Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 18:36, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в том, что бы разработать мероприятия по совершенствованию управления товарными запасами, на примере ТОО «Стамина».
Для достижения указанной цели, были сформулированы следующие задачи:
1) провести обзор отечественной и зарубежной литературы по данной теме;
2) провести анализ политики управления товарными запасами на примере конкретного торгового предприятия, а именно, проанализировать управление запасами на предприятии, оценить обеспеченность предприятия товарными запасами.
3) выявить направления совершенствования политики управления товарными запасами и разработать конкретные предложения по повышению эффективности управления товарными запасами ТОО «Стамина».
Введение
1 Теоретические основы управления товарными запасами
1.1 Понятие и экономическая сущность товарных запасов, классификация и затраты связанные с их поддержанием
1.2 Управление товарными запасами в торговых предприятиях
1.3 Совершенствование управления товарными запасами
1.3.1 Меры по повышению управляемости товарными запасами
1.3.2 Ликвидация слабооборачиваемых запасов
1.3.3 Модели управления товарными запасами
Выводы
2. Общая характеристика предприятия ТОО «Стамина»
2.1 Экономико-организационная характеристика ТОО «Стамина»
2.2 Анализ показателей оборачиваемости товарных запасов и их структуры в ТОО «Стамина»
2.3 Расчёт показателей деловой активности
Выводы
3. Мероприятия для улучшения управления товарными запасами на ТОО «Стамина»
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
(1.10)
В этих условиях средний размер запасов (обозначим этот размер символом «ЗС») будет равен:
,
а количество заказанных и полученных партий (это количество обозначим символом «k») составит:
,
Использование модели с фиксированным периодом. В системе управления запасами с фиксированным периодом запас подсчитывается только в определенные моменты времени [1, c. 125]. Подсчет величины запаса и размещение заказов на периодической основе желательны в ситуациях, когда поставщики с определенной периодичностью навешают своих потребителей и принимают у них заказы на полную номенклатуру своей продукции либо когда покупатели пытаются комбинировать (объединять) заказы для экономии транспортных расходов.
Модели с фиксированным периодом времени выдают размеры заказов, разные для различных циклов. Это требует более высокого уровня резервного запаса, чем в системе с фиксированным объемом заказа [1, 167]. Система с фиксированным объемом заказа предполагает непрерывный подсчет наличного запаса, причем заказ размешается сразу же по достижении точки очередного заказа. В отличие от таких систем, в моделях с фиксированным периодом предполагают, что запас подсчитывается только в так называемые контрольные моменты времени. При этом возможно, что исключительно высокое потребление сведет весь запас к нулю сразу же после того, как заказ будет выполнен, и эта ситуация может оставаться незамеченной вплоть до наступления следующего контрольного момента. Таким образом, резервный запас должен защищать нас от дефицита изделий не только в течение контрольного периода, но и в течение времени выполнения заказа.
Рассмотренные модель с фиксированным объемом заказа и модель с фиксированным периодом времени все же имеют две общие характеристики - стоимость изделий остается постоянной при любом объеме заказа; процесс очередного размещение заказа предсказуем.
А сейчас рассмотрим две другие модели. Первая иллюстрирует изменение величины заказа в случае, когда цена единицы изделия меняется в зависимости от объема заказа. Вторая, называемая однопериодной моделью, или иногда статической моделью, представляет собой задачу, в которой определение размера заказа при каждой закупке требует поиска компромиссного варианта.
Модель со ступенчатой ценой учитывает то, что в действительности отпускная цена изделия зависит от объема заказа, причем зависимость цены от размера закупки обычно не прямо пропорциональная, а ступенчатая [11, c. 99]. Оптимальный объем заказа определяют по наименьшим общим затратам на создание запасов и объёма при которых происходит скачок цены. Для этого составляется таблица, в которой для всех возможных значении объема заказа рассчитывают все элементы затрат на создание запаса и находят общие затраты на создание запасов. По минимуму общих затрат определяется оптимальный объем закупки.
Один из практических выводов для моделей со ступенчатыми ценами состоит в том, что ценовые скидки для крупных закупок часто делают экономически оправданным заказ изделий в количествах, превышающих оптимальный размер партии поставки [11, c. 123]. Таким образом, применяя данную модель, мы должны особенно тщательно следить за тем, чтобы получить правильный выбор с учетом увеличения потерь от устаревания продукции и затрат, связанных со складированием и хранением. На рисунке 1.3 показана зависимость суммарных затрат на создание запасов в ситуации с тремя уровнями цен.
