Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2012 в 19:05, курсовая работа
Банки - центральные звенья в системе рыночных структур. Развитие их деятельности - необходимое условие реального создания рыночного механизма. Процесс экономических преобразований начался с реформирования банковской системы. Эта сфера динамично развивается и сегодня.
При тщательном его проведении, анализ источников погашения кредита различен для различных видов кредита. Это различие особенно велико для долгосрочных и краткосрочных кредитов. Долгосрочная прибыльность компании более важна для долгосрочных кредитов, потому что источником погашения здесь служат поступления от инвестиций. В случае же с краткосрочными кредитами, необходимо провести детальный анализ торгового цикла, или цикла оборота активов- товарных запасов в дебиторскую задолженность и наличность- с тем, чтобы определить, какие статьи баланса могут быть превращены в наличность для погашения кредита.
Структура кредита Сотрудник банка должен определить условия кредита: процентную ставку, обеспечение, гарантии и особые статьи, которые будут отражать присущий кредиту риск. Структура кредита должна быть тесно связана с ожидаемыми источниками и сроками погашения кредита.
Заключительными этапами процесса структурирования кредита являются его одобрение, подготовка документации и составление отчета о нем. Все эти этапы должны быть четко определены в кредитной политике и процедурах банка.
Одобрение кредита Одобрение кредитов в коммерческих банках обычно происходит либо в рамках кредитного комитета, либо в рамках процесса последовательного одобрения кредитов. В первом случае кредиты одобряются кредитным комитетом, членами которого обычно являются руководители банка и его кредитного отдела. Во втором случае, одобрение кредитов идет снизу вверх по цепочке - от простых сотрудников кредитного отдела до руководства, имеющего право (в соответствии с требованиями кредитной политики банка) на окончательное одобрение кредита.
Сторонники первого метода утверждают, что он обеспечивает наиболее компетентного уровня принятия решений, так как при этом используется опыт, имеющийся у всех членов кредитного комитета. Сторонники же второго метода утверждают, что комитетная система не дает достаточно времени для анализа каждой заявки, когда их подается сразу несколько на каждом заседании. Они говорят, что в комитетной системе присутствует стадный инстинкт - члены комитета стараются избегать вопросов, неприятных для сотрудников, подающих заявку, или других кредитных отделов и следуют предпочтениям руководства своего комитета. Система же последовательного одобрения, по словам ее сторонников, дает сотрудникам реальную возможность проверить кредитную заявку, задать необходимые вопросы и принять независимые решения.
Степень ответственности членов кредитного комитета за одобряемые ими кредиты варьируется. В большинстве банков голосование в пользу или против того или иного кредиты происходит либо в форме поднятия рук, либо в форме ответов “за” или “против” . В некоторых банках голос каждого члена комитета регистрируется. И хотя неясно, насколько ответственность каждого члена влияет на эффективность процесса принятия решений, следует сказать, что степень ответственности выше при последовательном одобрении кредита.
Размер банка и масштаб его операций определяют степень централизации процесса принятия решений. Как правило, чем меньше банк, тем больше степень централизации, чем больше банк (а следовательно, и масштаб его операций, особенно географический) , тем больше степень децентрализации. Некоторые сделки могут быть потеряны из-за бюрократических проволочек в процессе одобрения кредита банком. Учитывая это, многие банки передают полномочия по одобрению кредитов руководству своих региональных отделений, а те, в свою очередь, могут передать эти полномочия руководству филиалов или их отдельным сотрудникам.
В любой децентрализованной системе, кредитные полномочия на различных уровнях обычно определяются рекомендациями отделов по кредитной политике и по контролю за деятельностью банков, а затем одобряются руководством банка и советом директоров. Контроль за правильностью использования этих полномочий осуществляется посредством составления периодических отчетов и проведения обзоров и проверок внутренними аудиторами.
