Управление социальным развитием организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 15:42, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - анализ существующих форм и направлений планирования социального развития организации.
Основные задачи данной работы:
1.Изучить теоретические основы социального планирования
2.Выделить основные направления планирования социального развития организации.
3.Провести практическое исследование планирования социального развития на примере ОАО «РЖД».

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Теоретические основы планирования социального развития организации 4
1.1 Предпосылки социального развития организации 4
1.2. Сущность планирования социального развития организации 7
1.3. Формы и методы планирования социального развития организации 9
Глава 2. Социальное развитие ОАО «Российские Железные Дороги» 16
2.1. Характеристика компании 16
2.2. Стратегические задачи компании по обеспечению 18
устойчивого развития 18
2.3. Управление рисками при планировании социального развития Компании 21
2.4. Политика ОАО «РЖД» в области взаимодействия с персоналом 24
Заключение 31
Список использованной литературы: 32

Файлы: 1 файл

Управление социальным.doc

— 356.50 Кб (Скачать файл)

Основные  результаты,  достигнутые ОАО «РЖД» в сфере экологии:

    • действующая в Компании система экологического управления одна из самых крупных и разветвленных в стране. Компанией реализуется значительная инвестиционная программа по экологической безопасности, нацеленная на минимизацию ключевых экологических рисков, включая риски аварийных и чрезвычайных ситуаций,
    • разработана среднесрочная инвестиционная программа на период 2008–2010 годы «обеспечение экологической безопасности», предусматривающая строительство новых и реконструкцию действующих природоохранных объектов, приобретение природоохранных технологий, оборудования, в том числе и для ликвидации экологических последствий чрезвычайных ситуаций. В 2008 году объем инвестиций в эту программу составил более 725 млн. руб.

Основные  результаты,  достигнутые ОАО «РЖД» в социальной сфере:

  • в компании сформирована развитая корпоративная база в области социальной ответственности. Ее элементы – это социальная поддержки персонала, развитие кадрового потенциала и мотивации персонала, система здравоохранения и охраны труда, негосударственное пенсионное обеспечение и забота о ветеранах, жилищная политика, развитие физической культуры и спорта, благотворительная и спонсорская деятельность, молодежная политика, взаимодействие с профсоюзными организациями.

Действующая корпоративная  нормативная база и практика социальной ответственности включают: бесплатное медицинское обслуживание, непрерывную систему подготовки и переподготовки кадров, негосударственное пенсионное обеспечение, выплаты уходящим на пенсию, бесплатный проезд железнодорожным транспортом, особые условия при оформлении ипотеки и пр.

На сегодняшний день российские железные дороги поддерживают свыше 1,4 тыс. объектов социальной инфраструктуры по всей стране, внося непосредственный вклад в социально-экономическое  развитие регионов.

Компания со дня ее основания уделяет серьезное  внимание  вопросам  социальной ответственности  перед  персоналом,  обществом, потребителями  и другими заинтересованными  сторонами. Дополнительный импульс  к действиям в этом направлении  придало присоединение ОАО «РЖД» к глобальному договору ООН, вступление в члены РСПП и присоединение к «социальной хартии российского бизнеса», принятой российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП). Указанные документы являются основой для планирования и реализации социальной ответственности в Компании.

2.3. Управление рисками  при планировании социального  развития Компании

 

При планировании социального  развития организации обязательно  учитывать возможные риски.

Устойчивое развитие Компании и успех реализации ее корпоративной социальной ответственности зависят от способности Компании управлять нефинансовыми рисками. Нефинансовые риски Компании – результат наступления рискового события, вытекающего из взаимодействия Компании с заинтересованными сторонами, а также действий заинтересованных сторон, которые могут отрицательно сказаться на деятельности Компании в области устойчивого развития и корпоративной социальной ответственности, т.е. привести к ущербу (в т.ч. и финансовому), потере выгоды. Нефинансовые риски характеризуют ту неопределенность, которая связана как с отношением, поведением  заинтересованных сторон, их ожиданиями, так и с влиянием деятельности Компании на заинтересованные стороны.