Рисунок 1.3 - Зависимости суммарных затрат на создание запасов в ситуации с тремя уровнями цен
В управлении запасами возникают ситуации, связанные с размещением заказов для покрытия потребности лишь на протяжении одного периода. Такие задачи, иногда называемые задачами одного периода, или «задачами уличного разносчика газет» (Сколько газет должен заказывать каждый день уличный разносчик?), можно решать на основе классического экономического подхода - анализа предельных показателей. В соответствии с анализом предельных показателей оптимальная величин запаса соответствует точке, в которой выгоды, извлекаемые от доставки на склад очередного изделия, оказываются больше возможных потерь из-за отсутствия этого изделия.
Например, мы можем сравнивать затраты на хранение с издержками, вызванными дефицитом изделий. Когда хранимые изделия продаются, оптимальным решением, если пользоваться анализом предельных показателей, будет решение хранить такой запас, при котором прибыль от продажи или использования последнего изделия будет не меньше, чем потери в том случае, если это последнее изделие не удастся продать.
Товарные запасы являются основными денежными вложениями для торговых фирм, основным источником получения прибыли, основной проблемой ежедневного контроля. Типичная проблема торговых фирм: многочисленные случаи дефицита товара при излишках запасов и высоких затратах по его закупке и транспортировке.
Выводы
1. Система управления товарными запасами необходима для контроля уровня запасов и определения, какие уровни следует поддерживать, какой запас следует пополнять и каким должен быть объем заказа.
2. Запасы это замороженные средства, это деньги, которыми нельзя пользоваться. Поэтому целью управления запасами является нахождение такой их величины, которая, с одной стороны, минимизирует общие затраты по их поддержанию и, с другой стороны, была бы достаточной для успешной работы предприятия.
3. Особому контролю и ревизии должны подвергаться залежалые и неходовые запасы.
Целью ликвидации запасов является устранение нежелательных запасов по возможно максимальной цене или с возможно более низкими издержками.
4. Управление товарными запасами всегда имеет целью их оптимизацию, то есть обеспечение торговой организации товарами в таком ассортименте и в таких количествах, которые максимально соответствуют предвидимому спросу. Управлять товарными запасами - это значит планировать определенный объем и структуру запасов в соответствии с поставленными перед торговой организацией целями и контролировать, чтобы товарные запасы постоянно отвечали установленным критериям.
5. Оборот запасов находится в прямой зависимости от объема реализации, необходимо использовать все возможные методы стимулирования сбыта и ускорения.
6. В нестабильных экономических условиях нужно обеспечить максимально возможную скорость оборачиваемости товарных запасов, чтобы не нести инфляционных убытков.
2 Общая характеристика предприятия ТОО «Стамина»
2.1 Экономико-организационная характеристика ТОО «Стамина»
ТОО «Стамина» работает на рынке торговли нефтепродуктами с 5 октября 2000 г. Фирма начала свою деятельность как говорится «с нуля» не имея складских и офисных помещений, на первоначальном этапе офисное помещение и емкости на 100 м3 арендовались. В конце 2003 г. было приобретено офисное помещение, а в 2002 г. территория под склад площадью 6373 м2, а в 2008 г. был приобретён дополнительный участок для складских помещений площадью 2470 м2.
Фирма занимается торговлей нефтепродуктами, а именно реализацией бензина Аи-92, Нормаль-80 и дизтоплива. Осуществляет как оптовую, так и розничную торговлю. ТОО «Стамина» имеет внешние и внутренние договоры о поставках продукции.
ТОО «Стамина» является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, печать, расчетные и другие банковские счета, а также штампы, бланки со своим наименованием.
Имущество ТОО составляет основные фонды и оборотные средства, а также иное имущество, стоимость которого отражается в самостоятельном балансе.
Имущество принадлежит Товариществу на праве собственности. Источниками формирования имущества являются:
1) вклады участников в капитал;
2) доходы, полученные от его деятельности;
3) иные источниками, не запрещённые законодательными актами.
Целью данного предприятия является получение дохода, оно имеет гражданские права и несет обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.
ТОО «Стамина» имеет 10
автомобильных заправочных
Из данного рисунка мы видим, что у фирмы имеется 8 оптовых покупателей, это в основном крестьянские хозяйства: ТОО «Мамбетов и К», ТОО «Новомихайловка», ТОО «Писаревское» и ТОО «Лесной».
