Управление производительностью труда в РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2012 в 20:08, курсовая работа

Описание работы

Рынок труда, как и рынки капиталов, товаров, ценных бумаг и т.д., является составной частью рыночной экономики. На нем предприниматели и трудящиеся совместно ведут переговоры, коллективные или индивидуальные, по поводу трудоустройства, условий труда и заработной платы.

Содержание работы

1: Рынок труда: Его эволюция, понятие, взаимосвязь с воспроизводством рабочей силы……………………………………………..2
1.2: Сущность и формы проявления рынка труда……………………4
1.3: Структура рынка труда………………………………………………………7

2: Программа труда "Производительность-2020" в Казахстане………………………………………………………………………………….12
2.1: О ситуации на рынке труда в Республике Казахстан………….16

Файлы: 1 файл

Управление производительностью труда в РК.docx

— 37.73 Кб (Скачать файл)

— регулирование  рынка труда косвенными методами;

— защита прав всех субъектов рынка труда;

— многогранная ролевая  функция работодателя на государственных  предприятиях.

Степень выполнения указанных функций зависит от многих факторов (экономических, политических, социальных) и их конкретного сочетания  в том или ином историческом периоде.

8 

     Второй компонент — экономические программы, решения и юридические нормы, принятые субъектами рынка труда. Для нормального функционирования рынка необходимы законодательные акты, нормы, правила, которые регулировали бы взаимоотношения между субъектами рынка, четко определяли бы их права, создавали равные возможности для реализации способностей к труду всех участников рыночных отношений, предусматривали бы социальное страхование на случай потери работы и т.д. Такие нормы записаны в Конституции Республики Казахстан, в законе Республики Казахстан «О занятости населения в Республики Казахстан». Они конкретизируются в указах Президента РК, решениях правительства, в Генеральном, региональных, отраслевых соглашениях, принимаемых ежегодно или на два года, в коллективных договорах предприятий.

Успешное функционирование рынка также невозможно без создания соответствующих экономических  условий (налоги, льготы и т.д.), проведения активной политики занятости — разработки и осуществления Республиканских  и областных программ содействия занятости населения, программ подготовки и переподготовки высвобождаемых работников и т.д.

Законодательные нормы  и экономические программы создают  основу для более полного и  цивилизованного действия рыночного  механизма, т.е. взаимосвязи и взаимодействия спроса на рабочую силу и предложение  ее как реакции субъектов рынка  на информацию о рыночной цене труда  и конкуренции. Более подробно действие рыночного механизма будет раскрыто далее.

Безработица и социальные выплаты, связанные с ней, — необходимый  компонент современного рынка труда. Действие рыночного механизма ведет  к высвобождению части работников, к появлению безработицы. Чтобыподдержать высвобождаемый персонал в период отсутствия работы, создать условия для его переподготовки и повторного вовлечения в трудовой процесс, законом «О занятости населения в Республике Казахстан» предусматриваются выплаты пособий по безработице, компенсаций при увольнении, при переезде к новому месту работы, выплаты стипендий во время учебы и т.п. Следует подчеркнуть, что значительная безработица

      9 
 

возникала еще в начале XIX в., а социальные выплаты появились лишь в XX в. после упорной борьбы рабочего класса за свои права.

Рыночная инфраструктура представляет собой совокупность институтов содействия занятости, профориентации, профподготовки и переподготовки кадров. Она представляет собой сеть фондов, центров занятости (бирж труда), центров подготовки и переподготовки рабочей силы и т.д.

Основным элементом  инфраструктуры рынка труда является государственная служба занятости, включающая органы трех уровней управления: общегосударственного, регионального  и местного. Наряду с ней развиваются  негосударственные структуры занятости (биржа труда молодежи, центр занятости  женщин, биржа труда для инвалидов  и т.д.).

Фонд занятости, так  же государственная служба занятости, структурирован по уровням, от Республиканского до районного. Он формируется за счет обязательных страховых взносов работодателей и страховых взносов с заработка работающих (занятых индивидуальной трудовой деятельностью). Дополнительными источниками служат ассигнования из бюджетов соответствующих уровней, субсидии и субвенции вышестоящих по уровню фондов занятости для нижестоящих, доходы от размещения средств фонда занятости в учреждения Центрального банка РК, добровольные взносы предприятий и граждан.