К нефинансовым рискам ОАО  «РЖД» относит риски политические, правовые, природно-климатические и техногенные, риски экономические, социальные, экологические, риски, связанные с потребителями, и репутационные. Нефинансовые риски представлены на рисунке 2.

Задачей ОАО «РЖД»  по управлению рисками  является  своевременное  выявление,  предупреждение, контроль и минимизация негативных последствий рисков в различных сферах деятельности Компании, возникающих (или которые могут возникнуть) при взаимодействии с заинтересованными сторонами. В целях управления рисками Компания учитывает как возможные неблагоприятные события (угрозы), так и благоприятные события (возможности). Управляя риском, Компания тем самым определяет для себя новые перспективы развития в области социальной ответственности.

Для управления рисками  Компания разработала ряд регламентирующих документов, направленных на обеспечение  выполнения требований законодательства и своих обязательств (Коллективный договор ОАО «РЖД», Кодекс деловой этики ОАО «РЖД», Функциональная  стратегия  управления  рисками в ОАО «РЖД»,  Функциональная стратегия управления финансами ОАО «РЖД»,  об основных принципах корпоративного управления, которым следует ОАО «РЖД»  в своей деятельности, планах по совершенствованию практики корпоративного управления, типовая  структура  бизнес-плана  инвестиционного проекта дочернего и зависимого общества ОАО «РЖД»,  Экологическая политика ОАО «РЖД»,  Экологическая стратегия ОАО «РЖД»   и др.).

Возможности и потенциал  Компании по обеспечению устойчивого  развития и управлению нефинансовыми  рисками характеризуются наличием:

    • в Компании квалифицированного персонала и развитой системы менеджмента (в экономике, экологии и социальной сфере);
    •   активной кадровой политики, направленной на обеспечение престижа профессий железнодорожного транспорта  путем повышения конкурентоспособности заработной платы по сравнению с другими отраслями экономики и формирование мотивационных механизмов для закрепления высокопрофессиональных кадров;
    • мощной материально-технической базы;
    • государственной  поддержки  развития Компании;
    • эффективных оборудования и технологий, в т.ч. природоохранного назначения;
    • стимулирования новых научных разработок, направленных на снижение воздействия на окружающую среду;
    •   у Компании и ее работников опыта в области устойчивого развития и корпоративной социальной ответственности;
    •   а также участием Компании в работе государственных органов, определяющих политику в области развития железнодорожного транспорта, в разработке законодательных и нормативных актов.

 

Рис. 3 Нефинансовые риски ОАО «РЖД»

 

Основной механизм управления  рисками – распределение рисков по группам заинтересованных сторон, анализ их интересов, разработка мер по согласованию их интересов и интересов Компании и построение, прежде всего, взаимовыгодного взаимодействия с теми из них, которые существенно влияют на значимость риска для Компании.

2.4. Политика ОАО «РЖД» в области взаимодействия с персоналом12

 

Следуя принципам социально  ответственного ведения бизнеса, ОАО  «РЖД» реализует социальную политику, направленную на эффективное взаимодействие с персоналом.

Компания рассматривает  работников как главный ресурс, определяющий экономические результаты работы ОАО  «РЖД», конкурентоспособность и  рыночную стоимость Компании. В связи  с этим обеспечение профессиональными  кадрами по всем направлениям деятельности ОАО «РЖД» и мотивация работников к производительному и эффективному труду выступают важнейшими целями социальной политики Компании.

Реализация целей политики в области взаимодействия с персоналом в ОАО «РЖД» осуществляется по нескольким ключевым направлениям     (в таблице 1): 

    • привлечение и профессиональный отбор персонала;
    • регулирование трудовых отношений;
    • оплата труда и мотивация персонала;
    • социальная поддержка работников;
    • развитие (обучение, подготовка, переподготовка и повышение квалификации) работников ОАО «РЖД»;
    • охрана труда и профессиональная безопасность.

Успешность реализации политики взаимодействия с персоналом Компании  зависит как от существующих возможностей и потенциала Компании, так и от действующих и потенциальных  рисков, связанных с влиянием внешней и внутрикорпоративной среды.