Кредитная документация обеспечивает защиту от риска, позволяя банку принимать юридические меры, если заемщик не выполняет запретительные оговорки или нарушает график погашения. Кредитный договор-это контракт между банком и заемщиком, в котором оговариваются права и обязанности каждой стороны по отношению к кредиту. Хотя кредитный договор не позволяет кредитору контролировать источник погашения кредита, он содержит условия, оговорки и ограничения, составленные таким образом, чтобы поддержать или улучшить финансовое состояние заемщика, уровень прибыльности, движение денежных средств, что так или иначе защищает интересы банка. Хороший кредитный договор, составленный на четкой юридической основе, дает кредиторам вес на переговорах, если состояние кредита начинает ухудшаться.
Прежде чем быть подписанной, юридическая документация должна быть тщательно проверена, желательно какой-либо специализированной внутренней структурной единицей банка. Очень важно, чтобы кредитная документация отвечала требованиям существующей законодательной базы: прежде чем какой-либо кредиты предоставлен одному заемщику или группе связанных заемщиков, тщательно должны быть проверены существующие лимиты кредитования по отношению к величине капитала банка.
Обеспечение и гарантии Обеспечение
- это материальный актив, на который
банк имеет право залога. Использование
залога в поддержку кредита дает
банку возможность
ТАБЛИЦА 7 Оценка залога
Рейтинг обеспечения
Покрытие обеспечения Стоимость обеспечения
Стоимость
Контроль
Примеры
A
100
Полностью обеспечена и легко может быть
реализована
Под банковским контролем
Документация в порядке
Контргарантии приемлемых банков
Денежный залог в банке
B
<100 %
Стоимость может колебаться и могут возникнуть
трудности с продажей
Под банковским контролем
Документация в порядке
Акции, заложенные и хранимые в банке
Оцененная банком недвижимость
C
<100 %
Изменчивая стоимость и неуверенность
с реализацией
Проблемы под контролем
Сомнительная документация
Некотируемые акции
Запасы ТМЦ или дебиторская
задолженность, хранимая в банке
D
<100 %
Снижающаяся стоимость и слабая реализация
Не контролируется банком
Проблемы с документацией
Проблемные активы
Неконтролируемые запасы ТМЦ
E
<100 %
Падающая стоимость или ее отсутствие,
и затрудненная или невозможная реализация
на рынке
Не контролируется банком
Документация отсутствует
Не поддержанные гарантии
Не подтвержденное размещение
книжных долгов
Наблюдение за кредитом
После того, как кредит выдан, банк должен предпринять меры для обеспечения его возврата. Управление кредитами является одной из главных задач сотрудников кредитного отдела банка. Хорошее управление кредитом не исправит “плохой” кредит, но многие “хорошие” кредиты могут стать проблемными в случае неэффективного управления ими сотрудниками кредитного отдела банка.
Банки следят за заемщиками
для того, чтобы удостовериться в
благополучности их финансового
положения и в выполнении ими
условий кредитного договора; а также
для поиска новых возможностей делового
сотрудничества с клиентом. Наблюдение
за кредитом необходимо для того, чтобы
выявить на ранней стадии признаки
того, что у заемщика могут появиться
затруднения с погашение
Проблемные кредиты и
работа с ними Проблемные кредиты
являются результатом денежного
кризиса клиента, хотя в некоторых
странах с очень слабой финансовой
дисциплиной существует класс заемщиков,
именуемых злостными
После того, как кредит был предоставлен, должны быть предприняты меры для предотвращения убытков по нему. Документация по кредиту должна обеспечивать доступ банка к любой финансовой информации о клиенте; она должна быть подготовлена в течение определенных промежутков времени и проаудирована приемлемыми для банка аудиторами. Документация по кредиту должна также содержать условия, дающие банку право проверять отчетность клиента, или, по крайней мере, дающие банку доступ к разъяснениям (клиента) по его финансовой отчетности.