Рисунок 2.1 - Система поступления и реализации товаров ТОО «Стамина»
Также оптовиками являются
ТОО «Шельф» (сеть АЗС) и ОАО «Аксесс-Энерго».
ТОО «Лесной», ТОО «Шельф» и
ОАО «Аксесс-Энерго»
Рассмотрим подробнее систему учёта талонов. ТОО «Стамина» заключает договоры с покупателями на отпуск горюче-смазочных материалов (ГСМ) по талонам. Покупатель приобретает за наличный или безналичный расчет определенное количество талонов, соответствующее некоторому объему ГСМ, по которым в дальнейшем производится заправка автотранспортных средств покупателя на АЗС.
Схема работы подсистемы учета талонов напоминает работу по предоплате. Приобретая определенное количество талонов, покупатель оплачивает необходимый объем нефтепродуктов, но фактической отгрузки при этом не происходит, то есть покупатель получает право на отгрузку ГСМ с АЗС. Схематично документооборот подсистемы представлен на рисунке 2.2.
Рисунок 2.2 - Система учёта талонов
После передачи покупателю, талоны могут быть отоварены на АЗС, либо не отоварены по каким-либо причинам. Если талоны отоварены, то производится отражение реализации ГСМ покупателю в бухгалтерском учете и оформление документов отгрузки. Если талоны не отоварены, то оформляется возврат талонов, после чего возможна выдача покупателю новых талонов, либо возврат уплаченных денежных средств.
Товарищество является коммерческой организацией, уставный капитал которого составляет 18125 рублей.
Товарищество для достижения целей своей деятельности вправе от своего имени совершать сделки, приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, арбитражном суде и третейском суде.
Товарищество самостоятельно планирует свою производственную и иную деятельность, а также социальное развитие трудового коллектива.
Вмешательство в административную и хозяйственную деятельность Товарищества со стороны государственных, общественных и других организаций не допускается, если это не обусловлено правами по осуществлению контрольных полномочий.
Прибыль Товарищества подлежит налогообложению в порядке, предупрежденном действующим Законодательством. Прибыль оставшаяся после уплаты налогов и иных платежей в бюджет, поступает в полное его распоряжение и используется Товариществом самостоятельно.
Руководство текущей деятельностью Товариществом осуществляется Директором. Срок действия договора с Директором бессрочный. Директор действует от имени Товарищества по решению учредителей.
Общая площадь товарищества составляет 9586 м2, в том числе площадь АЗС составляет 678 м2, офис 65 м2, склад 8843 м2, схема склада представлена на рисунке 2.3.
Рисунок 2.3 - Схема склада ТОО «Стамина»
На территории склада расположены: один резервуар объёмом 25 м3, 12 резервуаров объёмом 50 м3, три по 75 м3 и один объёмом 2000 м3. Данный резервуар товарищество использует под ответственное хранение нефтепродуктов. То есть, предприятие предоставляет покупателям дополнительную услугу по ответственному хранению нефтепродуктов. При этом имеются следующие схемы ответственного хранения нефтепродуктов:
1) горюче-смазочные материалы реализованы покупателю, но по каким-либо причинам, не могут быть сразу вывезены с нефтебазы;
2) предприятие оказывает платные услуги ответственного хранения горюче-смазочных материалов в качестве дополнительного вида деятельности.
Так же на территории склада имеется гараж, операторная и железнодорожные пути, для доставки нефтепродуктов до склада.
Среднегодовая численность работающих 45 человек, с общим месячным фондом заработной платы 270 992,595 рублей. Из него 44 967,985 рублей приходится на аппарат управления, 44 926,225 рублей - на работников склада горюче-смазочных материалов (ГСМ) и 186 676,225 рублей на оплату труда работников АЗС. На рисунке 2.4 представлены доли подразделений в общей структуре фонда заработной платы.
Рисунок 2.4 - Распределение фонда заработной платы между подразделениями за 2009 год
Из диаграммы мы видим что большая часть, а именно 61,09% приходится на оплату труда работников АЗС. Доли же оплаты сотрудников аппарата управления и склада ГСМ практически равны.
В среднем товарооборот ТОО «Стамина» составляет 6768960,79, однодневный оборот – 71143,17 рублей.
2.2 Анализ показателей
оборачиваемости товарных
Потребность организации в запасах зависит от быстроты их оборачиваемости. Оборачиваемость запасов характеризуется двумя показателями: временем обращения и скоростью товарооборота.