Управление природными ресурсами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 19:35, курсовая работа

Описание работы

Как юридическая категория собственность на природные ресурсы является продуктом перехода общества к государственно-правовому уровню организации общественной жизни. Она являет собой результат закрепления правовыми нормами экономических общественных отношений относительно| присвоения земельных, лесных, водных и других ресурсов природы, то есть отношений владения, использования и распоряжения этими ресурсами, лицами, которые юридически признаны владельцами соответствующих богатств природы.
Целью данной работы является определение понятия природных ресурсов и отношения природных ресурсов к муниципальному образованию.

Содержание работы

Введение………………………………………………………...…………………3
Глава 1 Теоретические аспекты природных ресурсов………………………….5
1.1 Понятие природных ресурсов………………………………………………..5
1.2 Классификация природных ресурсов………………………………………..7
1.3 Сфера использования природных ресурсов………………………………..15
Глава 2 Управление природными ресурсами в МО…………………………...19
2.1 Определения права собственности на природные ресурсы………………19
2.2 Особенности права собственности на природные ресурсы………………22
2.3 Природные ресурсы Республики Бурятия…………………………………25
Заключение……………………………………………………………………….28
Список используемой литературы……………………………………………...29

Файлы: 1 файл

готовая гос.соб-ть.doc

— 124.00 Кб (Скачать файл)

Право собственности  на природные ресурсы - это совокупность правовых норм, которые закрепляют и охраняют владение, пользование  и распоряжение природными ресурсами, в интересах как лица, так и  общества, в целом. Таким образом, право собственности в объективном значении следует понимать как совокупность правовых норм, которые закрепляют, регламентируют и охраняют отношения собственности на природные ресурсы в государстве, которыми является земля, недра, леса, растительный и животный мир, объекты естественно заповедного фонду

Различают право  собственности на природные ресурсы  в объективном и субъективном понимании.

Объективное право  собственности на природные ресурсы - система правовых норм земельного, горного, водного, лесного, фаунистического, естественно заповедного законодательство и тому подобное, которые регулируют отношения относительно владения, пользования и распоряжения землей, лесами, водами и тому подобное. Правовыми нормами, которые составляют содержание права собственности на природные ресурсы в объективном понимании, определяются кругом субъектов, которые могут приобретать природные ресурсы в собственность, объекты права собственности на природные ресурсы, порядок приобретения, изменения, прекращения и защиты права собственности, на землю, леса, воды, животный мир и тому подобное, а также права и обязанности владельцев земельных, водных, лесных и других природных ресурсов.

В субъективном понимании право собственности  на природные ресурсы являет собой  совокупность правомочностей владельца  по владению, использованию и распоряжению соответствующими объектами окружающей природной среды. Правомочию по владению, использованию и распоряжению природными ресурсами, существуют только в рамках правоотношений собственности на земельные участки, водоемы, лесные угодья и тому подобное, которые в свою очередь возникают после приобретения субъектом в собственность конкретного земельного участка, водного объекта, участка леса, и тому подобное

Правоотношения  собственности на природные ресурсы  являются абсолютными. Это означает, что в рамках таких правоотношений субъекту права собственности на объект природы корреспондирует (противостоит) неограниченный круг лиц, обязанных воздерживаться от совершения действий, которые нарушают права владельца или препятствуют ему в осуществлении правомочностей по владению, использованию или распоряжению отмеченным объектом природы.

Субъективное  право собственности на природные  ресурсы - совокупность полномочий разных субъектов (государства, юридические  и физические лица) относительно владения, пользования и распоряжения, надлежащими им природными ресурсами (земельными, полезными ископаемыми, лесными, водными, животного и растительного мира, естественно заповедного фонду):

а) возникают  в связи с передачей или  приобретением в собственность соответствующих природных ресурсов;

б) доказывается государственным актом на право собственности или гражданско-правовым соглашением о приобретении (покупки, продажи, обмен, и тому подобное);

в) носит абсолютный характер, то есть исключительная принадлежность полномочий относительно владения, использования и распоряжения природными ресурсами, их владельцу и общая обязательность всех других воздерживаться от их нарушений. Право собственности на природные ресурсы имеет специфические особенности, связанные с экологическим содержанием последних.

Правоотношения  собственности на природные ресурсы  являются абсолютными. Это означает, что в рамках таких правоотношений субъекту права собственности на объект природы корреспондирует (противостоит) неограниченный круг лиц, обязанных воздерживаться от совершения действий, которые нарушают права владельца или препятствуют ему в осуществлении правомочностей по владению, использованию или распоряжению отмеченным объектом природы.

В то же время  право собственности на природные ресурсы на современном этапе развития общества не является абсолютным. В большинстве стран мира оно ограничивается в законодательном порядке в интересах общества.

