Управление затратами на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 15:34, курсовая работа

Описание работы

На этапе перехода к рыночным отношениям многие предприятия, утратив государственную поддержку, стали самостоятельными субъектами экономической жизни. Вопросы выбора вида деятельности, организации производственного процесса, выпуска и сбыта готовой продукции стали прерогативой самих предприятий. В условиях самофинансирования основной задачей для предприятий стала задача получения прибыли в размере, достаточном для воспроизводственного процесса.

Файлы: 1 файл

УПРАВЛЕНИЕ ЗАТРАТАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ.doc

— 347.00 Кб (Скачать файл)

 

Порог рентабельности = Постоянные затраты / Валовая маржа (в относительном выражении. к ВРП) = 16601 тыс. руб. / 0,261 = 63605 тыс. руб.

Запас финансовой прочности = 237252 – 63605 = 173647 тыс. руб.

Запас финансовой прочности в % =

Сила воздействия  операционного рычага =

Таким образом, для предприятия ОАО «Электроагрегат» можно сделать следующие выводы:

1)порог рентабельности, равный 63605 тыс. руб., показывает, что при этом количестве выручки предприятия не имеет ни убытков, ни прибыли;

2)запас финансовой прочности составил 73,19%, т.е. выручка от реализации продукции может снизиться на 73,19%, но убытков пока это не принесет,

3)сила воздействия операционного рычага составила 1,36, а это означает, что если выручка увеличится, например, на 10%, то это должно принести рост прибыли на 10% * 1,36 = 13,6% 3.3. Анализ чувствительности прибыли предприятия к изменению элементов операционного рычага Для предприятия ОАО «Электроагрегат» необходимо провести анализ чувствительности прибыли предприятия к 10-процентным изменениям основных элементов операционного рычага и определим:

1. Цена реализации изменится на 10%, как изменится прибыль? На сколько единиц продукции можно сократить объем реализации без потери прибыли?

2. Оценим влияние 10% изменения переменных расходов на прибыль.

3. Оценим влияние 10% изменения постоянных расходов на прибыль.

4. Оценим влияние 10% увеличения объема реализации. Выбор именно 10-процентного изменения элементов операционного анализа обусловлен среднеотраслевым показателем темпов роста выручки. Воспользуемся нижеприведенными формулами вычисления объема реализации (К0), обеспечивающего постоянный результат при изменении одного из элементов

операционного рычага:

- если изменится цена реализации:

К0 = (Исходная сумма валовой маржи / Новый коэффициент валовой маржи): Новая цена реализации

- если изменяются постоянные издержки:

К0 = (Исходная сумма валовой маржи / исходный коэффициент валовой

маржи): Цена реализации

- если изменяются переменные издержки:

К0 = (Исходная валовая маржа / Новый коэффициент валовой маржи). Для выполнения анализа необходимо, прежде всего, определить по исходящим данным роль различных элементов операционного рычага в формировании финансовых результатов предприятия ОАО «Электроагрегат» за 2001 год для исходного положения. Исходящие данные предприятия представлены в таблице 2.4:

Таблица 2.4

Исходящие данные предприятия ОАО «Электроагрегат» за 2001г.

Показатели

Значения

цена реализации

12,53047 тыс. руб. / шт.

выручка от реализации

237252 тыс. руб. (100%)

переменные издержки

175303 тыс. руб. (73,9%)

валовая маржа

61949 тыс. руб. (26,1%)

постоянные издержки

16601 тыс. руб. (6,99%)

Прибыль

45348 тыс. руб. (19,1%)

средние переменные издержки

9,2586 тыс. руб. / шт.


 

1.Предположим, что цена реализации возрастает на 10%, тогда:

Новая цена реализации – 13,783515 т.р. / шт.

