рассматривая миссию фирмы  с точки зрения определения основных потребностей потребителей и их эффективного удовлетворения, руководство фактически создает клиентов для поддержки  организации в будущем.  

Выбор миссии это  не такая уж простая задача. Многим может показаться, что основной целью, миссией, существования многих организаций  является получение прибыли. Однако получение прибыли - это скорее не миссии, а одна из целей фирмы, безусловно, существенная, но все же цель.  

Прибыль представляет собой полностью внутреннюю проблему предприятия. Однако организация - открытая система, которая может выжить в конечном счете, только если будет удовлетворять какую-то потребность находящуюся вне ее самой. Чтобы заработать прибыль, деятельность фирмы должна быть ориентирована на тесный контакт со средой, в которой функционирует. Поэтому именно в окружающей среде руководство подыскивает общую цель организации. Выбор миссии предполагает исчерпывающий анализ цепочки общество-организация-человек.  

  

Определение миссии относится к любым организациям: коммерческим и некоммерческим, большим  и малым. Возможно, у некоммерческих организаций миссии будут более сложные и развернутые, нежели чем у предприятия коммерческого толка (хотя, тут тоже неоднозначно: все зависит от масштаба и вида деятельности предприятия), поскольку, например, больница должна обеспечивать пациентов, медицинский и технический персонал и прочее, но, несмотря на это, она должна сформулировать подходящую, ориентированную на "клиента" миссию для себя самой. Для малой же организации опасность заключается в выборе слишком сложной миссии. Вряд ли стоит устанавливать миссию, заведомо невыполнимую. Оптимальным вариантом является путь от малого в большему , шаг за шагом, так как в данной ситуации меньше риска и больше возможностей  

Цель по академическому определению - это один из элементов  поведения и сознательной деятельности человека, характеризуемый предвосхищением  в мышлении результата деятельности и пути его реализации с помощью  определенных средств. В практической деятельности цель выступает как  способ интеграции действий различных  людей в некоторую упорядоченность  или систему. Цель - это исходный пункт, определяющий отношения между  субъектом и объектом управления.  

Общефирменные цели вырабатываются и формулируются  для осуществления миссии и на ее основе. Цели выполняют организующую, мотивирующую и контролирующую функции.

 

Недостаточная продуманность  целей и миссии предприятия - быть может, самая важная причина расстройства и краха предприятий. Лучше, когда  цели удается сформулировать в числовом выражении. Работа по стратегическому  планированию выполняется не столько  специалистами-плановиками, сколько  всеми управляющими предприятия, и  в первую очередь - руководителями высшего  звена. В идеале, конкретные цели должны быть поставлены перед каждым подразделением предприятия. Обычно, если для каких-то подразделений не удается сформулировать свои цели в рамках общего стратегического  плана предприятия, это является сигналом к необходимости совершенствования  организационной структуры.  

Определение цели - это  более конкретный уровень принятых решений, требующий выработки соответствующих  стратегических задач. Стратегия, разработанная  для достижения одних целей, не будет  применима для достижения других целей. При разработке стратегических позиций фирмы обычно пользуются определенными показателями, как  качественными, так и количественными. Качественные показатели на практике именуются ориентирами, количественные -з аданиями. Ориентир - по существу, это более отдаленная цель, которую фирма стремится достичь путем разработки стратегии.  

Между ориентирами, целями и стратегией существует тесная взаимозависимость. Поскольку ориентиры, цели и стратегия вырабатываются внутри одной  фирмы,  то  стратегия,  вырабатываемая  на  высшем  уровне  управления, становится целью и ориентиром в низовых звеньях управления - производственных отделениях. Поэтому  существуют различные виды целей. 
 
 
 

Информация о работе Управление предприятием