Центры подготовки и переподготовки рабочей силы обеспечивают повышение ее конкурентоспособности, повышают шансы безработных влиться в состав занятого населения

      Все компоненты рынка труда в совокупности обеспечивают сбалансированность спроса и предложения рабочей силы, реализацию права людей на труд и свободный выбор вида деятельности, а также определенную социальную защиту. В итоге взаимодействие всех компонентов рынка труда нацелено на создание и поддержание баланса интересов всех субъектов рынка труда.

      10 
 

Рынок труда в  Казахстане еще не сформировался, но все его основные компоненты имеются. И поэтому можно сказать, что  рынок труда, хотя и несовершенный, в Казахстане есть. О нем можно  составить определенное представление  по масштабам и структуре движения рабочей силы в экономике

Так, о масштабах  и структуре рынка труда, прежде всего в узком смысле, можно  судить по обороту рабочей силы в  народном хозяйстве и отдельных  отраслях. Под оборотом рабочей силы понимается отношение принятых на работу и уволенных по разным причинам к  среднесписочной численности работников. Если речь идет о выбывших, то говорят об обороте по выбытию, если о принятых, то имеют в виду оборот по приему.

Структуру рынка  рабочей силы можно рассматривать  по разным критериям, или признакам. В частности, можно анализировать  ее по причинам увольнений или обстоятельствам  не занятости, по указанному признаку безработные распределялись следующим  образом (в %): 

Рынок трудовых ресурсов в узком смысле — это скорее потенциальный рынок трудового  резерва. Он представлен выпускниками учебных заведений, которые готовят  рабочих, специалистов, менеджеров. К  этому рынку относятся военнослужащие, подлежащие увольнению, особенно в  связи с сокращением Вооруженных  Сил Казахстана, и домашние хозяйки, чье материальное положение пошатнулось и они хотят пойти работать. Сюда же можно отнести лиц, лишенных свободы, но амнистированных или ожидающих досрочного освобождения.

          

     

   

                                                               11 
 

      2: Программа труда "Производительность-2020" в Казахстане.

      В Казахстане стартовала программа "Производительность-2020".

      Во всех областях созданы региональные штабы (на базе социально-предпринимательских корпораций), которые будут принимать заявки на участие в программе от предприятий

      Министерство индустрии новых технологий РК объявило о старте программы "Производительность-2020". Участниками Программы могут быть предприятия обрабатывающего сектора..

В рамках программы  предусмотрена линейка инструментов поддержки. Это:

• оплата части затрат участнику программы за разработку или экспертизу комплексного плана (плана модернизации) инвестиционного  проекта (размер 50%, но не более 7,5 млн. тенге);

• предоставление долгосрочного  лизингового финансирования (Цель –  обновление основных фондов при условии  участия предприятия собственными средствами не менее 15% от общей стоимости  предмета лизинга. Ставка вознаграждения не превышает 7,5% при стоимости предмета лизинга свыше 150 млн. тенге);

• стимулирование привлечения  квалифицированных проектных и  инжиниринговых организаций (обеспечение  квалифицированного сопровождения  проекта при осуществлении выбора, приобретения, установки и запуска  технологического оборудования);

• предоставление инновационных  грантов (в соответствии с действующими Правилами предоставления инновационных  грантов);

• привлечение высококвалифицированных  зарубежных специалистов (возмещение затрат на привлечение специалистов в объеме 50%, но не более 9 млн. тенге  за одного специалиста в год, при  этом участник может привлечь не более  трех специалистов); 

12 

• внедрение современных  управленческих и производственных технологий (технологии, повышающие экономическую  эффективность предприятия, в том  числе автоматизированных систем управления, международных стандартов управления, ERP, Lean, Кайдзен и другие);

Во всех областях созданы региональные штабы (на базе социально-предпринимательских корпораций), которые будут принимать заявки на участие в программе от предприятий.

Участниками Программы  могут быть предприятия, соответствующие  следующим критериям:

– реализующие и/или  планирующие реализовать инвестиционные проекты в приоритетных секторах экономики в рамках ГПФИИР;

– финансово устойчивые;

– имеющие комплексный  план модернизации.

Комплексный план инвестиционного  проекта (долгосрочный стратегический план развития компании) должен предусматривать  достижение следующих показателей:

– финансовая окупаемость  инвестиционного проекта;

– повышение производительности труда в 2 раза, но не менее чем  в 1,5 раза от среднего отраслевого уровня по проектам модернизации действующих  предприятий или в три раза от среднего отраслевого уровня по новым инвестиционным проектам.