Переменные  издержки – 175303 тыс. руб. (67,17%)

Валовая маржа  – 85674 тыс. руб. (32,83%)

Постоянные  расходы – 16601 тыс. руб. (6,36%)

Прибыль – 69073 тыс. руб. (26,47)

Определим, при  каком объеме реализации можно получить прежний результат прибыли (45348 тыс. руб.)(таб.2.5):

Таблица 2.5

Определение объема реализации для получения прежнего результата прибыли

Показатели

Объем – 18934 шт;

Цена – 13,783517 т.р./шт.

Объем, обеспечивающий неизменный результат 13689,99шт.; цена=12,53

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

выручка от реализации продукции

260977

100

188699

100

Переменные издержки

175303

67,17

126750

67,17

валовая маржа

85674

32,83

61949

32,83

постоянные издержки

16601

6,36

16601

8,79

Прибыль

69073

26,47

45448

24,03


 

Переменные  издержки (при V = 13689,99) = Ср. переменные издержки * V реализации = 9,2586 т.р. / шт. * 13689,99 шт. = 126750 т.р. Таким образом, повышение цены на 10% компенсирует сокращение объема реализации (18934 шт. – 13689,99 шт. = 5244,01 шт. или на 27,69%) и увеличивает прибыль на 52,32%; если цена снизится на 10%, то предприятие должно увеличить объем реализации на 55,38%.

2. Проанализируем влияние изменения переменных издержек на прибыль предприятия. Предположим, что благодаря повышению производительности труда и более выгодным закупкам сырья и материалов предприятию ОАО «Электроагрегат» удалось снизить переменные издержки на 10%. Определим величину сокращения объема реализации, которую компенсирует данное снижение переменных затрат (без потери прибыли)(табл.2.6)

Выручка от реализации – 237252 тыс. руб. (100%)

Новые переменные расходы – 157772,7 тыс. руб. (66,5%)

Валовая маржа  – 79479,3 тыс. руб. (33,49%)

Постоянные  расходы – 16601 тыс. руб. (6,99%)

Прибыль – 62 878 тыс. руб. (26,5%)

Новый объем  реализации:

Таблица 2.6

Сокращение  объема реализации

Показатели

Объем – 18934 шт

Объем, обеспечивающий неизменный результат 14762,2 шт.

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

выручка от реализации продукции

237252

100

184958

100

Переменные издержки

157772,7

66,5

123009

66,5

валовая маржа

79479,3

33,49

61949

33,49

постоянные издержки

16601

6,99

16601

8,87

Прибыль

62878,3

26,5

45348

24,51


 

Следовательно, снижение переменных издержек на 10% компенсирует сокращение объема реализации на 4171,8 шт. (18934 – 14762,2) или на 22,033% и увеличивает прибыль на 38,6572%. Анализ показывает, что при повышении переменных издержек на 10% предприятие ОАО «Электроагрегат» должно добиться увеличения объема реализации на 32% (чтобы компенсировать потерянную часть дохода), или оно потеряет 38,65% своей прибыли.

3.Рассмотрим изменение постоянных издержек. Предположим, рассматриваемому предприятию, благодаря новой организации своей деятельности удалось снизить постоянные издержки на 10%. Тогда при первоначальном объеме реализации прибыль должна возрасти на 4534,8 т.р. или на 10%. Определим снижение объема реализации, на которое теперь может пойти предприятие для достижения первоначальной прибыли 45348 т.р. После снижения постоянных издержек требуется валовая маржа на уровне 60288,9 т.р. Тогда новый объем реализации составит:

Аналогично, рост постоянных издержек предприятия может  компенсировать путем уменьшения объема реализации на 2,64%, так как в противном случае прибыль снизится на 10%.

4. Влияние изменения объема реализации на прибыль проанализируем с помощью эффекта операционного рычага. Сила воздействия рычага равна (61949 т.р.: 45348) = 1,36. Предположим, предприятие ОАО «Электроагрегат» увеличило объем реализации на 10%. Тогда выручка возрастет на 10% также, а прибыль с учетом действия операционного рычага должна увеличиться на (10% * 1,36) = 13,6 (табл.2.7)

Таблица 2.7

Проверка

Выручка от реализации

2600977,2

Переменные  издержки

192832,56

Валовая маржа

68144,64

Постоянные  издержки

16601

Прибыль

51543,64


 

Прибыль действительно  выросла на 13,6% или на 6195,64 тыс. руб.