Возможности ОАО «РЖД» в области взаимодействия с персоналом определяются, с одной стороны, сочетанием  многолетнего опыта реализации социальных программ, существенной материально-технической базой в этой области, а с другой стороны, внедрением новых методов и стратегических подходов к социальному развитию. Управление персоналом и повышение качества трудовых ресурсов Компании, а так же их корпоративной социальной поддержкой осуществляется на основе Функциональной стратегии развития кадрового потенциала. Кроме того, в Компании разработан и реализуется целый ряд программ по отдельным областям социального развития. ОАО «РЖД» прилагает значительные усилия по развитию социального партнерства, сотрудничества с профсоюзными организациями, представляющими интересы работников Компании. Планируемые и реализуемые Компанией меры социальной политики направлены не только на реализацию имеющихся возможностей, но и на эффективное управление существующими  и потенциальными рисками Компании в области взаимодействия с персоналом.

Негативное влияние  таких рисков связано:

    • с возможным снижением эффективности текущей деятельности из-за повышения текучести кадров, временной потери трудоспособности, снижения мотивации к высокопроизводительному труду;
    •   с угрозами стратегическому развитию Компании вследствие нехватки квалифицированных человеческих ресурсов для реализации новых проектов и направлений деятельности, предусмотренных в стратегии развития железнодорожного транспорта до 2030 года.

 

Табл. 1 Основные направления реализации политики в области взаимодействия с персоналом в ОАО «РЖД»

 

ЗАДАЧИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ОАО  «РЖД»

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ОАО «РЖД»

Привлечение и профессионально  квалификационный отбор персонала

1.  Организация активного поиска, привлечение потенциальных клиентов 
2.  Подготовка резерва руководящих кадров 
3.  Развитие работы с молодежью 
4.  Обучение, подготовка, переподготовка повышение квалификации работников

Создание условий для  профессионального и карьерного роста сотрудников


 

 

 

 

Табл. 1 (продолж.) Основные направления реализации политики в области взаимодействия с персоналом в ОАО «РЖД»

 

ЗАДАЧИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ОАО  «РЖД»

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ОАО «РЖД»

Обеспечение безопасных 
условий труда

1. Осуществление мероприятий  по охране труда и промышленной  безопасности

Повышение благосостояния и качества жизни работников Компании и членов их семей

1. Оказание медицинской  помощи                     2. Санаторно-курортное и лекарственное обеспечение работников, членов их семей и неработающих пенсионеров                                               3. Поддержка развития спорта, культурного досуга и другое.


 

В Компании выделены следующие  виды рисков в области взаимодействия  с персоналом (рисунок 3):

 • операционные  риски: 

  • Кадровые риски (риски текучести кадров, потери квалифицированного и перспективного персонала), обусловленные

недостаточно эффективным  управлением  персоналом и нерациональной системой мотивации работников, несоответствием уровня оплаты труда трудовым затратам и условиям труда.

  • Риски травмирования, профессиональных заболеваний работников, обусловленные недостатками в организации и охране труда.

 • стратегические  риски (риски дефицита   трудовых  ресурсов), обусловленные неблагоприятной демографической ситуацией в стране, дефицитом качественных трудовых ресурсов и усилением диспропорций в

структуре населения, увеличением  разрыва в оплате труда в железнодорожном транспорте и в других отраслях  экономики.

 

 

Принимаемые Компанией меры по смягчению рисков в основном связаны с управлением факторами внутрикорпоративной среды. Связанные с факторами внешней среды риски и возможности в меньшей степени поддаются корпоративному управлению, но при этом также учитываются в рамках разработки и реализации стратегии развития кадрового потенциала.

За 2008 год для Компании подготовлено по рабочим профессиям более 74 тыс. чел. и более 165 тысяч рабочих повысили свою квалификацию. Из указанного объема 57% обучено в технических школах и учебных центрах железных дорог, 27% – в техникумах и колледжах   железнодорожного транспорта, 16% – в других учебных заведениях (лицеи, технические училища).

Информация о работе Управление социальным развитием организации