– конкурентоспособности  продукции (востребованной на внутреннем и внешних рынках продукции).

Меры государственной  поддержки предоставляются по следующей  схеме:

1. Заявитель обращается  к оператору Программы (АО "Казахстанский  институт развития индустрии") и предоставляет необходимый  пакет документов.

      13 
 
 

2. Оператор Программы  готовит экспертную оценку.

3. Оператор Программы  направляет экспертную оценку  заявителю и оператору инструмента.

4. При положительной  экспертной оценке оператор Программы  осуществляет оплату за разработку  комплексного плана и заявитель обращается к оператору инструмента.

5. Оператор инструмента (АО "БРК Лизинг" по долгосрочному лизинговому финансированию и АО "Национальный инновационный фонд" по сервисным инструментам) осуществляет экспертизу инвестиционного проекта в соответствии со своими установленными требования.

6. Оператор Программы,  оператор инструмента и участник  заключают соответствующие соглашения  установленной формы.

На 2011-й – пилотный – год реализации программы из госбюджета выделено 19,9 млрд. тенге.

Программа "Производительность 2020" является дополняющей и завершающей  в комплексе уже существующих программ: "Дорожная карта бизнеса", поддержки экспортеров, привлечения  инвесторов, посткризисного восстановления (оздоровления) предприятий.

В целом, государство  сегодня готово предложить в рамках Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию более 100 инструментов поддержки бизнеса. В результате должен появиться целый  класс предприятий с высоким  уровнем производительности, умеющими адаптироваться под изменения рынка.

Напомним, Глава государства  поручил Правительству принять  меры по модернизации действующих производств  на 23-м Совете иностранных инвесторов. Совместно с НЭП "Союз "Атамекен" был проведен  

14 

технологический аудит  более 200 промышленных предприятий  страны. Результаты показали, что в  большинстве случаев ключевым фактором низкой конкурентоспособности предприятий  является не устаревшее оборудование, а неспособность предприятий  идентифицировать потери в производстве и управлении, повышать качество выпускаемой  продукции. Решение этих проблем  и легло в основу программы "Производительность-2020". 

        

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      15 

      2.1: О ситуации на рынке труда в Республике Казахстан  .

        О ситуации на рынке труда в Республике Казахстан .

       Численность экономически активного населения в возрасте 15 лет и старше в III квартале 2011г. составила 8,9 млн. человек, что 3,0% больше, чем в соответствующем периоде 2010 года.  В экономике республики были заняты 8,4 млн. человек, или 68,1% от населения в возрасте 15 лет и старше. Их численность по сравнению с третьим кварталом предыдущего года увеличилась на 272,2 тыс. человек (на 3,3%).

Основные индикаторы рынка труда в Республике Казахстан  в III квартале 2009- 2011гг.

            Население в возрасте 15 лет и старше
                        3 квартал 2 квартал  2011г
2009г 2010г 2011г
Экономически  активное население, тыс. человек 8490,9 8652,8 8915,6 8671,4
Уровень экономической  активности населения, % 71,0 71,5 71,9 71,7
Занятое население, тыс. человек 7955,2 8171,1 8443,3 8204,4
   Уровень  занятости, в % к:        
       населению в возрасте 15 лет и  старше  66,5 67,5 68,1 67,8
       экономически активному населению 93,7 94,4 94,7 94,6
   Наемные  работники, тыс. человек 5266,4 5447,2 5673,8 5496,7
      доля в численности занятого  населения, % 66,2 66,7 67,2 67,0
   Самостоятельно  занятые, тыс. человек 2688,8 2723,9 2769,5 2707,7
      доля в численности занятого  населения, % 33,8 33,3 32,8 33,0
Безработное население, тыс. человек 535,7 481,7 472,3 467,0
  Уровень  безработицы, % 6,3 5,6 5,3 5,4
Безработные в возрасте 15-24 лет, тыс. человек  77,1 60,1 64,2 53,9
  Уровень  молодежной безработицы, % 5,9 4,7 4,7 4,5
  (в возрасте 15-24 лет) 2,5 2,1 2,1 2,0

Информация о работе Управление производительностью труда в РК