 

 

 

 

2.2  Особенности  права собственности на природные  ресурсы

 

Конституция РФ определила перечень исключительных полномочий и предметов ведения Российской Федерации , вопросы совместного ведения РФ и субъектов РФ.

В сфере природопользования к совместному ведению РФ и  субъектов РФ отнесены:

- вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водами и другими природными ресурсами;

- разграничение  государственной собственности;

- природопользование: охрана окружающей среды и  обеспечение экологической безопасности;

- земельное,  водное, лесное законодательство, законодательство  о недрах, об охране окружающей среды.

Стоит проблема разграничения публичной собственности на природные ресурсы во многом коренится в несовершенстве ч.1 ст.9 Конституции РФ, которая устанавливает, что «земля и другие природные ресурсы используются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории». Зачастую трактовка и толкование указанной нормы происходит вне учета положений п. «в» ч.1 ст.72 Конституции РФ, закрепляющего механизм совместного ведения Российской Федерацией и ее субъектами вопросами владения, пользования и распоряжения природными ресурсами. Неправильная трактовка ч.1 ст.9 Конституции РФ приводит к заблуждению, что природные ресурсы должны находиться в собственности субъектов РФ, на территории которых находятся. В отсутствие четкого правового регулирования разграничения публичной собственности на природные ресурсы, субъекты РФ пытались самостоятельно ликвидировать пробел в законодательном регулировании вопроса посредством закрепления в конституциях и уставах исключительной собственности данного субъекта на природные ресурсы, находящиеся на его территории. Сложившийся законодательный и политический кризис был призван решать Конституционный суд РФ (далее – КС РФ), который своим определением5 признал, что положения конституций указанных республик об отнесении к ведению республик вопросов, относящихся к совместному ведению, нарушает установленные Конституцией РФ разграничения предметов и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ.

Показателен также  следующий пример. Верховный суд  РФ, рассмотрев кассационные жалобы Законодательного Собрания Ленинградской области  и Ленинградского областного комитета по управлению государственным имуществом на решение Ленинградского областного суда о признании недействующим отдельных положений областного Закона «29-оз от 31.05.2004г. «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Ленинградской области»6, оставил иски без удовлетворения. Верховный суд указал, что оспариваемые нормы противоречат федеральному законодательству (ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», ст.432 ГК РФ, ст.37 ЗК РФ).

Данные нормы  закона наделяли орган исполнительной власти Ленинградской области правом устанавливать случаи, когда муниципальный образования приобретают преимущественное право покупки земельного участка, возлагали обязанность направлять извещения о намерении продать земельный участок в правительство Ленинградской области и в администрацию муниципального образования, на территории которого расположен этот земельный участок. Данный закон вводил также дополнительное правило для оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в виде возврата извещения продавцу при определенных условиях, что могло оказать влияние на длительность процедуры оборота земельных участков. Согласно же п.5 ст.1 ФЗ от 24.07.2002г. №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»7 субъекты РФ не вправе принимать законы и иные нормативные акты, содержащие дополнительные правила и ограничения оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.

Компетенция государственных  и муниципальных органов в  сфере оборота земли определяется в зависимости от принадлежности земель. Земельными участками, находящимися в федеральной собственности, распоряжаются федеральные государственные органы; землями субъектов – уполномоченные органы субъектов РФ; муниципальными землями – муниципальные органы (ст.ст. 9-11, 29 ЗК РФ).

Владение, пользование и распоряжение государственным фондом недр в пределах территории Российской Федерации осуществляются совместно Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.

Таким образом, лучше, если, «основным моментом в разграничении права собственности должно оставаться исключительное право государства на недра. В собственность субъектов РФ могут быть переданы только общераспространенные месторождения недр. Система недропользования должна базироваться на укреплении системы совместного управления недрами. При этом недра должны остаться в исключительной собственности РФ, а полномочия по управлению государственной собственностью должны распределяться между центром и регионами»8.

Лесной кодекс РФ устанавливает федеральную собственность  на земли лесного фонда и лесные участки из состава этих земель, но при этом полномочия по управлению лесами переданы на уровень субъектов РФ и должны осуществляться за счет субвенций из федерального бюджета.

Интересен также  вопрос о праве на такой объект, как атмосферный воздух. Как отмечает С.А. Боголюбов, на атмосферный воздух право собственности пока не объявлено, но исходя из того, что государство устанавливает квоты и подписывает международные соглашения о своих обязательствах по контролю и загрязнению воздуха, взыскивает штрафы за превышение выбросов в атмосферу, устанавливает правила поведения в области охраны атмосферного воздуха, то оно становится «продавцом воздуха»9.