Системы раннего выявления
проблемных кредитов очень сложно разработать
и человеческий фактор является одной
из самых серьезных помех. Сотрудники,
ответственные за данный кредит, могут
не докладывать о тревожных
Во избежание этого банки делают периодические, независимые и объективные обзоры кредитов отделами внутреннего аудита с тем, чтобы они выявили упущенные или скрытые сотрудниками кредитного отдела признаки проблемности кредитов. Проверки, проводимые органами надзора и регулирования, также очень часто выявляют незамеченные проблемные кредиты. В процессе эффективного управления кредитными рисками, первым выявителем проблемных кредитов является система внутреннего контроля банка.
Тревожные сигналы Нефинансовыми тревожными сигналами являются, например, необоснованные задержки в получении от клиента финансовой отчетности, особенно тогда, когда кредитный договор содержит условие, требующее предоставления информации в течение определенного промежутка времени. Разъяснения клиентов о причинах задержек сами являются признаками проблемности кредита.
Другими нефинансовыми признаками
могут быть резкие изменения в
планах деятельности клиента, ожидаемые
радикальные изменения в
Финансовые признаки проблемности кредита могут проявиться при проведении анализа финансовой отчетности. Однако в этом случае неприятностей уже не избежать. Финансовые признаки проблемности кредита могут проявиться через модификацию кредитов, предоставляемых заемщику. Например, сезонные краткосрочные кредиты могут возобновляться постоянно и в результате станут “вечнозелеными” . Все более частые просьбы клиента об увеличении срока кредитования или об увеличении установленных лимитов овердрафта могут свидетельствовать о ненормальности движения денежных средств. Условия кредитов должны соответствовать целям кредитов.
Первая реакция на потенциально проблемные кредиты Независимо от того, являются ли признаки проблемности кредита финансовыми или нефинансовыми, они должны насторожить сотрудников кредитного отдела банка. Раннее их выявление позволяет выиграть время на сбор необходимой информации и разработку стратегии. Каких-то универсальных мер здесь не существует; все зависит от данного конкретного кредита. Эффективные предприятия сами справляются со своими спадами и проблемами. У компаний с более низким уровнем эффективности возникают в этой связи более сложные проблемы. Наиболее сложный случай представляют собой заемщики, теряющие свою конкурентноспособность, потому что в случае, если стратегия и меры окажутся неверными, они усугубят положение заемщика. Когда сотрудник кредитного отдела замечает ухудшающийся кредит, он должен предпринять следующие меры:
проанализировать проблемы
заемщика;
проконсультироваться с сотрудниками
отдела, занимающимися проблемными кредитами
или руководством;
рекомендовать дать кредиту более низкую
классификацию и прекратить отражение
процентов по кредиту в доходах банка;
собрать информацию о том, где еще банк
может столкнуться с риском в работе с
данным клиентом;
ежедневно следить за счетом клиента на
предмет возникновения овердрафта;
просмотреть всю кредитную документацию,
гарантии, векселя, обеспечения, ипотеку;
изучить возможность получения обеспечения
(в случае, если кредит необеспечен) ;
выработать план корректирующих мер.
На первом этапе выработки плана необходимо
определить, кто будет им руководить. Некоторые
банки считают, что руководить этим должен
сотрудник кредитного отдела, ответственный
за данный кредит, потому что этот человек
лучше, чем кто-либо другой, знает заемщика,
или потому, что раз он привел к возникновению
такой ситуации, то он и должен выручать
банк. Другие банки создают для этого независимые
отделы, которые вырабатывают более объективный
подход, поскольку им не мешают существующие
взаимоотношения с клиентом. Оба подхода
имеют больше недостатков, чем преимуществ.
Работа с проблемными кредитами требует
много времени и затрат. С одной стороны,
время, затрачиваемое сотрудником банка,
который знает рынок, на восстановление
проблемного кредита, могло бы быть потрачено
на предоставление новых кредитов. Кроме
того личные взаимоотношения сотрудника
с заемщиком могут сделать его подход
необъективным и недостаточно жестким.
С другой стороны, сотрудники специального
отдела банка должны будут потратить драгоценное
время на изучение компании и отрасли,
в которой она работает.