Таким образом, для предприятия ОАО «Электроагрегат» можно сделать следующие выводы: на основе проведенного анализа можно распределить элементы рентабельности по степени их влияния на прибыль предприятия:

- повышение цены на 10% увеличивает прибыль на 52,32%, а соответствующее снижение цены ухудшает  результат на 52,32%;

-    изменение прибыли предприятия при изменении переменных издержек

составляет 38,65%;

-     увеличение объема реализации продукции на 10% приводит к росту

прибыли предприятия  на 13,66%;

-      из числа рассмотренных факторов наименьшее влияние на результат

оказывает изменение  уровня постоянных издержек. 10% изменение этих расходов приводит к пропорциональному изменению результата (на те же 10%). С помощью операционного анализа выявлена и взаимосвязь факторов цены и переменных издержек с изменениями объема реализации:

-     при снижении цены на 10% предприятие ОАО «Электроагрегат» должно увеличить объем реализации на 55,38%, чтобы компенсировать потерю дохода, а при увеличении цены на 10% можно сократить объем реализации на 27,69% без негативных последствий для финансовых результатов предприятия;

-   для компенсации роста переменных издержек на 10% предприятие должно добиться увеличения объема реализации на 32%, при снижении уровня переменных издержек можно сократить объем реализации на 22,033%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Под затратами  предприятия понимается сумма средств, израсходованных в целях обеспечения реализации продукции и получения доходов. Для эффективного управления затратами на предприятии/и ОАО «Электроагрегат» в ходе проведенного исследования удалось сделать следующие выводы и предложения.

1.  Проделав данную работу, затраты были определены как экономическая категория.  Затраты представляют собой средства, израсходованные в целях обеспечения реализации продукции, получения доходов и прибыли.

2. Были рассмотрены концептуальные основы управления затратами на предприятии.

3. Далее были рассчитаны основные показатели операционного анализа деятельности предприятия.

4. Затем с помощью операционного анализа удалось выявить чувствительность прибыли предприятия к 10-процентным изменениям основных элементов операционного рычага и выяснить, что:

- повышение цены на 10% увеличивает прибыль на 52,32%, а соответствующее снижение цены ухудшает результат на 52,32%;

-   изменение прибыли предприятия при изменении переменных издержек на 10% составляет 38,65%;

- изменение уровня постоянных издержек на 10% приводит к  пропорциональному изменению результата (на те же 10%);

-  увеличение объема реализации продукции на 10% приводит к росту прибыли предприятия на 13,66%.

5. С помощью операционного анализа выявлена и взаимосвязь факторов цены и переменных издержек с изменениями объема реализации:

- при снижении цены на 10% предприятие должно увеличить объем реализации на 55,38%, чтобы компенсировать потерю дохода, а при увеличении цены на 10% можно сократить объем реализации на 27,69: без негативных последствий для финансовых результатов предприятия;

-   для компенсации роста переменных издержек ни 10% предприятие должно добиться увеличения объема реализации на 32%; при снижении уровня переменных издержек можно сократить объем реализации на 22,033%.

6. Для повышения эффективности деятельности рассматриваемого предприятия ОАО "Электроагрегат" необходимо провести оптимизацию ассортимента выпускаемой продукции, так как на предприятии наблюдается снижение объемов реализованной продукции. Для эффективного управления затратами руководства предприятия можно порекомендовать ввести на предприятии систему учета затрат по методу «Директ- костинг», так как это позволит точнее разграничить затраты на постоянные и переменные и даст возможность более точно устанавливать при изменении цены, переменных и постоянных издержек.

Информация о работе Управление затратами на предприятии