Однако нельзя не отметить, что право собственности, как и другие вещные права, остается институтом, прежде всего, гражданского права, и в соответствии с его нормами установление права собственности возможно только на объекты, имеющие индивидуальные или родовые признаки, которые позволяют выделить эти объекты из массы других подобных объектов.

 

2.3 Природные ресурсы Республики Бурятия

 

Природные ресурсы  Бурятии уникальны как по своим  запасам, так и по их разнообразию. Густые хвойные леса, высокие горные хребты, широкие степи, горные долины с разноцветьем трав, обилие орехов и ягод представляют благоприятные  условия для обитателей богатого животного мира Бурятии. Здесь немало уникальных и редких видов, занесенных в Красную книгу. Всемирно известны баргузинский соболь, бурый сибирский медведь, горный козел, дикий северный олень. Изюбр, лось, белка, рысь, россомаха, косуля, кабарга, кабан, байкальская нерпа, омуль, а также многочисленные виды пернатых - вот неполный, но представительный перечень многообразного животного мира Бурятии.

Природное богатство  республики - лес. Общая площадь лесного  фонда Республики Бурятия составляет 27,2 млн. га, из них покрытая лесом - 20,3 млн. га. Общий запас древесины составляет 1850 млн. куб. м.

Озеро Байкал является природным резервуаром пятой  части мировых запасов пресной  воды высочайшего качества. Озеру  более 20 миллионов лет; длина озера равна 636 километрам, ширина - 80 километров, глубина - 1637 метров; 2500 различных видов животных и рыб, 250 из которых эндемичны, населяют Байкал и окружающую его территорию.

Республика  богата минерально - сырьевыми ресурсами. Земельный фонд республики составляет 35114,3 тыс. га. Почвенный покров отмечается большим разнообразием. Относительно плодородны и имеют наибольшее производственное значение каштановые, серые лесные и черноземные почвы. Они занимают 56,4% площади всех сельскохозяйственных угодий и 76,5% площади пахотных земель.

На территории Бурятии за 50 лет активной деятельности геологами разведано более 700 месторождений  различных полезных ископаемых, из них более 600 учтены государственным  балансом России и территориальным  балансом Республики Бурятия. Среди выявленных месторождений 247 золота (228 россыпных, 16 рудных и 3 комплексных). В перечне стратегических видов минерального сырья находятся 7 месторождений вольфрама, 13 - урана, 4 -полиметаллов, по 2 - молибдена и бериллия, по одному - олова и алюминия. Республика Бурятия располагает крупной предварительно оцененной сырьевой базой урана. Балансовые запасы 8 месторождений плавикового шпата способны обеспечить нужды металлургических предприятий Сибири и Дальнего Востока в кусковом флюорите. Балансовых запасов 10 месторождений бурого и 4 месторождений каменного угля хватит на сотни лет для обеспечения потребностей топливно-энергетического комплекса Бурятии. На территории республики выявлены также 2 месторождения асбеста, ряд нефритовых и строительного сырья, а также апатита, фосфорита, графита и цеолитов. Недра Бурятии содержат 48% балансовых запасов цинка России, 24% - свинца, 37% - молибдена, 27% - вольфрама, 16% - плавикового шпата и 15% - хризотил - асбеста. Большинство крупных и уникальных месторождений полезных ископаемых расположены в радиусе до 200 км от ближайших железнодорожных линий ВСЖД и БАМ. Степень геологической изученности недр республики позволяет прогнозировать обнаружение здесь новых перспективных месторождений различных полезных ископаемых, в том числе и новых генетических типов. 

В усилении позиции  Республики Бурятия в геополитическом  и экономическом пространстве России и стран Азиатско-Тихоокеанского региона, в обеспечении ее экономической безопасности решающую роль играет наращивание минерально-сырьевого потенциала, а стратегическим направлением перспективного развития является освоение минеральных ресурсов недр республики. Очевидны преимущества стратегии одновременного развития горнопромышленного и промышленного комплексов с образованием полной производственной цепочки прохождения продукции от сырья до продукции народного потребления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Право собственности  на природные ресурсы имеет ряд  специфических особенностей, связанных  с их экологическим содержанием.

Во-первых, это  право собственности не является всеобъемлющим, потому что не все  природные ресурсы за своими свойствами могут находиться в собственности, а лишь те из них, что является относительно стабильными, подлежат индивидуализации. К ним принадлежат земля, недра, воды, леса, животный мир, естественно заповедные объекты. Другие элементы природной среды не способны через объективные свойства быть объектами собственности (ветровая и солнечная энергия, атмосферный воздух, климатические ресурсы и другое) потому что не могут быть объектом присвоения со стороны человека и общества.

Информация о работе Управление природными ресурсами